разработка урока истории "Причины, цена и значение Великой Победы" 11 класс.
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме

Чуйко Ольга Николаевна

Представлена разработка урока, презентация, документы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка немецкому солдату

Помни и выполняй!

..Нет не нервов, сердца и жалости - ты сделан из немецкого железа.

После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце -для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний.

        У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

Из директивы

Начальника политуправления Северо-Западного фронта начальникам политлтделов армий…

3 августа 1941г

Особое внимание обратить на воспитание у каждого военнослужащего чувства глубокой ненависти к врагу, постоянного стремления отмстить за насилия и зверства, чинимые фашистами в отношении наших бойцов, командиров и советских мирных граждан.



Предварительный просмотр:

И.В.Сталин.

Выступление на приеме в Кремле.

24 мая 1945 г.

Товарищи, разрешите поднять ещё один тост, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего , русского народа.

Я пью, прежде всего. За здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

        Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне всеобщее признание, как руководящей силы Советского союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он- руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас и моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам сёла и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала потому, что не было другого выхода. Иной народ мог сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Поравительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!

Вопросы:

  1. В чём Сталин видит причины победы ССС в войне? Согласны ли вы с его мнением?

  1. Можно ли считать речь Сталина признанием вины правительства и его лично в трагическом начале войны?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА

Помни и выполняй:

...Нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце - для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний.

...У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.

...Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором.               

 Мы поставим на колени весь мир. Германец - абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты - германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном - о фюррере, и ты победишь. Тебя не возьмёт ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Причины, цена и значение Великой  Победы.

Цели урока:1) на основе повторения и обобщения ранее изученного материала в ходе              

                     знакомства с новыми фактами воссоздать картину жизни и быта страны в                 военное время;        

                  2) высказывать собственное отношение к той или иной проблеме, аргументировать свою   точку зрения, делать выводы;

                   3)воспитывать культуру уважения к собеседнику.

Задачи:

Обучающая – развивать информационную культуру школьников,логическое мышление, повысить интерес к занятиям историей

Воспитательная – воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

Ход урока:

  1. Вступительное слово.

На экране высвечивается слайд « Босая женщина»

Звучит «Реквием»

Великая Отечественная война. Все дальше и дальше  уходят от нас эти годы. Память беспокойной птицей стучится в наше сердце:

И ходит по земле

Босая память- маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,-

Ей не нужны ни визы, ни прописки.

В глазах, то одиночество вдовы,

То глубина печали  материнской

Она идет

Покинув свой уют,

Не о себе- о мире беспокоясь,

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются ей в пояс.

В этом году мы будем отмечать 63 годовщину Великой Победы.Некоторые западные историки и военачальники, например, Фуллер, Брайсент утверждают, что причинами поражения гитлеровской армии стали холод, грязь, снег. Можем ли мы с этим согласиться?

Основная проблема , которую нам предстоит решить на уроке: почему Германия проиграла, а советский народ выиграл эту войну?

  1. Повторение изученного материала.

Начнем работу с проверки вашей готовности к решению поставленной проблемы с помощью викторины.

  1. «Военные операции». Дать Краткую характеристику: следующим операциям:

«Тайфун»

«Багратион»

«Уран»

«Цитадель»

«Барбаросса»

«ОСТ»

  1. Что объединяет людей изображенных на фотографиях?
  2. Установите хронологическую последовательность по приведенным фотографиям.
  3. О ком идет речь?

Советская партизанка. В октябре 1941 г  будучи ученицей 10 класса добровольцем ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 года при выполнении боевого задания была схвачена фашистами. Несмотря  на чудовищные пытки, не выдала своих боевых товарищей, не открыла своего настоящего имени. 29 ноября 1941 г. была повешена в деревне Петрищево. 16.02.1942 г. посмертно присвоено звание Героя советского Союза.

  1. О ком идет речь?

Советский журналист, разведчик, Герой советского союза (посмертно). Один из первых сообщил сравнительно точные данные о количестве немецких дивизий, сосредоточенных на советской границе, дату вторжения германских войск. В октябре 1941г. был арестован японской полицией, в сентябре приговорен к смертной казни.

Советский военачальник, участник  Первой мировой. Проявил себя как талантливый полководец, сыгравший важную роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской, Московской, Сталинградской, Курской и других битвах. От имени Верховного командования принял капитуляцию Германии 8 мая 1945 г.

  1. Какие битвы изображены на слайдах?

Московская

Курская

Сталинградская

Обработка ответов

3. Сегодня мы на уроке должны определить причины, цену и значение  победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Я считаю, что тема Великой отечественной войны важна как никогда.

- А как считаете вы? ( ученики голосуют сигнальными карточками: «да»- зеленый цвет, «нет»- красный цвет.

Уч-ся голосуют.

Победа неделима, она одна на фронт и тыл, на всех живых и мертвых.

Была ли война для нашей страны внезапной?

Была ли страна готова к войне?

Обратим внимание на документы тех лет.

Вопросы и задания к уч-ся:

  1. Что является главным в памятке немецкого солдата?
  2. Какова основная идея памятки советского солдата?
  3. Выразите свое отношение к этим двум документам.

В этих документах показаны две противоборствующие идеологии: справедливая- освободительная, агрессивная – захватническая. Каждый советский воин, прочитав памятку немецкого солдата, обретал новые силы, чтобы уничтожить врага, гнать его с родной земли. советские люди сражались за самое святое- за Родину.

Что стало бы с миром в случае поражения стран антифашистской коалиции? Какая участь была уготована СССР? Насколько реальной была вероятность победы фашизма. Послушаем сообщение.

Сообщение

В нашей стране пожалуй не найдешь семьи, которую война обошла стороной. На дом вам  было предложено написать сочинение на тему: «Моя семья в годы войны». Кто желает озвучить свою работу?

Уч-ся читают сочинение.

У кого прабабушки, прадедушки воевали на фронтах великой Отечественной? У кого трудились в тылу? У кого погибли?

Какая из цифр, отражающих потери  СССР, вам кажется наиболее убедительной?

 Приведите пример огромных материальных разрушений в нашей стране.

Работа по учебнику(п.34,с.250-251)

Какова же цена Победы?

Слайд «Цена победы»

27 млн. погибло. Из 18-них не вернулся каждый третий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего, то нам бы пришлось молчать 38 лет.

В последнее время историки говорят, что  победа советского народа в Великой Отечественной была одержана главным образом благодаря нашей готовности заплатить любую цену, иными словами «побеждать не умением, а большой кровью».

Согласны ли вы с таким мнением?

Уч-ся голосуют.

Подведение итогов урока.

Итак вернемся к проблеме урока, поставленной в начале урока,  что же является причинами победы в войне . У вас на столах документ из выступления Сталина. Давайте найдем причины победы по документу.

Работа с документом.

Предлагаю опровергнуть заявление западных историков о том, что победа советского народа была случайностью, их цель- принизить значение нашей победы .

Кто желает опровергнуть  заявление западных историков?

Слайд: Причины победы

  1. героизм и сплоченность народа
  2. военное мастерство, талант советских военачальников, тактические и стратегические новинки
  3. единство фронта и тыла
  4. борьба партизанских и подпольных соединений и подполья
  5. жестко централизованная система экономики
  6. создание антигитлеровской коалиции, открытие 2 фронта

Зачем нам нужны эти сведения и зачем нам возвращаться к этому, ведь некоторые  сегодня считают. Что могли жить лучше, если бы не победили?

Уч-ся: историю нужно изучать , чтобы не повторять ошибки прошлого.

Что мы можем сделать для тех, кто сражался, погиб в годы войны?

В конце урока я хотела бы зачитать слова участника Вов Виктора Астафьева: «Когда за нами закроется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях. Тратиться на войны и раздоры - почаще вспоминайте : это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, всё же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она кажется, не знала за всю лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы. Битые и мятые военной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы мы ее заслужили».

 

   Видеофрагмент из кинофильма «Звезда»

Домашнее задание: написать эссе на тему: сравните людские потери и материальный ущерб нашей страны после Великой Отечественной и Гражданской войн. На какие размышления вас наводят эти сопоставления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины , цена и значение великой Победы. Урок истории 11 класс.

Причины , цена и значение великой Победы. Урок истории 11 класс.План:Причины ПобедыЦена победы и итоги войныНюрнбергский процессС каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц ...

Открытый урок по истории в 11 классе: «Причины, цена и значение Великой Победы»

С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий Великой Отечественной войны. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не з...

Презентация к уроку истории в 11 классе "Причины, цена и значение Великой Победы""

Заключительный урок раздела по Второй мировой войне. Лекция с элементами беседы....

Причины, цена и значение Великой Победы

Сегодня как и тогда перед миром стоит необходимость толерантного отношения между народами и наша задача не допустить новой войны, в которой может погибнуть всё человечество......

Причины, цена и значение Великой Победы

Сегодня как и тогда перед миром стоит необходимость толерантного отношения между народами и наша задача не допустить новой войны, в которой может погибнуть всё человечество....

Презентация к уроку "Причины, цена и значение Великой Победы"

Презентация к уроку "Причины, цена и значение Великой Победы"...

Урок истории Цена Победы в Великой Отечественной войне.

Итоговый урок по теме "Великая Отечественная война" (по первым стандартам, концентрическая историческая система образования). Воспитывает гражданственность и патриотизм...