Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Рабочая программа факультатива "Юный орнитолог" может быть использована для проведения факультатива в 4-5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_konkursa.docx | 39.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вахтанская средняя общеобразовательная школа
Программа факультатива
«Юный орнитолог»
Автор-составитель:
Шабалина Л.Н.
учитель географии.
П.Вахтан
2013 г
Пояснительная записка
Программа «Юный орнитолог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 9 – 10 летних ребят и предназначены для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества – птицам.
Задачи программы «Юный орнитолог»:
1. Сформировать у школьников знания основ орнитологии;
2. Научить использовать полученные знания о птицах;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; не причинять вреда окружающей среде;
4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к птицам.
Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание эколистовок, экологические акции, посвящённые бережному отношению к птицам.
Содержание программы
(34 ч)
Введение (1 ч)
Что такое орнитология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое орнитология? Орнитология – наука, изучающая жизнь птиц. повадки, их мечты, влияние на них окружающей среды и их - на нее.
Орнитологические экскурсии на территорию КОТР в низовьях реки Б.Вахтан . (6 ч)
Учащиеся узнают о том,что такое КОТР. Организация орнитологических наблюдений начинается с выбора участка или маршрута наблюдений. При этом следует иметь в виду, что проводить орнитологические наблюдения можно практически везде, где имеются обычные и широко распространенные виды птиц. Разумеется, не везде могут быть найдены доступные для регулярных посещений места с полным набором необходимых объектов, но это не должно быть препятствием к организации наблюдений, так как хорошие наблюдения даже за небольшой частью, предусмотренных объектов представляют ценность. При выборе участков и маршрутов наблюдений необходимо, прежде всего, считаться с возможностями частого их посещения в течение многих лет. Опыт показывает, что долголетние систематические наблюдения возможны лишь в том случае, если места наблюдений располагаются в непосредственной близости от постоянных мест пребывания (местожительство, работа) наблюдателя, если их посещение не связано с большими тратами времени и сил. Довольно часто ежедневные пешие маршруты от дома до места работы (учебы), возможно несколько измененные, могут стать полем наблюдений. Для многих удобными местами могут стать маршруты регулярных оздоровительных прогулок.
Необходимо заботиться о том, чтобы из имеющихся вариантов выбор падал на типичные для данной местности участки. Под этим следует понимать, что места постоянных наблюдений по рельефу и растительности не должны резко отличаться от окружающей местности.
По площади и конфигурации места наблюдения могут быть самыми различными. Так как не всегда удается найти сравнительно небольшую площадь, на которой были бы сконцентрированы все объекты наблюдений, приходится пользоваться несколькими участками, в той или иной мере разрозненными. В таких случаях все участки должны охватываться твердо выработанным маршрутом, который, собственно, и должен представлять собой место наблюдений.
Практическая ценность орнитологических наблюдений во многом зависит от того, насколько правильно организован их сбор. При проведении орнитологических экскурсий даже опытный руководитель сталкивается с трудностями: недостаток этих знаний и навыков лишает его возможности успешно провести экскурсию, так как он может быть застигнут врасплох неизвестной ему птицей. Если таких неизвестных птиц много, то экскурсионные наблюдения над ними в учебном смысле в значительной мере теряют свое значение и интерес. Не зная научного названия птицы, наблюдавшейся на экскурсии, после нельзя прочесть о ней в книгах, отметить ее характерные черты и представить общую картину ее жизни. Орнитологические экскурсии требуют постоянного сосредоточенного внимании экскурсантов. Наблюдения большей частью очень кратковременны, часто внезапны: птица быстро прячется или улетает. В большинстве случаев, в особенности на экскурсиях определенного маршрутного характера (ознакомление с обитателями различных растительных сообществ), мы наблюдаем птиц очень короткое время. Ежеминутно мы можем встретить интересную птицу, затаившуюся ранее в ветвях или на земле и внезапно взлетевшую при нашем приближении. Экскурсанты должны вовремя и быстро подметить самые существенные и характерные черты, способствующие ее определению. Со стороны руководителя важно умение оттенить все наиболее существенное в характеристике встреченной птицы (главным образом места обитания и поведения). Обилие материала (особенно весной) заставляет очень осторожно относиться к его использованию на экскурсии. Принцип маршрутных экскурсий по определенным заранее растительным сообществам уже значительно разгружает их от несущественного для избранной темы материала и облегчает задачу руководителя. Направление экскурсии, например, по опушке смешанного леса и по невысокой поросли у реки уже с большей вероятностью гарантирует нас от встречи целого ряда видов птиц, обитающих в других сообществах. Распределение большинства птиц по растительным сообществам настолько закономерно, что при выборе маршрутов экскурсий и подборе их материала может служить руководящим моментом. Но, тем не менее, и в определенном заранее маршруте экскурсии необходимо бывает ограничивать материал. Особенно это важно на первых порах, с совершенно неподготовленными экскурсантами. В случае том, что экскурсанты обращают внимание на каждую встреченную птицу, материал получается разбросанный, без отбора, нередко лишающее результаты экскурсии.
Если экскурсия идет по намеченному маршруту, уклоняться от него следует лишь в очень редких случаях, когда руководитель уверен, что это уклонение даст вам ценный и интересный материал. Руководитель идет впереди и обыкновенно первый замечает новую птицу. Здесь руководитель должен решить, что представляет собой данная встреча с точки зрения темы экскурсии, и как она может быть использована, особенно в работе с младшими школьниками.
При выборе сезона для начала орнитологических экскурсий с целью— не постепенное ознакомление с наиболее характерными представителями фауны птиц, а изучение наиболее интересных биологических явлений, — зимний материал будет недостаточен и несколько однообразен. С этой точки зрения наиболее удобным временем являются поздняя весна и начало лета. В апреле почти ежедневно возвращаются на родину все новые и новые птицы. Лес и город, помимо своего ботанического «обновления», все более и более насыщается птицами как количественно, так и качественно. Майские экскурсии очень удобны для первоначального ознакомления с пением птиц, так как в это время оно наиболее полно, и особенно ярко выражены его характерные видовые черты. В мае — июне можно познакомить экскурсантов также со всеми биологическими явлениями, связанными с периодом размножения. Спаривание, весенние игры и полеты, постройка гнезда, сами гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов — все эти биологические явления делают позднюю весну и начало лета наиболее благоприятным временем для групповых экскурсий, ставящих себе целью не только ознакомление с самими птицами, но и изучение явлений, связанных с той или иной группой видов. С середины лета лес начинает затихать. Многие птицы вывели птенцов, и пора песен сменилась порой выкармливания. Конец июня и затем июль, август — самые неблагоприятные месяцы для учебных экскурсий. Этот период характерен тем, что можно встретить еще не «приобретший» характерных черт своего вида, выведшийся молодняк. Осень ценна лишь при условии специального интереса к отлету и прочим осенним периодическим явлениям в мире птиц.
Результаты экскурсии также зависят от выбора наиболее удачного периода времени. Осенние и зимние экскурсии наименее зависят от времени дня. В осенних экскурсиях раннее утро и вечер оказываются наиболее удобными для наблюдений над пролетом и отлетом (при условии безветренной cyxoй погоды). Зимой сравнительно безразлично время дня, хотя утренние экскурсии, сейчас же после восхода солнца, несколько более продуктивны. Большое значение имеет время суток для весенних и летних экскурсий. Самые драгоценные — ранние часы на восходе солнца. Только что проснувшиеся птицы оглашают лес характерными для каждого вида полными голосами. К полудню, особенно в жаркие дни, деятельность их несколько ослабевает, а к вечеру возобновляется, но уже не в такой мере, как утром. Поэтому желательно в целях успешности отправляться весной возможно ранее, даже до восхода солнца. К 10—11 часам утра экскурсия уже может быть закончена совсем, или сделан привал до 3—4 часов, при экскурсировании целый день. В таких случаях вторая чисть — вечерняя (с 5 до 10—11 часов) — бывает иногда не менее интересна, чем первая, и сравнение обеих дает ряд ценных биологических данных о жизни птиц в течение дня. Для небольшой экскурсии обычного типа необходимо принять более благоприятным временем раннее утро, особенно при ясной тихой погоде.
Большое число экскурсантов сильно понизит успешность экскурсии и сократит ее фактический материал. Даже при условии полной дисциплинированности и согласованности членов группы в 25 человек она оказывается уже настолько заметной в лесу «толпой», что большинство птиц успевает скрыться при ее приближении или ведет себя настолько осторожно, что не удается подметить ничего особенно интересного. Маленькие группы, в 5—6 человек, наиболее удобны, но это редко бывает осуществимо. Продольным количеством экскурсантов надо считать 15-18 человек. Нужно заметить, в групповую экскурсию не следует идти в ярких или пестрых одеждах. Бинокли очень полезны.
Перед началом экскурсии у начального пункта маршрута устраивается маленькая беседа, в которой обсуждается основная тема экскурсии и вкратце сообщаются основные явления, которые будут предметом наблюдения. Эти данные должны быть положены в основу протокола экскурсии, который составляется после нее по записям участников.
Движение экскурсантов имеет большое значение в орнитологической экскурсии; особенно должен чувствоваться ее руководитель. Все движения экскурсантов должны быть согласованы с движениями руководителя. Нельзя идти вразброд, рассеянной походкой. Руководитель должен всегда быть впереди, а экскурсанты не должны очень отставать и расходиться в стороны. В противном случае птицы будут вспугиваться преждевременно, и на них не будет обращено должного внимания. Заметив птицу, не следует идти прямо к ней, а, свернув несколько в сторону, спокойно и неторопливо приближаться тесной кучкой или гуськом, если участников немного. Разговоры в это время совершенно недопустимы. Если руководитель остановился, то вся группа должна также немедленно останавливаться. Он указывает на ту или иную птицу, и все внимание должно быть направлено в данную сторону. Во время наблюдения, если птица это «позволяет», руководитель вполголоса делает разъяснения отрывочными фразами и обращает внимание всех на наиболее характерные черты происходящего явления. Экскурсанты (учащиеся) свои наблюдения сразу же должны кратко отмечать в записной книжке (индивидуально каждый - при их последующем сопоставлении и обсуждении, в значительной мере освобождают протокол от субъективности в описаниях и оживляют дело). Каждый, кто занимается орнитологическими наблюдениями, должен с самого начала придерживаться определенных правил ведения записей. Следует помнить, что все отмеченное, если оно останется не записанным, безвозвратно утрачивается.
В целом правила регистрации орнитологических наблюдений должны обеспечивать накопление безошибочных орнитологических записей, хорошо оформленных таким образом, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей при их использовании.
Безошибочность записей в значительной мере гарантируется, если они ведутся, как говорится, с натуры. Поэтому твердым правилом должна стать регистрация наблюдений непосредственно в ходе их проведения - в «поле» или, в крайнем случае, в тот же день сразу после возвращения. Откладывая записи, полагаясь на память, мы всегда рискуем что-либо упустить или ошибиться. Основным документом, содержащим записи наблюдений, может быть «Орнитологический (или полевой) дневник», представляющий собой удобную для постоянного ношения в кармане или в ручной сумке записную книжку.
Очень важно правильно записывать наблюдения. Форма дневниковых записей выбирается наблюдателем по его усмотрению, но при этом важно, чтобы раз принятая, она постоянно соблюдалась.
Записи в дневнике должны вестись простым карандашом, так как в случае намокания книжки текст от авторучки пропадет. Не следует вести записи на отдельных листках, бланках, присылаемых для заполнения; такие записи легко могут быть утеряны. Чтобы записная книжка не была слишком велика, лучше иметь отдельную, на каждое полугодие.
Птицы города (садов, бульваров) также могут быть использованы в экскурсионном отношении. Конечно, это нельзя сделать так разносторонне, как в дикой природе, но несколько тем по сезонным явлениям и элементарному ознакомлению с наиболее обыкновенными птицами можно осуществить и в городской черте. Город имеет свою фауну птиц, ряд видов, явно предпочитающих соседство с человеком и его жилищем. Это — различные домовые птицы, приспособившиеся к жизни рядом с человеком, иногда даже кормящиеся за его счет. Таким специфически городским видом издавна стал, например, городской воробей, живущий в селениях и городах. Таковы же обыкновенные домовые голуби, галки и, отчасти, ласточки, стрижи, некоторые совы.
Несколько иное отношение к городам у таких птиц, как скворцы, некоторые дрозды, горихвостки, мухоловки, трясогузки, полевой воробей. Эти виды живут обычно в дикой природе, но также предпочитают соседство с человеком, извлекая из него разнообразные выгоды: многие из них гнездятся в искусственных скворечниках и дуплянках, собирают пищу на культурных посадках (в огородах, садах) и легче избегают хищников. Большинство этих птиц полезны и заслуживают охраны и привлечения. Имеется и еще группа птиц, которые очень редки в городах, но при благоприятных условиях могли бы распространиться и стать обыкновенными. Таковы некоторые синицы, славки, пеночки. На них должно быть обращено особое внимание в опытах по привлечению птиц в населенные места.
Таким образом, итог орнитологической экскурсии во многом зависит от подготовленности руководителя и группы. Руководитель группы должен отобрать экскурсионный материал: предварительно — путем заранее намеченных и практически проверенных маршрутов по различным растительным сообществам, и во время экскурсии — руководствуясь принципом различной экскурсионно-педагогической ценности каждого отдельного биологического явления, удачно скомбинировать выбор места, сезона, времени дня и темы экскурсии, давать четкие указания в ходе экскурсии. Участники экскурсии должны обращать внимание экскурсантов лишь на важнейшие явления. Знакомство с птицей должно происходить при наиболее характерных для нее биологических условиях. На экскурсии необходимо старательное соблюдение дисциплины и постоянное внимание участников. Не следует торопиться и при возможности довольно длительного использования встреченной птицы, для наблюдения надо использовать ее возможно полнее и планомерно, отметив все ее характерные видовые черты.
Почемучкины беседы (6ч)
Учащиеся узнают о том, что наши ласточки зимуют в Африке;
бывают утки, которые гнездятся в дуплах;
cверчок - это не только запечное насекомое, но и певчая птица;
куда улетают на лето снегири?
как отличить зарянку от малиновки?
что за маленькая серая птичка поет в кустах под Вашим окном?
Лаборатория орнитологии (10 ч)
Учащиеся узнают откуда взялась на Земле жизнь и как она развивалась до наших дней;
научатся видеть, слышать, узнавать птиц;
попробуют себя в роли настоящего следопыта, натуралиста-наблюдателя, путешественника, ученого;
смогут попробовать свои силы в индивидуальных и командных соревнованиях по спортивной орнитологии, получить статус сертифицированного бердвотчера, участвовать в программах мониторинга видов и численности птиц «Большой год» и «Parus»;
примут участие в городских олимпиадах и научных конференциях;
научатся компьютерной обработке данных учетов птиц;
смогут напечатать свои первые статьи в научном журнале.
Как помочь птицам? (5ч)
Учащиеся узнают о видах кормушек, на практических занятиях их делают, устанавливают и следят за ними.
Птицы Нижегородской области (6ч)
Учащиеся узнают о редких, хищных птицах Нижегоролской области
Тематический план
1-й год обучения
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика |
1 | Введение | 1 | ||
1 | Что такое орнитология? | 1 | ||
2 | Орнитологические экскурсии. | 1 | 5 | |
2 | Как наблюдать за птицами? | 1 | ||
3 | Что такое КОТР? | 1 | ||
4 | Экскурсия на территорию КОТР в низовьях реки Б.ВАхтан. | 1 | ||
5 | Экскурсия в краеведческий музей посёлка Вахтан. | 1 | ||
6 | Наблюдения за птицами на территории КОТР в низовьях реки Б.Вахтан. | 1 | ||
7 | Встреча с главным лесничим, обсуждение проблем, связанных с территорией КОТР в низовьях реки Б.Вахтан и поиск путей их решения. | 1 | ||
Почемучкины беседы
| (6ч) | |||
8 | Почему наши ласточки зимуют в Африке; | 1 | ||
9 | Бывают ли утки, которые гнездятся в дуплах? | 1 | ||
10 | Сверчок - это не только запечное насекомое, но и певчая птица? | 1 | ||
11 | Куда улетают на лето снегири? | 1 | ||
12 | Как отличить зарянку от малиновки? | 1 | ||
13 | Что за маленькая серая птичка поет в кустах под Вашим окном? | 1 | ||
Лаборатория орнитологии (10 ч) | ||||
14 | Как началась жизнь на Земле? | 1 | ||
15 | Учимся слышать птиц. | 1 | ||
16 | Я следопыт, натуралист-наблюдатель, путешественник, ученый. | 1 | ||
17 | Час спортивной орнитологии. | 1 | ||
18 | Учимся писать научные работы. | 1 | ||
19 | Компьютерная обработка данных учетов птиц. | 1 | ||
20 | Пишем статью в журнал. | 1 | ||
Как помочь птицам? (5ч) | ||||
21 | Какие бывают кормушки? | 1 | ||
22 |
| 1 | ||
23 |
|
| 1 | |
24 |
|
| 1 | |
25 |
| 1 | ||
Птицы Нижегородской области (6ч) | ||||
27 | Редкие птицы Нижегоролской области.
| 1 | ||
28 | Хищные птицы Нижегоролской области. | 1 | ||
29 | Красная книга Нижегоролской области. | 1 | ||
30-31 | Птицы в моём посёлке. | 1 | ||
32 | Певчие птицы Нижегоролской области. | 1 | ||
33-34 | Наблюдение за птицами | 1 | ||
Итого: 34 часа | ||||
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира птиц;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная и дополнительная литература:
- М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
- А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.
- Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые птицы. В-д, «Панорама», 2006 г.
- А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
5.«Азбука природы», издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
6.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
7.Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
8.Садчикова, О. Г. и др.Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9.Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Юные орнитологи"
Программа учитывает особенности учащихся младшего школьного возраста. Ведущим видом деятельности в этот период является учебно-познавательная. Возрастные особенности детей 11-12 лет предполагают произ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа: "Юные орнитологи"
Рабочая программа: "Юные орнитологи" естественнонаучной направленности составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Юные орнитологи"....
Рабочая программа «Юный орнитолог»
Рабочая программа «Основы орнитологии» естественнонаучной направленности...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...