Геологическое содержание уроков и внеклассной работы
статья по географии по теме
Геология имеет общенаучное и практическое значение. В образовательном процессе школы недостаточное внимание уделено данной сфере. Рассматривая проблему повышения геологической грамотности общества, можно отметить, что механизм успешного её решения заключается в реализации непрерывного геологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_geologicheskoe_obrazovanie.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Миронова И.В. учитель географии ГБОУ СОШ №260 Санкт-Петербурга
Статья «Геологическое содержание уроков и внеклассной работы».
Геология имеет все основания занимать достойное место в образовательном процессе, так как основы геологических наук, как составляющие содержания Государственного общего образования (география) имеют практическую значимость.
Впервые геологические знания были включены в российское школьное образование еще в XVIII в. В Академической гимназии, созданной в 1725 г. в г. Санкт-Петербурге, преподавалась натуральная философия, в которую входил курс ориктогнозии (так называлась минералогия). В 1897 г. Международный геологический конгресс, проходивший в России, принял обращение к правительствам всех стран о введении геологии в курс средней школы. [3]. Первые школьные учебники по геологии содержали сведения по кристаллографии и минералогии, освещали вопросы динамической геологии и имели данные по исторической геологии.
Базовые геологические знания включены сейчас во все школьные естественнонаучные предметы. Основное содержание школьной географии связанное с геологическим аспектом отражено в книге «Фундаментальное ядро содержания общего образования». (Литосфера. Внутреннее строение Земли и литосферы. Минералы, горные породы, полезные ископаемые. Геологическая история Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов, их классификации.)
Анализ учебных программ и учебников показывает, что в процессе изучения курсов «География Земли» (6-7 кл.), «География России» (8-9 кл.) учащиеся овладевают системой геологических знаний. Школьникам даются начальные геологические сведения, объём которых не слишком велик. И недооценка геологических процессов, происходящих в недрах Земли, лишает комплексного восприятия мира. Недостаток внимания к геологическим вопросам в школе сказывается на качестве геологических знаний учащихся, в особенности на формировании приёмов чтения тектонических и геологических карт.
В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, из которых более 1/3 введены в промышленное освоение, т.е. Россия обладает огромным ресурсным потенциалом, который является основой нашей экономики в ближайшем будущем. В новом стандарте появляется понятие «природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России». Формирование интереса к геологии, углубление содержания во внеурочной деятельности способствует профориентации школьников на профессии, которые могут быть связаны с ресурсным капиталом России.
Содержание школьной географии позволяет познакомить учащихся с минералами, горными породами и полезными ископаемыми на уроках в 6 классе, и я продолжаю включать геологические аспекты на уроках в старших классах. Ведь невозможно рассмотрение Калининградской области без описания янтаря, республики Якутия, ЮАР без алмазов, Центральной России без КМА.
Рассмотрим количество и преемственность геологических понятий в школьных курсах природоведения и географии.
Старый стандарт образования | Новый стандарт образования | ККласс |
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора - внешняя оболочка. Её строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др. Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Влияние человека. Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения гор и равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Особенности рельефа своей местности. | Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа. | 5-6 класс «География Земли» |
Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса земли. Карта строения земной коры, способы её чтения. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа. | ||
Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития своего региона и своей местности. | Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. | 8-9 класс «География России» |
Природно-ресурсный потенциал России. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. |
Практические работы в 6 классе с минералами и горными породами способствуют формированию элементарных практических умений для определения характеристик, существенных признаков.
Во внеурочной деятельности дополнительно учащиеся собирают занимательный материал о минералах, горных породах и выступают со своими газетами, презентациями. В рамках недели естественных наук я провожу игру в форме “Своя игра”. В 5 классе по теме «Минералы», «Жители разных геологических эпох», в 6-7 классе «Горные породы в убранстве Санкт-Петербурга» (известняк, мрамор, гранит). Современному человеку достаточно прогуляться по современному городу, чтобы убедиться в активном использовании горных пород в строительстве дорог, зданий, станций метрополитена, архитектуре.
Как продолжение учебной деятельности возможно участие в геологическом конкурсе. Клуб юных геологов имени академика В.А.Обручева городского Дворца творчества юных совместно с геологическим факультетом Санкт-Петербургского университета проводит городской геологический конкурс для школьников 5-7 классов. Первый тур (заочный) выполняется на базе учебного учреждения. Школьники, прошедшие первый тур, приглашаются для участия во втором, очном, туре, который проходит в форме игры по станциям.
Для школьников 8-9 классов проводится городской геологический конкурс, который состоит из трёх туров. Первый заочный тур- это выполнение творческого задания. Далее первый этап очного тура – практическое задание (определение образцов минералов, горных пород и ископаемых организмов). Второй этап очного тура конкурса – это игра в форме брейн-ринга по заранее известным темам.
Вместе со своими учениками четыре года мы принимаем участие в этих мероприятиях. Ученики имеют дипломы II и III степени, а также я имею благодарности за плодотворную деятельность по подготовке команды и отдельных участников.
Собранный материал можно использовать на уроках географии. Например, при изучении темы «Рельеф России» в 8 классе я использую кроссворды. Кроссворды (вечная мерзлота, движение земной коры, вулканы и вулканизм, литосферные плиты и их движение), составленные учениками представлены в приложении №4.
Прекрасную подборку цитат по теме «Минералы, горные породы и геологические явления в произведениях» мы сделали по произведениям А.С.Пушкина, Ж.Верна, В.А. Обручева, И.А.Ефремова. Тексты можно использовать для создания интегрированного урока или как элемент урока.
В одном из заданий, которое требует творческого исследовательского подхода, необходимо знание города Санкт-Петербурга. По фотографии ученики должны определить здание, расположенное в Санкт-Петербурге, рассказать о камне, который используется в декоре. Команда посещала и фотографировала здания, а затем делала выводы о горных породах. Результаты исследований я также использую на уроках о «Каменном убранстве Санкт-Петербурга». От ребят требуется владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации.
Для выполнения задания «Палеонтологический зоопарк» мы посещаем музей горного института. Такая работа способствует формированию навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Вопрос очень тесно связан с темой «Геологическое летоисчисление», поэтому результаты могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности.
В процессе подготовки к игре брейн-ринг нами был собран интересный материал и созданы презентации по темам:
- Мрамор, известняк, гранит, горшечный камень в Санкт-Петербурге
- Мамонты, динозавры, аммониты, трилобиты
- Природные памятники Ленинградской области, полезные ископаемые Ленинградской области, подземные воды Ленинградской области, Саблино
- Янтарь, изумруды, алмазы, сапфиры и рубины
- А.П.Карпинский, В.А.Обручев, А.Е.Ферсман, В.И.Вернадский
- Горные породы и медицина, железная руда, самородные металлы, медные руды, метеориты
Огромным информационным и образовательным потенциалом обладают геологические музеи. Они являются важным средством обучения школьников и могут быть использованы в качестве источника знаний. Одна из основных функций музея – образовательная. Посещение музеев способствует развитию познавательного интереса и позволяет более подробно и наглядно изучить геологические вопросы.
Во Всероссийском научно-исследовательском геологическом институте им. А.П.Карпинского работает и принимает школьников Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф.Н. Чернышева. В нём можно получить информацию про разнообразные природные металлы, о знаменитых уральских самоцветах, кристаллах, современных методах изучения камня, эволюции жизни на Земле, поделочных и облицовочных камнях с успехом применяемых для ювелирной работы. Посетив этот музей, мы получили очень много информации, которая помогла ответить на вопросы геологического конкурса.
В музее Национального минерально-сырьевого университета «Горный» проводятся обзорные (минералогия, геология, горная техника) и тематические экскурсии («Понятие кристалл, минерал», «Основы минералогии», «Основы общей геологии», «Развитие жизни на Земле», «История горной техники»). В этом году мы с пятиклассниками знакомились с минералами, многие ребята заинтересовались не только музеем, но и самим университетом. Профориентационная направленность в обучении может проходить через посещение музеев и знакомство с новыми профессиями.
Клуб юных геологов имени академика В.А.Обручева – один из старейших коллективов Дворца творчества юных. Здесь проводятся для групп школьников экскурсии по своему музею, а также тематические занятия с использованием клубных коллекций. Практические занятия в клубе очень ценны своей практической направленностью на формирование умений определять минералы и горные породы.
Выставка-ярмарка "Мир Камня" проходит в С-Петербурге каждый месяц. Можно поучаствовать в «ГЕО-ШОУ» - интерактивной научно-популярной программе для любознательных детей. С ребятами можно увидеть своими глазами стадии роста кристаллов из водных растворов, явление люминесценции под ультрафиолетовым светом, в специально оборудованном помещении можно увидеть коллекцию светящихся минералов, в профессиональный микроскоп увидеть микромир минералов и горных пород. Практические умения «Школы старателей» по обучению технике промывки тяжёлых россыпных минералов особенно привлекают учеников 5-7 классов, так как все намытые ценности старатель уносит с собой.
Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся я провожу на основе изучения некоторых зданий и архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга. Во внеурочное время мы исследуем и фотографируем природный камень, используемый в облицовке зданий. Например, такие исследования школьники провели по следующим местам:
Доходный дом страхового общества «Саламандра», который построен в 1908 году на улице Гороховая дом 4 . Архитектор Перетяткович Марианн Марианович (1872-1916), при участии Н.Н. Верёвкина. Летом 2003 года в доме открыто генеральное консульство Румынии.
Здание Доходного дома К.И. Волькенштейн находится в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Ленина, д.33. Построено в 1910 году по проекту архитектора Минаша Симы Исааковича (1877-1945). В декоре Доходного дома использован природный камень-талькохлорид.
Подготовка и участие в геологическом конкурсе развивает интерес к предмету и выявляет ориентацию школьников на профессии, связанные с геологической наукой и практикой. Олимпиады и конкурсы являются одной из популярных форм внеурочной работы по географии, представляет собой логическое продолжение учебной деятельности школьников. Как соревновательные формы позволяют выявить особо одарённых детей.
На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся приобретают навыки эффективного поиска и отбора информации, её структурирования, анализа и оценки. «Подобная ежедневная практика учащегося способствует формированию компетенций, значимых в любой профессиональной деятельности» [3]. В наше время существует огромное количество возможностей реализовать данные цели, особенно через краеведческий подход.
Рекомендации
Поскольку геологические знания и умения формируются на протяжении нескольких лет, важным условием является соблюдение преемственности в работе педагога. Рекомендую привлекать внимание к теме через систему практических занятий.
Для повышения интереса к исследовательской деятельности по геологии я советую учителям вовлекать школьников в участие в городском геологическом конкурсе, посещать геологические музеи, совершать пешие экскурсии с учениками по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Наша задача показать учащимся универсальный характер знаний, получаемых в курсе геологии и их практическое применение. Даже если учащиеся в будущем не выберут геологию как профориентационный курс в жизни, есть много профессий, связанных с данной деятельностью.
- http://www.catalogmineralov.ru/ Каталог минералов
- http://www.majanesilveira.com/ Геология для всех
- http://spbkamen.narod.ru/problems.htm Каменное убранство Петербурга
- http://www.citywalls.ru/ Сайт, посвященный архитектуре домов Санкт-Петербурга.
Заключение
Геология имеет общенаучное и практическое значение. В образовательном процес-се школы недостаточное внимание уделено данной сфере. Рассматривая проблему повы-шения геологической грамотности общества, можно отметить, что механизм успешного её решения заключается в реализации непрерывного геологического образования. На современном этапе важна профориентация учеников на специальности, связанные с минеральными ресурсами. Моя работа направлена на формирование интереса с геологии, воспитать личность, готовую к активной деятельности и применению приобретённых знаний и умений в различных жизненных ситуациях. Изучая геологический материал, школьники убеждаются в огромном практическом значении геологических знаний для добычи полезных ископаемых, для строительства городов и дорог, для промышленности и сельского хозяйства.
Список использованной литературы
- Булах А.Г. Каменное убранство Петербурга. Издательство: Центрполиграф.2009
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1999
- Кондаков А.М. Кондакова М.Л. Современная образовательно-информационная среда // В сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4. / Ред.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: Просвещение, 2007. - С. 346-361.
- Пугачёва Е.Е. Школьные экскурсии в окрестностях города Томска. Вестник ТГПУ 2012. 2 (117)
- Муга О. В. Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии: автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2000.
- Нестеров Е. М. Геология в естественно-научном образовании: монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 кл. (сер. «Стандарты 2-го поколения") (ФГОС) Издательство: М.: Просвещение 2011
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии
в статье расскрывается опыт по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии...
Проектная деятельность через урок и внеклассную работу
Призентация из опыта работй проектной деятельности через урок и внеклассную работу...
Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе по физике
Описание опыта работы учителя физики по теме "Развитие творческого потенциала учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и внеклассной работе"...
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
В статье рассматривается вопрос организации и проведения внеклассной работы по математике в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. ...
Обобщение опыта работы: "ЗА РАМКАМИ УРОКА: ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"
Обощение опыта внеклассной работы по литературе на базе школьного музея Сергея Есенина гимназии №69 г. Липецка....
Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу
Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характ...