Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу
материал
Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характеризующие человека как личность. Таким образом, когда мы говорим о методике формирования, то понимаем под этим целенаправленное воздействие – ориентацию целей, содержания, форм и методов обучения на развитие определённых качеств личности, например её компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления на ШМО ест-научн.цикла
«Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу», март 2017 г.
Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характеризующие человека как личность. Таким образом, когда мы говорим о методике формирования, то понимаем под этим целенаправленное воздействие – ориентацию целей, содержания, форм и методов обучения на развитие определённых качеств личности, например её компетентности.
Общепринято считать, что компетентностный подход охватывает цели, содержание, методы и формы обучения, оценку полученных результатов. При традиционном подходе цели ориентированы на процесс обучения, при компетентностном подходе – на результат. Планируемые результаты обучения – компетенции – требования к уровню подготовки учащихся. Они выражаются в предметно-деятельностной форме.
Для нас представляет интерес, что, разрабатывая компетентностное содержание, важно отобрать не то, что будет полезно ученику, а то, с чем он сталкивается в действительности. Изменение требований к организации учебного содержания влечёт за собой пересмотр форм и методов обучения.
Обязательный минимум содержания Государственного образовательного стандарта по физической культуре ориентируется на реализацию следующих целевых установок:
- в начальной школе — на укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие и общую физическую подготовку, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, обучение формам коллективного взаимодействия и сотрудничества, способам организации самостоятельных занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга;
- в основной школе — на профилактику и укрепление здоровья учащихся, коррекцию основных показателей физического развития и повышение функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств и физических способностей, обучение техническим действиям из базовых видов спорта и комплексам физических упражнений оздоровительной направленности, формам организации индивидуальных занятий физической культурой-
- в средней (полной) школе (базовый уровень) — на гармоничное физическое развитие и прикладно- ориентированную физическую подготовку, укрепление здоровья и профилактику вредных привычек, обучение современным оздоровительным системам и технике физических упражнений в избранном виде спорта, развитие творческого отношения и компетенций в организации самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью исходя из состояния здоровья и физического развития, сложившихся интересов к физической культуре.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»)
Содержание федерального компонента Государственного стандарта опирается на методологические подходы, разработанные отечественной педагогической наукой.
Личностно ориентированный подход в образовательном процессе предполагает рассматривать физическую культуру не только как средство укрепления здоровья и развития физических кондиций человека, но и как явление общечеловеческой культуры, связанной с культурой здоровья, телосложения, движений; как способ развития личности, обеспечивающий творческую активность, культуру поведения, общения, взаимодействия с людьми.
По мере развития мышления, происходящего под воздействием целостного образовательного процесса, физическая культура приобретает для учащихся личностные смысл и направленность, раскрывается в индивидуальных и общественно востребованных качествах и ценностных ориентациях. Это позволяет им осознанно рассматривать себя как элемент исторически сложившегося сообщества, социума, коллектива. Формирующееся под влиянием изучения физической культуры представление о собственном «Я» усиливает мотивацию учащихся на овладение учебным содержанием данного предмета. Таким образом, овладение содержанием учебного предмета «физическая культура» не только обеспечивает всестороннее физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья, но и способствует развитию их гуманитарной культуры, содействует активному включению в социальные процессы, в здоровый образ жизни. Деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. И здесь уже недостаточно обучения отдельным знаниям, навыкам и умениям, воспитания отдельно взятых качеств и способностей. Здесь необходим образовательный процесс, ориентированный на целостное развитие личности учащихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. В качестве такого процесса выступает процесс формирования самостоятельности учащихся, самостоятельного мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход и искать нестандартные способы решения, активно включаться во взаимодействие с людьми и положительно относиться к новациям.
Как следствие этого, для формирования самостоятельности учащихся в содержание образования по физической культуре впервые вводятся темы по обучению школьников разнообразным способам физкультурной (двигательной) деятельности, которые используются как в индивидуальных, так и коллективных формах занятий. При этом отбор учебного содержания, ориентированного на формирование самостоятельной деятельности, осуществляется с учетом возрастных интересов учащихся. Эта ориентация побуждает учащихся к активному самообразованию, поиску, отбору, анализу и использованию соответствующей информации, взаимодействию и творческому сотрудничеству как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми.
Содержание стандарта образования, акцентируя внимание к личностным аспектам учебного предмета по физической культуре, предъявляет новые требования не только к подготовке учащихся, но и к обновлению профессионального арсенала учителя физической культуры. За последнее десятилетие в теории и практике преподавания физической культуры разработано немало перспективных технологий, позволяющих достаточно эффективно решать задачи образования и развития учащихся, формировать их самостоятельность и активность на уроках.
Среди перспективных технологий, используемых на уроках, особенно выделяется проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности, соблюдение этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и программ, выбор форм организации деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта. В организацию уроков физической культуры в начальной и основной школе необходимо активно внедряем групповые методы работы, творческие задания, элементы деловых и ролевых игр.
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся.К средствам физического воспитания относятся:
· естественные силы природы: солнце, воздух и вода;
· режим питания, труда и отдыха;
· утренняя гимнастика;
· уроки физкультуры;
- разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм и т.д.
Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося зависит от его задач и характера учебной работы, но на первый план выдвигаются основные требования ФГОС к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
· построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения;
- реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;
- установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями;
- активизация развития всех сфер личности учащихся;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
- эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий;
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
- обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;
- формирование умения учиться, достигать результатов, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого с учетом особенностей развития учащихся.
Современный урок, прежде всего, это урок, пробуждающий творчество и учителя и учащихся. Важнейшей отличительной чертой такого урока, на наш взгляд, должно быть вовлечение учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. На таком уроке мы вместе с учениками находим ответы на поставленные вопросы и решаем возникающие проблемы.
На своём уроке мы ставим цель не только обучить школьников тем или иным умениям, но и обязательно научить их учиться, а также использовать полученные знания в повседневной жизни, т.е. сформировать у них универсальные учебные действия (УДД). Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач, при выполнении которых ребёнок сталкивается с необходимостью получения новых знаний. В этом случае на помощь к ученику могут прийти знания, полученные ранее, в том числе и на других предметах. С этой целью мы практикуем посещение смежных с физкультурой уроков (биология, ОБЖ, музыка, физика), а также проведение интегрированных уроков. Широкое применение межпредметных связей позволяет ученикам более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал.
Одним из методов стимуляции учеников при формировании компетенций здоровьесбережения считается индивидуальный подход, при котором большое внимание уделяется психическим, интеллектуальным и физическим особенностям каждого ученика. Это позволяет полнее решать задачи, поставленные перед физическим воспитанием, выявлять склонности учащихся к различным видам физкультурно-спортивной деятельности. Такой подход стимулирует приобретение школьниками навыков самостоятельных занятий физической культурой. С этой целью нами используются карточки-задания «Проверь себя». Они могут включать в себя как вопросы тестового характера, так и практические упражнения.
Из требований современного урока выделяется и такая вечно актуальная задача, как воспитание у учащихся интереса к занятиям физическими упражнениями. Это предполагает возможность отойти от жёсткой регламентации урока, повышение его эмоциональной насыщенности, максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания, что можно использовать по максимуму:
- музыкальное сопровождение;
- нестандартное использование спортивных снарядов, инвентаря;
- использование необычных спортивных снарядов и инвентаря, сделанных собственными руками;
- большое количество игровых приёмов;
- выполнение упражнений по желанию учащихся;
- использование ИКТ (с его помощью можно создать медиаблоки по основным темам..использовать презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний,
- использование СМИ;
В основной школе мы уже не только знакомим с основами физической культуры, но и активно ее формируем, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям учащихся. При этом используемые упражнения несут не столько познавательную нагрузку, сколько ориентированы на общеприкладную их направленность. Школьникам даём уже не только задания, но и показываем, как используются оздоровительные и развивающие упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся. Например, мало научить школьников выполнять дыхательные упражнения - нужно еще научить их использовать эти упражнения для разных целей: для быстрого восстановления после умственной или физической работы, при возникновении стрессовых ситуаций или просто плохого настроения, при подготовке к выполнению ответственной работы, требующей повышенного внимания или сложной координации. При этом практические знания должны опираться на четкие и доступные школьникам теоретические сведения.
На этом этапе подготовки школьников широко можно использовать:
- комплексы дыхательной гимнастики для укрепления дыхательной системы;
- совершенствуем навыки мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы различного характера;
- предлагаем комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психологическим факторам внешней среды (аутотренинг);
- элементы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения;
- комплексы для профилактики простудных заболеваний, закаливания;
- приёмы массажа и самомассажа;
- вводим элементы физкультурно-оздоровительных систем (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, стретчинг, ритмическая гимнастика);
- воспитываем интерес к спорту через телевидение и средства массовой информации.
С ранней весны и до поздней осени занятия физической культуры необходимо проводить на свежем воздухе, на спортивной площадке. Широко использовать различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключение, успокоение временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функции организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
Одной из доступных форм, являющейся продолжением учебно-воспитательной в школе, являются домашние задания по физической культуре. В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, учатся следить за своим организмом, вырабатывают привычки. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать свои теоретические знания. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения. Занимаясь физкультурой в школе и дома, дети тем не менее не могут и не должны ограничиваться уровнем школьной программы. Для этого должны работать информационные стенды
Среди перспективных технологий, используемых не только в старших классах, а даже с учениками начальной школы, является проектная деятельность. Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у основной массы ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. . Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений
Разнообразие применяемые форм и методов работы на уроках физической культуры способствуют формированию следующих компетенций здоровьесбережения:
- ключевые: (формирование воли к победе), социальная (спортивные игры как средство развития социальной компетенции), познавательная, личностная, информационная, коммуникативная, самообразовательная, компетентное отношение к собственному здоровью;
- предметные: оздоровительно-адаптивная, организационная (режим дня), двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная.
- метапредметные: освоенные обучающимися универсальных учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Но тут же встает ряд острых вопросов:
- как определить профиль необходимой компетенции для физической культуры? как наиболее эффективно развивать разные аспекты компетенции учащихся?
- как мерить уровень «тонких» составляющих компетенции?
Ответить на эти вопросы можно следующим образом:
- для того чтобы определить профиль компетентности, следует: четко определить цель; определить возможные способы ее достижения и, исходя из результатов анализа внешних и внутренних ресурсов, выбрать оптимальный план нагрузок для каждого ученика; смоделировать деятельность учащихся по достижению данной цели (создать алгоритм); определить какие установки, знания, навыки, качества, опыт необходимы ученику для реализации алгоритма.
- для того чтобы померить «тонкие» составляющие компетенции необходимо найти относительно несложные виды деятельности, результаты которой измеримы и соотнесены с тестируемым параметром компетенции. Но контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то необходимо вносить в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Иначе сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Примером является дневник самоконтроля учащегося.
Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей школьников.
В соответствии с действующим стандартом учитель по физической культуре должен быть подготовлен к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой, физкультурно-спортивной и оздоровительно-рекреативной деятельности. Он должен обладать компетентностью в этих видах деятельности.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры обязательно должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Внеурочная деятельность как альтернатива стандартному уроку и её роль в формировании компетенции здоровьесбережения.
Вся учебная деятельность, проводимую на уроках, должна подкрепляться и подпитываться внеучебной, внеурочной работой.
Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Новый Стандарт образования предполагает создание программ внеурочной деятельности и предъявляет к ним ряд требований.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
система внеклассной работы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (физминутки, динамические паузы, подвижные игры на переменах), что позволяет поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, активизировать двигательную активность учеников, воспитывает желание быть здоровыми.
Внеклассные занятия физической культурой и спортом можно рассматривать как представление учащимся возможностей для получения дополнительного образования в ходе занятий избранным видом спорта в школьных секциях.
Одним из направлений внеклассной работы является расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. Особо значимым мероприятием в этом направлении являются проведения Дни Здоровья, сопровождающиеся коллективным выходом на природу, в которых принимают участие все ученики школы, а также родители.
система внеклассной работы включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (физминутки, динамические паузы, подвижные игры на переменах), что позволяет поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, активизировать двигательную активность учеников, воспитывает желание быть здоровыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение
В данной статье раскрываются приёмы работы по формированию коммуникативной компетентности на уроках английского языка через страноведение....

Формирование здоровьесберегающих компетентностей на уроках биологии
Формирование здоровьесберегающих компетентностей на уроках биологии...

Проектная деятельность через урок и внеклассную работу
Призентация из опыта работй проектной деятельности через урок и внеклассную работу...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .
Формирование здоровьесберегающей компетентности на уроках физической культуры в 1-4 классах на основе личностно-ориентированного подхода....
Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеурочную деятельность
Обучение правильному положению тела в воде на задержке дыхания...
Формирование социальной компетентности через самостоятельную работу на уроке биологии
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно выполнят задание, проявляя усилия и активность. Самостоятельную д...