Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
По содержанию, структуре и методическому аппарату программа соответствует содержанию учебника авторов А.И.Алексеева, С.И. Болысова, В.В. Николиной «География. Россия. 9 класс» и продолжает линию «Полярная звезда», выпускаемой издательством «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.docx | 49.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии «География. Россия» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта
Основного общего образования по географии, утвержденного приказом
Минобразования России от 05.03.2004г.№1089 и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
2.Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,9,32)
3. Учебного плана МБОУ «СОШ№3» на 2013 – 2014 учебный год
. 4. Программы общеобразовательных учреждений 6 – 9, 10 -11 классы. Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2008
По содержанию, структуре и методическому аппарату программа соответствует содержанию учебника авторов А.И.Алексеева, С.И. Болысова, В.В. Николиной «География. Россия. 9 класс» и продолжает линию «Полярная звезда», выпускаемой издательством «Просвещение».
Курс «География России» занимает центральное место в географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками
географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также
умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими; - развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуется, и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира
Организация учебного процесса по географии России предполагает применение комплексного подхода к изучению территории – от изучения природы и освоения территории к изучению использования ресурсов в хозяйстве данного региона.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из них 12 часов являются резервными. Эти часы планируется отвести для повторения и обобщения учебного материала с целью определения качества его усвоения учащимися, диагностирования и корректирования их знаний и умений.
Программа предусматривает 14 практических работ, из них 10 – оценочных. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
Оценочные практические работы:
|
Данные практические работы в большей мере нацелены на формирование и совершенствование более сложных умений учащихся – постановки и формулировки проблемы, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
С целью определения качества усвоения учащимися программного материала, диагностирования и корректирования их знаний и умений, воспитания ответственности к учебной работе предусмотрено проведение 2 письменных проверочных работ, каждая из которых завершает крупный раздел или блок учебных тем. Данная форма контроля знаний позволит выявить объем, уровень и качество усвоения учебного материала в виде развернутых ответов одновременно у всего класса, отследить пробелы в знаниях, умениях и навыках у отдельных учащихся и позволит внести необходимые коррективы в процесс обучения, совершенствовать его содержание, методы и формы организации.
Учебно-тематический план
Общее количество часов - 70
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
1. | Введение | 8 | 2 |
2. | Европейская Россия | 32 | 7 |
3. | Азиатская Россия | 18 | 5 |
Резерв | 12 | - | |
ИТОГО | 70 | 14 |
Содержание тем учебного курса
Введение (8 ч)
Понятие «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Соседи Европейской и Азиатской России.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.
Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах россии на основе экологической карты, материалов периодической печати.
Европейская Россия (32 ч)
Тема 1. Центральная Россия (7 ч)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. условия жизни и занятия населения. города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Москва – столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Волго-Вятский район. Своеобразие района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1 и 2). Работа с текстом; подготовка к дискуссии.
Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.
Тема 2. Северо-Запад (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.
Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.
Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.
Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России». Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»
Тема 3. Европейский Север (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Отрасли специализации.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы.
Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 4).Составление карты. Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.
Тема 4. Северный Кавказ (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения.
Особенности современного хозяйства. АПК – главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 5). Изучение своего края. Практикум. 1.Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.
Тема 5. Поволжье (5 ч)
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга – главная хозяйственная ось района.
Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 6). Изучение проблем Поволжья.
Тема 6. Урал (5 ч)
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.
Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 7). Оценка ресурсов региона. Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.
Азиатская Россия (18 ч)
Тема 7. Сибирь (10 ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положении. Природны условия и ресурсы. Особенности речной сети.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль.. Хозяйство, отрасли специализации.
Западная Сибирь – главная топливная база России.
Заболоченность территории – одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 8). Составление карты. Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал - объект Всемирного природного наследия.
Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 9). Разработка туристического маршрута. Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.
Тема 8. Дальний Восток (5 ч )
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая молодость района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Этапы развития района. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.
Проблемы и перспективы развития.Дальний Восток – далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России? Внешние связи региона.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 10). Пишем реферат. Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Россия в мире (3 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые. Политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать/ понимать:
- понятия «район» и «районирование»;
- особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока;
- этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов;
- особенности размещения населения, национальный состав, традиции народов;
- особенности жизни и хозяйственной деятельности населения районов;
- основные природные, культурные и хозяйственные объекты районов;
- современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов;
уметь:
- определять географическое положение района;
- давать характеристику района по плану;
- давать сравнительную характеристику районов по плану;
- читать топографические карты и туристические карты разных городов и туристических маршрутов;
- работать с материалами периодической печати;
- определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
- определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
оценивать:
- изменения в развитии районов России;
- уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
- положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
Тематический поурочный план
Введение (8 ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Районирование России | 1 | Актуализация знаний. | ||
2 | Изображения Земли из космоса Практикум «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ» | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
3 | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Выборочная проверка таблицы | ||
4 | Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Выборочная проверка таблицы | ||
5 | Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Выборочная проверка таблицы | ||
6 | Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
7 | Экологическая ситуация в России Практикум «Оценка экологической ситуации в Различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати» | 1 | Отчет по практической работе | ||
8 | Экологическая безопасность России | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос |
Европейская Россия (32 ч)
Тема 1. Центральная Россия – 7 ч
9 | Пространство Центральной России | 1 | Актуализация знаний. | ||
10 | Центральная Россия: освоение территории и население | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
11 | Центральный район | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
12 | Центрально-Черноземный район | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
13 | Волго-Вятский район Практикум «Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации» | 1 | Отчет по практической работе | ||
14 | Москва и Подмосковье | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
15 | Обобщение знаний по теме «Центральная Россия» | 1 | Тестирование Проверка контурной карты |
Тема 2. Северо-Запад – 5 ч
16 | Пространство Северо-Запада | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
17 | Северо-Запад: «окно в Европу» | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
18 | Северо-Запад: хозяйство | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
19 | Калининградская область | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
20 | Санкт-Петербург – вторая столица России Практическая работа «Подготовка сообщения Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей» | 1 | Выборочная проверка подготовки сообщения |
Тема 3. Европейский Север – 5 ч
21 | Пространство Европейского Севера Практическая работа «Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт» | 1 | Актуализация знаний Отчет по практической работе | ||
22 | Европейский Север: освоение территории и население | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
23 | Европейский Север: освоение территории и население Практическая работа «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района» | 1 | Отчет по практической работе | ||
24 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
25 | Европейский Север: хозяйство и проблемы | 1 | Тестирование Проверка контурной карты |
Тема 4. Северный Кавказ – 5 ч
26 | Пространство Северного Кавказа | 1 | Актуализация знаний | ||
27 | Пространство Северного Кавказа Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт» | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Отчет по практической работе | ||
28 | Северный Кавказ: освоение территории и население | 1 | Анализ карты Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
29 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
30 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы Практическая работа «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства» | 1 | Защита проекта |
Тема 5. Поволжье – 5 ч
31 | Пространство Поволжья | 1 | Актуализация знаний Фронтальный опрос | ||
32 | Поволжье: освоение территории и население | 1 | Анализ тематической карты Отчет по практической работе | ||
33 - 34 | Поволжье: хозяйство и проблемы | 2 | Индивидуальный и фронтальный опрос Выборочная проверка таблицы | ||
35 | Экологические проблемы Поволжья | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Тестирование |
Тема 6. Урал – 5 ч
36 | Пространство Урала | 1 | Актуализация знаний | ||
37 | Урал: освоение территории и хозяйство | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
38 | Урал: освоение территории и хозяйство Практическая работа «Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала» | 1 | Отчет по практической работе | ||
39 | Урал: население и города. Специфика проблем Урала | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
40 | Обобщение знаний темы «Европейская Россия» | 1 | Письменная проверочная работа |
Азиатская Россия (18 ч)
Тема 7. Сибирь – 10 ч
41 - 42 | Пространство Сибири | 2 | Актуализация знаний Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
43 | Сибирь: освоение территории и население | 1 | Актуализация знаний | ||
44 | Сибирь: хозяйство Практикум «Сравнение природных условий и ресурсов западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства» | 1 | Отчет по практической работе | ||
45 | Сибирь: хозяйство | 1 | Выборочная проверка таблицы | ||
46 | Западная Сибирь | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Выборочная проверка таблицы | ||
47 | Западная Сибирь Практикум «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири» | 1 | Отчет по практической работе | ||
48 | Восточная Сибирь Практикум «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы» | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
49 | Восточная Сибирь | Индивидуальный и фронтальный опрос | |||
50 | Обобщение знаний темы «Сибирь» | Тестирование |
Тема 1. Дальний Восток – 5 ч
51 | Пространство Дальнего Востока Практикум «Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт)» | 1 | Актуализация знаний Отчет по практической работе | ||
52 | Пространство Дальнего Востока | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
53 | Дальний Восток: освоение территории и население | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
54 | Дальний Восток: освоение территории и население Практикум «Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку» | 1 | Отчет по практической работе | ||
55 | Дальний Восток: хозяйство Обобщение знаний темы «Азиатская Россия» | 1 | Письменная проверочная работа |
Россия в мире (3 ч)
56 | Соседи России | 1 | Актуализация знаний | ||
57 | Сфера влияния России: геополитическое влияние | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||
58 | Сфера влияния России: экономическое влияние | 1 | Индивидуальный и фронтальный опрос Защита реферата | ||
59 - 70 | Резерв | 12 |
График проведения оценочных практических работ
№ п/п | Оценочная практическая работа | Дата |
1. | Оценка экологической ситуации в Различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати | |
2. | Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации | |
3. | Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт | |
4. | Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района | |
5. | Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт | |
6. | Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала | |
7. | Сравнение природных условий и ресурсов западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства | |
8. | Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири | |
9. | Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт) | |
10. | Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку |
Формы контроля уровня достижений учащихся
Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений учащихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально – ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать) в группе, эмпатия и толерантность).
Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса выполняет несколько функций: контролирующую, обучающую, констатирующую, уведомляющую и стимулирующую.
Важное место отводится самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Проверка усвоенного содержания подразделяется на фронтальную и индивидуальную. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. Вопросы и задания предлагаются в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.
Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства обучающихся.
Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся – подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы содержания.
Формы контроля: устный опрос, тестовый контроль, работа с контурными картами, письменная проверочная работа.
Критерии оценки знаний учащихся:
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Оценка письменных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задании
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект:
1.Учебник А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина. География. Россия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2013
2.Атлас М.:Дрофа,2013
3.Рабочая тетрадь В.В.Николина География. Мой тренажер. 9 класс. – М.: Просвещение, 2012
Литература для учителя:
1.В.П.Дронов, В.Я.Ром География: население и хозяйство России М. Дрофа,2009-2011
2.Алексеев А.И.География России. Природа и население/А.И.Алексеев - М. Дрофа,2007
3.Плисецкий Е.Л.Коммерческая география России. Россия и мировой рынок.М.Аст-прессшкола,2005
4 .Сиротин В.И.Тесты для итогового контроля 8 -9 класс – М.Дрофа,2008
5. НиколинаВ.В.,Винокурова И.Ф.Олимпиады по географии М.Просвещение,1994
6. Юрков П.М.Географические диктанты – М.Просвещение,1984
7. Интернет-ресурсы.
http://files.school-collection.edu.ru/
http://www.interneturok.ru/video
Литература для учащихся:
1. Холина В.Н„ Щеголев А.В. «Задачи по географии», - М.,
МИРОС, 2003г
2. «Географический энциклопедический словарь» (2 тома), - М., Сов. энцик-
лопедия, (1-й том «Географические названия»), 1986 г.; (2-й том
«Понятия и термины»), 1988 г.
3. «География. Справочник школьника» - М., 2007 г.
«Детская энциклопедия», том «География»
4. Максаковский В.П., Неклюкова Н.П., Раковская Э.М„ Ром В.Я.
«География (справочные материалы)», - М., Просвещение, 1998 г.
5. Климанов В. В., Климанова О-В. «География в таблицах.
6-10 классы. Справ, пособие», - М., «Дрофа», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...