Мое педагогическое открытие
компьютерная программа по географии по теме
Использование информационных технологий на уроках географии. Формы использования интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_aygyul.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мое педагогическое открытие
Когда я прочла тему моего выступления, на ум сразу пришла мысль о том, что открытием для меня стала наша первая школа или МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1». Почему? Потому что никогда бы не подумала, что в маленьком далеком заполярном городке может быть такая современная школа, не только в архитектурном плане, но и в плане технического оснащения, в плане создания условий для развития современного учителя, который, на мой взгляд, сегодня обязательно должен в совершенстве владеть информационно-коммуникационными технологиями. Наличие в школе богатой информационно-технической базы не оставило меня равнодушной к такой возможности все изучать и применять на практике. Тема самообразования была определена сразу «Использование информационных технологий на уроках географии». А так как «информационным центром» урока стала интерактивная доска, то акцент мною сделан на изучение возможностей интерактивной доски.
Здесь я представлю лишь некоторые тезисы, которые стали для меня открытием в процессе изучения возможностей информационных технологий, в том числе интерактивной доски.
Согласно Национальной доктрине развития образования приоритетным является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий во всех образовательных отраслях, что эффективно влияет на качество образовательного процесса. Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий: знать основы информатики, владеть современными операционными системами и текстовым редактором, учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.
Ученые обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.
Формы использования интерактивной доски на уроке
Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.
Основные способы использования интерактивных досок:
- демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям
- совместная работа над документами, таблицами или изображениями
- использование конференц-связи
- управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
- распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски
изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок - сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет
- сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради
- демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
демонстрация учебных видеороликов - создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно - использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.
Интерактивная доска может способствовать повышению эффективность обучения
Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения в школе. За счет чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать ее незаменимым спутником учителя?
Определяются 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании: презентации, демонстрация и моделирование.
1. Презентации, демонстрация и моделирование Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
2. Повышение активности учеников на уроке. Ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
3. Увеличение темпа урока. Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.
Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни. Отмечаю положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. С использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.
Интерактивная доска позволяет экономить время учителя
Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.
Наибольшего эффекта можно достичь, работая над подготовкой к уроку совместно с коллегами - это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов.
Интерактивное программное обеспечение берет на себя часть работы учителя, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, можно сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок.
Можно сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках.
Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Все это способствует повышению качества уроков.
Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Важно грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку.
Интерактивные доски обладает широким диапазоном функций
Функции интерактивной доски | Содействие обучению |
Цвет | Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами. Примерами этого могла бы быть географическая карта или схема пищеварительной системы в биологии. |
Записи на экране | Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать. |
Аудио- и видео-вложения | Значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. |
Drag & drop (перетащи и отпусти) | Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое. |
Выделение отдельных частей экрана | Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. |
Вырезать и вставить | Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. |
Страницы (флип-чарты (лекционные плакаты) | Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. |
Разделение экрана | Учитель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета, можно использовать различные режимы работы. |
Поворот объекта | Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения |
Соединение с электронным микроскопом | Позволяет рассматривать и исследовать микроскопические изображения Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты и видеть результат на доске. |
Информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для подачи и проверки получаемых и добываемых знаний.
И если говорить о педагогических открытиях, то в школе они происходят ежедневно, но скажу о еще одном маленьком открытии, связанном с моей работой по изучению данной темы. Я неожиданно для себя очень открыла и полюбила информационные технологии. Информационно-коммуникационные средства обучения помогли мне открыть во мне самой скрытые резервы. Сейчас я осваиваю новое программное обеспечение для создания видеофильмов, являюсь руководителем школьной телестудии «Объектив». Я поняла, что освоение информационно-коммуникационных технологий работа очень интересная, а, главное, - это технологии будущего, а так как мне работать в школе пусть и не в далеком, а ближайшем будущем, мне, как современному учителю, это просто необходимо.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Садыкова Айгюль Жаватовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого
Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое наследие: выдающиеся педагоги и педагогические шк...
Мастер-класс «Моё педагогическое открытие»
Мастер-класс «Моё педагогическое открытие»...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...
Моё педагогическое открытие «Исторический танец, как "проводник" в мир истории».
Моё педагогическое открытие «Исторический танец, как "проводник" в мир истории»....
2.1. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого занятия от МС ОО)...
2.2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от М
Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого занятия от МС ОО)...