Рабочая программа по географии 5-6 класс ФГОС
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

рабочая программа по географии для 5-6 класса пилотных школ, работающих по федеральным государственным стандартам. Данная программа составлена по предметной линии учебников «Сферы» (5—9 клас­сы), авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «География». Предметная линия учебников «Сферы» (5—9 классы), авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева и примерной программы по географии.

Основная цель — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

           Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира.

          Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».

В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по      отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.

           География в основной школе изучается в 5-6 классе 34 ч (1 ч в неделю).

  1. Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 5-6 классах

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству общность  их исторических судеб, чувства гордости за свою Родину; осознание единств географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность  их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. формирование личностных представлений о целостности природы Земли ее крупных районов и стран; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  2. умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4.  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8.   смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности  Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования  разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях  экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 

3. Содержание разделов курса «География. Планета Земля» 5-6 классы.

5 класс (34 часа)

Раздел 1. Источники географической информации (21 час)

Развитие   географических   знаний   о   Земле. (9 часов)  Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований. Практическая работа № 1 по составлению презентации о великих путешественниках.

 Глобус. (4 часа)

 Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. (3 часа)

 Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Практическая работа № 3 по определению азимутов на местности и на плане. Практическая работа № 2 Определение на местности направлений и расстояний, Практическая работа 4 по проведению полярной съёмки местности. 

Географическая карта — особый источник информации.(5 часов)

Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Практическая работа № 5 «Составление маршрута путешествия».

Раздел 2. Природа Земли и человек (13 часов)

Земля — планета Солнечной системы.(5 часов)

 Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. (8 часов)

 Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. . Практическая работа № 6  по определению горных пород по их свойствам.

Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Практическая работа № 7 «Построение профиля рельефа».

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

6 класс (34 часа)

Раздел 2. Природа Земли и человек (34 часа)

Гидросфера водная оболочка Земли. (10 часов)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Практическая  работа №8   по   описанию вод Мирового океана на основе анализа карт.

Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Практическая работа  №9  «Описание реки своей местности»

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (10 часов)

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Практическая работа №10 по обобщению данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Практическая работа №11 «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. (5 часов)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. (9 часов)

 Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практическая работа № 12 «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»»

                       Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном  тематическом    планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

  1. Перечень обязательных практических работ

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ в тетради- практикуме:

  1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);
  2. Построение профиля рельефа, (5 класс);
  3. Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);
  4. Полярная съемка местности, (5 класс);
  5. Составление маршрута путешествия, (5 класс);
  6. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов, (5 класс);
  7. Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);
  8. Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);
  9. Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);
  10. Комплексное описание реки, (6 класс);
  11. Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);
  12. Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

                                                              5-6 классы

  1. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  2. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
  3. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  4. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
  5. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
  6. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
  7. География.  Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
  8. География. Планета    Земля.    Методические    рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

  1. Список литературы для обучающих и педагогов

Перечень литературы для педагогов

  1. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  2. География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012
  3. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  4. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  1. Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
  1. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
  2. География.  Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
  3. География. Планета    Земля.    Методические    рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
  4. Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
  2. Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
  3. Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
  4. Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
  5. Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
  6. Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
  7. Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
  8. Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
  9. Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
  10. Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

  1. Оборудование кабинета.

Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, школьную метеостанцию, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, приборы системы глобального позиционирования;
  2. Стенды для постоянных и временных экспозиций;
  3. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

- графопроектор;

-аппаратура для записи воспроизведения аудио- и видеоинформации;

- компьютер;

- мультимедиа-проектор;

-интерактивная доска

-коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам обучающие программы;

- выход в интернет;

-учебная геоинформационная система;

  1. Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
  2. Комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
  3. Библиотека учебной, программнометодической, учебно методической, спавочно-информционной и научно-популярной литературы;
  4. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, оранизации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Бородина Галина Леонидовна, учитель географии, МОБУСОШ № 4 г. Новокубанска.

Предмет: География России.

8 класс

Тема урока: «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».

 Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство». Автор: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А Лобжанидзе,  8 класс, «Дрофа», 2009.

 Цель: Сформировать представления о закономерностях распределения основных элементов климата, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать основные элементы климата: распределение температур, количество осадков на территории России, определять коэффициент увлажнения .  

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: объяснять роль различных источников географической информации, выявлять, описывать и объяснять существенные признаки природных явлений, анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы; составлять описания различных природных явлений на основе анализа разнообразных источников географической информации.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

 Тип урока: комбинированный.

 Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

 Оборудование: климатическая карта России, атлас школьника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настраивает на успешную работу.


Подготовка к уроку, настраиваются на успех в учебной деятельности.

Целеполагание и мотивация

Сообщает о цели урока: Сегодня мы научимся определять то, что влияет на закономерности распределения тепла и влаги на территории России.


 

Записывают цели изучения темы.


«Открытие» нового знания.

Задание: в течение трех минут прочитать фрагмент текста учебника стр. 86. Сконструировать несколько вопросов по

 содержанию. Вопрос: при каких  условиях можно быстро и качественно выполнить задание?

Составление плана  и последовательность работы учащихся.

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. (У)

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.(У)

 В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Работают в парах.

 Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Игра №1 «Подбери  вопрос»

На доске записывает вопросительные слова и выражения:

Почему?

Докажи что….

Какова взаимосвязь?

Каковы причины?

Каковы следствия?

Что произойдет если?

Например: Распределение температуры воздуха на территории страны зависит от радиационного баланса. Почему?

2. Зимой на территории России происходит интенсивное выхолаживание поверхности. Докажи что это так?

Игра №2 «Найти опорное предложение»

Учитель напоминает учащимся, что такое опорное предложение. Он предлагает учащимся прочитать первую часть  параграфа.

 Примерные ответы

- в январе положение изотерм мало связано с географической широтой;

- четко прослеживается изменение январских температур при движении с запада на восток;

- к востоку возрастает повторяемость холодного континентального воздуха умеренных широт.

Игра №3 «Кто больше?»

Учитель предлагает прочитать фрагмент параграфа и выбрать как можно больше опорных предложений (работа продолжается в течение 3 минут)

Результаты работы: Кто отобрал 3 предложения? И больше?

Практическое занятие.

Определяем температуры января и июля для г. Петрозаводск, г. Сыктывкар, г. Ханты- Мансийск, г.Якутск, г.  Магадан. Заносим данные в таблицу.

города

Температуры января

Температуры июля

Калининград



 Москва



Екатеринбург



Новосибирск



Чита



Петропавловск - Камчатский







Игра № 4 «Моя познавательная задача»

Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать содержание следующей рубрики параграфа «Распределение осадков» и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные  слова, выписанные на доске.

Практическое занятие.

Проследим закономерность определения количества осадков

город

Количество осадков

Калининград


Москва


Екатеринбург


Новосибирск


Чита


Петропавловск - Камчатский



Игра № 5 «Кто быстрее?»

Учитель предлагает прочитать рубрику «Коэффициент увлажнения», отобрать опорные предложения, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения.









Практическое занятие.

Используя карту климата России определите самые

 «мокрые» и самые «сухие»  места на территории страны. И определите причины таких явлений.

Определите коэффициент увлажнения по природным зонам:

Природная зона

Количество осадков

испаряемость

коэффициент увлажнения

Лесотундра

300

200


Тайга

400

300


лесостепь

500

500


Если К = 1 увлажнение достаточное,

Если К меньше 1 скудное увлажнение

Если К больше 1 избыточное увлажнение.

Учащиеся заслушивают вопросы, находят в тексте предложения к вопросам

Работают с учебником. Стр.86-87 (Р)

 










Учащиеся читают текст учебника и выбирают опорные предложения, а затем зачитывают вслух.










Учащиеся работают с текстом учебника и находят опорные предложения. Ученик, который нашел больше всех опорных предложений, зачитывает их вслух.



Работа в тетради.
















Учащиеся конструируют познавательные задачи.

Например: распределение осадков зависит от циркуляции воздушных масс, рельефа, температуры воздуха. Докажи.




Работа в тетради.












Работа в парах. Учащиеся конструируют познавательные задачи. Те, кто выполнил задание быстрее других, зачитывает свой вариант(один из пары читает задачу, другой дает ответ)

Примеры:

- при различных температурных условиях с поверхности испаряется разное количество воды. Докажи, пользуясь «Климатической картой» и рис. учебника стр. 37

- что произойдет, если фактическое испарение будет больше годовой суммы осадков. Класс обсуждает познавательные задачи и способы их решения.


Работа в тетради.


Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.

Учитель вместе с учащимися  обсуждают эффективность приобретения умений в ходе урока.

Домашнее задание: §18.


Демонстрируют знания (П), оценивают работу на уроке всего класса (Л)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО.

Рабочая программа по географии 5-7 класс. ФГОС ООО. Учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева....

Рабочая программа по географии 5-7 класс ФГОС

Работая в эксперементе по ФГОС в 5 классе мной составлена рабочая программа по географии на 5-7 класс...

Рабочая программа по географии 5 - 9 классы (ФГОС) 2012 г.

Рабочая программа 5 - 9 класс по географии  к учебникам Е.М. Домогацких...

Рабочая программа по географии для 5 класса. ФГОС

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, ...

Рабочие программы по географии 5-9 класс ФГОС

Рабочие программы по географии ФГОС 5-9 классы, составленные на основе примерной рабочей программы по учебным предметам Географии 5-9 классы....

Рабочая программа по географии для 5 класса ФГОС

Рабочая программа по географии 5 класса ФГОС по учебнику Домогацких...

Рабочая программа по географии 5 - 9 класс. ФГОС.

Рабочая программа по географии 5 - 9 класс по ФГОС. Календарно - тематическое планирование географии в 5-6 классах. Классическая линия учебников....