Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. АПК
план-конспект урока (география, 9 класс) по теме

Литвинова Галина Юрьевна

Конспект урока по теме " сельское хозяйство Краснодарского края". Рассматриваются ведущие отрасли сельскохозяйственного производства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selskoe_hozyaystvo_kraya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. АПК»

Цели: сформировать у учащихся представление о развитии сельского хозяйства  в Краснодарском крае, показать причины его разнообразия,  перспективы развития, закрепить знания о АПК и его специфике в крае, воспитывать бережное отношение к природным богатствам родного края.

Задачи:  систематизировать и расширить представления о природных ресурсах, способствующих развитию сельского хозяйства;

- продолжить формирование у школьников представлений и знаний об агропромышленном комплексе России, Краснодарского края ;

- расширить и углубить знания учащихся о сельском хозяйстве края , района;

- проанализировать отраслевой состав сельского хозяйства , основных отраслей растениеводства;

- продолжить формирование навыков работы с документами, анализировать литературу о состоянии и развитии сельского хозяйства края, мотивировать поисковую и исследовательскую работу учащихся.

- Прививать любовь к малой Родине средствами изучаемого материала

Оборудование: физическая карта края, атлас Краснодарского края, рабочая тетрадь,  компьютер, учебный фильм по географии Кубани, диск по кубановедению, фотография поля.

Ход урока

  1. Организационный  

Цель: Организовать учащихся на успешную работу. ( 1 мин.)

Основной вид деятельности: словесный, демонстрация учебных материалов

  1. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного 

Цели: закрепление знаний полученных ранее; актуализация знаний; выявление вопросов требующих доработки; применение полученных знаний на практике

Основные виды деятельности: демонстрация, словесная работа, работа с картой, индивидуальная работа. ( 10-15 мин)

  1. Назовите основные отрасли промышленного производства Краснодарского края.
  2. Какие отрасли  имеют наибольший удельный вес в структуре валовой продукции промышленного производства края?
  3. Какие виды топливных ресурсов имеются в нашем крае? Дать характеристику нефтяной и газовой промышленности края.
  4. Какие виды электростанций есть на территории края?
  5. Какие отрасли машиностроительного комплекса получили развитие в нашем регионе?
  6. Назовите центры развития машиностроительных отраслей в крае.
  7. Перечислите основные предприятия химической промышленности на территории края.
  8. Какие отрасли пищевой промышленности получили развитие на Кубани?
  9. Дайте оценку состояния легкой промышленности края на современном этапе
  1. Усвоение новых знаний (15-20 мин)

Цель: обеспечение  восприятия, осмысления и  первичного запоминания знаний.

Основные виды деятельности: презентация, беседа, работа с картой, составление схемы - кластера. (15-20 мин)

1.Факторы, способствующие развитию сельского хозяйства в крае.

- назовите факторы, способствующие развитию сельского хозяйства в крае.

1. Агроклиматические ресурсы

2. Разнообразие почвенного покрова

3.Преимущественно равнинный характер рельефа

4.Наличие трудовых ресурсов

5.Возможность технического оснащения сельского хозяйства

6.Научная база

Место края в производстве с/х продукции страны.

Край занимает ведущее место по производству многих видов с/х продукции. 75% всего выращиваемого  в России риса приходится на долю нашего края,

 55% - винограда,  23% сахарной свеклы.

Для современного этапа развития с/х характерно существование различных форм собственности:

государственные предприятия, товарищества, кооперативы, АО. Значительное место занимают  крестьянские фермерские хозяйства ( более 23 тыс.)

                           Отрасли сельского хозяйства

                       Растениеводство                          Животноводство

                               67,33%                                                32,67%

Растениеводство специализируется на посевах зерновых культур: пшенице, ячменя, кукурузы, риса, овса, зернобобовых. На долю края приходится до 10% от общего объема производимой в России пшеницы. Посевы яровой пшеницы значительно уступают посевам озимой.

В структуре посевных площадей 5 – 10 % занимает кукуруза. Она требовательна к почвенно- климатическим условиям. На протяжении всего периода вегетации нуждается в большом количестве органических и минеральных удобрений. Это очень ценная культура, т.к. весь ее биологический урожай может быть использован для переработки

- что получают из кукурузы?

Продовольственные продукты, медицинские препараты,  зеленая массы – корма.

Рис – ценный продукт питания для человека и корм для животных. Продукты переработки используются в текстильной и парфюмерной промышленности. Выращивается при искусственном орошении.

- Назовите основные районы возделывания риса.

Зернобобовые: горох, соя, фасоль, бобы. Их используют как кормовые, технические и пищевые.

Технические, используют как сырье для технической переработки. К техническим культурам относятся: свекла, подсолнечник, табак, эфиромасличные культуры, конопля, клещевина. Наибольшая площадь занята под подсолнечник и сахарную свеклу.

- Кто из кубанских селекционеров вывел новые более ценные сорта подсолнечника?

Выращивается подсолнечник для изготовления масла, которое используется в пищевой промышленности для приготовления маргарина, кондитерских изделий, консервирования. Используется в мыловаренном и лакокрасочном производстве (олифа). Переработанные отходы являются ценным кормом для животных. Из стеблей получают поташ.

Выращивают подсолнечник повсеместно, но наибольшие площади он занимает в северной и центральной частях края.

Сахарная свекла используется для получения сахара, жома, патоки.

Посевы табака и махорки в последнее время резко сократились. Сырье используется не только для получения табачных изделий. Из махорки получают лимонную кислоту, из табачных семян – ценные масла, из табачных стеблей – целлюлозу.

Эфиромасличные культуры находят широкое применение в медицине, пищевой и парфюмерной промышленности, в бытовой химии.

Выращивают кориандр, шалфей, лаванду, мяту поперечную, базилик, розу.

Овощеводство получило широкое развитие в крае.  Сновные овощные культуры: томат, зеленый горошек, капуста, баклажаны, огурцы, кабачки, перец, картофель и др. На их возделывании специализируются центральные, западные и южные районы края. Перерабатывают овощи в Крымске, Абинске, Ейске и др. населенных пунктах.

Картофель дает хороший урожай преимущественно в предгорной части. В последнее время посевные площади под эту культуру стали увеличиваться. В фермерских и личных подсобных хозяйствах почти в 2 раза.

Выращивают кормовые культуры для нужд животноводства

Посевы бахчевых культур невелики. Арбузы и дыни требуют для выращивания большого количества тепла. Они дают хороший урожай на супесчаных и песчаных почвах, а дыни – на суглинистых почвах. Тыква менее требовательна к теплу.

Виноградарство. Одной из важных характерных отраслей именно для нашего края является виноградарство. Производством винограда занимаются 42 специализированных хозяйства, 22 из которых выпускают продукцию виноделия.

Садоводство.

Основные районы садоводства расположены в западной и южной части  Азово-Кубанской низменности и Черноморском побережье. В садах выращивают южные теплолюбивые культуры:  яблони, груши, сливы, вишню, черешню, айву, персик, абрикос. Наиболее крупные садоводческие хозяйства края: «Сад –Гигант», «Новомихайловское», «Предгорья Кавказа». Производством плодов и ягод занимаются 373 коллективных и фермерских хозяйства.

Субтропические культуры: мандарины, чай.

В 1895-96 гг. в Россию из Китая были завезены семена чая. Родиной русского чая является село Солохаул, расположенное на берегу реки Шахе на высоте 400 м. над уровнем моря. В 1901 г. крестьянин Кошман И.А. посадил первые плантации чая. В 1905 году был получен первый урожай чая.

Чай и цитрусовые культуры производятся в 7 хозяйствах на Черноморском побережье в районе г.Сочи.

Животноводство.

Факторы,  способствующие развитию животноводства в крае:

  1. Благоприятный климат
  2. Естественная кормовая база на степных равнинах и в предгорьях
  3. Интенсивное развитие сельского хозяйства с развитым растениеводством
  4. Потребности населения в продукции животноводства

Из отраслей животноводства в нашем крае представлены: скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство. Некоторые сельскохозяйственные предприятия занимаются коневодством, пчеловодством, пушным звероводством, рыболовством, кролиководством, страусоводством. Но в целом доля края в общероссийском объеме мясной продукции невелика.

Скотоводство.

Ведущая роль  в крае принадлежит разведению крупного рогатого скота. Широкое распространение получило скотоводство двух направлений: мясного и молочно-мясного, хотя  в крае есть производства и  молочного направления.

 Свиноводство.

Из всех видов животноводства наиболее развитием в крае является свиноводство, что связано с наличием хорошей кормовой базы для этого производства. Особенно развито свиноводство в северных районах края, в том числе и Тимашевском районе районе.

 Птицеводство.

Птицеводство является развитой отраслью на Кубани, т.к продукция птицеводства всегда востребована для населения. В птицеводческих производствах и подсобных хозяйствах выращиваются гуси, утки, индейки и куры. В недавнее времени стали появляться  страусиные фермы.  

Овцеводство.

Традиционная отрасль на Кубани, основной продукцией которой является – шерсть и мясо. В крае разводятся овцы различных пород. В разведении эти животные очень неприхотливы, чем объясняется значительный рост поголовья в последние годы овец в подсобных хозяйствах.  (выступление учащегося)

 Коневодство.

Степная зона края издавна использовалась как пастбище для лошадей. В настоящее время эта отрасль составляет незначительную часть в животноводстве. Однако с восстановлением казачьих традиций на Кубани усиливается и внимание к этому виду производства.

  Пчеловодство.

Это – очень высокодоходная отрасль производства. Чем объясняется её высокое развитие на всей территории края. На Кубани кроме значительных производителей продукции пчеловодства, этим производством  занимаются многие частные предприниматели и жители края.  

 Звероводство.

На территории края  среди животноводческих хозяйств значительное место занимают хозяйства звероводства, как пушного, так и мясного направления. Более всего в таких хозяйствах разводят кроликов, норок и нутрий. з.  Рыболовство.

Немаловажную роль для Кубани играет рыболовство. Край богат различными водными объектами, которые и используются для рыболовства. Однако природные нерестилища рыбы значительно пострадали за прошлые годы от хозяйственной деятельности человека, поэтому воспроизводство рыбы стало целой отраслью.

АПК края. В структуре АПК выделяют три основные сферы, или группы отраслей и производств.

  1. Сельское хозяйство
  2. Отрасли, перерабатывающие с/х сырье
  3. Отрасли производства, выпускающие средства производства для с/х. А также обслуживающие производства, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию с/х продукции.

-Назовите отрасли перерабатывающие с/х сырье, развитые на территории края.

-Какие отрасли III звена АПК развиты в крае?

  1. Проверка понимания изученного материала 

Цель: проверка усвоения полученных знаний. (3-5 мин.)

Основные виды деятельности: ответы на вопросы.

1.Какими отраслями представлено с/х края?

2.Назовите основные предпосылки развития с/х в крае

3.Навовите основные зерновые и технические культуры, распространенные к нашем крае.

V. Закрепление полученных знаний 

Цели: закрепить полученные знания; начать вырабатывать умения применять их ( 5 -10 мин.)

Основной вид деятельности: составление схемы, выделение районов, представление схемы-кластера.

Составление кластера.

 Кластер представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые анализируются и дополняются новыми ассоциациями.

Ключевое слово «АПК»

Ассоциации:  сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, с/х машиностроение, пашня, сельскохозяйственные культуры .

 Дополните кластер новыми словами, ассоциациями, понятиями.

Какие отрасли имеют наиболее высокий уровень развития, проставьте номера очередности по уровню развития различных звеньев АПК.

  1. Домашнее задание (1 мин). Тема 8, * 23, 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа"Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию"

Исследовательская работа по теме "Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию"...

Исследовательская работа"Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию"

Исследовательская работа по теме "Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Методы переработки сельскохозяйственной продукции»

Данная методическая разработка практического занятия по теме «Методы переработки сельскохозяйственной продукции» предназначена для преподавателей дисциплины «Хранение и переработка сельскохозяйственно...

Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2013 г.

Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции в 2013 г....

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» по профессии 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства)

Данная рабочая программа по общеобразовательной дисциплине "Английский язык" по профессии СПО 19.01.09 Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции (по отраслям производства) составлена...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Комплект методических материалов по учебной дисциплине "Химия" для профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Календарно-тематический план и Рабочая программа  общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...