рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Стенникова Наталья Валентиновна

 

.

Рабочая программа к учебнику  Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой для 6 класса  Начальный курс географии- М.:Дрофа,2005-2010 составлена на основании  програмы по географии для 6-10 классов под редакцией И.В. Душиной (М.:Дрофа,2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geo_6.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Павловского района

Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лебяжинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор ОУ: ___________

Васильева Л.Н.                    

Приказ № ___ от __________

Рабочая учебная программа

география

6 класс

на 2013 – 2014 учебный год

(составлена на основании примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень), авторской программы по географии для 6 класса Т.П. Герасимовой)

Составитель:

Стенникова Н.В.,

учитель географии

МБОУ «Лебяжинская сош»

с. Лебяжье  2013 г.

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., авторская программа по географии для 6-10 классов под редакцией И.В. Душиной (М.:Дрофа,2011).

     Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии, достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

     При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

     Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

     Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

- Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

- Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

-    Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

-  Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Мини – сочинения;
  • Работа с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;
  • Рефлексия

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35  учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента (70 часов, 2 часа в неделю).

Структура курса

В структурном соотношении курс состоит из Введения и четырех  разделов: «Виды изображений земной поверхности», «Строение Земли. Земные оболочки», «Население Земли», «Влияние природы на жизнь и здоровье человека».

Учебно-тематический план (70 часов)


раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Введение.

3

2

1.

Виды изображений земной поверхности.

14

7

2.

Строение Земли. Земные оболочки

46  

13

3.

Население Земли

3

1

4.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

2

0

ИТОГО

68+2 (резерв)

23

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практические работы. На местности: 1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоёмов (их использование, изменения, охрана).

На контурной карте: 1. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.

2. Надписать названия материков и океанов.

РАЗДЕЛ I.  ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (14 часов)

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности

Понятие о плане местности. Условные знаки. Масштабы. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане.

Способы съемки местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке местности. Составление простейших планов местности. Особенности изображения населенного пункта (села, города или чисти города). Определение (примерно) местонахождения своей школы. Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы. 

1 (3). Ориентирование на местности.

2 (4). Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).

3 (5). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  

Тема 2. Географическая карта  

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий.

Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Значение планов местости и географических карт. Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы. 

1 (6). Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.

2 (7). Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе координат  своей местности).

3 (8). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность.  

4 (9). Характеристика карты (или ее частей) своей местности.

Раздел II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (46 часов)

Тема 1. Литосфера

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.

Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение форм рельефа.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые). Различия гор по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Значение гор.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека. Значение равнин.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана, переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы. 

 1 (10). Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

2 (11).  Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

3 (12). Изучение рельефа своей местности.  

4 (13). Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры.  

Тема 2. Гидросфера

Что такое гидросфера? Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель.

Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, полуострова. Деление Мирового океана на океаны, моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение Мирового океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные.  

Озера. Озерные котловины и  их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники: горные, покровные. Многолетняя мерзлота.

Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы. 

1 (14). Характеристика карты океанов.

2 (15). Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

3 (16).  Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего     населенного     пункта     до     ближайшего     моря.

4 (17).  Изучение подземных и поверхностных вод своей местности  как  части  мирового  круговорота   воды   в   природе. Описание гидросферы.

Тема 3. Атмосфера 

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, туман и облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика,  причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика. Распределение солнечного света и тепла по Земле. Тропики, полярные круги, пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы. 

1 (18). Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

2 (19). Описание климата своей местности. Описание атмосферы.

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практические работы. 

1 (20). Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.

Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.

Природные комплексы своей местности.

Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.

Практические работы.

1 (21). Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

2 (22). Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

Раздел III     НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  ( 3 часа)

Тема 1. Численность населения Земли. Расовый состав

Общая численность населения Земли.

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы; равенство рас.

Тема 2. Основные типы населённых пунктов

Городские поселения и сельские.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Практическая работа.

1 (23). Составление полного описания географического комплекса своей местности.

Тема 3. Человек – часть биосферы

 Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Воздействие человека на биосферу.

РАЗДЕЛ IV. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

 (2 ЧАСА)         

Стихийные природные явления. Влияние природы на жизнь человека.

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.

        Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Формы организации работы учащихся:

- индивидуальная.

- коллективная:

 - фронтальная;

 - парная;

 -групповая

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Виды деятельности учащихся:

  • Устные сообщения;
  • Обсуждения;
  • Мини – сочинения;
  • Работа с источниками;
  • Доклады;
  • Защита презентаций;
  • Рефлексия

Учебно-тематическое планирование по географии

Класс 6

Учитель Стенникова Н.В.

Количество часов – 70, в неделю – 2 час

Плановых контрольных работ –5, Практических – 23

Планирование составлено на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., авторская программа по географии для 6-10 классов под редакцией И.В. Душиной (М.:Дрофа,2011)

Учебник  Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова Начальный курс географии- М.:Дрофа.2003

Табличное представление календарно-тематического планирования

№ уро-ка


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические работы

Экскурсии

Введение

3

2 + 2 – на к/к

  1

 

1

1

География как наука

1

Пр.р.№1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

 

 

 

2

2

Путешествия и географические открытия

1

На  к/к: 1. Нанести маршруты путешествий Ф.Магеллана, х.Колумба

2.  Надписать названия материков и океанов

 Географический диктант

 

 

3

  3.

Земля-планета Солнечной системы.

1

Пр.р.№2 - экскурсия

 Географический диктант

Экск.  №1 Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоёмов (их использование, изменения, охрана).

 

1.

Виды изображений земной поверхности

14

7

1

  1.1.

План местности

6

3

4

1.1.1

Понятие о плане местности. Условные знаки.

1

Тест1. «Введение»

5

1.1.2

Масштаб плана

1

Топографический диктант

6

1.1.3

Стороны горизонта. Ориентирование

1

Пр.р. № 1 (3). Ориентирование на местности.

Проверочная работа

7

1.1.4

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

 

8

1.1.5

Составление простейших планов местности

1

 Пр.р. № 3 (5). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними

9

1.1.6

Урок-практикум «Составление плана школьного двора»

1

Пр.р. № 2 (4). Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов)

1.2.

Географическая карта

8

4

1

10

1.2.1

Форма и размеры Земли

1

Тест 2. «План местности»

11

1.2.2

Географическая карта

1

Пр.р.№ 1 (6). Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов

Географический диктант

12

1.2.3

Градусная сеть на глобусе и картах

1

Пр.р.№ 3 (8). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность

13

1.2.4

Географическая широта.

1

14

1.2.5

Географическая долгота Географические координаты

1

Пр.р 2 (7). Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе координат  своей местности)

15

1.2.6

Изображение на физических картах высот и глубин

1

Географический диктант

16

1.2.7

Урок-практикум

1

Пр.р.№ 4 (9). Характеристика карты (или ее частей) своей местности

17

1.2.8

Контрольная работа №1

1

К. р.№1 по теме

«Виды изображений земной поверхности»

2.

Строение Земли. Земные оболочки

46  

13

2.1

Литосфера

10

4

1

18

2.1.1

Внутреннее строение Земли

1

19

2.1.2

Горные породы и минералы

1

Пр.р.№ 1 (10). Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).

20

2.1.3

Движения земной коры

1

Географический диктант

21

2.1.4

Вулканы. Горячие источники и гейзеры

1

22

2.1.5

Горы суши

1

23

2.1.6

Равнины суши

1

Пр.р.№ 2 (11).  Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.

24

2.1.7

Равнины суши.

Особенности рельефа своей местности

1

Пр.р.№ 3 (12). Изучение рельефа своей местности.  

25

2.1.8

Рельеф дна Океана

1

.  

26

2.1.9

Урок-практикум

1

Пр.р.№  4 (13). Обозначение на контурной карте объектов рельефа. Описание земной коры

27

2.1.10

Контрольная работа № 2 по теме «Литосфера»

1

Контрольная работа по теме: «Литосфера»

2.2

Гидросфера

12

4

1

28

2.2.1

Вода на Земле

1

Тест 3. «Круговорот воды в природе»

29

2.2.2

Части Мирового океана

1

Пр.р. № 1 (14). Характеристика карты океанов

30

2.2.3

Свойства океанических вод

1

31

2.2.4

Волны в Океане

1

Проверочная работа

32

2.2.5

Океанические течения. Изучение Мирового Океана

1

33

2.2.6

Обобщение темы «Мировой океан» Практикум

1

Пр.р. № 2 (15). Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте

Пр.р. № 3 (16).  Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего     населенного     пункта     до     ближайшего     моря

34

2.2.7

Подземные воды

1

35

2.2.8

Реки

1

36

2.2.9

Реки

1

37

2.2.10

Озера. Ледники.

1

Пр.р. № 4 (17).  Изучение подземных и поверхностных вод своей местности  как  части  мирового  круговорота   воды   в   природе. Описание гидросферы

Проверочная работа

38

2.2.11

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы

1

39

2.2.12

Контрольная работа  №3 по теме «Гидросфера»

1

2.3

Атмосфера

17

2

1

40

2.3.1

Атмосфера, ее строение

1


41

2.3.2

Температура воздуха

1

Тест 4. Атмосфера: состав, значение, изучение

42

2.3.3

Годовой ход температуры воздуха

1

Проверочная работа

43

2.3.4

Построение графиков суточного и годового хода температур. Установление их особенностей.

1

44

2.3.5

Атмосферное давление

1

45

2.3.6

Ветер

1

Тест 5. Температура воздуха, атмосферное давление

46

2.3.7

Построение диаграммы «Роза ветров»

1

47

2.3.8

Водяной пар в атмосфере.

1

48

2.3.9

Облака

1

49

2.3.10

Атмосферные осадки

1

50

2.3.11

Погода

1

Пр.р. №1 (18). Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).

Тест 6. Ветер, водяной пар в атмосфере, атмосферные осадки, облака

51

2.3.12

Климат

1

Тест 7. Погода

52

2.3.13

Климат

1

Пр.р. № 2 (19). Описание климата своей местности. Описание атмосферы

53

2.3.14

Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

Тест 8. Климат

54

2.3.15

Причины, влияющие на климат

1

55

2.3.16

Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

1

Тест 9. Причины, влияющие на климат

56

2.3.17

Контрольная работа № 4 по теме «Атмосфера»

1

Контрольная работа по теме «Атмосфера»

2.4

Разнообразие и распространение организмов на Земле

5

1

1

57

2.4.1

Разнообразие и распространение организмов на Земле

1

58

2.4.2

Природные зоны Земли

1

59

2.4.3

Организмы в Мировом океане

1

Проверочная работа

60

РК

2.4.4

Воздействие организмов на земные оболочки

1

Пр.р. №1 (20). Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

61

2.4.5

Контрольная работа № 5 по теме «Разнообразие и распространение организмов на Земле»

1

Контрольная работа по теме «Разнообразие и распространение организмов на Земле»

2.5

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы

2

2

62

2.5.1

Природный комплекс

1

Пр.р. №1 (21). Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.

63

2.5.2

Практикум

1

Пр.р. №2 (22). Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.

3

Население Земли

3

1

3.1

Численность населения Земли. Расовый состав

1

64

3.1.1

Численность населения Земли. Расовый состав

1

3.2

Основные типы населённых пунктов

1

1

65

3.2.1

Основные типы населённых пунктов

1

Тест 10.  Население Земли

3.3

Человек – часть биосферы

1

66

3.3.1

Человек – часть биосферы

1

4.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека

2

67

4.1

Стихийные природные явления

1

68

4.2

Главные особенности географических комплексов своей местности

1

Пр.р. № 1 (23). Составление полного описания географического комплекса своей местности.

69

резерв

Итоговый урок по курсу

 «Физическая география»

1

70

резерв

Итоговый контроль по курсу 6 класса

70

23

5

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  2. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;    

            уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  2. Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  3. Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
  •  Самостоятельность ответа.
  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками

географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

        Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

        Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

 

 

Перечень обязательной географической номенклатуры:

6 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.

ЛИТЕРАТУРА

Учебник

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии- М.:Дрофа,2005-2010.

УМК

 Географический атлас и контурные карты:6 класс. - М.:Дрофа,2010.

Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии – М.: Дрофа,2010.

Дополнительная литература

1.За страницами учебника географии – М.:Дрофа 2005

2.Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 класс – М.: Просвещение,2005.

3. Уроки географии в 6  классе. М.:Дрофа.2007.

4. Игры на уроках географии 6-7 классы. А.М.Зотова. М.:Дрофа.2007.

5. География .6 класс. Занимательные материалы. «Корифей».2007.

6. Внеклассная работа по географии 6 класс. «Корифей».2007.

7. Тесты. География. 6-7 класс. Г.Н.Элькин. Санкт-Петербург. 2005.

8. Поурочное планирование. Физическая география. Г.Н. Элькин. Санкт-Петербург.2000.

9. Поурочные разработки по географии.6 класс. Н.А. Никитина. М.: «Вако».2005.

Экологическая книга для чтения. Современные тетради. М:2008.

10. География в литературных произведениях. М.:Дрофа.2005.

11. География 6-10 классы. Уроки исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград «Учитель» 2010.

12. Региональная экология. Домодедовский район. М.2000.

13. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии. Н.Л.Галеева, Н.Л. Мельничук. М.2006.

14. Школьные олимпиады. География. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. М.: Айрис-пресс.

15. Тематические игры по географии. И.В. Метрофанов. М.: Сфера.2002.

16. География: от урока к экзамену. Сборник задач. М.: Прсвещение.1999.

17. Современная школьная энциклопедия. – М.:РОСМЭН,2007.

18. Используются также Интернет-ресурсы

 http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...