"Внутренние воды Северной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Разработка урока с использованием мультимедийной системы и электронных карт. Направлен на то, чтобы сформировать у учащихся представление о внутренних водах Северной Америки; выяснить особенности их распределения по материку, характер течения, питания, режима. Познакомить учащихся с крупнейшими реками, озёрами и водопадами континента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vnutrennie_vody_severnoy_ameriki.zip9.85 КБ

Предварительный просмотр:

Большой Каньон.

    Большой Каньон реки Колорадо – одно из грандиозных явлений природы. Ущелье, по дну которого течёт река Колорадо, протянулось на 320 км, а его глубина –составляет 2 км. В некоторых местах его отвесные стены выглядят как волшебный город из разноцветного камня с храмами, башнями и замками. Этот глубокий разрез в земной коре сделан рекой. Воды реки Колорадо на протяжении тысячелетий пробили ущелье, и год за годом Колорадо продолжает ещё глубже врезаться в его дно.

    Ширина каньона – от 25 до 8 км, а в некоторых местах до 120 метров. На дне ущелья рядом с рекой отчётливо проявились древние кристаллические породы. Это остатки древней горной системы, которая разрушена временем.

    Первым белым человеком, увидевшим Большой Каньон, был испанский путешественник Гарсиа Лопес де Карденас, открывший Каньон в 1540 году. Правительство США выделило самую красивую интересную часть Каньона под национальный парк «Большой Каньон».

     Теперь тысячи туристов приезжают каждый год полюбоваться здешними красотами, а дети даже могут покататься на муле по дну ущелья вдоль реки Колорадо.  

Ниагарский водопад.

   Ниагара по – индейски означает «Гром вода». Эта река соединяет два крупных озера – Эри и Онтарио, являясь государственной границей между Канадой и США. Длина реки составляет 58 км, падение её уровня на всём протяжении 107 метров. Вниз по течению русло реки разделяется Козьим островом на два потока воды и двумя водопадами низвергается вниз. Западная часть водопада (большая) – канадская, а восточная значительно меньшая, находится вблизи американского берега.

   Ниагарский водопад грандиозен. Ежесекундно вниз летят огромные массы воды. Рёв падающей воды заглушает все звуки, приходится, разговаривая между собой, кричать. У подножья водопадов настоящий бурный кипящий котёл, над которым поднимается на высоту 100 метров облако брызг.

   Вечером туристы собираются на Козьем острове, чтобы полюбоваться на освещённые прожекторами водопады. Водопады окрашиваются, то в красный цвет, то становятся лиловыми, оранжевыми, жёлтыми, зелёными. Яркое отражение в воде увеличивает красоту зрелища.  

Миссисипи

    Миссисипи собирает и несёт в Мексиканский залив воду почти с трети территории США. У неё два главных притока: дикая необузданная Миссури и более полноводная, светлая, живописная и спокойная Огайо. «Толстая грязнуха» - так называют Миссури местные жители. И верно, река во время весеннего половодья похожа на грязно-жёлтый поток. Она тащит хворост, деревья с корнями и кронами. Соединившись, Миссури и Миссисипи километров 40 текут не смешиваясь. Справа жёлтый поток, слева – голубоватый. Ниже по течению картина повторяется: но уже помутневшая Миссисипи принимает светлые воды Огайо. В результате таяния снега и ливневых дождей река выходит из берегов и наносит ущерб для прилегающих территорий.

    Путь Миссисипи заканчивается в Мексиканском заливе, но когда-то он был значительно короче. За время своего существования, река затянула наносами северную часть залива и течёт теперь по созданной ею территории ещё на 1600 километров. По этой причине длина реки всегда приблизительная.

    Река имеет большое значение для местных жителей. О Миссисипи, также как и о Волге, сложены песни. На языке индейцев «Миссисипи» - значит «Великая река», «Отец вод».

Тест №1 «Климат Северной Америки».

1. Какой климатический пояс не пересекает Северную Америку:

    а) арктический;

    б) экваториальный;

    в) субэкваториальный.

2. Какой залив оказывает охлаждающее влияние на климат материка:

    а) Гудзонов;

    б) Калифорнийский;

    в) Мексиканский.

3. Большая часть материка лежит:

    а) в тропическом поясе;

    б) в арктическом;

    в) в умеренном.

4. Средиземноморский тип климата встречается:

    а) в субтропическом поясе;

    б) в тропическом;

    в) в умеренном.

5. В умеренном поясе наибольшее количество осадков выпадает:

    а) на западном побережье;

    б) в центре материка;

    в) на восточном побережье.

Тест №2 «Климат Северной Америки».

1. Климатический пояс, который пересекает материк на юге:

    а) тропический;

    б) экваториальный;

    в) субэкваториальный.

2. Отепляющее влияние на климат материка оказывает:

    а) Гудзонов залив;

    б) Мексиканский залив

    в) залив Аляска.

3. Причина, влияющая на образование ураганов в центральной части материка:

    а) разница атмосферного давления и температуры;

    б) близость океана;

    в) горная система на западе.

4. Климатический пояс, в котором осадки выпадают зимой:

    а) субарктический;

    б) умеренный;

    в) субтропический.

5. Самое жаркое и сухое место на материке:

   а) долина Смерти;

   б) полуостров Калифорния;

    в) полуостров Лабрадор.

 

Внутренние воды Северной Америки.

Цели и задачи урока: 1) сформировать у учащихся представление о    

                              внутренних водах Северной Америки; выяснить  

                              особенности их распределения по материку, характер

                              течения, питания, режима. Познакомить учащихся с

                              крупнейшими реками, озёрами и водопадами.

                              2) развивать умение учащихся работать с атласом и  

                              контурной картой.

                             3) воспитывать географическую культуру учащихся и

                              способствовать эстетическому восприятию объектов  

                              природы.  

                             

Оборудование: интерактивные карты Северной Америки,

                                 географические атласы, контурные карты, компьютер,      

                                 интерактивная доска, раздаточный  материал: «Тесты».

Тип урока: комбинированный.

Методы: фронтальный опрос, тестирование, работа с атласом, работа с    

                   Контурной  картой, сравнение, исследование.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

- Сколько климатических поясов пересекает Северную Америку?

- Назовите эти климатические пояса.

- Какой климатический пояс занимает большую площадь на материке?

- Какой климатический пояс занимает минимальную площадь на материке?

- Какие факторы повлияли на формирование климата?

- Какое влияние на климат материка оказывает Гудзонов залив?

- Почему в центральной части материка очень часто бывают ураганы?

- Можно ли Северную Америку назвать сухим материком?

- Где больше всего на материке выпадает осадков?

Тест по вариантам «Климат Северной Америки» - раздаточный материал.

3. Изучение нового материала:

На материке Северная Америка есть много интересных географических названий, если их перевести с индейского языка, то они звучат следующим образом: «Лошадь, которая не устаёт», « Первая в мире обманщица», «Грязная толстуха», «Отец вод». Как вы считаете, к каким географическим объектам они относятся?

Правильно! И тема нашего сегодняшнего урока «Внутренние воды Северной Америки».

А) РЕКИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

- Вспомните, что мы относим к внутренним водам?

- Как вы считаете, а каких водных объектов мы больше всего видим на материке?

- Бассейну, каких океанов принадлежат реки континента?

- Назовите наиболее крупные из них?

 

 Северный Ледовитый океан: Макензи.

  Тихий океан: Колумбия, Колорадо.

  Атлантический океан: Миссисипи, Святого Лаврентия.

- Давайте сравним реки: а) по характеру течения;

                                           б) по типу питания;

                                            в) по режиму.

- А какие факторы влияют на столь существенные различия ( климат и рельеф )?

 

-А какая из рек будет самой протяжённой и полноводной рекой?

Сообщение о Миссисипи.

Фрагмент интерактивной карты.

- А теперь давайте обратим внимание на совершенно противоположную реку по характеру реку – Колорадо.

- Как вы считаете, почему горные реки не такие полноводные как равнинные?

Сообщение о Колорадо.

Фрагмент интерактивной карты.

- Как вы считаете, а какая река на этом материке будет начинать таять с верховья, а замерзать, наоборот, с нижнего течения?

Б) ОЗЁРА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Огромную водную систему на материке образуют Великие озёра и река Святого Лаврентия, которая соединяет их с Атлантическим океаном.

Фрагмент интерактивной карты.

Великие озёра – одна из замечательных черт в природе материка. Их пять – Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио и Эри. Они являются тектоническими по происхождению, которые образовались в прогибах земной коры. По площади озеро Верхнее превосходит озеро Викторию, а озеро Онтарио превосходит Ладожское, величайшее из европейских озёр. Вода из озера Верхнее, выливается в озеро Мичиган и Гурон, которые образуют большое общее зеркало. Озеро Гурон соединяется с озером Эри. А озеро Эри знаменитой Ниагарой с озером Онтарио. А озеро Онтарио рекой Святого Лаврентия соединяется с Атлантическим океаном. Уникальным объектом природы материка является Ниагарский водопад.

Сообщение учащегося.

Фрагмент интерактивной карты.

В) ОЗЁРА, БОЛОТА, ЛЕДНИКИ.

Существенное влияние на формирование внутренних вод материка оказал ледник. И подтверждение тому система озёр на севере континента. Котловины их образовались в результате разломов земной коры, но затем были углублены ледником.

- Приведите пример наиболее крупных озёр, которые будут ледниковыми по происхождению. ( Виннипег, Большое Медвежье озеро, Большое Невольничье озеро ).

Здесь мы видим и самые большие участки заболоченной местности.

- Что привело к их здесь образованию?

- А чем ещё представлены внутренние воды Северной Америки?

Есть горные ледники, а есть покровные.

- Приведите примеры территорий покрытых ледниками.

 

Мы начинали свой урок с того, что рассмотрели разнообразие вод материка.

- Так какой же мы можем сделать вывод об обеспеченности Северной Америки внутренними водами?

- Чем они представлены на материке?

- Вспомните названия самых крупных объектов, о которых шла речь на уроке.

4. Закрепление:

Работа с контурной картой.

- Подпишите на карте названия внутренних вод о которых шла речь на сегодняшнем уроке.

5. Домашнее задание: параграф 54, зад. 1-4 стр. 216.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Внутренние воды Северной Америки"

Вариант конспекта  урока по теме "Внутренние воды Северной Америки" по географии материков и океанов в 7классе...

Самостоятельная работа 7 класс. Климат и внутренние воды Северной Америки.

Проверка знаний  "Климат и внутренние воды Северной Америки" 7 класс...

Внутренние воды Северной Америки

Урок изучения рек и озер Северной Америки...

Внутренние воды Северной Америки

Продолжить Продолжить Продолжить знакомство учащихся с природными условиями Северной Америки...

Электронное приложение "Внутренние воды Северной Америки"

Представляю электронное приложение к уроку географии в 7 классе «Внутренние воды Северной Америки» как пример использования компьютерных технологий на уроке.  На данном уроке я ставила след...

Презентация "Внутренние воды северной Америки"

Подготовлена к уроку в 7 классе. имеет слайды с текстовой информацией и слайды с фото...

Номенклатурный диктант по теме: "Внутренние воды Северной Америки"

Данная проверочная работа предназначена для учащихся 7 класса и позволит проверить, насколько хорошо учащиеся запомнили местоположение рек и озер Северной Америки. Работа выполнена на 4 варианта....