Урок по теме Африка
методическая разработка по географии по теме
Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_afrika.doc | 88.5 КБ |
present_tema_afrika1.ppt | 1.45 МБ |
present_tema_afrika2.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе,
учитель Колошко Наталья Георгиевна.
МБОУ Посудичская ООШ
Тема: Географическое положение Африки. История открытия и исследование материка.
Цель урока: изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через поисковую и практическую работу по теме урока.
Результаты обучения.
Предметные:
- дадут определение понятию «Географическое положение материка»;
-определят протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах;
-оценят, как ГП влияет на природу материка;
-познакомятся с историей исследования материка.
Познавательные УУД:
-из предложенного учителем источника выпишут необходимую информацию о ГП Африки;
-по данной информации о ГП материка выполнят практические задания,
сделают необходимые объяснения и сравнения.
Регулятивные УУД:
-ученик организовал свои действия с помощью учителя по намеченной цели, высказал своё впечатление о проделанной работе;
-исходя из поставленных задач, ученик самостоятельно организовал свои действия, умеет оценить и проанализировать свою работу, делать сравнения.
Коммуникативные:
-ученик отвечает на вопросы с помощью учителя или товарищей;
-ученик самостоятельно даёт ответ, приводит доказательства, вступает в дискуссию, понимает мнение другого.
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта Африки; глобус, атласы, к/к, компьютер, диск.
Учитель: На предыдущих уроках географии мы говорили с вами о природе Земли в целом. Сегодня и на последующих уроках мы поведём разговор об отдельных крупных природных комплексах Земли – это о материках и океанах.
Прослушайте детскую песенку и определите тему нашего урока (звучит песня).
Объявление темы урока и целей урока. Мы с вами живём в развитом наполненном всевозможной информацией обществе, иногда, если не сидим в аськах, смотрим телевизор, и совсем редко слушаем новости.
Используя свои личные ресурсы, дополните фразу: «Я уже знаю об Африке…» и напишите на листе бумаги, который лежит перед вами, что хочу узнать.
Высказывания учащихся.
Учитель: А знаете ли вы?
Пирамида фараона Хеопса самая величественная среди остальных пирамид. Её высота 137 метров. Длина пути вокруг пирамиды 1км. Пирамида сложена из плит. Каждая плита весит 2 тонны. А таких плит в пирамиде 2млн 300штук. В те далёкие времена не было у людей ни кранов, ни грузовиков. Всё делали в ручную. Древние люди, жившие на этой земле, были не только терпеливыми, но и искусными строителями и храбрецами.
Самый древний в мире университет Аль-Ахзар был основан в Египте в 989 году. Тогда в нём преподавали математику, астрономию, медицину и географию.
Самый старый хлеб на свете обнаружен в гробнице царицы Хатшепсул в Египте. Его возраст более 3500 лет.
Учитель: Как полагают учёные, слово «Африка» происходит от названия берберского племени африкии, которое жило в одном из районов на севере материка.
Презентация.
Африка… Эта земля похожа на гигантский остров, готовый уплыть в океанскую синь. Связана она с соседними землями лишь слабой и узкой перемычкой на северо-востоке. Тысячи километров нужно пройти, пока доберёшься от одного берега до другого – так она велика. Она родина многих народов: больших (2м. роста) и малых (1м.40см.), населяющих её бескрайние просторы. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной.
Здесь есть всё. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, и поднебесные горы с никогда не тающими снеговыми шапками на вершинах, и раскалённые солнцем песчаные пустыни, где не бывает дождей.
Здесь встретишь большие шумные города с небоскрёбами и крошечные деревушки с крышами из пальмовых листьев, просторные пляжи на берегу океана и могучие полноводные реки, в которых много рыбы.
В бескрайних саваннах и в лесах водятся слоны и львы, жирафы и бегемоты, обезьяны и крокодилы. Нигде на свете не обитают на воле столько диких животных, как здесь: фламинго, зебры, носороги. А как богаты недра этой земли! В них, как в сказочной кладовой, есть много из того, что нужно людям – нефть, железная руда, золото, алмазы. Такова Африка – самый жаркий материк нашей планеты. И я приглашаю вас в путь, который будет длиться 10 уроков по этой удивительной земле.
Здание в парах.
Используя разные источники информации, составьте коротенький рассказ о материке, может это будет о растительном или животном мире, или о людях, или (на ваше усмотрение).
- По визитной карточке составь рассказ, указав при этом самое важное.
- По стихам Н.Гумилёва составь рассказ.
- По песне и музыке составь рассказ. (Через наушники)
- По картам атласа составь рассказ.
Время работы –
Материал для 1 пары.
Африка. Гондвана. Пангея. 65 млн. Северное, южное, западное, восточное полушария. 30,3 млн.км.кв. Васко де Гама. Платформа, равнина, 5895 м., Килиманджаро. Нил, Сахара, Египетские пирамиды. Рафия (пальма), баобаб, африканский страус, гориллы, вельвичия. Экваториальный лес, саванна. Пигмеи, нилоты, тутси, бушмены, готтентоты. Земледелие, добыча п/и. Саранча, засухи, наводнения, самум. 392 нац. парка. Алмазы.
Материал для 2 пары
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби, -
Это лишь затиханье сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив
До зеленой доходит Сибири.
Но вглядись: это вечная слава песка -
Только горнева отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака,
Бродят радуги, схожа Сахара
Буйный ветер второй властелин
Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин
Дорогой иноходец восточный.
И звенит и поет, поднимая, песок,
Он узнал своего господина,
Воздух меркнет, становится солнца зрачок,
Как гранатовая сердцевина.
---------------------------------------------
Он собрал здесь совсем небывалых,
Удивительных птиц и животных.
Краски взяв у пустынных закатов,
Попугаям он перья раскрасил,
Дал слону он клыки, что белее
Облаков африканского неба,
Льва одел золотою одеждой,
И пятнистой одел леопарда,
Сделал рог, как янтарь, носорогу,
Дал газели девичьи глаза.
Пара 3 работает с текстом песни на компьютере.
Пара 4 работает с атласами.
Выступление учащихся.
Учитель: Изучение материка Африка и всех последующих материков мы начнём с географического положения, т.е. с положения материка на поверхности Земли. Географическое положение – это «адрес» территории, по которому можно найти её на Земле.
ГП - это положение относительно экватора, 0 меридиана, тропиков;
- крайние точки материка и их координаты;
- протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток;
- положение материка в климатических поясах;
- положение материка относительно других материков.
Объяснение учителя. Работа с контурными картами.
Африка по отношению к экватору расположена как в Южном, так и в Северном полушарии, так как экватор практически посередине пересекает материк. Крайние точки на севере и на юге примерно одинаково удалены от экватора, большая часть Африки расположена между Северным и Южным тропиками. К югу материк сужается, большая часть материка находится к северу от экватора.
По отношению к нулевому меридиану Африка расположена в западном и в Восточном полушарии.
Крайние точки материка:
С. м. Бен – Секка – 37*20с.ш.
Ю. м. Игольный – 34* 52ю.ш.
З. м. Альмади – 17* 32 з.д.
В. м. Рас-Хафун – 51* 23 в.д.
Длина береговой линии-30,5 тыс.км; высота максимальная – 5895м, средняя – 750 м., минимальная – 153 м. (оз. Ассаль).
Площадь материка с островами 30,32 млн. кв.км.; площадь материка без островов – 29,22 млн,кВ,км.; население – 800 млн. чел.
Протяжённость материка с севера на юг в градусах и километрах:
от экватора на юг до крайней точки м.Игольный по 20*в.д. – 35*,
от экватора на север до крайней точки м.Бен-Секка – 37*.
35*+37*= 72*; 72* 111км.=7500км.
На экваторе протяжённость материка с запада на восток:
материк расположен между 43*в.д. и 9* в.д. 43- 9= 34*. 34 111=3774км.
Протяжённость в самом широком месте:
на востоке 51* в.д.; на западе 15* з.д.; 51+15=66*; 66 103=7000км.
Африка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Обратить внимание на повторяемость климатических поясов к югу и к северу от экватора.
Африка со всех сторон омывается морями и океанами: Атлантический океан, Средиземное море, Индийский океан, Красное море.
На северо-востоке материк граничит с Азией через Суэцкий канал. Длина Суэцкого канала 160км., строился он в 19в. в течение 10 лет. От Европы Африку отделяет не глубокий и не широкий Гибралтарский пролив и Средиземное море.
Береговая линия Африки изрезана слабо. На западе в сушу врезается Гвинейский залив, на юго-востоке Мозамбикский пролив отделяет остров Мадагаскар от материка.
Закрепление: «Путешествие вокруг Африки». На доске контуры материка.
Что означают эти цифры? (у ребят на столе лежит к/к, отдельный листок, кто быстрее напишет названия). 1-пролив - ----------, 2- море---------, 3-канал-------
4-море------, 5-полуостров--------, 6-океан-----, 7- остров-------, 8-пролив------, 9-залив-----, 10-океан.
История исследования материка.
По данному вопросу каждый из вас готовился индивидуально. Слушая товарища, заполните таблицу, где стоит знак вопроса. Будьте внимательны, текст прослушиваем только один раз. Итак, мы активные слушатели.
№ п/п | Век, Дата. | Кто? Ф.И.О. путешественника | Что сделано. Основные события. |
1. | ? (5в.до н.э.) | Древние египтяне | Сделали описание Ливийской пустыни, Африканского рога, верхнего течения Нила, открыли Атласскую горную страну, доходили до экватора. |
2. | 11-15век | ?? (Арабы) | Изучили восточный берег, открыли Эфиопское нагорье, озёра: Чад, Тана, Драконовы горы, реку Замбези. |
3. | ?? (1498г) | Васко да Гама | ?? (Обошёл материк с юга, открыл путь в Индию). |
4. | 1855г. | ?? (Д.Ливингстон) | Открыл водопад Виктория, оз. Ньяса, Танганьика, пустыня Калахари, р. Замбези |
5. | 1875-1886гг. | Василий Васильевич Юнкер | Установил водораздел р.Нил и р.Конго, собрал коллекцию из 341 предмета (одежда, оружие, муз. инструменты, утварь). |
6. | 1926-1927гг. | Николай Иванович Вавилов | Собрал 6000 образцов культурных растений, установил центр твёрдых сортов пшеницы |
Учитель: Вглубь веков уходят первые упоминания о материке Африка. Постепенно накапливающиеся сведения как по эстафете передавались от одной цивилизации к другой.
Ученик: Первыми в этом длинном историческом марафоне были древние египтяне. Они изучали земли к западу и югу от своего государства. Так появились описания Ливийской пустыни, района Африканского рога и верхнего течения реки Нил до порогов. Интересы финикийцев были устремлены к южному средиземноморью. Продвигаясь на запад, они первыми открыли Атласскую горную страну, вышли к Атлантическому океану (5в. до н.э.), проплыли вдоль западного побережья материка до экватора, заходили в устье реки Синегал. Но древние народы не имели истинного представления о размерах материка. Финикийцы считали Африку гигантским островом. С античных времён и до начала средневековья греки, римляне, арабы и европейцы проводили границу материка по экватору.
Ученик: В эпоху раннего средневековья в большей степени изучением береговой линии материка занимались арабы. В 11в. они достаточно подробно изучили восточное побережье Африки, открыли Эфиопское нагорье, озёра Чад и Тана. Углубились дальше к югу, они описали Драконовы горы и нижнее течение реки Замбези. В 14в. арабы пересекли Сахару, а в 15в. обошли материк с юга. В Европе об арабских открытиях узнали значительно позже, и поэтому европейцы во многом как бы заново «открывали» материк.
Учитель: В 15в. Португалия явилась первой из европейских стран, приступивших к изучению материка.
Ученик: В 1498г. эскадра под командованием Васко да Гамы…(слайд)……
Учитель: В16-18вв. на Африканском побережье стали создаваться опорные пункты для последующей колонизации материка. Но вплоть до 18в. сведения о внутренних частях материка были очень скудные, хотя некоторые позорные явления в истории человечества- вывоз рабов- доходит через книги до нас. Вот как описывает охоту за рабами автор книги «В стране марабу» Ф.Фабиан. «Шайки охотников за рабами, вооружённые огнестрельным оружием, нападали на деревни. Всех пытавшихся сопротивляться безжалостно убивали, остальных, словно скот, сгоняли и наскоро сортировали. Стариков и больных убивали, мужчин, женщин и детей уводили в рабство. Путешественники часто встречали по дорогам сожжённые деревни, опустошённые поля, трупы африканцев, погибших от ран и истощения. У многих несчастных были на шее колодки. Закованный в колодку невольник не мог убежать. Колодки не снимали до тех пор, пока вся партия пленных не прибывала к месту назначения. Многие из африканцев умирали в пути. Африканцы объединялись в многочисленные отряды и восставали против поработителей, но сила огнестрельного оружия побеждала».
Охота за рабами привела к значительному сокращению коренного населения Африки. А также период работорговли сильно задержал исследование материка.
В конце 18в. к изучению внутренних частей материка приступила Англия.
Ученик: Шотландец Д. Ливингстон родился 19 марта 1813г в очень бедной семье. С 10 лет работал на ткацкой фабрике по 14 часов в день, а после работы посещал вечернюю школу. Окончив медицинский колледж, он становится миссионером, и его направляют в Южную Африку, как врача, помогать людям. Здесь он почувствовал неодолимую тягу к путешествиям. Ходили легенды – одна другой красивее - о громадных безжизненных пустынях, непроходимых джунглях, могучих реках, таинственных озёрах. Словом, южнее экватора простиралась сплошная «terra incognita»- неизведанная земля. Она ждала своих исследователей. В июне 1849г. он (Д.Л.) отправляется в свою первую экспедицию. Исследует озёра Нгами и Окованго. В 1855г. открывает водопад Виктория – один из самых мощных в мире (слайд). Д. Ливингстон побывал на оз. Ньяса, на западном побережье оз Танганьика. Исследовал ряд рек, пустыню Калахари. 1 мая 1873г. Д.Ливингстон умер.
Учитель: Открытия Д.Ливингстона сыграли большую роль в дальнейшем. После провозглашения независимости республики Зимбабве, при обсуждении вопроса о снятии памятников периода колониального прошлого страны, было решено оставить в неприкосновенности памятник Д.Ливингстону, признавая тем самым открытие водопада Виктория, для всего остального мира, а также в знак глубокого уважения к памяти путешественника. Так и стоит во весь рост, изображённый в походной одежде Д.Л. у края водопада над беснующейся и неугомонной рекой Замбези. Д.Л. поселился в Африке как гость с желанием узнать жизнь аборигенов и помогать им. Он был гуманист. Поэтому аборигены относились к нему с доверием и любовью.
Большой вклад в изучение и исследование материка внесли русские путешественники: В.В. Юнкер, Н.И. Вавилов.
Ученик:
В.В. Юнкер родился 6 апреля 1840 года в Москве в семье банкира. После окончания гимназии он получил образование врача, но врачом он не стал. Юнкер В.В. стал путешествовать. Был 1869г. Среди событий этого года – открытие Суэцкого канала. Стал всеобщим интерес к Египту, Аравии. И Юнкер принимает решение в свои 29 лет совершить путешествие в Африку.
Он изучил арабский язык, читает записки путешественников. И в 1875г. отправляется в путешествие. Много трудностей испытал на своём пути путешественник. Он был твёрдой воли и характера, не боялся, а преодолевал, был в поисках и находил. Юнкер побывал в верховьях рек Нил, Уэм, Баранг, Конго. Результаты путешествий:
Установил водораздел Нила и Конго, составил и вывез коллекцию из 341 предмета, в неё входили оружие, утварь, одежда, муз. инструменты. Сделал зарисовки от бытовых подробностей до торжеств и погребения некоторых племён. Составил описание растительности, животного мира. Время, пробытое в Африке 1875-1886гг. 1 февраля 1892г. Юнкер В.В.умер.
Ученик: Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября 1887 года в Москве. Окончил коммерческое училище, поступил в с/х институт, владел английским, немецким, французским и многими другими языками. Организовал около 200 экспедиций и руководил ими. Работал по 14-16 часов в сутки. Любил произносить слова: «Жизнь коротка, надо спешить!». И он спешил. Он вел исследования на полях, параллельно с этим читал лекции и доклады, давал интервью журналистам, знакомился с ботаническими садами, присылал семенной материал, общался с учёными и крестьянами, и иными политическими деятелями.
Цель его экспедиций - выявить мировое разнообразие культурных растений и центры их происхождения. Вавилов Н.И. побывал в Китае, Японии, на Тайване, в Корее, Мексике, США, Дании, Швеции, Бразилии, Перу и во многих других странах мира. 4 месяца длилась его экспедиция по Африке, в Абиссинии (1926 – 27гг). Собрано и вывезено 6000 образцов культурных растений. Николай Иванович также установил, что Эфиопия является родиной ценных твёрдых сортов пшеницы. Труды Н.И.Вавилова имеют огромное значение для мировой науки.
Учитель: Да…. Интересы бывают разные. А вдруг прочитав эти книги, и у вас появится неодолимая тяга к знаниям в географии для совершения путешествий.
Книги
- Я познаю мир «Жаркая чёрная Африка»; Пустыня Сахара.
- Мир географии «Огненный ветер»; «Бывают ли бури без дождя?»
- За страницами географии «Необычные памятники».
- Энциклопедия для детей «География».
- Там за морем Африка.
Подведение итогов:
- На уроке мы познакомились с ГП материка Африка, кто исследовал и изучал материк. Ребята вели записи. Проверка работ.
- Домашнее задание: (задание уже записано учителем на листе, где ученик работал весь урок). Читать п.16; на к/к нанести береговую линию и объекты ГП, выучить; по желанию «для меня было интересным узнать…».
Минутка на размышления:
Почему так говорят народы Африки?
«Лекарство для завистников - пустыня». (Север. Нигерия).
«Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Юж. Африка)
«Солнце на нашей родине заставляет кричать даже камни». (Арабская).
Карточка ученика.
1.Я уже знаю об Африке………
-
-
-
2.Составь рассказ (работа в парах).
-
-
3. Географическое положение:
А) крайние точки их координаты: б) протяжённость материка
С. м. Бен-Секка - с севера на юг в
Ю. м. Игольный - в градусах:
З. м. Альмади - в километрах:
В. м. Рас-Хафун - с запада на восток:
4.Найди значение 10 цифр на карте и отметь их.
5. История исследования материка. (Смотри в плане урока выше).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АФРИКА Географическое положение. История Исследования.
Планируемые обязательные результаты Предметные: -дадут определение понятию «Географическое положение материка»; -определят протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах; -оценят, как ГП влияет на природу материка; -познакомятся с историей исследования материка. Познавательные УУД: -из предложенного учителем источника выпишут необходимую информацию о ГП Африки; -по данной информации о ГП материка выполнят практические задания, сделают необходимые объяснения и сравнения. Регулятивные УУД: -ученик организовал свои действия с помощью учителя по намеченной цели, высказал своё впечатление о проделанной работе; -исходя из поставленных задач, ученик самостоятельно организовал свои действия, умеет оценить и проанализировать свою работу, делать сравнения. Коммуникативные: -ученик отвечает на вопросы с помощью учителя или товарищей; -ученик самостоятельно даёт ответ, приводит доказательства, вступает в дискуссию, понимает мнение другого.
Пирамида фараона Хеопса Самая величественная среди остальных пирамид. Её высота 137 м. Длина пути вокруг пирамиды 1км. Пирамида сложена из плит. Каждая плита весит 2тонны. А таких плит в пирамиде 2млн.300штук. В те далёкие времена не было у людей ни кранов, ни грузовиков. Всё делали в ручную. Древние люди, жившие на этой земле, были не только терпеливые, но и искусными строителями, отважными храбрецами
Народы Африки. Африка-родина многих народов: больших (2м.рост) и малых (1м.40см.) населяющих её бескрайние просторы
Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной.
Здесь есть всё. Пальмовые рощи и дикие непроходимые джунгли
Поднебесные горы с никогда не тающими снеговыми шапками на вершинах.
Раскалённые солнцем песчаные пустыни
Пустыни Где не бывает дождей.
Синее, синее небо. Средство передвижения местных жителей
Здесь встретишь большие шумные города с небоскрёбами……..
Вечерний город Тишина и загадочность.
Крошечные деревушки с крышами из пальмовых листьев.
Природа Африки. Просторные пляжи на берегах озёр и рек.
Воды материка. Могучие полноводные реки.
Животный мир. В бескрайних саваннах и лесах водятся слоны
Животный мир. Слон питается молодыми побегами деревьев и кустарников, съедает в день 250кг. корма и 190л. воды. Весит слон 5-6т, рост 2,5-3,5м, скорость до 6,4км/ч, живёт до 60 лет слоны
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жирафы
жирафы ВЫСОТА САМЦА ДО 5,5-6,1М, ВЕС 900-1200КГ, БЕГАЕТ СО СКОРОСТЬЮ 55КМ/Ч, ВОДУ ПЬЁТ РЕДКО, НО ЗА 1 РАЗ МОЖЕТ ВЫПИТЬ 38Л, СЕРДЦЕ У ЖИРАФА ПРОПУСКАЕТ 60 ЛИТРОВ КРОВИ ЗА 1 МИН. И ВЕСИТ 12 КГ.
бегемоты
Купание бегемотов Вес – 4 тонны, высота – 1,65 м., длина – 3-5 метров. Обитает у пресных водоёмов.
обезьяны
И бананы
крокодилы Длина крокодила -2-5,5м. Живут до 80-100 лет
Розовый фламинго
Зебры
Нигде на свете не обитает на воле столько диких животных, как в Африке. Высота зебры в холке -1,4 м., масса – 270 кг., животное развивает скорость до 64 км/ч.
носорог Вес носорога -2300-3600 кг., длина – 3,15м., высота – 150-160см.
попугай
страус Рост страуса 270 см., масса – 150 кг., бегает со скоростью 60-70 км/ч, шаг до 4 метров, живёт до 75 лет, яйцо страуса весит до 2 кг, длина яйца 15-20 см.
водопад
Энергетические запасы рек очень велики Водопад Виктория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме Африка (урок-игра)
Уорк проводится в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому предмету и обобщить полученные знания по теме "Африка"....
Обобщающий урок по теме "Африка"
Презентация к уроку позволяет провести устное обощение материала темы "Африка". В начале урока определяются варианы для учащихся, раздаются листы, где ученики будут давать ответы на письме...
Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"
Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...
Обобщающий урок по теме "Африка"
Урок направлен на обобщение и систематизацию знаний обучающихся по теме Африка. А также на проверку знаний обучающихся о характерных чертах природы материка: рельефа, климата, внутренних вод, ...
Обобщающий урок по теме "Африка". География. 7 класс
Цели и задачи: 1) Обобщить пройденный материал;2) Повторить термины;3) Закрепить навыки работы с картой;4) Оценить знания и умения учащихся.Урок проводится в форме игры с использованием ИКТ. Дл...
Обобщающий урок по теме "Африка" в форме игры "Морской бой".7 класс.
Обобщающий урок по теме "Африка" в форме игры "Морской бой" с использованием презентации (36 слайдов) из разноуровневых вопросов +диктант. Презентация интеравтивная. Условия игры, поля для игры прилаг...
Конспект обобщающего урока по теме «Африка». Урок - игра
Закрепление пройденного материала по теме " Африка"...