рабочие программы по географии
рабочая программа по географии по теме
Рабочие программы составлены к линии учебников издательства "Вентана -Граф"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tkachuk_e.f._geo.rar | 196.86 КБ |
рабочая программа по ОБЖ к учебнику А.Т. Смирнова | 53.94 КБ |
рабочая программа 6 класс (2 часа) к учебнику "Вентана-Граф" | 54.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
«РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей гимназии им.Н.В.Пушкова Протокол №_________ «____»____________ 2013 г. Руководитель ШМО _____________ / __Солдатова Е.В./ Замдиректора по УВР __________/ __Снитовская Е.А.___/ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии Приказ № ________ от «____»____________ 2013 г. ___________/ Тимошенко Н.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
КЛАСС: 8 А Б В
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Составитель программы:
Ткачук Елена Францевна
г.о.Троицк, 2013
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного курса
3. Место учебного курса в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
5. Результаты освоения курса « Географии 7 класс »
6. Содержание курса
7. Тематическое планирование
8. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Главная цель курса — формирование у учащихся географического образа своей страны во всём её многообразии и целостности, формирование социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций, развитие географического мышления школьников.
- Общая характеристика учебного курса
В соответствии с обновлённым стандартом (стандартом второго поколения), на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования комплексный курс географии 8–9 классов образует второй блок базового содержания дисциплины «География» основной школы.
В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».
Кроме основного содержательного блока (инвариантная часть примерной программы), содержание некоторых тем расширено за счёт включения историко-географических, культурологических, этногеографических, геоэкологических знаний, знаний об источниках географической информации и методах исследования географии.
Программа по курсу « География 8 класс » разработана к линии учебников под редакцией В.П. Дронова для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней к учебнику « География России. Природа. Население», М. « Вентана-Граф», 2012 г.
- Место учебного курса в учебном плане
Блок носит название «География России», который изучается в течение двух лет: 68 ч в 8 классе (2 ч в неделю) и 68 ч в 9 классе (2 ч в неделю). Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю)
- Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны, их взаимодействии на региональном и локальном уровнях; значении охраны окружающей среды и осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах территории РФ и её отдельных регионов;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- сформировать представления о России как о совокупности разнообразных территорий и вместе с тем субъекте мирового географического пространства, о месте и роли России в современном мире;
- сформировать представление о географических природных и социально-экономических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени;
- сформировать у школьников умения работать с разными источниками географической информации и понимание практической значимости изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, продолжить формирование картографической грамотности школьников посредством работы с разнообразными тематическими картами и картографическими изображения ми.
- Результаты освоения курса « География 8 класс »
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
|
|
|
(всего 68 часов)
Название темы | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. | 14 |
Тема 1. Географическое положение России. | 9 |
Тема 2. История освоения и изучения территории России. | 5 |
Раздел 2. Природа России | 40 |
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 8 |
Тема 4 «Климат и климатические ресурсы» | 7 |
Тема 5. «Внутренние воды и водные ресурсы» | 7 |
Тема 6 « Почва и почвенные ресурсы» | 4 |
Тема 7. «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» | 3 |
Тема 8. Природные различия на территории России | 11 |
Раздел 3. Население России | 10 |
Раздел 4. Природный фактор в развитии России | 3 |
- Тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
Введение | ||||||
| Что и с какой целью изучают в курсе «География России» | |||||
Раздел 1 Особенности географического положения и формирование государственной территории России. (14 ч.) Тема 1. Географическое положение России. (9 ч.) | ||||||
Географическое положение и его виды. Пр. р. 1 Характеристика ГП России | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическое положение», «государственная территория РФ», «местное время» и «поясное время»; использовать эти понятия для решения учебных за дач. Знать: место России в мире по площади территории; общую протяжённость государственной границы России; соотношение сухопутных и морских границ. Понимать специфику политико-административного устройства Российской Федерации. | развитие интереса к предмету; интерес к научному познанию мира ; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по- знанию | Основные пути получения информации ; Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации ; Использовать понятия для решения учебных задач. Устанавливать взаимосвязь между рельефом, климатом, водами суши, почвами, растительным и животным миром. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||
Размеры территории и природно-географическое положение России. Пр. р. 2 Сравнение ГП России и других стран | ||||||
Экономико-географическое и транспортно географическое положение России | ||||||
Геополитическое, этнокультурное и экологогеографичекое положение России | ||||||
Государственная территория России. Типы российских границ | ||||||
Сухопутные и морские границы России | ||||||
Различия во времени на территории России. Пр. р. 3 Определение поясного времени для разных городов России | ||||||
Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | ||||||
Повторение и обобщение темы «Географическое положение России | ||||||
Тема 2. История освоения и изучения территории России. (5 ч.) | ||||||
Заселение и освоение территории России в 9-17вв | Знать отечественных землепроходцев и первооткрывателей, приводить примеры адаптации человека в ходе освоения новых территорий к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культурно-исторических особенностей народов. | Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | Объяснять влияние геополитических и экономических интересов страны на направления территориального роста страны; влияние истории заселения страны на различия в хозяйственном освоении раз- ных территорий и акваторий; показывать по карте: направления колонизации территории страны в разные исторические периоды; города, порты, транспортные пути, отражающие процесс освоения и хозяйственного освоения территории страны в разные исторические периоды. | |||
Заселение и хозяйственное освоение территории России в 18-19вв | ||||||
Географические исследования территории России в 18-19вв | ||||||
Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. Пр. р. 4 Составление аннотации какого-либо из источников географической информации об истории освоения и открытия территории России | ||||||
Повторение по теме: «История освоения и изучения территории России» | ||||||
Тема 3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (8 ч.) | ||||||
Геологическая история | Знать основные понятия и термины: «платформа», «область складчатости (складчатый пояс)», «выветривание». Знать основные этапы развития земной коры. Называть геологические эры и периоды. Знать общие особенности геологического строения и рельефа России. Объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать смысловое чтение; | |||
Развитие земной коры | ||||||
Рельеф России. | ||||||
Минеральные ресурсы страны. Пр. р. 5 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископ. | ||||||
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | ||||||
Литосфера. Рельеф. Человек | ||||||
Рельеф своей местности | ||||||
Повторение и обобщение темы: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые». Повторения и обобщения | ||||||
Тема 4 .Климат и климатические ресурсы. (7 ч.) | ||||||
Условия формирования климата. | Знать и понимать существенные признаки понятий: «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; Использовать понятия для решения учебных задач. Представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман». Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; | |||
Движение воздушных масс. Пр. р. 6 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды | ||||||
Закономерности распределения тепла и влаги. Пр. р. 7 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | ||||||
Климатические пояса и типы климатов. | ||||||
Климат и человек. | ||||||
Климат своего региона. Пр. р. 8 Оценка основных климатических показателей одного из регионов( на примере своей местности) страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения | ||||||
Повторение и обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Урок повторения и обобщения | ||||||
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. (7 ч.) | ||||||
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. | Знать и понимать существенные признаки понятий: «падение», «уклон», «питание», «режим реки», использовать понятия для решения учебных задач. Представлять значение терминов: «речной бассейн», «болото», «губа», «годовой сток»; «густота речной сети»; «ледник». «ледяные поля», «наводнение», «подземные воды», «речная долина»; «снеговая граница». | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; | |||
Зависимость речной сети от климата. Пр. р. 9 Составление характеристики одной из Рекс использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования | ||||||
Другие виды внутренних вод | ||||||
Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение. Пр. р. 10 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | ||||||
Водные ресурсы | ||||||
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Пр. р. 11 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России | ||||||
Повторение и обобщение темы: «Внутренние воды и водные ресурсы». Урок повторения и обобщения | ||||||
Тема 6 Почва и почвенные ресурсы. (4 ч.) | ||||||
Почва как особое природное образование | Знать и понимать существенные признаки понятий: «почва», «гумус». Представлять значение терминов «гумус», «мелиорация»; «почвенные горизонты», «почвенный профиль», «почвенные ресурсы», «почвенная эрозия», «рекультивация». Знать факторы почвообразования, приводить примеры их влияния на свойства почвы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | Определение сходства и различий в географическом положении групп матери ков, а так же в рельефе, климате и других компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки. | |||
Размещение основных типов почв | ||||||
Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | ||||||
Особенности почв своего региона и своей местности. Пр. р. 12 Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования | ||||||
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч.) | ||||||
Растительный и животный мир | Знать состав органического мира России. Представлять значение терминов «биом», «лес». Понимать условия, определяющие численность и разнообразие органического мира. Приводить примеры приспособления животных и растений к условиям среды. Знать состав биологических ре сур сов. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||
Биологические ресурсы | ||||||
Растительный и животный мир своего региона и своей местности | ||||||
Тема 8. Природные различия на территории России. (11 ч.) | ||||||
Природные комплексы | Знать и понимать существенные признаки понятий: «высотная поясность», «природный территориальный комплекс», «природная зона», «особо охраняемые природные территории», «широтная зональность»; использовать понятия для решения учебных задач. Представлять содержание терминов: «акватория», «архипелаг», «антропогенный ландшафт», «колки», «торосы». | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; | |||
Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | ||||||
Северные безлесные природные зоны | ||||||
Лесные зоны. Тайга | ||||||
Смешанные и широколиственные леса | ||||||
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. Пр. р. 13 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах | ||||||
Высотная поясность | ||||||
Моря как крупные природные комплексы | ||||||
Природно-хозяйственные различия российских морей | ||||||
Особо охраняемые природные территории России | ||||||
Повторение и обобщение темы: «Природные различия на территории России». | ||||||
Раздел 3. Население России. (10 ч.) | ||||||
Численность и воспроизводство населения. Пр. р. 14 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий | Знать и объяснять существенные признаки понятий: «естественный прирост на- селения», «воспроизводство населения», «город», «урбанизация», «сельская местность», «миграции населения», «механический (миграционный) прирост населения», «плотность на- селения», «расселение населения» | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России | Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения населения разных территорий, составлять краткую географическую характеристику населения разных территорий (субъектов РФ) на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления. | |||
Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. Пр. р. 15 Анализ карт населения | ||||||
Этнический и языковой состав населения России. Пр. р. 16 Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений | ||||||
Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | ||||||
Особенности урбанизации в России. Городское население | ||||||
Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | ||||||
Миграции населения в России | ||||||
Размещение населения России | ||||||
Занятость населения | ||||||
Повторение и обобщение раздела: «Население России» | ||||||
Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» (3 ч.) | ||||||
Влияние общества на развитие природы. | Знать и объяснять сущест- венные признаки понятий: «природные условия», «природные ресурсы». Использовать эти понятия для решения учебных задач. | формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения природных условий разных территорий и их обеспеченности разными видами природных ресурсов. | |||
Природные ресурсы. Пр. р. 17.Выявление характера использования природных ресурсов своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ | ||||||
Природно-ресурсный потенциал России |
- Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п | |||
1 | Тематические карты. | 3 экз. | Ф |
2 | Коллекция горных пород. | 15 экз. | Ф |
3 | Глобус физический | 1экз. | Ф |
4 | Глобус практический | 1экз. | Ф |
Компьютерные информационные коммуникативные средства | |||
1 | Компьютерные программы по темам курса | 1экз. | Ф |
2 | Видеоэнциклопедия для народного образования -4 части | 1экз. | Д |
3 | Электронное приложение « Сферы »5-6 класс | 1экз. | Д |
4 | Интерактивные карты по географии | 1экз. | Д |
Технические средства обучения | |||
1 | Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в Интернет) | 1экз. | Ф |
2 | Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1экз. | Ф |
3 | Видеомагнитафон | 1экз. | Ф |
4 | Телевизор | 1экз. | Ф |
5 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. | Ф |
6 | Компьютер | 1экз. | Ф |
Экранно-звуковые пособия | |||
1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1экз. | Ф |
2 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1экз. | Ф |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
«РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей гимназии им.Н.В.Пушкова Протокол №_________ «____»____________ 2013 г. Руководитель ШМО _____________ /Полянская Г.В./ Замдиректора по УВР __________/Снитовская Е.А.___/ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии Приказ № ________ от «____»____________ 2013 г. ___________/ Тимошенко Н.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАСС: 7 А Б В
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Составитель программы:
Ткачук Елена Францевна
г.о.Троицк, 2013
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного курса
3. Место учебного курса в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
5. Результаты освоения курса « Географии 7 класс »
6. Содержание курса
7. Тематическое планирование
8. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
• овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире.
• воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Задачи обучения: • приобретения практических умений и теоретических знаний;
• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
• освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
В ходе преподавания ОБЖ следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:
• решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
• исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений.
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
- Общая характеристика учебного курса
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Программа по курсу « Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс » разработана к линии учебников под редакцией А.П.Смирнова для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по ОБЖ Смирнова А.Т., Просвещение, 2009.(Комплексная программы по ОБЖ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников под редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение, 2007.)
- Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих особенностей.
- Результаты освоения курса « ОБЖ 7 класс»
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; · формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; · воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; · развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей. | учет основных закономерностей развития теории безопасности; · интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды); · направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. | усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности |
Раздел I. Основы комплексной безопасности
Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. 3 часа
Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.4 часа
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.
Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия 2 часа
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.
Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.
Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия 4 часа
Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия3 часа
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.
Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Раздел – II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения.3 часа
Защита населения от последствий землетрясения. Последствия извержения вулканов и защита населения. Защита населения от оползней.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения 1 час.
Защита населения от ураганов и бурь.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения 3 часа
Защита населения от наводнений, селей
Тема 4. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения 1 час
Защита населения от эпизоотий и эпифитотий, эпидемий .
Раздел III. Основы здорового образа жизни
Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. 6 часов
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека.
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.
Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).
Тема 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) 4 часа.
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
- Тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
Раздел I. Основы комплексной безопасности Тема 1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 3 часа | ||||||
Различные природные явления и причины их возникновения | Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Опасная ситуация, чрезвычайная ситуация. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, | Развитие слухового восприятия через лекцию Коррекция мышления через проведения операции анализа Коррекция зритель-ного восприятия через использования схем, таблиц | Работать с учебником, выделять главное. Приводить примеры природных явлений различного происхождения Приводить примеры различных ЧС | |||
Общая характеристика природных явлений | ||||||
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | ||||||
Тема 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия 4 часа | ||||||
Землетрясения. Причины землетрясения и его возможные последствия | Чрезвычайная ситуация природного происхождения, землетрясения, механизм возникновения, причины землетрясений, классификация землетрясений. Сейсмически активные районы, очаг, эпицентр, магнитуда и интенсивность землетрясений, шкала Рихтера. | Развитие слухового восприятия через тест | Приводить примеры наиболее разрушительных разрушений. Показывать на карте наиболее сейсмоактивные районы нашей страны | |||
Правила безопасного поведения населения при землетрясении | ||||||
Вулканы, извержения вулканов. Расположение вулканов на Земле | ||||||
Обвалы и снежные лавины | ||||||
Тема 3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия 2 часа | ||||||
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | Опасные ветровые метеорологические явления, понятие ураган, буря, смерч, ветер. Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей, антициклон, Первичный поражающий фактор, вторичный поражающий фактор, иметь представление о последствиях ураганов, бурь, смерчей. | Коррекция мыслительной деятельности через анализ и сравнение | Уметь рассказывать о классификации, приводить примеры торнадо Приводить примеры ураганов, бурь, смерчей, их география Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от ураганов, бурь, смерчей | |||
Смерчи, причины их возникновения, возможные последствия | ||||||
Тема 4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения 4 часа | ||||||
Наводнения. Виды наводнений и их причины | Наводнения, классификация, половодье, паводок, затор | Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу | Называть опасности наводнения, вызванные прорывом плотин | |||
Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнения | ||||||
Сели и их характеристика | ||||||
Цунами и их характеристика | ||||||
Тема 5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия 3 часа | ||||||
Лесные, степные и торфяные пожары и их характеристика | Понятия о способах тушения лесных пожаров (непосредственное тушение огня, косвенное тушение) Основные мероприятия по защите населения от лесных и торфяных пожаров Эпидемия, инфекционное заболевание | Коррекция мышления через проведения операции анализа Коррекция зрительного восприятия через использования схем, таблиц | Иметь представление о последствиях Способы оповещения о лесных и торфяных пожарах, правила тушения небольшого пожара в лесу. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении | |||
Эпидемии. Профилактика заболеваний | ||||||
Эпизоотии и эпифитотии. Профилактика заболеваний. | ||||||
Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Тема 1 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения 3 часа | ||||||
Защита населения от последствий землетрясений | Комплекс мероприятий. Проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС Прогнозирование землетрясений. | Коррекция памяти через неоднократное повторение | Владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений | |||
Последствия извержения вулканов. Защита населения | ||||||
Оползни, их последствия. Защита населения Контрольная работа по теме №2 | ||||||
Тема 2 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения 1 час | ||||||
Защита населения от последствий ураганов и бурь | Организация наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов. Их перемещения и возможные последствия. | Развитие слухового восприятия через лекцию | Действовать при поступлении штормового предупреждения | |||
Тема 3 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения 3 часа | ||||||
Защита населения от последствий наводнений | Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещения населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. | Коррекция речи через комментирование своих действий | Особенности последствий наводнений в городской и сельской местности | |||
Защита населения от последствий селевых потоков | ||||||
Защита населения от цунами. Контрольная работа по темам №3 и 4 | ||||||
Тема 4 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения 1 час | ||||||
Профилактика лесных, степных и торфяных пожаров, защита населения | Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. | Коррекция зритель-ного восприятия через использования схем, таблиц | Иметь представление о последствиях Способы оповещения о лесных и торфяных пожарах, правила тушения небольшого пожара в лесу. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении | |||
Раздел III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Тема 1 Основы здорового образа жизни. 6 часов | ||||||
Психологическая уравновешенность | Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияния стресс на состояния здоровья человека. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу на уроках и д/з Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты. | Умение работать с учебником, выделять главное Умение слушать собеседника Умение анализировать и делать выводы | |||
Стресс и его влияние на человека | ||||||
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | ||||||
Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми | ||||||
Формирование личности подростка при взаимоотношениях со сверстниками | ||||||
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних Контрольная работа по теме №6 | ||||||
Тема 2 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4 часа | ||||||
Общие правила оказания первой медицинской помощи | Доврачебной помощи, первая врачебная помощь Общие правила транспортировки пострадавшего | Развитие слухового восприятия через лекцию Коррекция зритель-ного восприятия через использования схем, таблиц | Транспортировка пострадавшего различными способами Порядок действий при оказании ПМП. Вызов «скорой помощи» | |||
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | ||||||
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | ||||||
Общие правила транспортировки пострадавших. Контрольная работа по теме №6 |
- Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
№ п/п | |||
1 | Тематические таблицы по темам | 3 экз. | Ф |
Компьютерные информационные коммуникативные средства | |||
1 | Компьютерные программы по темам курса | 1экз. | Ф |
2 | Видеоэнциклопедия | 1экз. | Д |
Технические средства обучения | |||
1 | Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в Интернет) | 1экз. | Ф |
2 | Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1экз. | Ф |
3 | Видеомагнитафон | 1экз. | Ф |
4 | Телевизор | 1экз. | Ф |
5 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. | Ф |
6 | Компьютер | 1экз. | Ф |
Экранно-звуковые пособия | |||
1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1экз. | Ф |
2 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1экз. | Ф |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМ. Н.В. ПУШКОВА»
«РАССМОТРЕНО» Методическим объединением учителей гимназии им.Н.В.Пушкова Протокол №_________ «____»____________ 2013 г. Руководитель ШМО _____________ / __Солдатова Е.В./ Замдиректора по УВР __________/ __Снитовская Е.А.___/ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор гимназии Приказ № ________ от «____»____________ 2013 г. ___________/ Тимошенко Н.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
КЛАСС: 6 А Б В Г
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Составитель программы:
Ткачук Елена Францевна
г.о.Троицк, 2013
Содержание
2. Общая характеристика учебного курса
3. Место учебного курса в учебном плане
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
5. Результаты обучения курса « Географии 6 класс »
8. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Основная цель: сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи курса:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира ;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Рабочая программа по курсу « География. Начальный курс 6 класс » разработана на основе авторской программы А.А.Летягина к учебнику « География .Начальный курс 6 класс » автор А.А.Летягин , М. Издательский центр «Вентана –Граф» , 2011 г. и авторской программы по ОБЖ Смирнова А.Т., Просвещение, 2010.(Комплексной программы по ОБЖ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников под редакцией А.Т. Смирнова. – М.:Просвещение, 2007.
Курс география в 6 классе продолжает курс географии в 5 классе. География – школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного цикла, позволяющий формировать целостное восприятие мира. Таким образом, содержание курса представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.
- Программа интегрированного курса позволит учащимся лучше освоить и закрепить знания, полученные при изучении географии. Применение практических знаний и умений данного курса позволит в дальнейшем сформировать у учащихся более грамотное представление о стихийных бедствиях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера. В результате изучения данного курса учащимися приобретаются следующие практические навыки и умения: безопасное поведение населения при ЧС.
Введение тем по курсу ОБЖ не приводит к сокращению количества часов, отведенных на изучение географии.
Авторская программа курса в 6-м классе рассчитана на 68 ч. в год (2 ч. в неделю) разработана в соответствии с тематическим планированием ФГОС. Данная рабочая программа учитывает, что география в 6 классе это начальный или первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины..
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
I Учащиеся обязаны: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Учащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды. 3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. | I Учащиеся обязаны: 1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности: а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений 2. Освоить приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования. II Учащиеся получат возможность: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. 2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | I Учащиеся обязаны: 1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения. II Учащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.
|
Введение (4 час).
География - одна из наук о планете Земля. Начало географического познания Земли. Великие географические. Географические открытия и исследования в ХVIII-XXвеках.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа).
Земля среди других планет Солнечной системы. Движение Земли по околосолнечной орбите. Суточное вращение Земли. Взгляд на Землю из космоса.
Раздел 2. План местности (8 часов).
Изображение поверхности Земли . Ориентирование на местности. Ориентирование на местности (практикум). Топографический план и карта. Как составляют топографические планы и карты. Проведение полярной или маршрутной (по выбору учителя )глазомерной съемки местности (практикум). Рельеф местности . Относительная высота форм рельефа. Изображение рельефа на топографических планах и картах. Виды планов и их использование.
Раздел 3. Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (5 часов).
Глобус- модель Земли. Географические координаты. Работа с глобусом. Географическая карта. Географические карты в жизни человека.
Раздел 4. Литосфера (10 часов)
Внутреннее строение Земли. Земная кора и литосфера. Стихия землетрясений. Вулканы Земли. Состав земной коры. Минералы. Выветривание и перемещение горных пород. Рельеф земной поверхности .Горы суши. Равнины и плоскогорья суши. Человек в горах и на равнине. Рельеф дна Мирового океана.
Раздел 5. Гидросфера (10 часов)
Вода на Земле. Мировой океан- главная часть гидросферы. Вода Мирового океана. Человек и Океан. Воды суши. Жизнь реки. Большие и малые реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера.
Раздел 6. Атмосфера (10 часов)
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Как нагревается атмосферный воздух. Атмосферное давление. Движение воздуха. Вода в атмосфере. Разнообразие облаков. Атмосферные осадки. Погода .Климат. Человек и атмосфера.
Раздел 7. Почвенный покров (2 час)
Почва –уникальный природный комплекс. Виды почв.
Раздел 8. Биосфера (5 часов)
Биосфера. Жизнь в тропическом поясе. Растительный и животный мир умеренных поясов. Жизнь в полярных поясах и в океане. Человек – часть биосферы.
Раздел 9. Географическая оболочка Земли (4 часа)
Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка Земли. Природная среда. Природные особо охраняемые территории своей местности.
Раздел 10. Природа и население своей местности(4часа)
Природа Московской области. ископаемые Московской области. Водные ресурсы края. Население и хозяйственная деятельность человека.
№ п/п | Дата урока (неделя) | № урока | Часть, тема урока | Планируемые результаты
| ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
Введение (4ч.)
| ||||||
1 | 1 | География - одна из наук о планете Земля. | знать понятие «география», «географические объекты» | развитие интереса к предмету | формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему | |
1 | 2 | Начало географического познания Земли. | уметь определять на местности местоположение географических объектов | уметь находить и анализировать в разных источниках географическую информацию | работа с Интернет-ресурсами | |
2 | 3 | Великие географические открытия | формирование представлений о Великих географических открытиях | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | работа с Интернет-ресурсами | |
2 | 4 | Географические открытия и исследования в ХVIII-XXвеках. | формирование представлений о географических открытиях в ХVIII-XXвеках. | уметь находить и анализировать в разных источниках географическую информацию | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией | |
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа). | ||||||
3 | 1. | Земля среди других планет Солнечной системы. | формирование представлений о Земле как планете Солнечной системы | развитие любознательность, формировать интерес к изучению природы | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией | |
3 | 2. | Движение Земли по околосолнечной орбите. Природа и человек (ОБЖ 1.1). | формирование представлений о движении Земли по околосолнечной орбите | развитие представления человека о мире | работа с Интернет-ресурсами | |
4 | 3. | Суточное вращение Земли. Ориентирование на местности (ОБЖ 1.2). | формирование представлений о Солнечной системе, умение описывать особенности вращения Земли | интерес к научному познанию мира | работа с Интернет-ресурсами | |
4 | 4. | Взгляд на Землю из космоса. | сформировать представление о современных методах исследования Земли | развитие интеллектуальных и творческих способностей | работа в группе, оценка и самооценка | |
Раздел 2. План местности (8 часов). | ||||||
5 | 1. | Изображение поверхности Земли . | выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа | развивать мотивацию к изучению географии | оценивать собственный вклад в деятельность группы | |
5 | 2. | Практическая работа №1. Ориентирование на местности Определение своего местонахождения и направления движения на местности (ОБЖ 1.3). | уметь определять направление сторон горизонта | уметь применять географические знания в реальной жизни | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
6 | 3. | Топографический план и карта. | формирование понятий «план местности», «азимут», «масштаб», «абсолютная и относительная высота » | уметь определять на местности расстояния , направления и высоты точек. | работа в группе, оценка и самооценка | |
6 | 4. | Как составляют топографические планы и карты. | формирование навыка работы с топографическим планом | уметь определять на местности расстояния , направления и высоты точек. | уметь работать с картой, находить географические объекты | |
7 | 5. | Проведение съемки местности (практикум ) Подготовка к выходу на природу (ОБЖ 1.4). | формирование навыка проведения глазомерной съемки | уметь применять алгоритм съемки | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией | |
7 | 6. | Относительная высота форм рельефа. | формирование понятии «относительная высота» | интерес к научному познанию мира | работа в группе, оценка и самооценка | |
8 | 7. | Изображение рельефа на топографических планах и картах. Определение места для бивака и организация бивачных работ (ОБЖ 1.5). | формирование представления о изображении рельефа Земли на топографических планах | уметь считывать информацию с топографического плана | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией | |
8 | 8. | Практическая работа №2 «Чтение плана местности, географической карты» Определение необходимого снаряжения для похода (ОБЖ 1.6). | формирование понятий о видах планов и их использовании | уметь считывать информацию с топографического плана | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией | |
Раздел 3. Глобус и географическая карта – модели земной поверхности (5 часов). | ||||||
9 | 1. | Глобус- модель Земли. | уметь показывать на глобусе и картах географические объекты | уметь применять географические знания в реальной жизни | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
9 | 2. | Географические координаты. | уметь определять географические координаты объекта | уметь применять географические знания в реальной жизни | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
10 | 3. | Работа с глобусом. Практическая работа №3 «Определение координат географических объектов» | уметь показывать на глобусе и картах географические объекты | уметь применять географические знания в реальной жизни | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
10 | 4. | Географическая карта. | уметь работать с картой, находить географические объекты | уметь применять географические знания в реальной жизни | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
11 | 5. | Географические карты в жизни человека | уметь работать с картой, находить географические объекты | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | работа в группе, оценка и самооценка | |
Раздел 4. Литосфера (10 часов) | ||||||
11 | 1. | Внутреннее строение Земли. | умение выявлять особенности внутренних оболочек Земли и сравнивать их между собой | уметь выделять ,описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
12 | 2. | Земная кора и литосфера | формировать умение сравнивать типы земной коры | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
12 | 3. | Стихия землетрясений | умение определять закономерности распространения землетрясений и вулканизма | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | работа в группе, оценка и самооценка | |
13 | 4. | Вулканы Земли | формировать понятие о вулканах , вулканизме | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
13 | 5. | Состав земной коры. | формировать понятие «земная кора» | формировать представление о составе земной коры | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; формировать приемы работы с информацией | |
14 | 6. | Минералы | умение анализировать схему происхождения горных пород | уметь определять минералы | работа с Интернет-ресурсами | |
14 | 7. | Выветривание и перемещение горных пород. | умение анализировать схему ,демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. | уметь характеризовать процессы выветривания | работа с Интернет-ресурсами | |
15 | 8. | Рельеф земной поверхности .Горы суши. Акклиматизация человека в горной местности (ОБЖ 3.3). | формировать представление о горах суши | уметь умение определять основные формы рельефа | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
15 | 9. | Практическая работа №4«Описание формы рельефа по типовому плану» Равнины и плоскогорья суши. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности (ОБЖ 2.2) | формировать представление о равнинах и плоскогорьях | умение определять основные равнины ,низменности, плоскогорья | работа в группе, оценка и самооценка | |
16 | 10. | Рельеф дна Мирового океана. | формировать представление о «рельефе дна Мирового океана» | интерес к научному познанию мира | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
Раздел 5. Гидросфера (10 часов) | ||||||
16 | 1 | Вода на Земле. | формировать понятие «гидросфера», «океан » | уметь определять состав гидросферы и значение воды | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
17 | 2 | Мировой океан- главная часть гидросферы. | формировать представление о Мировом океане | интерес к научному познанию мира | работа в группе, оценка и самооценка | |
17 | 3 | Состав и движение вода Мирового океана. | формировать представление о составе Мирового океана и движении воды | уметь описывать движения Мирового океана | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
18 | 4 | Человек и Океан. | формировать представление о деятельности человека в океане, проблемы . пути решения | уметь определять экологические проблемы , связанные с деятельность человека | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
18 | 5 | Воды суши | формировать представление о водах суши | интерес к научному познанию мира | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
19 | 6 | Жизнь реки. Водные походы и обеспечение безопасности (ОБЖ 2.4). | формировать представление о жизни реки . | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
19 | 7 | Большие и малые реки | формировать представление о больших и малых реках | интерес к географическим объектам | работа в группе, оценка и самооценка | |
20 | 8 | Практическая работа №5 «описание моря, реки по типовому плану» Озера. | формировать представление об озерах | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
20 | 9 | Вода в «земных кладовых». | формировать понятие «подземные воды » | уметь описывать географические объекты | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
21 | 10 | Человек и гидросфера. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом (ОБЖ 3.5). | формировать представление о взаимодействии человека и гидросферы | знать о проблемах и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
Раздел 6. Атмосфера (10 часов) | ||||||
21 | 1 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Акклиматизация человека в различных климатических условиях (ОБЖ 3.2) | формировать понятие «атмосфера» | интерес к научному познанию мира | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
22 | 2 | Как нагревается атмосферный воздух. Практическая работа №6«Построение графиков суточного хода температур» | формировать представление нагревании атмосферного воздуха | интерес к научному познанию мира | работа в группе, оценка и самооценка | |
22 | 3 | Атмосферное давление. | формировать понятие атмосферное давление | интерес к научному познанию мира | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
23 | 4 | Движение воздуха Практическая работа №7«Построение графиков розы ветров» | формировать представление о движении воздуха ,понятие «ветер» | знать и уметь описывать процесс циркуляции воздушных масс | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
23 | 5 | Вода в атмосфере. | формировать представление о воде в атмосфере. | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
24 | 6 | Разнообразие облаков. | формировать представление о разнообразии облаков | интерес к научному познанию мира | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
24 | 7 | Атмосферные осадки. | формировать понятие атмосферные осадки
| уметь определять виды осадков | работа в группе, оценка и самооценка | |
25 | 8 | Погода. Опасные погодные явления(ОБЖ 5.1). | формировать понятие погода | интерес к научному познанию мира | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
25 | 9 | Климат. Практическая работа №8 «Описание погоды за определенный промежуток времени» | формировать понятие климат | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
26 | 10 | Человек и атмосфера. Обеспечение личной безопасности при следовании к месту отдыха воздушным путём (ОБЖ 3.6). | формировать представление о взаимодействии человека и атмосферы | интерес к научному познанию мира | работа в группе, оценка и самооценка | |
Раздел 7. Почвенный покров (2 час) | ||||||
26 | 1 | Почва–уникальный природный комплекс. | формировать представление о почве | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
27 | 2 | Виды почв. | формировать представление о видах почвы | уметь кратко характеризовать виды почв | работа в группе, оценка и самооценка | |
Раздел 8. Биосфера (5 часов) | ||||||
28 | 1 | Биосфера. Человек – часть биосферы. Автономное пребывание человека в природной среде (ОБЖ 4.1). | формировать представление о биосфере , как одной из важных сфер Земли | уметь описывать состав биосферы | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
28 | 2 | Жизнь в тропическом поясе. Добровольная автономия человека в природной среде(ОБЖ 4.2). | формировать представление о жизни в тропическом поясе | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | работа в группе, оценка и самооценка | |
29 | 3 | Растительный и животный мир умеренных поясов. | формировать представление о растительном и животном мире умеренных поясов | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
29 | 4 | Жизнь в полярных поясах и в океане. Вынужденная автономия человека в природной среде(ОБЖ 4.3). | формировать представление о жизни в полярных поясах и в океане | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | уметь составлять краткую географическую характеристику разных географических объектов | |
30 | 5 | Человек – часть биосферы. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (ОБЖ 4.4). | формировать представление о взаимосвязи человека и биосферы | интерес к научному познанию мира | работа в группе, оценка и самооценка | |
Раздел 9. Географическая оболочка Земли (4 часа) | ||||||
30 | 1 | Взаимосвязь оболочек Земли. | формировать представление взаимосвязи оболочек Земли | уметь определять связь оболочек Земли | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
31 | 2 | Географическая оболочка Земли. Факторы оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме (ОБЖ 3.1). | формировать представление о географической оболочки Земли | интерес к научному познанию мира | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
31 | 3 | Природная среда. Велосипедные походы и безопасность туристов (ОБЖ 2.5). | формировать представление о природной среде | ответственность и бережное отношение к окружающей среде | работа в группе, оценка и самооценка | |
32 | 4 | Природные особо охраняемые территории своей местности. | формировать понятие национальный парк , заповедник | интерес к научному познанию мира | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
Раздел 10. Природа и население своей местности(4часа) | ||||||
32 | 1 | Природа Московской области. . | формировать представление о Московской области | уметь применять географические знания в реальной жизни | работа в группе, оценка и самооценка | |
33 | 2 | Полезные ископаемые Московской области | формировать представление о полезных ископаемых | уметь применять географические знания в реальной жизни | работа в группе, оценка и самооценка | |
33 | 3 | Водные ресурсы края. | формировать представление о водных ресурсах своей местности | уметь применять географические знания в реальной жизни | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | |
34 | 4 | Население и хозяйственная деятельность человека. Практическая работа №9 «Наблюдение и описание природно-антропогенного (природного) комплекса.
| формировать представление о населении и хозяйственной деятельности своего края | уметь применять географические знания в реальной жизни | работа в группе, оценка и самооценка | |
Повторение пройденного (2часа) | ||||||
34 | 1 | Повторение. Географические оболочки Земли | умение обобщать и систематизировать полученные знания | устные проекты | формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему | |
35 | 2 | Повторение. Знаменитые путешественники. | умение обобщать и систематизировать полученные знания | устные проекты | формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему |
№ п/п | |||
1 | Тематические карты. | 3 экз. | Ф |
2 | Коллекция горных пород. | 15 экз. | Ф |
3 | Глобус физический | 1экз. | Ф |
4 | Глобус практический | 1экз. | Ф |
Компьютерные информационные коммуникативные средства | |||
1 | Компьютерные программы по темам курса | 1экз. | Ф |
2 | Видеоэнциклопедия для народного образования -4 части | 1экз. | Д |
3 | Электронное приложение « Сферы »5-6 класс | 1экз. | Д |
4 | Интерактивные карты по географии | 1экз. | Д |
Технические средства обучения | |||
1 | Компьютер мультимедийный (интерактивная доска с выходом в Интернет) | 1экз. | Ф |
2 | Мультимедиа проектор, проекционный экран | 1экз. | Ф |
3 | Видеомагнитафон | 1экз. | Ф |
4 | Телевизор | 1экз. | Ф |
5 | Классная доска с набором магнитов | 1экз. | Ф |
6 | Компьютер | 1экз. | Ф |
Экранно-звуковые пособия | |||
1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения | 1экз. | Ф |
2 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы | 1экз. | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...