Рабочая программа по географии, 8 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа по географии составлена к УМК «География России. Природа. Население. 8 класс», авторы В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. В рабочая программа состоит из следующих разделов:
- пояснительная записка;
- содержание курса;
- календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по географии 8 класс | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ
8 класс
Составила Коровина Наталья Геннадьевна,
учитель географии
г. Муром
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом, примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии М: Вентана Граф Составители: Душина И.В., Петунин И. др. 2007г. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Кл | Кол-во часов в неделю | Реквизиты программы | УМК обучающихся | Дополнительные пособия |
8 | 2 часа Федеральный компонент | Программа по курсу: «Природа и население России» для общеобразовательных учреждений 8 класса автор Душина И.В., Пятунин В.Б. и др. | Для учащихся - учебник 8 класса «География России. Природа. Население» В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя - Географический атлас, к/к 8 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС - Интернет-ресурсы | - «География в схемах и таблицах» С-П 2008 - «Тесты по географии» Дрофа 2008 |
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю. Данный курс включает 8 часов на изучение географии Владимирской области. Эти часы отведены для изучения особенностей природы своего региона.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1ч)
Что и с какой целью изучают в курсе «география России»
Раздел 1
Географическое положение и формирование государственной территории России (13ч)
Географическое положение России(9ч)
Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспектыгеографического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные оы, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.
Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История населения, освоения и исследования территории России(4ч)
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы полученя,обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел 2
Природа России(35ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(6ч)
Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком
Климат и агроклиматические ресурсы(8ч)
Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха изагрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Внутренние воды и водные ресурсы(6ч)
Состав внутреннихвод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.
Растительный и животный мир, биологические ресурсы(3ч)
Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Почва и почвенные ресурсы(3ч)
Почва как особое природное образование. Плодородие-важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация.
Природные различия на территории России(11ч)
Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные Ртк. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения ПТК на территории страны.
Физико-гоеграфическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявленияширотной зональности и высотной поясности на территории России. Роль В.В. Докучаева и Л.С Берга в создании учения о природных зонах. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов. Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь субтропиков. Природные ресурсы зон, пути их рационального использования. Хозяйственная детальность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Аквальные природные комплексы уберегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного населения на территории России.
Раздел 3
Население России(10ч)
Человеческий потенциал – главное богатство страны
Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.
Народы России
Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов Россию Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий натерритории страны. Межнациональные проблемы и их география.
Особенности урбанизации в России
Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.
Причины, типы, и направления миграций населения на территории России
Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.
Трудовые ресурсы
Роль экономически активного населения в развитии и размещение хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.
Раздел 4
Природный фактор в развитии Росси(4ч)
Влияние природной среды на развитие общества
Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Природные ресурсы, их классификации
Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшиетерриториальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
Природные регионы России – Владимирская область
Особенности географического положения, климат, особенности природы. Экологические проблемы. Население.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Коли- чество часов | Тип урока | Форма урока | Форма контроля | Дом. задание | Дата | Практические работы |
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географической информации. | 1ч | комбинированный | беседа | Фронтальный опрос | Стр.3 | ||
Географическое положение и формирование государственной территории России. | ||||||||
2 | Географическое положение и его виды. | 1ч | комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §1 | ||
3 | Размеры территории и природно-географическое Положение России. | 1ч | комбинированный | практикум | Индивидуальный опрос | §2 | На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины | |
4 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. | 1ч | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §3 | ||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. | 1ч | Урок изучения нового материала | беседа | Письменная работа | §4 | ||
6 | Государственная территория России. Типы российских границ | 1ч | Комбинированный | практикум | тест | §5 | ||
7 | Сухопутные и морские границы России. | 1ч | Комбинированный | Исследование | Письменная работа | §6 | ||
8 | Различия во времени на территории России. | 1ч | Изучение нового | практикум | Решение задач | §7 | ||
9 | Государственное устройство и территориальное деление РФ. | 1ч | Изучение нового | беседа | Работа с картой | §8 | ||
10 | Обобщающий урок | 1ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | тест | |||
11 | Заселение и освоение территории России в 9-17 вв. | 1ч | комбинированный | презентация | Работа с текстом | §9 | ||
12 | Заселение и хозяйственное освоение России в 18-19вв. | 1ч | комбинированный | путешествие | §10 | |||
13 | Географическое исследование территории России в 18-19вв. | 1ч | комбинированный | презентация | Фронтальный опрос | §11 | ||
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке. | 1ч | комбинированный | диспут | Письменная работа | §12 | ||
15 | Обобщающий урок. | 1ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тестирование | |||
Природа России. | ||||||||
16 | Особенности рельефа России. | 1ч | комбинированный | беседа | Письменная работа | §13 | ||
17 | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры. | 1ч | комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §14 | Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа, и полезных ископаемых | |
18 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры. | 1ч | комбинированный | практикум | Письменная работа | §15 | ||
19 | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов. | 1ч | комбинированный | практикум | Географический диктант | §16 | ||
20 | Обобщающий урок | 1ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тест | |||
21 | Литосфера. Рельеф. Человек. | 1ч | комбинированный | диспут | тест | §17 | ||
22 | Условия формирования климата. | 1ч | комбинированный | практикум | Письменная работа | §18 | ||
23 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §19 | ||
24 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения. | 1ч | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §20 | Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. Определение состояния погоды по синоптической карте | |
25 | Климатические пояса и типы климатов. | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §21 | Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей | |
26 | Климат и человек. | 1ч | Комбинированный | семинар | Письменная работа | §22 | ||
27 | Обобщающий урок | 1 ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | тест | |||
28 | Состав внутренних вод. Реки их Зависимость от рельефа. | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §23 | Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона | |
29 | Зависимость речной сети от климата. | 1ч | Комбинированный | практикум | §24 | |||
30 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. | 1ч | Комбинированный | практикум | §25 | |||
31 | Многолетняя мерзлота. | Комбинированный | практикум | §26 | ||||
32 | Водные ресурсы. Охрана вод. | 1ч | Комбинированный | семинар | тест | §27 | ||
33 | Обобщающий урок | 1ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа | тест | |||
34 | Образование почв и их разнообразие. | 1ч | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §28 | Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования | |
35 | Закономерности распространения почв. | 1ч | Комбинированный | практикум | §29 | |||
37 | Почвенные ресурсы. | 1ч | Комбинированный | практикум | §30 | |||
38 | Растительный и животный мир России. | 1ч | Комбинированный | презентация | Письменная работа | §31 | ||
39 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1ч | Комбинированный | диспут | §32 | |||
40 | Разнообразие ПК России. Природное районирование. | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §33-34 | ||
41 | Северные безлесные природные зоны. | 1ч | Комбинированный | практикум | §35 | Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. | ||
42 | Лесные зоны. | 1ч | Комбинированный | презентация | §36-37 | |||
43 | Южные безлесные зоны. | 1ч | Комбинированный | путешествие | Фронтальный опрос | §38 | ||
44 | Высотная поясность. | 1ч | Комбинированный | практикум | §39 | |||
45 | Моря как крупные природные комплексы. Природнохозяйственные различия морей. | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §40-41 | ||
46 | Особо охраняемые природные территории России. | 1ч | Комбинированный | презентация | §42 | |||
47 | Обобщающий урок. | 1ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тестирование | |||
Население России | ||||||||
48 | Численность и воспроизводство населения России. | 1ч | Изучение нового материала | практикум | Письменная работа | §43 | ||
49 | Половой и возрастной Состав населения. Средняя продолжительность жизни. | 1ч | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §44 | ||
50 | Этнический и языковой состав населения России. | 1ч | Комбинированный | семинар | Письменная работа | §45 | ||
51 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. | 1ч | Комбинированный | семинар | §46 | |||
52 | Особенности урбанизации в России. Городское население. | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | §47 | ||
53 | Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения. | 1ч | Комбинированный | практикум | Письменная работа | §48 | ||
54 | Миграции населения в России. | 1ч | Комбинированный | диспут | Фронтальный опрос | §49 | ||
55 | Размещение населения России. | 1ч | Комбинированный | практикум | §50 | |||
56 | Занятость населения. | 1ч | Комбинированный | лекция | §51 | |||
57 | Обобщающий урок. | 1ч | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | зачет | тестирование | |||
58 | Влияние природы на развитие общества. | 1ч | Комбинированный | беседа | §52 | |||
59 | Природные ресурсы | 1ч | Комбинированный | диспут | Фронтальный опрос | §53 | ||
60 | Природно-ресурсный потенциал России. | 1ч | комбинированный | Фронтальный опрос | §54 | |||
Владимирская область. | ||||||||
61 | Географическое положение и история заселения Владимирской области | 1ч | Комбинированный | практикум | записи | |||
62 | Рельеф и полезные ископаемые Владимирской области | 1ч | Комбинированный | практикум | записи | |||
63 | Климат Владимирской области | 1ч | Комбинированный | практикум | Фронтальный опрос | записи | ||
64 | Внутренние воды Владимирской области | 1ч | Комбинированный | практикум | записи | |||
65 | Почвы. Растительный мир Владимирской области. | 1ч | Комбинированный | практикум | записи | |||
66 | Животный мир области | 1ч | Комбинированный | презентация | записи | |||
67 | Природные комплексы Владимирской области | 1ч | Комбинированный | игра | Фронтальный опрос | записи | ||
68 | Охрана природы Владимирской области | 1ч | Комбинированный | семинар | записи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...