Интегрированный урок по географии и биологии .
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по географии
и биологии по теме: «Органический мир Австралии. Природные зоны.»
Коринь С.В.
учителя географии
МАОУ «Лицей №1» г.Балаково
Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном
восприятии оказались разрозненными.
А. Эйнштейн
План интегрированного урока :географии и биологии.
География. Материки и океаны.
Биология. Растения и животные.
Технологическая карта учебного занятия.
Тема: «Органический мир Австралии. Природные зоны.»
Время : 2 академических часа (2 урока).
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный.
Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Австралии на примере органического мира природных зон; интегрировать на уроке образовательные технологии географии и биологии для достижения методического эффекта.
Дидактические задачи урока:
-образовательные: формировать у школьников знания об особенностях органического мира Австралии; дать представление об уникальном мире живой природы Австралии, опираясь на интегрированную связь с предметом биологии; систематизировать и обобщить знания о природных зонах на примере Австралии, опираясь на межпредметную связь биологии и географии; показать биологические особенности эндемичных представителей фауны Австралии и ближайших островов материка.
-развивающие: развитие интереса через различные формы творческой деятельности учащихся (технология коллективного способа обучения,информационные технологии и др.)В результате которых вырабатываются навыки и умения ,необходимые для качественного образовательного эффекта ;развивать географическое ,биологическое логическое мышление учащихся ;способствовать развитию, формированию у школьников умения компетентного применения знаний ,полученных при изучении географии ,биологии.
-воспитывающие : воспитывать интерес к географическим и биологическим знаниям ;формировать правильное, научное мировоззрение, используя современные образовательные технологии; воспитывать культуру общения культуру речи.
Материально-техническое обеспечение урока.
Оборудование урока:
География | биология |
Интерактивные карты: физическая, климатическая ,почвенная карты Австралии, карта природных зон, зоогеографическая карта мира. | Иллюстрированные таблицы(растительный и животный мир Австралии), фотографии, справочные материалы, атласы. |
Научно –популярный фильм « Планета Земля» ТСО : медиопроектор, демонстрационный экран, компьютер. Дидактический материал. |
Межпредметные и внутрипредметные связи: биология(биологические особенности класса пресмыкающихся, птиц, млекопитающих) ;математика (знания темы «Десятичные дроби» для подсчета плотности живых организмов).
Информационные технологии( умение работать с интернетом и составлять презентации.)
Основные методы и образовательные технологии , используемые на уроке: личностно-ориентированные технологии, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, коммуникативный, проблемный методы, разноуровневое обучение, технология коллективного взаимного обучения.
Мотивация знаний учащихся : показать взаимосвязь и необходимость сочетание образовательных технологий, применяемых на уроках географии биологии для достижения необходимого результата.
Подготовительная работа.
1.Постановка темы и основных целей урока перед учащимися.
2. Деление класса на предыдущих уроках на группы по специальностям:
Географы.
Климатологи.
Почвоведы.
Гидрологи.
Ботаники.
Зоологи.
Экологи.
3.Осуществление дифференцированного подхода внутри группы.
4.Распределение опережающих заданий (презентации, сообщения).
5.Разработка критериев оценки и доведение их до сведения учащихся.
Диагностическая карта учебного занятия.
№п/п | Ф.И. | Вид деятельности | Количество баллов | оценка |
Критерии оценки:
25баллов – «5» 18-24 – «4» менее 18 – «3»
Содержание и ход урока.
Актуализация знаний учащихся.
география | биология |
Основные понятия : природная зона, климатические пояса, почвы, растительный и животный мир. | Основные понятия : систематика, классификация, эндемичные виды. Типичные представители флоры и фауны Австралии |
Основные умения: | |
Составлять характеристику природной зоны по типовому плану, опираясь на различные первоисточники (карты, научно-популярную литературу и т.д.). |
Алгоритм основной части урока:
I.Организационный момент ( 1 – 2мин.).
II.Основная часть урока.
1.Постановка цели урока перед классом.
2.Воспроизведение ранее полученных знаний .
Фронтальная беседа
география | биология |
1.Назовите особенности географического положения Австралии. 2.Что такое природная зона? 3.Назовите два принципа размещения природных зон. 4. Что такое почва? Назовите основные факторы почвообразования. | 1.Что такое систематика и классификация? 2.Что такое флора и фауна? |
3.Изучение нового материала.
Вступительное слово учителей. (Учителя географии и биологии поочередно рассказывают о ходе предстоящего урока).
Работа по группам. Учителя направляют и контролируют работу групп.
Деятельность групп. Географы.
1.Рассказ об особенностях географического положения материка (демонстрация на экране интерактивной физической карты Австралии.)
2.Работа с зоогеографической картой мира во время характеристики отдельных видов животных и растений группой биологов.
3. Тесты для класса. ( см. приложения)
II. Климатологи.
- Рассказ о климатических поясах Австралии.
- Демонстрация климатической карты Австралии по классификации Кёплина. (интернет – Википедия).
- Вопросы для класса об особенностях климата каждого пояса. ( см. приложения).
III. Гидрологи.
- Презентация (опережающее задание) «Реки и озёра Австралии».
- Тесты по географии и биологии. (см. приложения).
- Работа с физической картой
IV. Ботаники.
- Рассказ о своеобразии растительного мира Австралии.
- Сообщение о видах – эндемиках. (см. приложения).
- Тест.
V. Зоологи.
- Видеосюжет «Эндемичность и уникальность фауны».
- Сообщение о количественных показателях животного мира.
- Тест для класса (см. приложения).
VI. Экологи.
- Сообщение о влиянии человека на природу Австралии.
- Вопрос классу: составить комментарий к рис. 74 учебника «Экологическая карта Австралии».
VII. Почвоведы.
- Сообщение об основных типах почв на территории материка Австралия и близлежащих островов.
- Работа с интерактивной картой «Почвы Австралии».
- Тест для класса (см. приложения).
5. Закрепление.
- Проверка и закрепление знаний в ходе выступления каждой группы (тесты и вопросы см. в приложении).
- Централизованное тестирование.
6. Итог урока:
I. фронтальная беседа (проводят учителя географии и биологии).
Вопросы:
- С какой темой мы познакомились на уроке?
- Какие новые понятия и термины вы узнали в ходе урока?
- Взаимооценка работы каждой группы.
II. Заполнение диагностической карты.(выставление оценок учащимся),сообщение оценок.
III. Сообщение оценок учителями.
7.Домашнее задание.
География Биология
- § 28, стр. 129-133 1. § 31, стр. 158-159
- Заполните таблицу «Природные 2. ТПО § 31
зоны Австралии».
Приложение.
Тесты по группам:
- Географы.
- Как называется самый маленький материк на Земле? (Австралия)
А) Африка
Б) Атлантида
В) Австралия
Г) Антарктида
- Как называется крайняя северная точка материка Австралия? (Йорк)
А) Стип-Пойнт
Б) Юго-Восточный
В) Йорк
Г) Байрон
- Климатологи.
- Назовите северный климатический пояс Австралии (субэкваториальный)
- Почему Австралия является самым сухим материком на Земле (пересекает Южный тропик).
- Гидрологи.
- В чём своеобразие озёр Австралии? (часто пересыхают).
- Почему многие реки и озёра на карте обозначены пунктиром? (часто пересыхают).
- Ботаники.
- Листья этого дерева повёрнуты ребром к солнцу и дают мало тени: (эвкалипт).
А) эвкалипт
Б) акация
В) травяное дерево
Г) панданус
2. Верхушку этого дерева венчает копна узких листьев, длинных, как у злаков: (травяное дерево)
А) травяное дерево
Б) папоротник
В) хвощ
Г) бамбук
- Зоологи.
- Какое из перечисленных животных не является эндемиком Австралии : (ленивец)
А) вомбат
Б) коала
В) ехидна
Г) ленивец
- Крупный страус: (эму)
А) лирохвост
Б) эму
В) чёрный лебедь
- Яйцекладущее млекопитающее, как бы собрано из частей других животных. ( утконос)
- Почвоведы.
- В какой природной зоне Австралии распространены серозёмы (полупустыни, пустыни).
- В какой части Австралии встречаются каштановые почвы (Южная Австралия).
- Климатологи
- Австралия расположена в пределах 3-х основных поясов Южного полушария:
- Субэкваториальный (на севере)
- Тропический (в центральной части)
- Субтропический (на юге).
Только небольшая часть острова Тасмания находится в умеренном поясе.
Интернет – Википедия.
- Демонстрация климатической карты Австралии по классификации Кёплина.
- Краткая характеристика 3-х поясов:
субэкваториальный | тропический | субтропический |
Гидрологи – презентация по рекам и озёрам ( опережающее задание – презентация). Тесты.
Список литературы
1.Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006 г., с.158-159
2. В.Р. Долькин. М.А. Козлов. Зоология. Хордовое. Многоуровневый учебник для 8 кл. Санкт- Петербург, специальная литература, 2005 г., с.339
3. В.Г.Бабенко, Г.В. Богомолов и др., Экология животных: пособие для учащихся 7 кл. общеобразовтат. Школы – М.: Вентана – Графф, 2006 г., с.102-108
4. В.Н. Алексеев, В.Г. Бабенко и др. Многообразие живой природы. Животные /автор – составитель В.И. Севоглазов/ - М.: Дрофа, 2008 г., с.476, 480
5. Великолепная энциклопедия животных (перевод с английского) авторы текста – Мартин Уолтерс и Джимни Джонсон ЗАО компания «Махаон», Москва, 2010 г., с.192-194
6. Леденцов Н.И. «Страна загадок и чудес»: приволжское кн.издат., 1983 г., Саратов, с.47, 78
7. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв. География. Материка и океаны, 7кл. : учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010 г., с.122-138
8. И.В. Крылова. Материки и океаны : учебник для 7 кл. – М.: Просвещение, 2007 г., с. 149-172
9. К.С. Лазоревич. Физическая география : пособие по географии для учащихся – М.: Московский лицей, 1995 г., с.105-106
10. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. В 6 – 8 кл. /Сост. С.Г. Зубанова и др./, М.: Глобус, 2009 г., с.34
11. Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 кл. Методическое пособие – Санкт-Петербург .: «Паритет» 2001 г., с.98- 107
12. И.А. Когут «Повторение и контроль знаний». География ( интерактивные дидактические материалы) 6-7 кл. – М.: Планета, 2011 г., с. 106
13. Я иду на урок географии : Физическая география материков и океанов. /Сост. сборника К.С. Лазоревич/ - М.: Издательство «1 сентября» , 2000г., с. 128-139
14. Пятунин В.Б. Тестовые задания по географии: 6-10 кл., М.: Просвещение 2001 г., с.44-52
15. Сухова Т.С. Тесты по биологии, 6-11 кл.: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997 г., с.45-47
ИКТ
- Интерактивная карта. Природные зоны мира, М.: Дрофа, 2009г.
- Электронные уроки, тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктика. ЗАО «Новый диск», 2007г.
- Интерактивная карта. Австралия. Физическая карта. М.: Дрофа, 2009г.
- Планета Земля. Подарочное издание. 5 DVD. Пустыни. – ЗАО «Союз видео», 2010г.
Интернет, сайт Википедия. Континент Австралия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"
Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...
Интегрированный урок по географии и биологии для 8 класса: "Вода: известная и неизвестная".
Интегрированный урок с использованием ИКТ. Можно провести, как обощение и как открытый урок ко Дню воды....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/19/picture-79735-1503117690.jpg)
интегрированный урок 10 класс (биология, география)
интегрированный урок 10 класс (биология, география) Лес- наш дом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-130398-1364834005.jpg)
интегрированный урок по Географии и биологии 6 класс
Интегрированный урок по предмету географии и биологии на тему "Растительный и Животный мир Тихого океана"...
Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)
обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...
Интегрированный урок по географии и биологии на тему "Живые организмы в суровых условиях Антарктики".
Интегрированный урок по географии и биологии. Слайд 1: Тема: «Живые организмы в суровых условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/02/picture-277450-1375470186.jpg)
Конспект интегрированного урока (химии, географии, биологии) в 8 класс по теме: «Атмосферный озон. Вред и польза».
Цель.Сформировать у учащихся целостное представление об атмосферном озоне.Задачи.Образовательная. Изучить аллотропные видоизменения химического элемента кислорода. Определить виды озона исходя из его ...