Атмосфера
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Глава 5. АТМОСФЕРА
Урок
Атмосфера и ее строение
Цель урока:
Сформировать представление о строении атмосферы, составных частях. Развить умение высчитывать Т воздуха на разных высотах.
Оборудование:
Демонстрационная таблица «Строение атмосферы», раздаточный материал с задачами, диафильм, карточки «Атмосфера», тропосфер
стратосфера, рисунок с типами облаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
- Ребята, сегодня мы будем путешествовать по стране Геознания. От материка Гидросфера до материка Атмосфера нас отделяет пять островов. Чтобы обогнуть эти острова, нам необходимо будет вспомнить то, что мы уже изучили, путешествуй по материку Гидросфера.
- Итак, деваем первый шаг - отвечаем на вопрос: каковы чины образования волн в океане?
- Второй шаг: чем отличаются межпластовые воды от грунтовых?
- Третий шаг: чем отличается сточное озеро от бессточного?
- Четвертый шаг: водоразделу в рельефе соответствует...
- Пятый шаг: чем отличаются основные направления теплых или холодных течений?
- Молодцы! Мы оказались на материке Атмосфера. Путешествуя по этому материку, мы узнаем очень много полезного, занимательного. Прочтите в оглавлении учебника главные темы (вслух). (Атмосфера и ее строение. Атмосферное давление. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Ветер. Водяной пар и облака. Атмосферные осадки. Погода и климат. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, от которых зависит климат вашей местности.)
- Первая тема: «Атмосфера и ее строение». Запишите в тетрадь.
- Что такое «Атмосфера» вы уже знаете. Расскажите.
- О составе воздуха послушаем сообщение. Слушаем внимательно и по ходу рассказа составляем три вопроса и зададите их любому ученику в классе.
Сообщение учащегося
Воздух - механическая смесь многих газов. Среднее содержание газов: азот - 78%, кислород-- 21%, на оставшиеся 1% приходятся в основном инертные газы. Невелико содержание углекислого газа, всего 0,03%, но он важен для жизни на Земле: его используют зеленые растения для фотосинтеза, кроме того, он создает так называемый парниковый эффект, т. е. пропускает тепловые лучи на Землю и препятствует их обратному излучению от Земли в космическое пространство. В воздухе всегда содержится водяной пар, количество его сильно меняется со временем и от места к месту - от 0,2 до 2,5%, иногда 4%. Роль водяного пара во всех процессах, проходящих в нижних слоях атмосферы, исключительно велика; он участвует и в создании парникового эффекта.
Нижняя граница атмосферы четки - это земная или водная поверхность; впрочем, не следует забывать, что воздух проникает в поры и щели горных пород и растворен в воде - но в таких случаях мы говорим уже не об атмосфере, а о воздухе в пределах литосферы и гидросферы. Верхняя граница атмосферы крайне неопределенна; сейчас ее проводят обычно на высоте 2-3 тыс. кем над земной поверхностью, где происходит рассеивание в космическое пространство наиболее легких газов - водорода и гелия.
Воздух удерживается силой притяжения Земли. Плотность его уменьшается с высотой. На уровне моря она составляет около 1,175 кг/м, т. е. примерно в 800раз меньше плотности воды; на высоте 10 км плотность воздуха уже в 3 раза меньше, чем над уровнем моря, на верхней границе атмосферы приближается к средней плотности вещества в космосе. Уже на высоте 200-300 км плотность воздуха настолько мала, что искусственные спутники Земли и космические корабли могут годами летать, не испытывая серьезных деформаций орбиты, вызванных сопротивлением атмосферы.
- Вы внимательно слушали, поэтому сможете с честью ответить на вопросы своих одноклассников.
Ученик, задающий вопрос, сам выбирает отвечающего и сам проверяет ответ.
- Итак, мы познакомились с составом воздуха, а сейчас познакомимся с составом атмосферы. Проанализируете демонстрационную картину «Строение атмосферы» (или рисунок в учебнике). Составьте рассказ, обратите внимание на толщину, основные характерные свойства.
Ученики выполняют задание несколько минут. Затем слушают рассказы 2-3 учеников.
Проверим, как вы усвоили, ответьте на вопросы:
А) В какой части атмосферы температура понижается на 60С при подъеме на 1 км? (Тропосфера.)
Б) Где встречаются серебристые облака? (Стратосфера.)
В) Где содержится 80% всей массы воздуха? (Тропосфере.)
Г) Какая часть атмосферы так разрежена, что космонавты видят небо черным? (Верхние, слои атмосферы.)
Д) Где идет дождь? (Тропосфера.)
- Вспомните, как изменятся температура с подъемом в тропосфере? (На 1 км на 60С)
- Эта закономерность вам пригодится при решении задач.
Учитель раздает материал с задачами
1. На какую высоту поднялся самолёт, если за его бортом температура -300 С, а у поверхности Земли + 120 С?
2. Какова высота горы, если у ее подножия температура +26°С, а на вершине - 10°С?
3. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°С? Высота Памира 6 км.
4. Hа высоте 8 км температура равна - 18°С. Какова в это время температура у поверхности?
- А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности - вот, что нас ожидало, если не было бы атмосферы. Запишите в тетради подзаголовок «Значение атмосферы»
1 вариант изучения на данном этапе - работа с учебником, 2 вариант - просмотр видео- или диафильма.
III. Итоги урока
- Проверим то, что вы записали в тетради о значении атмосферы.
- Итак, мы с вами целый урок пребывали на острове Атмосфера. Что мы узнали? (Ученики рассказывают.)
Домашнее задание
Г.: -§:М; К.: §37, задачи №2,4,6,7.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogoda.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Погода Погода – состояние тропосферы в данном месте в данный момент или за какой-либо промежуток времени
Погода Элементы Явления Давление Температура Влажность Осадки Ветер Туман Облака
Воздушные массы Типы Подтипы экваториальный морские тропический континентальные арктический умеренный
Синоптики – специалисты , изучающие погоду. Метеорология – наука об атмосферных явлениях
Климат Многолетний средний режим погоды, характерный для определенной местности.
Виды климатических поясов: 4 основных : экваториальный тропический арктический умеренный 3 переходных: Субэкваториальный Субтропический Субарктический
Выделяют 5 тепловых поясов 1жаркий 2 умеренных 2 холодных
Влияние океанов и морей на климат
Влияние рельефа на климат
IV . Закрепление Для закрепления предлагается заполнить таблицу. Черты сравнения Погода Климат 1. Определение термина 2. Элементы. а) температура б) давление атмосферное в) облачность г) осадки
- Найди соответствие. а) Среднегодовое количество осадков б) Среднесуточная температура 1. Климат в) Направление и скорость ветра г) Роза ветров 2. погода д) Вид осадков е) Облачность ж) Средняя многолетняя температура з) Температура самого теплого и самого холодного месяца Групповая работа Влияние климата на природу и жизнь человека. Работа по плану-схеме: Климат — Материалы — Жилище Климат — Материалы — Одежда / группа - народы севера 2 группа - жители пустынь 3 группа - жители тайги 4 группа - жители степей
Домашнее задание § 34-36,37 Задания на стр107 Вопросы и задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя
Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...
Атмосфера и атмосферное давление.
разработка урока физики в 7 классе...
Контроль знаний по теме "Атмосфера"
Атмосфера В - 1 Воздушная оболочка Земли - Слой атмосферы, задерживающий жесткие ультрафиолетовые лучи – Температура воздуха зависит от….. Если сумму средних суточных температур раздели...
Презентация на тему: "Атмосфера Земли. Атмосферное давление."
Данная презентация используется для проведения уроков физики в 7 классе на тему; "Атмосферное давление"...
Урок по теме: "Атмосфера.Температура воздуха"
Разработка урока и презентация. Урок разработан в технологии проблемного обучения...
Практические работы по теме "Атмосфера" 6 класс
Практикум. : 6 касс...