Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Материк Австралия".
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

Барнева Наталья Петровна

Одной из самых главных задач современной географии является не описывать, а объяснять окружающую нас природу. В связи с этим на своих уроках я часто использую прием умственной деятельности при установлении причинно-следственных связей. Ученик должен знать, что любое явление природы имеет причину, из которой вытекает следствие. Поэтому очень важно, чтобы ученик умел раскрывать причинно-следственные связи между различными компонентами природы (рельефом, климатом, внутренними водами и т.д.). Раскрытие этих связей способствует умственному развитию школьников, позволяет им освободиться от необходимости механического запоминания огромного фактического материала. Причинно-следственные связи нельзя заучивать со слов учителя, необходимо самому ученику их раскрывать, анализировать, устанавливать взаимоотношения между ними. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Материк Австралия" показывает раскрытие причинно-следственных связей между компонентами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtoreniya_i_sistematizaciya_znaniy_po_teme.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное  обучение

Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Материк Австралия»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи

              между компонентами природы.

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:

               «Материк Австралия».

  1. Закрепить умение работать с картами различного содержания.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать  теоретическое мышление, умение

               раскрывать необходимые связи и причины в  изучаемом материале.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любознательность, чувство взаимопомощи, интерес

                 к учению.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: физическая, климатическая, политическая карты

Африки, мультимедийный  проектор, интерактивная доска.

Ход  урока

         Учитель: Ребята! Сегодня  у нас урок повторения по теме «Материк Африка». Мы знаем, что каждый материк – это уникальный природный комплекс, состоящий из взаимосвязанных природных компонентов. Особенности каждого компонента (либо рельефа, климата) объясняются рядом причин. Что из причины вытекает следствие, которое в свою очередь становится причиной нового явления природы. Поэтому основной задачей нашего урока является: закрепить причинно-следственные связи между компонентами природы.

Для описания компонентов природы мы пользовались основным источников знаний это картой. Поэтому следующей задачей нашего урока является: закрепить умения работать с картами различного содержания. В целом мы должны закрепить и обобщить знания о материках южного полушария.

 Учитель: С какого вопроса начинаем изучение материка?

Ученики: Изучение материка начинаем с географического положения.

Учитель:  Почему?

Ученики:  Так как географическое положение – это по существу адрес материка, и оно влияет на природу и климат каждого материка.

Учитель: Дать физико-географическое положение Австралии (ученик работает у доски). Рецензия на ответ.

Одновременно второй ученик выполняет задание: Раскрыть причинно-следственные связи между географическим положением и природой материка.

Причина  (дана)                                

Особенности (следствие) определить

1.Австралия пересекается южным тропиком и почти вся лежит в тропических широтах.

1.Это самый сухой материк.

2.Удалена от других материков, лежит в стороне от главных  торговых  путей.

2.Она была открыта позже других

материков.

         

Ученик: Географическое положение влияет на природу материка.

Учитель: Следующий компонент  природы  – рельеф. Он оказывает сущест-

венное влияние на образование, развитие всех компонентов природы.

Задание: Дать описание рельефа материка Австралия.

Ученики: Особенности рельефа материка (предполагаемый ответ).

а) В Австралии преобладают равнины, в том числе плоскогорья, высотой от 500м до 1000м на западе.

б) Имеются низменные участки (от 0 до 200м) в центре (Центральная низменность) и вдоль побережий.

в) На востоке материка находятся разрушенные, невысокие горы - Большой Водораздельный хребет.

Вывод: В рельефе материка Австралия преобладают равнины.

Учитель: Ребята! Как можно объяснить особенности рельефа материка Австралия?

Ученики: Можно объяснить, используя карту «Строение земной коры» (пред-

полагаемый ответ).

а) В основании материка лежит древняя Австралийская платформа, а мы знаем, что платформы в рельефе соответствуют равнинам.

б) На востоке находится древняя складчатость, которая в рельефе  соответствует горам.

в) Отсутствие областей новой складчатости, поэтому на материке нет действующих вулканов и землетрясений.

Вывод: Особенности рельефа материка зависят от строения земной коры.

(Одновременно второй ученик выполняет задание у доски по таблице)

 Задание: Раскрыть причинно-следственные связи между современными формами рельефа и строением земной коры.

       

Особенности (следствие) дано

Причина (предполагаемый ответ)

1.Большую часть материка Австралия

занимают равнины.

1.Потому что, в основании материка

Австралия лежит Австралийская платформа.

2.На востоке находятся невысокие горы -  Большой Водораздельный хребет.

2.Так как на востоке находится древняя складчатость.

3.На материке нет действующих вулканов и землетрясений.

3.Отсутствие на материке областей новой современной складчатости.

Вывод: Современный рельеф зависит от истории развития земной коры.

  Учитель:  Следующий компонент природы - климат, который определяет основные особенности материков. Без знания климата нельзя понять своеобразие  географии материков.

Задание: На таблице даны основные особенности климата Австралии, ваша задача, выяснить причины этих особенностей (ученик работает у доски)

Особенности (следствие) дано

Причина (располагаемый ответ)

1.На большей части материка температуры весь год высокие

1.Высокое положение солнца над горизонтом

2.Преобладают области с малым количеством осадков

2.На большей части материка преобладает высокое атмосферное давление

3.На востоке материка находится область влажного климата

3.На востоке горы – Большой Водораздельный хребет(влияние рельефа на климат)

4.В северной Австралии осадки выпа-

дают летом, а в южной - зимой

4.В северную Австралию осадки приходят с экваториальным воздухом, а южная часть получает зимой, когда приходит умеренная в.м.

5.В Австралии температуры выше,

а осадков выпадает меньше, чем в Ю.

Африке

5.Значительная протяжённость материка с запада на восток, благодаря которой, в Австралии фор-мируются континентальные в.м.

6.В Австралии на севере теплее, чем на юге

6.Северная часть расположена в суб-

экваториальном поясе, а южная - в тропическом

Задание 2.Используя климатические карты, доказать, что Австралия -самый сухой материк (работает класс).

Ученик (предполагаемый ответ):

 

1.Большая часть Африки расположена между тропиками (в жарком тепловом поясе). Солнце в течение всего года между тропиками стоит высоко над горизонтом и два раза в год в любой точке бывает в зените

2) Средние месячные температуры на большей части составляют +20

до +24 и среднемесячная температура не опускается ниже +8.

3) Именно в Африке отмечена самая высокая температура на Земле- +58 в районе Триполи.

4) В Африке нет холодных зим. Зима и лето на  большей части территории отличается условиями увлажнения.

Вывод: На формирование климата  материка  Австралия влияют климато –

образующие факторы, а именно: географическая широта, воздушные течения и подстилающая поверхность.

Учитель: И так, ребята! Подведём итог первой части нашего урока.

Особенности компонентов природы объясняются рядом причин, а именно:

географическим положением, строением земной коры,  климатообразующими  факторами и т.д.

Учитель: Следующий этап урока – игра – соревнование.

Нашими штурманами станут команды - участницы: команда «Дарлинг» и команда «Виктория».

Прежде чем отправиться в путь, мы должны принять Устав игры:

1.За каждый полный и верный ответ команда получает один балл, если ответ  неполный – полбалла.

2.За нарушение дисциплины, подсказки баллы снимаются.

3.Команду – победительницу ждёт сладкий приз!

                    И так, в путь!

Конкурс 1.  Разминка капитанов.

Кто быстрее и правильно составит причинно-следственную цепочку из  следующих утверждений:

1.Австралия продаёт на экспорт баранину и шерсть.

2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

3.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.

4.Австралия – жаркий и самый сухой материк.

5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает

   овцеводство.

              Ответ: 2-4-3-5-1

Конкурс 2. Конкурс почемучек (по домашнему заданию)

1.Какой рельеф преобладает в  Австралии и почему? (равнинный, так как 

в основании материка лежит Австралийская платформа).

2.Почему Австралия самый  сухой материк? (пересекается южным тропиком

посередине и почти вся лежит в тропических широтах ю.полушария)

3.Какая река Австралии самая многоводная и почему?(р.Муррей, берёт

начало на Большом Водораздельном хребте, где выпадает много осадков)

4.Почему в Австралии не бывает землетрясений и вулканизма?

(так как отсутствуют области новой складчатости)

5. Почему в Австралии большую часть занимают  пустыни и полупустыни?

(так как преобладает тропический сухой климат)

6.Почему Большой Водораздельный хребет это сильно разрушенные,

невысокие горы? (так как в основании лежит древняя складчатость)

Учитель: А теперь внимание!  Загадка!

Бывало в сказках: старый столб вещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт, налево - сгинешь сам.

А прямо – ждёт тебя успех, на всём твоём пути.

А  что поможет  вам теперь путь правильный найти?

Расскажет, что и почему, и где в пути нас ждёт,

Как только дружный наш отряд отправится в поход). (карта)

Учитель: Поэтому, следующий Конкурс 3. «Конкурс картографов» «Пятый лишний».

Правило: называется 5 географических названий, 4 расположены на одном

материке. Ученик должен назвать «лишнее», сказать, что это и где находится.

Конкурс 4. «Рассказ по картине».

Участники конкурса описывают природную зону по картине, используя план,

данный на доске: 1.Географическое положение. 2.Климат. 3.Почвы. 4.Расти-

тельность. 5.Животный мир. Команды обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку.

Конкурс 5. «Конкурс Гидрологов»

ЗАДАНИЕ: На таблице даны основные особенности рек Австралии, ваша задача, выяснить причины этих особенностей.    

Особенности (следствие)

Причина (определить) предполагаемый ответ

1.В Австралии мало рек и озёр.

1.Зависит от климата. Здесь мало выпадает осадков.

2.Некоторые реки на карте  обозначены пунктиром.

2.Это пересыхающие реки.

3.На востоке реки полноводны в течение года.

3.Влияние рельефа. Большой  Водораздельный

 хребет задерживает воздушные массы,

идущие с Т.океана.

4.« Эйр» - называют мёртвым сердцем Австралии.

4.В сухой период озеро пересыхает и делиться

 на небольшие водоёмы.

5.Судоходство на реках затруднено.

5.Вследствие резкого колебания уровня воды.

6.Лишь 1/3 территории получает достаточное  количество осадков.

6.Так как большая часть расположена

в тропическом поясе, преобладает

тропический сухой климат.

Ученики: Внутренние воды зависят от рельефа и климата.

Конкурс 6. «Конкурс климатологов»

 Представители команд определяют по климатическим диаграммам тип

климата и его особенности, называют климатический пояс.

  Конкурс 7. «Конкурс международников»  

Команды получают карточки с увеличенными контурами изученных стран и их флагами. Надо назвать страны и показать их на карте.

Подведение итогов.

Литература.

  1. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. - №4, 2000.
  2. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. - №6, 2005.
  3. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. – №1, 2009.
  4. Справочник школьника. География/ Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. Об-во «Слово». 1996. – 576 с.
  5. Воробцова Т.Н. География 7 класс (поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов»). – Волгоград: «Учитель – АСТ». 2002. – 136 с.
  6. Методическое пособие по географии материков и океанов. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – М.:Просвещение, 1999. – 175 с.
  7. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И. А. Кугут, Л. И. Елисеева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2010. – 244 с.
  8. Дюкова С. Е. Тематический контроль по географии. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2008. – 104 с.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)

Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных»   для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс).  Тип урока -  применение знаний на практике. Урок ...

Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Урок обобщения и систематизации знаний по Австралии в форме игры — викторины (с использованием ИКТ технологий)

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...