Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Материк Австралия".
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме
Одной из самых главных задач современной географии является не описывать, а объяснять окружающую нас природу. В связи с этим на своих уроках я часто использую прием умственной деятельности при установлении причинно-следственных связей. Ученик должен знать, что любое явление природы имеет причину, из которой вытекает следствие. Поэтому очень важно, чтобы ученик умел раскрывать причинно-следственные связи между различными компонентами природы (рельефом, климатом, внутренними водами и т.д.). Раскрытие этих связей способствует умственному развитию школьников, позволяет им освободиться от необходимости механического запоминания огромного фактического материала. Причинно-следственные связи нельзя заучивать со слов учителя, необходимо самому ученику их раскрывать, анализировать, устанавливать взаимоотношения между ними. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Материк Австралия" показывает раскрытие причинно-следственных связей между компонентами природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtoreniya_i_sistematizaciya_znaniy_po_teme.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение
Урок обобщения и систематизация знаний по теме «Материк Австралия»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи
между компонентами природы.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме:
«Материк Австралия».
- Закрепить умение работать с картами различного содержания.
Развивающие:
- Продолжать развивать теоретическое мышление, умение
раскрывать необходимые связи и причины в изучаемом материале.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, чувство взаимопомощи, интерес
к учению.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма организации: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: физическая, климатическая, политическая карты
Африки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
Учитель: Ребята! Сегодня у нас урок повторения по теме «Материк Африка». Мы знаем, что каждый материк – это уникальный природный комплекс, состоящий из взаимосвязанных природных компонентов. Особенности каждого компонента (либо рельефа, климата) объясняются рядом причин. Что из причины вытекает следствие, которое в свою очередь становится причиной нового явления природы. Поэтому основной задачей нашего урока является: закрепить причинно-следственные связи между компонентами природы.
Для описания компонентов природы мы пользовались основным источников знаний это картой. Поэтому следующей задачей нашего урока является: закрепить умения работать с картами различного содержания. В целом мы должны закрепить и обобщить знания о материках южного полушария.
Учитель: С какого вопроса начинаем изучение материка?
Ученики: Изучение материка начинаем с географического положения.
Учитель: Почему?
Ученики: Так как географическое положение – это по существу адрес материка, и оно влияет на природу и климат каждого материка.
Учитель: Дать физико-географическое положение Австралии (ученик работает у доски). Рецензия на ответ.
Одновременно второй ученик выполняет задание: Раскрыть причинно-следственные связи между географическим положением и природой материка.
Причина (дана) | Особенности (следствие) определить |
1.Австралия пересекается южным тропиком и почти вся лежит в тропических широтах. | 1.Это самый сухой материк. |
2.Удалена от других материков, лежит в стороне от главных торговых путей. | 2.Она была открыта позже других материков. |
Ученик: Географическое положение влияет на природу материка.
Учитель: Следующий компонент природы – рельеф. Он оказывает сущест-
венное влияние на образование, развитие всех компонентов природы.
Задание: Дать описание рельефа материка Австралия.
Ученики: Особенности рельефа материка (предполагаемый ответ).
а) В Австралии преобладают равнины, в том числе плоскогорья, высотой от 500м до 1000м на западе.
б) Имеются низменные участки (от 0 до 200м) в центре (Центральная низменность) и вдоль побережий.
в) На востоке материка находятся разрушенные, невысокие горы - Большой Водораздельный хребет.
Вывод: В рельефе материка Австралия преобладают равнины.
Учитель: Ребята! Как можно объяснить особенности рельефа материка Австралия?
Ученики: Можно объяснить, используя карту «Строение земной коры» (пред-
полагаемый ответ).
а) В основании материка лежит древняя Австралийская платформа, а мы знаем, что платформы в рельефе соответствуют равнинам.
б) На востоке находится древняя складчатость, которая в рельефе соответствует горам.
в) Отсутствие областей новой складчатости, поэтому на материке нет действующих вулканов и землетрясений.
Вывод: Особенности рельефа материка зависят от строения земной коры.
(Одновременно второй ученик выполняет задание у доски по таблице)
Задание: Раскрыть причинно-следственные связи между современными формами рельефа и строением земной коры.
Особенности (следствие) дано | Причина (предполагаемый ответ) |
1.Большую часть материка Австралия занимают равнины. | 1.Потому что, в основании материка Австралия лежит Австралийская платформа. |
2.На востоке находятся невысокие горы - Большой Водораздельный хребет. | 2.Так как на востоке находится древняя складчатость. |
3.На материке нет действующих вулканов и землетрясений. | 3.Отсутствие на материке областей новой современной складчатости. |
Вывод: Современный рельеф зависит от истории развития земной коры.
Учитель: Следующий компонент природы - климат, который определяет основные особенности материков. Без знания климата нельзя понять своеобразие географии материков.
Задание: На таблице даны основные особенности климата Австралии, ваша задача, выяснить причины этих особенностей (ученик работает у доски)
Особенности (следствие) дано | Причина (располагаемый ответ) |
1.На большей части материка температуры весь год высокие | 1.Высокое положение солнца над горизонтом |
2.Преобладают области с малым количеством осадков | 2.На большей части материка преобладает высокое атмосферное давление |
3.На востоке материка находится область влажного климата | 3.На востоке горы – Большой Водораздельный хребет(влияние рельефа на климат) |
4.В северной Австралии осадки выпа- дают летом, а в южной - зимой | 4.В северную Австралию осадки приходят с экваториальным воздухом, а южная часть получает зимой, когда приходит умеренная в.м. |
5.В Австралии температуры выше, а осадков выпадает меньше, чем в Ю. Африке | 5.Значительная протяжённость материка с запада на восток, благодаря которой, в Австралии фор-мируются континентальные в.м. |
6.В Австралии на севере теплее, чем на юге | 6.Северная часть расположена в суб- экваториальном поясе, а южная - в тропическом |
Задание 2.Используя климатические карты, доказать, что Австралия -самый сухой материк (работает класс).
Ученик (предполагаемый ответ):
1.Большая часть Африки расположена между тропиками (в жарком тепловом поясе). Солнце в течение всего года между тропиками стоит высоко над горизонтом и два раза в год в любой точке бывает в зените
2) Средние месячные температуры на большей части составляют +20
до +24 и среднемесячная температура не опускается ниже +8.
3) Именно в Африке отмечена самая высокая температура на Земле- +58 в районе Триполи.
4) В Африке нет холодных зим. Зима и лето на большей части территории отличается условиями увлажнения.
Вывод: На формирование климата материка Австралия влияют климато –
образующие факторы, а именно: географическая широта, воздушные течения и подстилающая поверхность.
Учитель: И так, ребята! Подведём итог первой части нашего урока.
Особенности компонентов природы объясняются рядом причин, а именно:
географическим положением, строением земной коры, климатообразующими факторами и т.д.
Учитель: Следующий этап урока – игра – соревнование.
Нашими штурманами станут команды - участницы: команда «Дарлинг» и команда «Виктория».
Прежде чем отправиться в путь, мы должны принять Устав игры:
1.За каждый полный и верный ответ команда получает один балл, если ответ неполный – полбалла.
2.За нарушение дисциплины, подсказки баллы снимаются.
3.Команду – победительницу ждёт сладкий приз!
И так, в путь!
Конкурс 1. Разминка капитанов.
Кто быстрее и правильно составит причинно-следственную цепочку из следующих утверждений:
1.Австралия продаёт на экспорт баранину и шерсть.
2.Австралию почти посередине пересекает южный тропик.
3.В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.
4.Австралия – жаркий и самый сухой материк.
5.Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает
овцеводство.
Ответ: 2-4-3-5-1
Конкурс 2. Конкурс почемучек (по домашнему заданию)
1.Какой рельеф преобладает в Австралии и почему? (равнинный, так как
в основании материка лежит Австралийская платформа).
2.Почему Австралия самый сухой материк? (пересекается южным тропиком
посередине и почти вся лежит в тропических широтах ю.полушария)
3.Какая река Австралии самая многоводная и почему?(р.Муррей, берёт
начало на Большом Водораздельном хребте, где выпадает много осадков)
4.Почему в Австралии не бывает землетрясений и вулканизма?
(так как отсутствуют области новой складчатости)
5. Почему в Австралии большую часть занимают пустыни и полупустыни?
(так как преобладает тропический сухой климат)
6.Почему Большой Водораздельный хребет это сильно разрушенные,
невысокие горы? (так как в основании лежит древняя складчатость)
Учитель: А теперь внимание! Загадка!
Бывало в сказках: старый столб вещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт, налево - сгинешь сам.
А прямо – ждёт тебя успех, на всём твоём пути.
А что поможет вам теперь путь правильный найти?
Расскажет, что и почему, и где в пути нас ждёт,
Как только дружный наш отряд отправится в поход). (карта)
Учитель: Поэтому, следующий Конкурс 3. «Конкурс картографов» «Пятый лишний».
Правило: называется 5 географических названий, 4 расположены на одном
материке. Ученик должен назвать «лишнее», сказать, что это и где находится.
Конкурс 4. «Рассказ по картине».
Участники конкурса описывают природную зону по картине, используя план,
данный на доске: 1.Географическое положение. 2.Климат. 3.Почвы. 4.Расти-
тельность. 5.Животный мир. Команды обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку.
Конкурс 5. «Конкурс Гидрологов»
ЗАДАНИЕ: На таблице даны основные особенности рек Австралии, ваша задача, выяснить причины этих особенностей.
Особенности (следствие) | Причина (определить) предполагаемый ответ |
1.В Австралии мало рек и озёр. | 1.Зависит от климата. Здесь мало выпадает осадков. |
2.Некоторые реки на карте обозначены пунктиром. | 2.Это пересыхающие реки. |
3.На востоке реки полноводны в течение года. | 3.Влияние рельефа. Большой Водораздельный хребет задерживает воздушные массы, идущие с Т.океана. |
4.« Эйр» - называют мёртвым сердцем Австралии. | 4.В сухой период озеро пересыхает и делиться на небольшие водоёмы. |
5.Судоходство на реках затруднено. | 5.Вследствие резкого колебания уровня воды. |
6.Лишь 1/3 территории получает достаточное количество осадков. | 6.Так как большая часть расположена в тропическом поясе, преобладает тропический сухой климат. |
Ученики: Внутренние воды зависят от рельефа и климата.
Конкурс 6. «Конкурс климатологов»
Представители команд определяют по климатическим диаграммам тип
климата и его особенности, называют климатический пояс.
Конкурс 7. «Конкурс международников»
Команды получают карточки с увеличенными контурами изученных стран и их флагами. Надо назвать страны и показать их на карте.
Подведение итогов.
Литература.
- География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. - №4, 2000.
- География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. - №6, 2005.
- География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. – №1, 2009.
- Справочник школьника. География/ Сост. Т.С. Майорова. – М.: Филолог. Об-во «Слово». 1996. – 576 с.
- Воробцова Т.Н. География 7 класс (поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов»). – Волгоград: «Учитель – АСТ». 2002. – 136 с.
- Методическое пособие по географии материков и океанов. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – М.:Просвещение, 1999. – 175 с.
- Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И. А. Кугут, Л. И. Елисеева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Глобус, 2010. – 244 с.
- Дюкова С. Е. Тематический контроль по географии. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2008. – 104 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)
Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). Тип урока - применение знаний на практике. Урок ...
Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
Урок обобщения и систематизации знаний по Австралии в форме игры — викторины (с использованием ИКТ технологий)
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...