Уроки по географии 6 класс по теме Озеро.
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Цели урока:
1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;
2.Создать условия для развития умения выделять главное при работе с текстом учебника географии, умений составлять план описания ГП объекта и описывать его .
3.Развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий
4.Воспитывать любовь к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ozero.ppt | 1.09 МБ |
ozera.doc | 165.5 КБ |
ozera.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Урок 6 класс
Тема : Озёра
Цели урока:
1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;
2.Создать условия для развития умения выделять главное при работе с текстом учебника географии, умений составлять план описания ГП объекта и описывать его .
3.Развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий
4.Воспитывать любовь к малой Родине.
Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта России, карта Вешкаймского района, атласы для 6 класса, мультимедийный комплекс
Презентации: «Реки Вешкаймского района», «Волга», «Озера».
1.Организационный момент.
Приветствие:
-Здравствуйте, садитесь поудобнее . Как вы себя чувствуете ? Какое у вас настроение?
-Я очень рада, что оно у вас такое. Думаю, что оно изменится ещё в лучшую сторону в конце урока.
2.Мотивационный этап.
Побуждение к активной деятельности.
Загадка Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая.
ОЗЕРО
Просмотр иллюстраций по теме «Озеро»
Фронтальная беседа.
-Вы посмотрели иллюстрации
-какие у вас возникли ассоциации?
(высказывают свои впечатления, называют ассоциации)
Целевая установка выход на тему.
Во время урока мы постараемся выполнить следующие виды работ.
- проверка домашнего задания
- основные понятия новой темы
-самостоятельное заполнение таблицы
-работа с картой
-практическая работа «Описание ГП одного из озер мира»
3.Актуализация знаний (проверка домашнего задания).
У каждого на парте тесты, задание «Соотнесение» основных понятий темы Река с их местоположением, а также задание «установи соответствие» между рекой и её характеристикой. На выполнение работы вам дается 5 мин.
3.1. Тест «Улыбка»
1.Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:
а) прилив
б) отлив
г) половодье
2.Речная система
а) главная река со своими притоками.
б) площадь, с которой река собирает воду.
в) место впадения реки.
3.Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются:
а) водоупорными
б) водопроницаемыми
4.Укажите условия, при которых образуются подземные воды.
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
5.Река
а) поток воды, текущий в углублении.
б) место постоянного течения реки.
в) начало реки.
Один работает на компьютере слайд 5,6
Русло
Пойма
Речная долина
Правый приток
Левый приток
Исток
Устье
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Проверка теста. Смотрим ключ. Исправляем, если есть недостатки. А теперь соединим правильные ответы красным фломастером. Что получилось? Значит у нас хорошее настроение. Отмечаем в листе самооценки то количество баллов, которые вы заработали.
Задание «Соотнесение» проверяется на компьютере.
Выставление баллов в карте успешности
3.2. Творческие задания детей
Презентации «Волга»
«Реки Вешкаймского района»
4.Операционно-познавательный этап.
4.1.На доске высвечивается тема «Озера» и эпиграф слайд 6
О, Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
С.Есенин
И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием озеро, озерная котловина, с видами озер
Формирование понятия «Озеро» - слайд 7,8
Чем озеро отличается от реки? (река течет по руслу, озеро – замкнутый водоем)
Что такое река?
Попробуйте сформулировать: что такое озеро?
Озеро – замкнутый водоем в природном углублении на суше.
4.2. Знакомство с самым большим и самым глубоким озерами мира
Ребята, а какое самое глубокое озеро мира7 Покажите его на карте.
Слайд 9 видео ролик о Байкале
Озер Байкал содержит 1-10 запасов пресной воды Земли.
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
А.И. Полежаев
Байкал – одно из неповторимых чудес планеты. Он включен в «Список всемирного наследия».
«Посмотрел господь: неласковая вышла Земля… Как бы не стала на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног , а саму меру щедрот своих» Такова легенда о происхождении Байкала.
Слайд 10 – Каспийское море
А известно ли вам самое большое озеро в мире.
А самое большое в мире озеро — Каспийское море.
Покажите его на карте. В прошлом соединялось с океаном и было морем, его вода по составу похожа на океаническую и его часто называют морем. Одна-
ко это неправильно. Море должно соединяться с Мировым океаном, а Каспийское изолировано от него. Найдите на карте Каспийское озеро - море. Какие реки впадают в него? Чему равна его самая большая глубина ?
4.3. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы
Природное углубление озера называется озерной котловиной. Все ли они одинаковы? Чем могут отличаться озерные котловины? Действительно они очень разнообразны. Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Давайте рассмотрим способы образования озер, озерных котловин.
Изучение причин их появления позволяет выяснить происхождение озер.
Виды озер по происхождению
Происхождение озерных котловин | Примеры |
Тектонические | Байкал Титикака Каспийское Аральское |
Ледниковые | Ладожское Онежское |
Запрудные | Сарезское |
Вулканические | Кроноцкое Курильское |
Карстовые | |
Старицы |
Проверка выполнения таблицы. Баллы в таблицу успешности.
4.4. Работа с картой в парах.
Найти озера из вашей таблицы и показать озера на большой карте.
Как показываем озера?
4.5. Питание озер. Виды озер. А сейчас познакомимся с видами питания озер.
Интерактивная карта 6 кл. – просмотр
Проблемная ситуация 1
Перечислите ти
А как озера расходуют воду? ( испарение, вынос реками)
Все озера делят на сточные и бессточные. Какое здесь изображено? Почему вы так
решили? Какие же озера называют сточными? Бессточными?
Озеро Байкал является сточным или бессточным? Какая река вытекает из озера ? Покажите.
Проблемная ситуация 2
Найдите на карте озеро Таймыр и озеро Убсу - Нур. Почему они изображены по - разному? (посмотреть условные знаки). Одно озеро соленое , другое – пресное. Каковы могут быть причины солености озер.
- Бессточное озеро – минеральные вещества приносятся реками , но не выносятся , а постепенно накапливаются.
-озеро находится в легкорастворимых породах
-озеро является остатком отступившего моря.
4.6. Озера Ульяновской области слайд
Слайд 11
Карта Ульяновской области. Какие озера вы видите на карте? Покажите.
Отметьте на к\карте Ульяновской области эти озера.
4.7. Значение озер. Слайд 12
Для чего нужны озера?
4.8. Болота – ознакомление
Интерактивная карта
4.9. Практическая работа «Описание ГП одного из озер мира»
- Разработайте план описания ГП озера
- Проверка и корректировка планов
3. Выполнение работы
5. Рефлексия
С какими понятиями мы познакомились на уроке? Какие виды озер вы узнали?
Понравился ли вам урок, понравилась ли вам ваша работа на уроке?
Ощутили ли вы трудности в работе? Хватило ли вам времени урока?
6. Д\ з параграф 32 , зад.4,6
Творческое задание
1) Подготовить сообщение об одном из озёр(1-1,5мин.) «Студент»
2) Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов) «Доцент»
3) Составить презентацию об озёрах или кроссворд «Профессор»
Озеро | Материк | Сточное или бессточное | Соленое или пресное |
Каспийское | |||
Виктория | |||
Эйр | |||
Верхнее |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
| |
Озеро | Материк | Сточное или бессточное | Соленое или пресное |
Каспийское | |||
Виктория | |||
Эйр | |||
Верхнее |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
| |
Тесты
1.Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:
а) половодье
б) отлив
г) прилив
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос |
а | а | а | а | а |
б | б | б | б | б |
в | в | в | в | в |
2.Речная система
а) площадь, с которой река собирает воду.
б) главная река со своими притоками.
в) место впадения реки.
3.Укажите условия, при которых
образуются подземные воды.
а) атмосферные осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
4.Пласты горных пород, которые
не пропускают воду, называются:
а) водопроницаемыми
б) водоупорными
5.Река
а) поток воды, текущий в углублении.
б) место постоянного течения реки.
в) начало реки.
Русло
Пойма
Речная долина
Правый приток
Левый приток
Исток
Устье
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Предварительный просмотр:
Урок 6 класс
Тема : Озёра
Цели урока:
1.Содействовать формированию понятий озеро, озерная котловина, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер;
2.Создать условия для развития умения выделять главное при работе с текстом учебника географии, умений составлять план описания ГП объекта и описывать его .
3.Развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий
4.Воспитывать любовь к малой Родине.
Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта России, карта Вешкаймского района, атласы для 6 класса, мультимедийный комплекс
Презентации: «Реки Вешкаймского района», «Волга», «Озера».
1.Организационный момент.
Приветствие:
-Здравствуйте, садитесь поудобнее . Как вы себя чувствуете ? Какое у вас настроение?
-Я очень рада, что оно у вас такое. Думаю, что оно изменится ещё в лучшую сторону в конце урока.
2.Мотивационный этап.
Побуждение к активной деятельности.
Загадка Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая.
ОЗЕРО
Просмотр иллюстраций по теме «Озеро»
Фронтальная беседа.
-Вы посмотрели иллюстрации
-какие у вас возникли ассоциации?
(высказывают свои впечатления, называют ассоциации)
Целевая установка выход на тему.
Во время урока мы постараемся выполнить следующие виды работ.
- проверка домашнего задания
- основные понятия новой темы
-самостоятельное заполнение таблицы
-работа с картой
-практическая работа «Описание ГП одного из озер мира»
3.Актуализация знаний (проверка домашнего задания).
У каждого на парте тесты, задание «Соотнесение» основных понятий темы Река с их местоположением, а также задание «установи соответствие» между рекой и её характеристикой. На выполнение работы вам дается 5 мин.
3.1. Тест «Улыбка»
1.Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:
а) прилив
б) отлив
г) половодье
2.Речная система
а) главная река со своими притоками.
б) площадь, с которой река собирает воду.
в) место впадения реки.
3.Пласты горных пород, которые не пропускают воду, называются:
а) водоупорными
б) водопроницаемыми
4.Укажите условия, при которых образуются подземные воды.
а) осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
5.Река
а) поток воды, текущий в углублении.
б) место постоянного течения реки.
в) начало реки.
Один работает на компьютере слайд 5,6
Русло
Пойма
Речная долина
Правый приток
Левый приток
Исток
Устье
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Проверка теста. Смотрим ключ. Исправляем, если есть недостатки. А теперь соединим правильные ответы красным фломастером. Что получилось? Значит у нас хорошее настроение. Отмечаем в листе самооценки то количество баллов, которые вы заработали.
Задание «Соотнесение» проверяется на компьютере.
Выставление баллов в карте успешности
3.2. Творческие задания детей
Презентации «Волга»
«Реки Вешкаймского района»
4.Операционно-познавательный этап.
4.1.На доске высвечивается тема «Озера» и эпиграф слайд 6
О, Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
С.Есенин
И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием озеро, озерная котловина, с видами озер
Формирование понятия «Озеро» - слайд 7,8
Чем озеро отличается от реки? (река течет по руслу, озеро – замкнутый водоем)
Что такое река?
Попробуйте сформулировать: что такое озеро?
Озеро – замкнутый водоем в природном углублении на суше.
4.2. Знакомство с самым большим и самым глубоким озерами мира
Ребята, а какое самое глубокое озеро мира7 Покажите его на карте.
Слайд 9 видео ролик о Байкале
Озер Байкал содержит 1-10 запасов пресной воды Земли.
Под надежной охраной лесов,
Под защитой гранитных хребтов
Мерно бьется о выступы скал
Сердце нашей Сибири – Байкал.
А.И. Полежаев
Байкал – одно из неповторимых чудес планеты. Он включен в «Список всемирного наследия».
«Посмотрел господь: неласковая вышла Земля… Как бы не стала на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног , а саму меру щедрот своих» Такова легенда о происхождении Байкала.
Слайд 10 – Каспийское море
А известно ли вам самое большое озеро в мире.
А самое большое в мире озеро — Каспийское море.
Покажите его на карте. В прошлом соединялось с океаном и было морем, его вода по составу похожа на океаническую и его часто называют морем. Одна-
ко это неправильно. Море должно соединяться с Мировым океаном, а Каспийское изолировано от него. Найдите на карте Каспийское озеро - море. Какие реки впадают в него? Чему равна его самая большая глубина ?
4.3. Самостоятельная работа с учебником. Заполнение таблицы
Природное углубление озера называется озерной котловиной. Все ли они одинаковы? Чем могут отличаться озерные котловины? Действительно они очень разнообразны. Несмотря на видимую схожесть, озера очень разнообразны. Давайте рассмотрим способы образования озер, озерных котловин.
Изучение причин их появления позволяет выяснить происхождение озер.
Виды озер по происхождению
Происхождение озерных котловин | Примеры |
Тектонические | Байкал Титикака Каспийское Аральское |
Ледниковые | Ладожское Онежское |
Запрудные | Сарезское |
Вулканические | Кроноцкое Курильское |
Карстовые | |
Старицы |
Проверка выполнения таблицы. Баллы в таблицу успешности.
4.4. Работа с картой в парах.
Найти озера из вашей таблицы и показать озера на большой карте.
Как показываем озера?
4.5. Питание озер. Виды озер. А сейчас познакомимся с видами питания озер.
Интерактивная карта 6 кл. – просмотр
Проблемная ситуация 1
Перечислите ти
А как озера расходуют воду? ( испарение, вынос реками)
Все озера делят на сточные и бессточные. Какое здесь изображено? Почему вы так
решили? Какие же озера называют сточными? Бессточными?
Озеро Байкал является сточным или бессточным? Какая река вытекает из озера ? Покажите.
Проблемная ситуация 2
Найдите на карте озеро Таймыр и озеро Убсу - Нур. Почему они изображены по - разному? (посмотреть условные знаки). Одно озеро соленое , другое – пресное. Каковы могут быть причины солености озер.
- Бессточное озеро – минеральные вещества приносятся реками , но не выносятся , а постепенно накапливаются.
-озеро находится в легкорастворимых породах
-озеро является остатком отступившего моря.
4.6. Озера Ульяновской области слайд
Слайд 11
Карта Ульяновской области. Какие озера вы видите на карте? Покажите.
Отметьте на к\карте Ульяновской области эти озера.
4.7. Значение озер. Слайд 12
Для чего нужны озера?
4.8. Болота – ознакомление
Интерактивная карта
4.9. Практическая работа «Описание ГП одного из озер мира»
- Разработайте план описания ГП озера
- Проверка и корректировка планов
3. Выполнение работы
5. Рефлексия
С какими понятиями мы познакомились на уроке? Какие виды озер вы узнали?
Понравился ли вам урок, понравилась ли вам ваша работа на уроке?
Ощутили ли вы трудности в работе? Хватило ли вам времени урока?
6. Д\ з параграф 32 , зад.4,6
Творческое задание
1) Подготовить сообщение об одном из озёр(1-1,5мин.) «Студент»
2) Составить вопросы викторины об озёрах (10 вопросов) «Доцент»
3) Составить презентацию об озёрах или кроссворд «Профессор»
Озеро | Материк | Сточное или бессточное | Соленое или пресное |
Каспийское | |||
Виктория | |||
Эйр | |||
Верхнее |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
| |
Озеро | Материк | Сточное или бессточное | Соленое или пресное |
Каспийское | |||
Виктория | |||
Эйр | |||
Верхнее |
Происхождение озерных котловин | Примеры |
| |
Тесты
1.Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:
а) половодье
б) отлив
г) прилив
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос |
а | а | а | а | а |
б | б | б | б | б |
в | в | в | в | в |
2.Речная система
а) площадь, с которой река собирает воду.
б) главная река со своими притоками.
в) место впадения реки.
3.Укажите условия, при которых
образуются подземные воды.
а) атмосферные осадки
б) водопроницаемые породы
в) все ответы верны
4.Пласты горных пород, которые
не пропускают воду, называются:
а) водопроницаемыми
б) водоупорными
5.Река
а) поток воды, текущий в углублении.
б) место постоянного течения реки.
в) начало реки.
Русло
Пойма
Речная долина
Правый приток
Левый приток
Исток
Устье
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
Установите соответствие
ВОЛГА Река начинается на Алтае
Самая длинная река в Европе
ЕНИСЕЙ Граница Западно-Сибирской равнины
и Среднесибирского плоскогорья
АМАЗОНКА Начинается с Валдайской возвышенности
ОБЬ Самая длинная река в мире
Имеет наибольший в мире водосборный бассейн
НИЛ Течет по Западно-Сибирской равнине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по географии в 6 классе на тему: «Озера».
Сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах...
Урок географии 6 класс по теме "Озера"
Разработка урока для обучающихся 6 класа по теме "Озера"....
Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....
Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища».
Урок географии в 8 классе по теме «Озера, болота, водохранилища»....
Методическая разработка урока по географии 8 класс по теме"Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Вода-чудесный дар природы. Девиз урока...
Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"...
Разработка урока географии в 6 классе по теме «Озера»
Разработка урока географии в 6 классе по теме «Озера» Цели: - расширить знания учащихся об озёрах земного шара;- развивать навыки самостоятельной работы;- воспитывать любовь к п...