урок в 8 классе по географии "Байкал"
материал по географии (8 класс) по теме
Открытый урок по теме Байкал. Урок изучения нового материала. Урок содержит презентацию и видеоролик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
celi_i_zadachi_uroka.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нименьгская основная общеобразовательная школа»
Урок географии в 8 классе
Тема «Байкал – жемчужина Сибири»
Учитель: Шкрабова
Валентина Александровна
П. Нименьга, 2013 г.
БАЙКАЛ – ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ.
Цели урока:
- Раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов озера Байкал;
- Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
- Дать представление о эндемиках озера Байкал;
- Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Оборудование:
- физическая карта России, атлас 8 класс, контурная карта, учебник, мультимедийный проектор, презентация MS Power Point «Озеро Байкал – жемчужина России», видеоролик «Байкал».
Тип урока – урок изучения нового материала.
Структура:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Обобщение и закрепление
- Итог урока
- Домашнее задание
Методы:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- ИКТ.
Ход урока.
- Организационный момент. Здравствуйте. Мы продолжаем изучать крупные природные районы России. Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили прошлые темы по природным районам России.
- Проверка домашнего задания (работа в контурных картах). Отметьте на контурной карте следующие объекты:
- Русская равнина (Восточно – Европейская);
- Кавказ;
- Урал;
- Западно – Сибирская равнина;
- Средне – Сибирское плоскогорье;
- Алтай;
- Западный и Восточный Саяны;
- реки: Обь с Иртышом, Енисей, Северная Двина;
- моря: Карское, Белое, Баренцево.
А сейчас, кто желает показать на карте России все природные районы, которые вы отметили у себя (один ученик работает у карты, остальные проверяют).
- Опережающее домашнее задание: сообщение учащимся.
- Изучение нового материала. Эпиграф на школьной доске:
Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду -
Тот на земле не замечает гор.
В. Высоцкий
Вот теперь мы можем приступить к работе. Послушайте стихотворение М. Сергеева, а потом, я надеюсь, вы догадаетесь, о чем пойдет речь сегодня на уроке:
Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
И Ангары полет строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
В этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
Вы определили тему нашего урока?
Да, конечно, мы будем говорить об озере Байкал – жемчужине Сибири.
На доске написаны слова: «Байкал – бесценный дар природы!» (А. Твардовский).
Итак, целью нашего урока будет: раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов озера Байкал; Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал; Дать представление о эндемиках озера Байкал; Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Общее знакомство с озером Байкал.
В России много красивых озер. Вспомним, что такое озеро? (Озеро – это замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении).
Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на юге Восточной Сибири. Огромный Байкал растянулся с севера на юг на сотни километров.
? Объясните выражение «Как море чаша глубока»
- максимальная глубина 1620 метров;
- содержит 20% мировых запасов пресной воды;
- 60 % российских пресных вод.
- Солёность равна 0,1 промилле.
Итак: самое пресное, самое прозрачное, самое глубокое.
? Хотели бы побывать на Байкале и почему?
Происхождение названия озера.
- Байкал – название производят от якутского: БАЙ – «богатый», КЕЛЬ (КЁЛЬ) – озеро – БОГАТОЕ РЫБОЙ ОЗЕРО.
- По новым исследованиям, название возникло от тюрско - монгольского слова «БАЙГААЛ» - МНОЖЕСТВО ВОДЫ.
- Буряты называют его «БАЙГААЛ – ДАЛАЙ» - БОЛЬШОЙ ВОДОЁМ КАК МОРЕ.
Существует множество сказаний и легенд о происхождении Байкала, вот одна из них. Сообщение о Байкале подготовил ученик.
Сообщение учащегося «Легенда о Байкале».
?В каком крупном природном районе лежит озеро? (на юге Восточной Сибири).
Комплексная характеристика Байкала. (Фрагмент видеофильма озера Байкал). А сейчас просмотрим видеоролик о озере Байкал, чтобы создать комплексную характеристику этого природного комплекса.
Байкал - крупный природный комплекс.
?Что такое природный комплекс? (Природный комплекс – территория, на которой все компоненты: рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир находятся в тесном взаимодействии).
?Итак, используя карты атласа, составьте комплексную характеристику озера Байкал.
- Рельеф (тектоническая карта атласа стр. 10-11)
?В области, какой складчатости находится озеро Байкал? (в области байкальской и раннекаледонской складчатости).
- Климат (климатическая карта атласа стр. 14-15)
?В какой климатической области находится Байкал? (в области резко континентального климата).
?Назовите среднюю температуру июля, января. (июль +160С; январь – 240С;). Ребята, вода в озере круглый год холодная (+100С, +120С). Замерзает озеро поздно, в конце декабря, вскрывается тоже поздно. До конца мая плавают льды.
?Какое средне-годовое количество осадков на территории озера? (600 мм. за год).
-Охарактеризуйте реки, впадающие в Байкал, используя физическую карту (в атласе стр. 4 – 5).
?Много рек впадает в озеро? (да, впадает более 336 рек и речушек)
?А сколько вытекает? (лишь одна – река Ангара вытекает из озера)
Органический мир Байкала.
Очень своеобразен и интересен мир Байкала. 70% растений и животных озера - эндемики.
?Кто такие эндемики? (Эндемики – уникальные виды растений и животных, встречающиеся только на определенной территории).
Физминутка. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и отойти от темы. Итак, на карточках написаны географические объекты России. Ваша задача прикрепить эти объекты на карту России (Географические объекты – м. Челюскин, м. Дежнёва, река Северная Двина, п-ов Таймыр, п-ов Камчатка, Курильские острова).
Эндемики Байкала.
А сейчас о эндемиках Байкала сообщения подготовили учащиеся, давайте послушаем их.
Баргузинский соболь (сообщение учащегося).
В Байкале встречаются 1500 видов животных и свыше 1000 видов растений, большую часть которых составляют водоросли. В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб, относящихся к 12 семействам. Так же к эндемикам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи.
Сообщение о голомянке (сообщение учащегося).
Промысловое значение имеют хариус, сиг, налим и знаменитый байкальский омуль – небольшая рыбка длиной 30-40 см.
Обитает в озере и тюлень – байкальская нерпа.
Но Байкал не только вода и не только то, что в воде. Замечательные свойства байкальской воды, её чистота и прозрачность во многом определяется круговоротом вещества и энергии между озером и его берегами. Озеро и его побережье единый комплекс, жизнь Байкала – жизнь окружающих его берегов.
Экологические проблемы Байкала
Вот такой удивительный и неповторимый природный мир Байкала. И говоря сегодня об уникальности Байкала мы не можем не сказать о его проблемах.
Охранять Байкал – значит охранять его берега и те реки, которые несут в него свои воды.
?Какие меры по охране вод Байкала вы предложите?
? На карте в атласе (стр. 26 – 27) определите какие заповедники находятся на территории озера? (Непосредственно на побережье Байкала находится три заповедника: Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский; два национальных парка: Прибайкальский, Забайкальский; шесть заказников: Фролихинский, Кабанский, Прибайкальский, Энхэлукский, Степнодворецкий, Верхнеангарский).
Закрепление.
Соедините стрелками что чему принадлежит.
+160С | Российский запас пресной воды |
20% | Средняя температура июля |
0,1‰ | Расположение озера Байкал |
- 240С | Средняя температура января |
Юг Восточной Сибири | Количество рек |
60% | Глубина |
1620 | Мировой запас пресной воды |
336 | Солёность |
Итог урока
Урок я хочу закончить словами Н. Надеждиной из статьи в газете «Ленская правда»: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна – взрослые и дети!». От себя добавлю: «Охранять природу – значит охранять свою Родину!».
Домашнее задание: §
Список используемых источников:
http://otpusk.tomsk.ru/country/articles/rubric/45/101/ карта Байкала http://baikal-viktoria.ucoz.ru/forum/62-383-4 Байкальский тюлень http://aquaria2.ru/node/12852 Голомянка. http://www.magicbaikal.ru/ecology.htm Экология Байкала http://www.youtube.com/watch?v=BbMEPZbE4ns&feature=results_video&playnext=1&list=PLE5E3EF363A26B3FA фильм о Байкале География: природа России: учеб. Для 8 класса общеобразоват. учреждений/ Э.М.Раковская. – 9-е издание – М.: Просвещение, 2006 г. – 302 стр. География. Природа России. 8 класс: поурочные планы по учебнику Э.М. Раковской. 2 полугодие. 2 – е изд., стереотип/ авт-сост. Н.Н. Перепечева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...