Конспект и презентация к уроку Океанаия география 7 класс
презентация к уроку по географии (7 класс) по теме
Океания. 7-й класс
Цели:
- углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;
- осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.
Задачи:
- показать особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;
- раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой островной области;
- сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;
- раскрыть роль Н.Н.Миклухо-Маклая в исследованиях Океании;
- продолжить формирование умения работать с картой, анализировать климатодиаграммы;
- развивать кругозор учащихся, интерес к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okeaniya.ppt | 2.06 МБ |
okeaniya.doc | 166.5 КБ |
okeaniya.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о. Кука о. Фиджи
географического положения рельефа органического мира политического устройства Океании
Географическое положение История открытия и исследования Виды островов Природа Население Политическая карта Океании
Океания- 7 тыс. островов Острова разбросаны от субтропических широт Северного до умеренных широт Южного полушария Общая площадь островов составляет около 2 % от занимаемой океаном поверхности
Фиджи Соломоновы острова
о. Тувалу Гавайские острова
В Океании были открыты 6 марта 1521г. Марианские острова ("Разбойничьи острова») 17 марта 1521 г. в поисках Молуккских островов Магеллан открывает Филиппинские о-ва 27апреля1521г.на о.Себу Ф. Магеллан погибает
Через несколько месяцев после гибели Магеллана, корабли достигают Молуккских островов В начале сентября 1522г. единственный корабль- «Виктория» с 18 выжившими добирается до Испании
российский этнограф, антрополог, биолог, путешественник изучал коренное население Австралии и Океании (1870-1880 годы) в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи был защитником колониальных народов, выступал против расизма и колониализма
И. Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили первую русскую кругосветную экспедицию Лисянский открыл один из Гавайских островов первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812)
1990 г. Советские ученые исследовали дно акватории западной части Тихого Океана районы Новогвинейского моря, о. Тонга, Соломоновых о-в…
Вулканический- остров, образующийся в результате вулканической деятельности на дне моря. Представляет собой верхушку подводного вулкана, поднятую над поверхностью океана Коралловый - остров, возникший в результате жизнедеятельности кораллов. Коралловый остров в виде сплошного или разорванного кольца называют атоллом. Материковый - отделившаяся часть материка, сходная с ним по геологическому строению и рельефу
Вулканические острова находятся на границах литосферных плит, в районах сейсмической активности. Определить вулканический остров можно сопоставив две карты- физическую и карту строения земной коры Материковые острова находятся на подводном основании материка в пределах материкового шельфа. На картах материковый шельф отмечен светло-голубым, белым цветом Коралловые острова находятся в тропических широтах, где температура воды не ниже 20 °C. На карте имеются условные обозначения «коралловые рифы», в районах скопления и активного роста кораллов
Экваториальном КП Тропическом КП Субтропическом КП
Кокосовая пальма coco (« обезьяна ») Высота (до27—30 м) Ствол 15-45 см в диаметре. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде, далеко разносясь океаническими течениями и сохраняя при этом жизнеспособность. Орех состоит из мякоти и кокосовой воды, которая со временем созревая превращается в кокосовое молоко
Хлебное дерево до 20-26 м в высоту, быстро растущее дерево, напоминает обычный дуб. Плоды заменяют жителя островов хлеб. Плод напоминает дыню. На одном дереве растут разные по форме листья. Мякоть созревших плодов пекут, варят, сушат, засахаривают, едят сырой и даже, разминая и растирая, делают из неё тесто для своеобразных «блинчиков»
Альбатрос Буревестник
Moa-вымершие гигантские птицы вес до 250 кг, в высоту 3,6 м.Не имели крыльев. Травоядные Киви. Вес до 4 кг. Сильные четырёхпалые ноги и длинный узкий клюв. Крылья не развиты, хвост отсутствует. Перья напоминают густую шерсть
Циатея серебристая- древовидный папоротник. Высотой до 10 м, неофициальный символ Новой Зеландии Новозеландское каури В ечнозелёное хвойное дерево до 30 — 50 м, обхват ствола до 16м.Это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров
КОРЕННЫЕ Полинезийская группа народов- тонганцы, самоанцы увеанцы, рапануйцы, гавайцы,таитяне (Полинезия, восток Меланезии) ПАПУАСЫ( Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новая Каледония) МАОРИ (Новая Зеландия) ПРИШЛЫЕ СМЕШАННЫЕ жители
Поль Гоген ( французский живописец, сменил Францию на о. Таити ) Таитянские пасторали Таитянские женщины на пляже
Основное занятие -земледелие, охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. В настоящее время, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Деревни папуасов — по 100—150 чел. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания.
Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие. Собака была единственным домашним животным. Охотились на моа .Большая часть современных маори занята в сельском хозяйстве. Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву
Около 840 жителей тихоокеанского атолла умерли от раковых и других заболеваний. В июле 1946г. США использовали атолл Бикини для двух испытаний атомной бомбы. 25 июля там же был осуществлён подводный взрыв атомной установки. 1 марта 1945г. во время испытания водородной бомбы остров подвергся разрушению .
СПАСИБО ЗА УРОК!!!!!!
Предварительный просмотр:
Океания 7 класс.
Тема урока: Океания. | |||
Цели урока: | Конкретизировать и углубить знания о взаимодействии суши и океана, раскрыть особенности природы Океании, которая складывается под влиянием процессов, происходящих в самом большом океане нашей планеты, выяснить какими путями шло заселение Океании. Установление пространственных, временных и причинно-следственных связей между: 1. Географическим положением островов Океании, строением рельефа дна океана, величиной островов и их рельефом; 2. Полезными ископаемыми и происхождением островов; 3. Географическим положением и климатом; 4. Климатом и особенностями растительного и животного мира и т.д. | ||
Оборудование: | Физическая карта мира, климатическая карта мира, карта Океанов, атласы, таблицы «Атоллы в Тихом океане», «Животный мир Океании», «Состав Океании», портреты путешественников и исследователей; хрестоматия для 7 класса, материалы дополнительной литературы, рис. учебника на стр.163, 164, 165, фотографии на стр.162. | ||
Тип урока: | Урок изучения нового материала | ||
Структура урока: | I. Организационный момент. II. Изучение нового материала. | ||
План. | I. Физико-географическое положение и состав Океании. II. Открытие и исследование Океании. III.Природа Океании: 1) происхождение островов; 2) рельеф и размер островов; 3) климат; 4) особенности растительного и животного мира. IV. Население. Особенности заселения Океании. | ||
Вспомнить: | План изучения природного комплекса. | ||
I. Физико-географическое положение и состав Океании. | |||
Учитель: | Что такое Океания? | ||
Записать: | Это скопление островов в центральной и западной частях Тихого океана, которые вытянулись с севера на юг, от Гавайских островов до Новой Зеландии, и с востока на запад, от острова Пасхи до Новой Гвинеи. Количество — более 10000 островов Площадь — 1,3 млн. км² | ||
Беседа, анализ карт | 1. Где располагается Океания? 2. Каково расположение Океании относительно Экватора, нулевого меридиана, тропиков? 3. В каких климатических поясах располагается Океания? 4. Назовите острова, входящие в Океанию? | ||
Учитель: | Острова Океании объединяют в три большие группы | ||
Заполнение таблицы (под руководством учителя) | Меланезия | Микронезия | Полинезия |
Новая Гвинея, Соломоновы, Новые Гебриды, Фиджи, Новая Каледония | Марианские, Каролинские, Маршаловы, Гилберта | Новая Зеландия, Тонга, Самоа, Общества, Маркизские, Туамоту, Пасхи, Гавайские | |
Рассказ учителя | «Мелас» - по-гречески «черный», «несос» - «остров», их населяют негроидные племена с черной кожей | Область очень мелких островов «микро» - «малый» | К этой группе относятся все остальное большое количество островов «поли» - «много» - «островов» |
5. Какие острова тихого океана не входят в Океанию? | |||
II. Открытие и исследование Океании. | |||
Беседа; работа с текстом учебника на стр. 161 | 1. Как вы думаете, когда европейцы узнали об Океании? 2. Какие путешественники и исследователи внесли свой вклад в изучение Океании? | ||
Задание по контурной карте: | Нанести на контурную карту географические объекты, носящие русские имена (см. п. 39 стр. 161) | ||
III. Особенности природы Океании | |||
Беседа, в ходе которой заполняется таблица, примеры, приводимые обучающимися дополняются учителем, анализ атласа стр. 4-5 Повторяется проблемный вопрос и делается вывод: рис. Стр. 163, таблица «Атоллы в Тихом океане» Повторяется вопрос и делается вывод: | 1. Происхождение островов Океании. 1. На какие группы делят острова по происхождению? 2. Как образовались материковые острова? 3. Какие острова Океании могут быть материковыми? 4. Как образуются вулканические острова? 5. Приведите примеры вулканических островов? 6. О чем говорит тот факт, что среди островов Океании много вулканических? (проблемный вопрос) 7. Каково тектоническое строение дна тихого океана? 8. С какими литосферными плитами она граничит на западе и востоке? 9. Какие виды движения литосферных плит вы знаете? 10. Какие движения испытывает Тихоокеанская литосферная плита? 11. Что при этом образуется? (зона островных дуг, сейсмические пояса, извергаются вулканы). Т.о. Это активный район земной коры, чем и объясняется наличие островов вулканического происхождения. 12. Как образуются коралловые острова? 13. Вспомните, при каких условиях образуются коралловые острова? (t +23º; +24º; соленость 35‰; небольшие глубины 40 – 50 м.) 14. Как и почему в центральных, наиболее глубоких, районах Тихого океана образовались коралловые острова? (проблемный вопрос). Они образовались на вулканических островах | ||
Типы происхождения островов | |||
Материковые | Вулканические | Коралловые | |
Новая Гвинея Новая Зеландия | Гавайские Новая Каледония Новые Гебриды Фиджи Самоа | Большой Барьерный риф | |
2. Рельеф островов | |||
Найти ответ на вопрос в тексте стр. 162 | Будет ли отличаться рельеф материковых, вулканических и коралловых островов? Почему? | ||
Проблемное задание (решают под руководством учителя) Атлас стр. 2-3 | Размер островов. «Объясните, как и почему изменяется размер островов, и их рельеф при движении от юго-западной части Океании к ее центральной части?»
| ||
Повторяется вопрос и делается вывод: | Это происходит из-за увеличения глубины. | ||
Беседа; чтение и анализ карт атласа (издательство «Дрофа» стр. 12, 10-11) | 3. Климат островов Океании 1. Как вы думаете, почему климат Океании теплый, мягкий, ровный, особенно благоприятный для жизни человека? 2. Перечислите климатические пояса, в которых лежит Океания? 3. Дайте им краткую характеристику. 4. Над Океанией господствуют пассаты? Почему? 5. К чему приводят частые смены атмосферного давления над просторами океана? | ||
Проблемный вопрос | 4. Особенности растительного и животного мира Океании. 1. Почему органический мир Океании беден и эндемичен? 2. Вспомните, какие виды растений и животных называются эндемиками? | ||
Элемент игровой деятельности | Чтобы сформировать представление о видах растений и животных, организуем соревнование знатоков органического мира. | ||
Учитель: | Показывает и называет представителей растений и животных на картинах и таблицах (см. «Животный мир материков», «Растительный мир материков») Ученики называют тех, кто обитает в Океании, а кто завезен с других материков. | ||
Помощник-ученик: | Подсчитывает очки | ||
IV. Население. Особенности заселения Океании. | |||
Беседа. Проблемная задача. Стр. учебника 162 | 1. Почему этот вопрос изучается последним? 2. Как, согласно общепринятой гипотезе могли заселяться людьми острова Океании? 3. А какие еще могли заселяться острова Океании? Есть ли другие предположения? 4. Норвежский путешественник Тур Хейердал высказал гипотезу о заселении Океании (Полинезии) выходцами из Америки. | ||
Мини-дискуссия. | |||
Ведущий 1. | Начиная с плаваний Магеллана и вплоть до путешествий капитана Кука во второй половине XVIII века ни одно европейское судно не могло пробиться из европейских колоний в Индонезии в какую-либо часть Полинезии. Все без исключения плавания в Южных морях начинались в течение Гумбольдта (Перуанское) и совершались по направлению пассатов, то есть от Южной Америки на запад в Полинезию. Чтобы оттуда вернуться в Америку, приходилось идти сперва на запад до индонезийских вод, а затем по длинной дуге на север, вдоль берегов Азии; только севернее Гавайских островов корабль вновь встречал американский берег. | ||
Ведущий 2. | Но во времена капитана Кука было обнаружено, что в языке островитян-полинезийцев и малайских племен есть общие слова и корни. С той поры стало общепринятым, что полинезийские племена совершали то, что было недоступно европейцам с их парусниками — путешествие на восток, из Малайской области в Полинезию. | ||
Ведущий 1. | Тридцать лет посвятил выдающийся норвежский ученый, Тур Хейердал, исследованию этого вопроса, интереснейшей проблеме человечества, о том, что заселение Океании (Полинезии) шло с востока, из Америки. | ||
Ученик (сообщение) | Тур Хейердал родился в 1914 году в Норвегии. Это ученый этнограф и археолог. Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 году проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 г.г. Проплыл на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, а в 1977, 1978 г.г. На тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Ирак — устье Инда — Джибути. Написал о своем путешествии много книг: «Путешествие на «Кон-Тики», «Аку-Аку», «Ра», «Фату-Хива» и другие. | ||
Учитель | Гипотеза Хейердала дерзка, парадоксальна, а значит, и «неудобна». За что в свое время Хейердал получил сполна: его критиковали, опровергали, шельмовали, высмеивали, им возмущались и пренебрегали, называли дилетантом от науки, невеждой, а то еще и похуже. Выдержать это по силам только настоящему ученому и подлинному романтику. Тур Хейердал выдержал. Он остался верен своей гипотезе, хотя людей, сомневающейся в ней, много и сейчас. | ||
Ведущий 2. | Перенесемся мысленно на 55 лет назад в 1952 год в Осло, где впервые было опубликовано исследование Хейердала. Ученый мир сразу же разделился на две группы: сторонники Хейердала — сторонники «американской» гипотезы и сторонники «азиатской» гипотезы — противники Хейердала. | ||
Ведущий 1. | Давайте и мы выслушаем мнение сторон, прежде чем безоговорочно принять чью-либо сторону. Послушаем мнение ученых-лингвистов, судостроителей, археологов, антропологов, ботаников. | ||
Слово предоставляется судостроителям | Сторонники «азиатской» гипотезы | Сторонники «американской» гипотезы | |
Поскольку речь идет о плавании в Тихом океане, то надо начать с того, что у аборигенов Южной Америки отсутствовали такие мореходные суда, которые были известны в Старом Свете, а значит, они не могли далеко отойти от берегов Южной Америки. Но бальсовый плот не способен маневрировать и идти против ветра. | Нет, индейцы западного побережья Южной Америки были умелыми и опытными мореходами — на бальсовых плотах они бесстрашно уходили в океан и когда в 1974 году Тур Хейердал организовал экспедицию «Кон-Тики», они на бальсовом плоту пересекли Тихий океан и доказали, что бальсовый плот пригоден для преодоления больших расстояний, он надежен, плавуч. Нет. Был поставлен новый эксперимент — построен и спущен на воду у берегов Эквадора еще один плот с гуарами — досками-килями, которые попеременно опускают и поднимают между бревнами. На таком плоту можно идти к ветру под более острым углом, чем старинные европейские парусники и достигать любой точки в океане. | ||
Ведущий 2. Слово археологам | Сторонники «азиатской» гипотезы | Сторонники «американской» гипотезы | |
Хорошо, мореходные качества бальсового плота мы признаем, но на нем южно-американские аборигены ходили только вдоль берега материка. Если бы они отходили от берега далеко, то смогли бы открыть Галапагосские острова, а их открыли испанцы в 1535 году. | Мы вам приведем доказательства обратного. Наши археологи обнаружили четыре доисторические стоянки на островах Галапагос, собрали около 2000 черепков от 131 сосуда аборигенов, инкскую глиняную свистульку, кремневые предметы, это говорит о том, что на Галапагосских островах много раз бывали приморские жители Эквадора, Перу (т.е. Южной Америки) | ||
Ведущий 1. Слово лингвистам | Сторонники «азиатской» гипотезы | Сторонники «американской» гипотезы | |
В языке островитян-полинезийцев и малайских племен (Б.Зондские острова) есть общие слова и корни. Это доказывает еще раз, что Океания могла заселяться только малайцами. | Языковые признаки, бесспорно, говорят о том, что некогда существовал какой-то контакт между прамалайцами и праполинезийцами. Но ведь они не коренные жители островов, а прибыли с одного материка и у них может быть сходство в языке. | ||
Ведущий 2. Слово ботаникам и зоологам. | Сторонники «азиатской» гипотезы | Сторонники «американской» гипотезы | |
А известно ли вам, что полинезийцы разводили кур, свиней, выращивали хлебное дерево, бананы, сахарный тростник. Родиной этих культурных растений является Азия, и они были неизвестны в Америке. Они могли, появится на островах Океании только с индонезийцами (азиатами). | А как же объяснить, то, что в Океании, по всей Полинезии возделывается батат — растение южноамериканского происхождения? А как же пресноводный камыш тотора, 26-хромосомный хлопчатник, тыква, родина которых Южная Америка. Мы уверены, что они попали в Океанию вместе с индейцами-аборигенами. Занесение семян этих растений морскими течениями или птицами биологически исключено. | ||
Ведущий 1. Слово антропологам | Сторонники «азиатской» гипотезы | Сторонники «американской» гипотезы | |
Аргументов мало, действительно индонезийцы отличаются от полинезийцев. | Проведенные учеными многолетние исследования показали, что индонезийцы и полинезийцы физически отличаются друг от друга: ростом, телосложением, формой головы, носа, строением волос, пигментацией, зато по всем этим признакам жители Океании очень схожи с жителями Америки. А также у них схож фактор крови. (в Индонезии преобладает фактор В, а в Полинезии фактор А и 0) | ||
Учитель | Спор можно было бы продолжить, но на него ушло бы много времени, да и вряд ли нам удастся довести его до конца. Противостояние продолжается. И у сторонников «азиатской» и у сторонников «американской» гипотез много всяких аргументов, однако одним из важных достоинств и преимуществ гипотезы Хейердала является как раз то, что ее автору удалось преодолеть односторонность и ограниченность, как «американской», так и «азиатской» гипотез заселения Полинезии. Закончим нашу дискуссию словами самого Тура Хейердала, произнесенными им во время выступления в Королевском географическом обществе: «Таким образом, наши познания о прошлом Полинезии постоянно развиваются в споре с оппонентами. Лишь когда противодействие кончится, когда все полинезианисты придут к полному согласию, в этой области воцарится штиль, наше движение к истине в этом вопросе прекратится. Так давайте же сегодня, когда мы вместе празднуем, смело признаемся себе в том, что мы многим обязаны, как бы парадоксально это не звучало, тем, кто бросает нам вызов. А тост я предлагаю за тех, кто нас поддерживает: ведь это ободряет нас и позволяет принять вызов». (Лондон. 8 июня 1964 года) | ||
Звучит отрывок из стихотворения | Н. Гумилева «Капитаны» «Вы все, паладины Зеленого Храма Над пасмурным морем следившие румб. Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама, Мечтатель и царь, генуэзец Колумб! Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий, Синдбад-мореход и могучий Улисс, О ваших победах гремят в дифирамбе Седые валы, набегая на мыс. А вы, королевские псы, флибустьеры, Хранившие золото в темном порту, Скитальцы-арабы, искатели веры И первые люди на первом плоту! И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет, Кому опостылели страны отцов, Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет, Внимая заветом седых мудрецов! Как странно, как сладко входить в ваши грезы, Заветные ваши шептать имена И вдруг догадаться какие наркозы Когда рождала для вас глубина! И кажется, в мире, как прежде, есть страны, Куда невступа людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. С деревьев стекают душистые смолы, Узорные листья лепечут» Скорей, Здесь реют червонного золота пчелы, Здесь розы краснее, чем пурпур царей!» И карлики с птицами спорят за гнезда, и нежен у девушек профиль лица... Как будто не пересчитаны звезды, Как будто наш мир не открыт до конца! | ||
III Закрепление изученного материала (по ходу изученного нового материала) | |||
IV Задание на дом | 1. п.39 стр. 161-165 2. Задание по желанию: проложить маршрут путешествия от берегов Австралии через Океанию до Панамского канала, т.о. Чтобы по ходу маршрута были представлены наиболее характерные черты природы, населения и политической карты Океании. |
Предварительный просмотр:
Океания. 7-й класс
Цели:
- углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;
- осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.
Задачи:
- показать особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;
- раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой островной области;
- сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;
- раскрыть роль Н.Н.Миклухо-Маклая в исследованиях Океании;
- продолжить формирование умения работать с картой, анализировать климатодиаграммы;
- развивать кругозор учащихся, интерес к учению.
Оборудование: карты атласа и контурные карты для 7 класса, презентация «Океания», учебник Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс/ Под ред. В.П.Дронова. – М.: Дрофа, 2009.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний
Сообщение учащимся темы урока и вспоминаем основные теоретические понятия, необходимые для усвоения нового материала.
Слайд 1.Тема урока - Океания
Слайд 2. Вспомним
- Что называют островом?
- Что называют архипелагом?
- Какие различают острова по происхождению?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
По щелчку мыши высвечивается ответ на 3 вопрос.
3. Изучение нового
Слайд 3. План урока
- Понятие об Океании.
- Состав Океании.
- Географическое положение.
- Особенности природы.
- Народы и страны.
- Н.Н.Миклухо-Маклай – исследователь Океании.
Слайд 4. Что такое Океания? (гиперссылка на слайд 7)
Океания – одна из самых интересных территорий Земли. Это огромный и сложный мир с более 7 тыс. островами, S=1,3 млн. км2. Самыми крупными островами являются Новая Гвинея (гиперссылка на слайд 5) и Новая Зеландия (гиперссылка на слайд 6).
Слайд 5. Новая Гвинея (гиперссылка на слайд 4)
Слайд 6. Новая Зеландия (гиперссылка на слайд 4)
Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической картой мира).
Слайд 7. Состав Океании
Океания подразделяется на:
- Меланезию – островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о.Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Новая Каледония, Фиджи;
- Микронезию – островная дуга в западной части Тихого океана, включает множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого океана к северу от экватора: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они расположены в пределах Тихоокеанской плиты;
- Полинезию – островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту; Самоа. Общества о-ва и др.
Найдите эти составные части Океании в учебнике на стр. 139 рис. 78 и на карте в атласе.
Слайд 8. Географическое положение
- Определите протяженность Океании с севера на юг (29 с. ш. от Гавайских о-в – до Новой Зеландии 53 ю. ш.) и с запада на восток (130 в. д. от Новой Гвинеи – до о.Пасхи 109 з. д.)
- Входят ли в состав Океании следующие острова: Алеутские, Японские, Новая Зеландия, Филиппинские?
Слайд 9 - 11. Особенности природы – происхождение островов
Большинство островов Океании имеют биогенное происхождение. Если верить легендам жителей Океании, то их не открыли, а «выудили» с океанского дна. Жители Океании были прекрасными мореходами и умелыми рыбаками: они вылавливали рыбу, и острова. Конечно, такие легенды свидетельствуют о том, что древние народы видели связь между происхождением островов и дном Тихого океана. Коралловое сооружение образуется из известняковых частей, в которых жили полипы. Вместе эти сооружения образуют форму сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну (водоём). Такое сооружение называется АТОЛЛ.
Слайд 12. Природа – особенности климата
Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в формировании климата.
По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается (в субтропиках, тропиках и экваториальных широтах).
По климатической диаграмме определите особенности климата (Круглый год жарко и влажно: tи= 21°С, tя=22°С, осадки 3140 мм).
Слайд 13 - 17. Растительный мир – возможно подготовить дополнительное сообщение по теме.
Кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000 миль.
Новозеландская сосна - ка́ури, или Ага́тис ю́жный - это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского периода (примерно 150 миллионов лет назад).
Кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии.
Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м и с листьями по 3 м.
Слайд 18 – 22. Животный мир - возможно подготовить дополнительное сообщение по теме.
Киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.
Такахе, бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см в высоту.
Какапо – совиный попугай – единственный в мире нелетающий попугай.
Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250 млн. лет назад) с самой низкой температурой тела +11°С.
Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее крыльев достигает 26 – 28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.
Слайд 23. Население
10 млн. человек,
из которых 0,3 млн. человек – в Микронезии (гиперссылка на слайд 26),
5 млн. человек – в Меланезии (гиперссылка на слайд 24),
4,5 млн. человек – в Полинезии (гиперссылка на слайд 27).
Представлено:
- коренные народы
- пришлое – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки
- самые различные группы смешанного происхождения.
Слайд 24. Меланезийцы
Слайд 25. Папуасы (гиперссылка на слайд 23)
– группа народов, коренное население Западной Меланезии, говорят на папуасских языках. (о.Новая Гвинея).
Слайд 26 - 27. Микронезийцы и полинезийцы (гиперссылка на слайд 23)
– коренное население Микронезии и Полинезии (западная и центральная часть Океании). Говорят на местных языках.
Слайд 28. Маори
– полинезийский народ в Новой Зеландии, язык – маорийский.
Слайд 29. Хозяйственная деятельность
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?
По щелчку мыши появляются иллюстрации к ответу.
- морские промыслы;
- плантации кокосовой пальмы, какао, каучуконосов и кофе;
- овцеводство;
- туризм.
Слайд 30. Страны Океании.
Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.
Привести примеры стран Океании с их столицами и показать их на карте.
Слайд 31. Н.Н.Миклухо-Маклай – исследователь Океании
Изучению коренных жителей Океании посвятил свою жизнь Н.Н.Миклухо-Маклай – сообщение учащихся.
Слайд 32. Тур Хейердал
- 1947 г. плавание на плоту Кон-Тики. Выдающийся ученый, известный этнограф совершил плавание от берегов Перу до островов Полинезии.
4. Закрепление
Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда. При использовании интерактивной доски, можно вписать ответы в кроссворд.
Слайд 33. Реши кроссворд
1. Крупное скопление островов в Тихом океане
2. Плод самого распространенного растения в Океании
3. Русский ученый, изучавший население Новой Гвинеи
4, 6. Один из видов хозяйственной деятельности жителей
5. Коренные жители Новой Гвинеи
7. Один из архипелагов Океании
Ответы: 1 – Океания, 2 – кокос, 3 – Миклухо-Маклай, 4 – земледелие, 5 – папуасы, 6 – мореплавание, 7 – Фиджи.
5. Домашнее задание
Слайд 34. Домашнее задание
- § 30,
- Стр. 142 творческое задание 4 или 5
- Подготовится к самостоятельной работе по теме «Австралия и Океания»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс
План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...
Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"
Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...
Конспект и презентация к уроку по географии "Семь чудес света"
расширить их представлений о культуре Древнего мира, сформировать представление у учащихся о семи чудесах света...
Конспект и презентация к уроку по географии "Восточно-Европейская равнина".
Формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины...
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»
Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...
Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Компьютерные презентации, их назначение и классификация»
Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:· помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить...
Конспект и презентация открытого урока по географии в 6 классе на тему "Температура воздуха"
Конспект и презентация открытого урока по географии в 6 классе на тему "Температура воздуха"...