Разработки уроков
методическая разработка (география) на тему
Методическая помощь учителям географии в подготовке к урокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Антарктида. Научно-исследовательские станции материка.
Цели урока: познакомится с самым загадочным и холодным материком нашей планеты; сформировать представление о своеобразии, уникальности природы материка и выявить причины своеобразия; раскрыть особенности исследования материка, роль российских ученых в его открытии и исследовании; дать представление о научных станциях Антарктиды, их научное и практическое значение.
Оборудование: карта Антарктиды, контурные карты, атласы, дополнительная литература, картинки показывающие уникальность и своеобразие природы материка, индивидуальные задания по группам, кинофрагменты.
Тип урока: урок-игра с элементами научно-исследовательской работы.
Форма урока: групповая работа.
Предварительная подготовка к уроку: заранее класс делится на 6 творческих групп, по наименованию российских научных станций в Антарктиде. Каждая группа получает пакет с необходимым материалом, который включает рекомендации для подготовки к уроку (приложение № 1). Ребята самостоятельно подбирают материал. Учитель находится в курсе всего, что удалось найти ребятам и если необходимо помогает им в поиске материала.
Ход урока:
- Добрый день ребята, отважные и смелые исследователи нашей планеты. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое и трудное путешествие. Мы едем открывать Антарктиду. Сегодня вы выступаете в роли исследователей-полярников. Каждая группа ученых отправляется в экспедицию на самый холодный материк Земли, где вам предстоит изучить природу материка. Задания вы получили. И так, в путь!
Начинается работа в группах. Учитель руководит ходом исследований, помогает и направляет учащихся.
Станция «Молодежная» - ученые работают над сведениями об открытии и исследовании территории материка. Наносят на контурную карту маршруты путешественников и исследователей Антарктиды. Собранные сведения заносятся в специальный журнал (образец в приложении № 2).
Станция «Беллинсгаузена» - изучают гляциологию материка, ледяной панцирь и айсберги Антарктиды.
Станция «Русская» - изучает подледный рельеф, размещение полезных ископаемых на материке.
Станция «Восток» - изучает климатические особенности материка, наносит на карту отметку с самой низкой температурой зафиксированной на станции и на Земле в целом.
Станция «Ленинградская» - изучает особенности растительного и животного мира Антарктиды.
Станция «Мирный» - изучает туристические возможности материка, разрабатывает интересный маршрут для путешественников и туристов, решивших посетить Антарктиду. А также готовят практические рекомендации поведения на материке.
Предварительный просмотр:
Тема: "Закономерности распределения тепла и влаги на территории России»
Цели и задачи урока:
- Рассмотреть закономерности распределения элементов климата на территории России.
- Познакомить с климатическими "рекордами" России. Формировать умение работы с климатическими картами и сопоставлять данные тематических карт и карто-схемс физической картой России и делать выводы на основе анализа карт.
- Выявить различия отдельных регионов по комфортности жизни и условиям хозяйственной деятельности людей. Закрепить знания ранее изученных понятий и терминов.
Оборудование: климатическая и физическая карты России, электронные карты и климатограммы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Диктант на знание основных терминов по теме: "Климат"
На экране термины: суммарная радиация, изотерма, амплитуда, циклон, антициклон, атмосферный фронт, осадки, испаряемость, испарения, коэффициент увлажнения, изотермы.
Беседа по вопросам:
-Какие показатели (элементы) характеризуют климат? (Средняя температура января и средняя температура июля, годовое количество осадков, режим выпадения, господствующие ветры, воздушные массы.)
-Как распределяются показатели климата в России?
-От чего зависит распределение температуры воздуха?
-Как может повлиять на климат господство над территорией устойчивого циклона?
-Каковы закономерности распределения осадков на земле?
-Что такое амплитуда температур?
3. Изучение новой темы и в форме практикума.
Работа по изучению тематических карт, формулировка выводов на основе текста учебника 20.
Выявление особенностей зимнего сезона.
Используя рисунок 40 стр.97 определите где в России самая высокая ср t января, Самая низкая ср t января, как распределяются изотермы на территории России зимой ?
Почему таков ход изотерм?
Что влияет на распределение январских изотерм зимой?
Изотермы января над Россией вытянуты субмеридианально. На западе России средние температуры января -10 градусов, к востоку температура понижается в Восточной Сибири до -40 градусов, а на северо-востоке Сибири до -48 градусов.
Чем восточнее, тем холоднее зима. Изменение температуры идет не с севера на юг, а с юго-запада (там зима самая теплая) на северо-восток.
-Какая сила нарушает закономерность изменения температуры с широтой? (Это согревающее влияние морских умеренных воздушных масс приносимых с Атлантического океана западными ветрами.)
Выявление особенностей летнего сезона.
Используя рис.43 стр.99 определите где в России самая высокая ср. t июля, Самая низкая ср t июля, как распределяются изотермы на территории России летом?
Почему таков ход изотерм июля?
Что влияет на распределение июльских изотерм?
Годовая амплитуда температур.
Важным показателем является годовая амплитуда среднемесячных температур января и июля.
-Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0 градусов? (На экваторе, где весь год - лето.)
Вопрос: Как изменяется амплитуда колебания температур при движении с запада на восток? -О чём говорит увеличение амплитуды температур января и июля? (О континентальности климата.)
В России амплитуда увеличивается в направлении с запада на восток:
Мурманск-20 градусов
Салехард-35 градусов
Оймякон-58 градусов.
Учащиеся делают вывод, анализируя карту на стр.98 рис.42.:
Увеличение амплитуды температур свидетельствует об увеличении степени континентальности климата.
-Где в России самые холодные зимы? -Определите годовую амплитуду температур в городах Мурманск, Салехард, Оймяконе.
-О чём говорит увеличение амплитуды температур января? (О континентальности климата.)
Распределение осадков
-Как распределяются осадки на территории России?(анализ рис.44 стр.99)
-Где самые "мокрые" районы? Самые сухие?
-Какие факторы влияют на такое распределение осадков?
Анализируя карту учащиеся делают выводы и находят подтверждение в тексте учебника.
4. Практическая работа№16 "Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Работа по картам суммарной радиации, средних температур, коэффициентов увлажнения.
Определить и записать в колонки таблицы: суммарную радиацию, средние температуры января и июля, среднегодовое кол-во осадков, испаряемость коэффициент увлажнения и тип климата.
Пункт(город) | Суммарная радиация | Ср t янв ср t июля | Среднегодовое кол-во осадков | Испаряемость | К увл. | Тип климата. |
Учащиеся сопоставляют климатическую карту и тематические карто-схемы в учебнике и формулируют вывод по оценке климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Города:
Санкт-Петербург;
Мурманск;
Петропавловск-Камчатский;
Екатеринбург;
Хабаровск.
Красноярск;
Норильск;
Якутск;
Сделать вывод.
Домашнее задание: п. 18
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по географии стран Зарубежной Европы в форме интеллектуальной игры «Калейдоскоп».
Оборудование: атласы, игровое табло, наборы игровых карточек, визитные карточки.
Предварительная работа: все конкурсы за исключением первого, основываются на выполнении домашнего задания.
Ход урока:
Учитель: - Мы постараемся сегодня рассмотреть Европу с разных сторон. В состязании участвуют несколько групп. Каждая имеет название и представляет себя.
Игровое табло
I | II | III | IV | V | VI | Итоги | |
Название групп | Разминка | «Экология Европы» | «Большой бизнес» | «Большие секреты маленьких стран» | «Достоприме- чательности Европы» | «Европейское кафе» | |
2 балла | 10 баллов | 10 баллов | 10 баллов | 10 баллов | 10 баллов | ||
1 команда | |||||||
2 команда | |||||||
3 команда | |||||||
4 команда | |||||||
5 команда |
1 конкурс: «Это мы все проходили, это нам все задавали».
Географическая разминка. Примерные вопросы и задания.
Какой графикой пользуются славянские народы? (славянской и латинской).
Какие отрасли промышленности являются своеобразными «визитными карточками» Европы? (машиностроение, автомобилестроение).
В какой отрасли хозяйства занята большая часть населения Европы? (сфера услуг).
Какая европейская страна славится цветоводством? (Нидерланды).
Какие рекреационные ресурсы выделяются в Европе? (сфера услуг).
Назовите депрессивные районы Европы (Уэльс, Шотландия, Саар, Лотарингия, Верхняя Силезия).
Какие страны прославили фирмы «Икарус», «Вольво», «Фиат», «Шкода»? (Венгрия, Швеция, Италия, Чехия).
Назовите страну, занимающую ведущее место по сбору винограда в Европе? (Италия).
На какие части делится зарубежная Европа? (Северная, Западная, Южная и Восточная).
Какой основной тип сельскохозяйственных предприятий преобладает в Европе? (ферма).
Назовите высокоразвитые районы в Европе? (Парижский, Юго-восток, Великобритания, Северная Италия, Юг ФРГ, Будапештский).
Перечислите столичные агломерации Европы. (Лондонский, Парижский, Будапештский).
Назовите группы народов, проживающих в Европе (Германская, романская, славянская).
Какие формы правления существуют в странах зарубежной Европы? (республики и монархии).
Назовите крупнейшие научно-финансовые центры Европы (Кембридж, Мюнхен, Ницца, Цюрих, Люксембург, Лондон).
В какой стране находится самая длинная из европейских автострад «Автострада солнца»? (Италия).
Какую из религий исповедует большая часть населения зарубежной Европы? (христианство: ее ветки протестанство, католицизм и православие).
Какая страна по праву гордится фирмами «Фольксваген» и «Мерседес»? (ФРГ).
Назовите слабоиндустриальные районы Европы (Юго-запад Франции, Юг Италии, Греция, Португалия, Югославия).
Какую страну Европы называют «молочной фермой»? (Дания).
Какая страна Европы подарила миру сыр «Рокфор»? (Франция).
Что является основной демографической проблемой Европы? (старение нации).
Назовите самую длинную страну Европы (Норвегия).
2 конкурс. «Экология Европы». Группы представляют сообщения (не более 1,5 минуты).
Для начала можно предложить учащимся статьи из хрестоматии «По материкам и странам», «Страны, хозяйство, люди». Статьи «Лысеющий континент», «Человек и окружающая среда», «Куда идут горы отходов», «Угрожает ли человечеству сырьевой кризис».
3 конкурс: «Большой бизнес». Группы сообщают о крупных европейских фирмах.
Статьи: «Колыбель французской парфюмерии», «Адидас», «Родина Фиата», «Прочь от судна», «Проблемы Лондона».
4 конкурс: «Большие секреты маленьких стран, маленькие секреты больших стран».
Статьи: «Крепость Тауэр», «Швейцарский банк», «Город железа на севере Швеции», «Богатые гномы с «золотой мили».
5 конкурс «Достопримечательности Европы»
«Площадь Пикадилли», «Букингемский дворец», «На карликовом мосту», «Соляные копи Велички», «На острове нимфы Калипсо».
6 конкурс: «Европейское кафе». Каждая команда приготовила одно из национальных блюд группы стран. Предлагаются рецепты этих блюд.
После подведения итогов ребята дегустируют приготовленные блюда. Варианты блюда для конкурса: английский пудинг, латвийские колбаски, итальянские спагетти, французский «оливье» и т.д
Учитель подводит итоги, выставляет оценки.
Предварительный просмотр:
Конспект урока географии для 9 класса
Тема: Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию:
а) образовательная: способствовать пониманию новых понятий: ТЭК, ТЭБ, МГРТ, топливная промышленность, отрасли «авангардной тройки», коксующий уголь;
б) развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника;
в) воспитательная: способствовать пониманию ценности интеллектуальных умений как качества современного человека.
Методы: частично –поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России: Хозяйство и географические районы России. – М., «Дрофа» 2010г, настенная карта: схема: Топливная промышленность; атласы; диск «Кирилл и Мефодий» по географии для 9 класса.
Ход урока:
- Орг. момент: определяется готовность учащихся к уроку, формируются группы, создается ситуация успеха.
- Целеполагание и мотивация: - Определяются цели урока
- Мотивируется деятельность учащихся.
- Объясняется, как пойдет работа в группах.
- Актуализация:
Учитель: Сегодня мы начинаем знакомство с межотраслевыми комплексами и отраслями, их составляющими. Каждый комплекс мы с вами будем изучать по плану (план записывается на доске).
План изучения межотраслевого комплекса:
- Значение МОК в хозяйстве.
- Состав комплекса и роль отраслей, входящих в него.
- Факторы размещения отраслей
- Районы размещения производства (базы).
- Перспективы и проблемы развития комплекса.)
Объяснение нового материала:
Учитель: Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать – топливно – энергетический – ТЭК, т.к. 40% экспорта России составляет топливо (уголь, нефть, газ), поэтому изучение мы начнем с «первого этажа» экономики, который базируется на природных ресурсах.
Вопросы к классу: Почему экономику России нельзя представить без топлива и энергии (холодная зима, развитая промышленность).
2. Какие виды топлива вы знаете (дрова, уголь, нефть, газ, ядерное топливо, торф, горючий сланец).
3. Все ли территории России достаточно обеспечены топливными ресурсами?
4. Как вы думаете, в чем состоит задача ТЭК? (в добыче топлива, производстве электроэнергии и тепла и передаче их (транспортировке) потребителю).
5. На основе вышесказанного выделите ключевые слова и дайте определение ТЭК.
На доске и в тетрадях выполняется схема:
ТЭК
Топливная промышленность Электроэнергетика
(торфяная, угольная, нефтяная, газовая) электростанции:
(основные отрасли) тепловые, атомные, приливные, гидравлические.
(рассматривается совместно с учителем состав ТЭК)
Учитель: задачами ТЭК является не только увеличение добычи топлива и производства электроэнергии, но и экономия энергии, т.к. во – первых, новые месторождения расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России, во – вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает, и в – третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.
В состав ТЭК входит три крупных звена. Каждое из них выполняет свою функцию, а также все они взаимосвязаны между собой. Давайте их разберем.
1звено – это предприятия по добыче и переработке топлива:
А) угольная промышленность;
Б) нефтяная промышленность;
В) газовая промышленность;
Г) сланцевая, торфяная промышленности
Функция 1звена - добыча топлива.
2звено – электроэнергетика, т.е. производство электроэнергии.
А) ТЭС и ТЭЦ, которые работают за счет топлива топливной промышленности.
Б) ГЭС, работают за счет энергии воды.
В) АЭС, работают за счет добычи и подготовки ядерного топлива
Г) ветровые, солнечные, приливные и другие ЭС, которые работают за счет использования нетрадиционных видов энергии.
Функция 2 звена – производство электроэнергии.
3звено– это транспортная система, которая доводит до потребителя топливо и тепло, а также электроэнергию.
Вывод: Значит, в состав ТЭК входят: предприятия по переработке топлива, предприятия по производству электроэнергии, а так же предприятия по транспортировке топлива и электроэнергии.
ТЭК - совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в ее различных видах и формах.
( в начале XX века добыча производилась небольшими количествами, к середине, количество значительно увеличилось в разы, не говоря уже о начале XXI века).
Проблемы развития ТЭК:
- старые месторождения становятся непригодными для использования, а новые находятся в малообжитых районах с суровыми природными условиями;
- постоянно растут затраты на транспортировку топлива и энергии;
-рост энергетики оказывает отрицательное влияние на окружающую среду.
В связи с этим возникает необходимость одновременно увеличивать производство энергии, с необходимостью ее экономии.
ТЭК России развивается, целиком опираясь на собственные энергетические ресурсы. Для учета общего количества добычи топлива и производства энергии, пропорций между различными видами топлива энергии и их распределения между потребителями ежегодно составляются топливно-энергетические балансы.
(!) Что же такое топливно-энергетический баланс? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте посмотрим в учебник.
Работа с рисунком учебника по вопросам:
1) Из каких частей состоит топливно-энергетический баланс?
(приходной и расходной части)
2) В чем выражается топливно-энергетический баланс?
(у.т.- условное топливо)
3) Что входит в состав приходной части баланса?
(Импорт, запасы на конец года, добыча и производство топлива)
4) Что входит в состав расходной части баланса?
(Экспорт, преобразование в другие виды энергии, на производственные и прочие нужды)
5) Какой мы можем сделать вывод о ТЭБ?
ТЭБ (топливно-энергетический баланс) - соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии (приход) и использование их в хозяйстве страны (расход)
Для того чтобы рассчитать топливно-энергетический баланс, разные виды топлива, обладающие неодинаковой теплотворной способностью, переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 тыс. кКал (или 29 мДж/кг). Одна тонна каменного угля примерно равна 1 тонне условного топлива, а у нефти и природного газа этот коэффициент равен 1,5, у торфа 0,5. Для расчета энергоресурсов, использованных на атомных и гидроэлектростанциях, приравнивают 2-3 тыс. кВт/ч электроэнергии (в зависимости от КПД электростанции) к 1 т. у.т.
Домашнее задание: параграф 1 учебника. Подготовить сообщение об одном из видов топлива.
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие «По следам Робинзона Крузо».
(обобщающее повторение по теме «Мировой океан»).
Цели урока обобщение, систематизация знаний по теме, отработка умений при работе с картой, развитие интереса к чтению дополнительной литературы, развитие творческих навыков учащихся.
Оборудование к уроку физическая карта полушарий, контурная карта полушарий, пособие макет «Мировой океан», план о. Робинзон Крузо, книга д. Дефо «Робинзон Крузо», видеофильм (фрагменты), макеты рыбок, конверты с заданиями, морскими звездами и черными метками, копии контурных карт для каждой команды учащихся, выставка детских рисунков по Мировому океану, дары моря (коллекция раковин, ракушек, морских звезд).
Ход урока.
Учитель – Читая замечательный роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», вы наверное задумывались над тем, существовал ли этот мужественный герой на самом деле, и где находится его остров.
Робинзон не вымышленный герой. В основу романа положен действительный факт. Изменена лишь фамилия героя. Один из группы островов архипелага Хуан Фернандес, остров Мас-а-Тьерра, переименован в остров Робинзона Крузо.
(Далее прочитать отрывок из хрестоматии по физической географии об Александре Селкирке прототипе Робинзона Крузо и показать выборочный краткий фрагмент из фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»).
- Пусть эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского.
«Познания и стремления неотделимы
друг от друга. Это непременное качество
всех путешествий – обогащать человека
огромностью и разнообразием знаний».
- Цель нашего сегодняшнего урока в форме заочного путешествия достичь берегов необычного острова, показать и закрепить навыки работы картой, обобщить знания по теме «Мировой океан».
У нас три команды смелых и знающих моряков решившихся на столь опасное плавание по морским просторам. Ведут корабли увлеченные и эрудированные капитаны. Именно они в конце путешествия оценят работу каждого члена своего экипажа, по шкале глубин оценят насколько глубоки знания у смелых моряков. А я в составе жюри (можно пригласить других учителей) буду оценивать в целом работу команд.
- И так в путь! Как говорят бывалые моряки – семь футов под килем! (звучит тихая музыка морского прибоя и крик чаек).
Задания командам.
1. Наши корабли покидают морской порт г. Мурманск (или Санкт-Петербург зависит от выбора учителя). Подписать на контурной карте (каждой команде раздается контурная карта, в которой они выполняют вес задания) город и определить его координаты. Команда первая справившаяся с заданием получает морскую звезду.
2. Наш таинственный остров расположен на 80 з.д и 35 ю.ш. Найдите остров на карте и нанесите его на контурную карту.
3. Подумайте и опишите маршрут вашего путешествия. Нанесите его на ваши контурные карты. По какому океану вы будете плыть, какие крупные острова встретите на своем пути, мимо каких материков проплывете.
Учитель – И так пока команды работают над этим заданием я приглашаю капитанов команд.
Конкурс капитанов.
Капитанам поочередно надо ответить на вопросы из рубрики «Самое, самое в Мировом океане» (задания в приложении). По очереди задается
вопрос. Если капитан не знает ответ, отвечает другой капитан. В викторине участвуют только капитаны. Команды не помогают.
Учитель – А тем временем в Атлантическом океане разыгралась стихия, два дня свирепствовали юго-западные ветры и океана швырял корабли из стороны в сторону. Путешествие было прервано из-за поломки кораблей. Сейчас мы проверим боцманов, как они готовы устранить поломки. Именно боцманов любят за находчивость, за умения и оптимизм. На каком корабле самый знающий боцман, там и ремонт пройдет быстрее. Сейчас мы проверим.
Задания боцманам.
Дать определения понятий. Член экипажа каждого из кораблей (боцман), вытягивает карточку с заданием с тремя вопросами, на которые ему надо ответить в течении нескольких секунд.
Лаг (прибор для измерения скорости судна).
Лот (прибор для измерения морских глубин).
Батискаф (самоходное морское судно, изучающее морское дно и его обитателей).
Кубрик (общая жилая каюта на корабле).
Люк (отверстие в палубе).
Пакгауз (склад).
Склянки (полчаса)
Трюм (помещение на корабле для груза).
Флюгер (флажок на мачте для определения направления ветра).
- Пока идет ремонт судна юнги не прочь побаловать членов команды свежей рыбкой (макет Мирового океана, контуры рыбок на обратной стороне которых вопросы по географической номенклатуре. Если юнга не знает ответ на вопрос, ловлю продолжает другой юнга и так пока не выловят рыбу (вопросов обычно берется не много, около 6, по три каждому). Можно предложить командам рассказать по одному рецепту блюд из морских продуктов (это задание для коков).
- Наконец все готово и можно продолжать плавание.
Вот океан как мальчик спит,
Чуть-чуть бормочет и сопит.
Но что случилось? Посмотри,
Что за беда? Ах да!
Там синий спрут к киту прилип,
Мелькают тени странный рыб,
И высоко над головой
Играет луч морской травой,
Ползет звезда, и врылся краб
В морское дно десятком лап.
- Вот и приблизились наши отважные команды к заветному острову. Но вот незадача. Распевая о своих приключениях Барон Мюнхаузен по растерянности смешал в кучу названия географических объектов. Помогите ему разобраться, и вы у цели. Выходит Мюнхаузен и поет песню.
На Мадагаскаре, в Коломбо и Сахаре –
Я всюду побывал, я видел белый свет.
В Гренландии, Финляндии, Уганде и Лапландии
Все знают, что находчивей Мюнхаузена нет.
Сколько путешествий, великих происшествий
Сотни приключений и тысячи побед,
В Бенгалии и Греции, в Австралии и Швеции
Все знают, что находчивей Мюнхаузена нет.
(Мюнхаузен раздает карточки с заданиями командам)
Задание от Барона Мюнхаузена.
Бенгальское море, Красный залив, Мексиканский пролив, Море Дрейка, Карибское море, Гибралтарский полуостров, остров Лаптевых, полуостров Мадагаскар, Скандинавский полуостров, Аравийский пролив, остров Гендостан, полуостров Новая Гвинея, течение Гольфстрим.
(Ребятам надо как можно быстрее определить правильные объекты).
Учитель – Итак, вы на заветном острове. Вам еще предстоит интересная и увлекательная работа по изучению его рельефа, флоры и фауны, особенностей климата. Оставляю вас на острове полюбоваться местной природой, пофантазировать и представить себе жизнь одинокого скитальца.
(Звучит тихая, медленная музыка, команды заняты над сочинением, капитаны тем временем заполняют путевые листы, подсчитывают количество морских звезд и черных меток и сдают жюри для общего подведения итогов).
- Вот и подошел к концу наш урок-путешествие. Мы вновь отправимся в плавания по просторам Мирового океана на наших последующих уроках, а увлекательные книги, путевые очерки, клубы путешественников пусть будут вам путеводными звездами в мире открытий и исследований!
Подведение итогов и выставление оценок ребятам.
Некоторые рекомендации к проведению данного урока.
За неделю до проведения урока-путешествия ребятам дается задание повторить тему «Мировой океан», географическую номенклатуру, распределится по командам, придумать название кораблей, распределить обязанности внутри команды (например, можно предложить такие как капитан, помощник капитана, боцман, юнга, кок, матросы и т.д). Репетиции проводить не следует иначе детям будет неинтересно. Подобрать необходимую мелодию, выбрать фрагменты из кинофильма. Озвучивать может и сам учитель, рассказав кратко о природе острова. В качестве поощрения можно предложит наградить команды, например горшочками с комнатными растениями, или морскими сувенирами представив, что они привезены с далекого острова. Обязательно на уроке должна быть наглядность. Хорошо если ребята заранее подготовят выставку рисунков, поделок или фотографий.
Предварительный просмотр:
Урок путешествие:
Тема: Распространение жизни в океане.
Цели и задачи урока:
- Дать образное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособленности животных к ним.
- Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширить кругозор и словарный запас.
- Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, учебники, атласы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
- Ребята, как называется наша планета? А что сказали бы инопланетяне, если бы увидели нашу планету из космоса? А как бы вы назвали нашу планету? (ребята предлагают свои названия).
Действительно, нашу планету можно было бы назвать - Океан! Размеры его огромны. Площадь всей поверхности Земли оценивается в 510 млн.км2, из них около 361 млн.км2 (70,8%) покрыто водой. Но если учесть ледники, которые покрывают 11% суши, то получается, что на Земле покрыты водой не 361, а 380 млн.км2, то есть 75% её поверхности.
Подсчитано, что количество воды в океане равно приблизительно 1370 млн.км3. Интересно, что объём суши, поднимающейся над уровнем моря, составляет около 111 млн.кубокилометров, то есть в десять с половиной раз меньше, чем объём воды.
Около 4% всей воды планеты приходится на долю озёр, болот, рек, подземных (точнее, внутригрунтовых) вод и атмосферы, а остальная вода заполняет гигантскую чашу под названием Мировой океан.
Океан занимает 71% площади поверхности Земли и получает больше солнечной энергии, чем суша. Его вклад в обеспечение человека пищей
значителен - морские продукты обеспечивают человека важными микроэлементами. Океан поставляет мех, химические продукты. Развитие химии и физики позволяет использовать морскую воду (источник ценных веществ), механическую силу волн, течений и прилива.
Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю отгадать вам загадки.
- По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза).
- Он плавает на дне глубоком,
А иногда – у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат).
- В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла. (Рыба-игла).
- По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит).
- Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем что он «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой).
- Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины).
7. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я… - (Осьминог).
(Все отгадки комментируются фото-слайдами).
- Вы наверное догадались, что сегодня речь пойдет о жизни в Мировом океане.
Ученые утверждают, что в поверхностных, срединных и глубинных слоях океанических вод обитает более 200 000 видов организмов. Жизнь в океане распределена неравномерно, наиболее насыщены растениями и животными прибрежные места с глубиной до 200 метров, эти места хорошо освещаемы и прогреваемы солнечным светом, который необходим водорослям для существования. Вдали от прибрежной зоны водоросли встречаются редко, потому что лучи солнца с трудом проникают через большой слой воды. Здесь господствует планктон – очень маленькие растения и животные, которые не способны противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния.
Большую часть этих организмов (планктонов) можно увидеть только под микроскопом. Планктон разделяется на фитопланктон и зоопланктон. Фитопланктон – это различного рода водоросли, зоопланктон – это мелкие рачки, а также одноклеточные животные. В жизни океана планктон является основной пищей большинства его обитателей, по этой причине районы богатые планктоном, богаты и рыбой. Здесь же можно встретить и усатых китов.
Жизнь в океане существует также и на его дне: здесь обитает бентос – это растительные и животные организмы, обитающие на грунте и в грунте морского и океанического дна. К бентосу относятся: моллюски, красные и бурые водоросли, ракообразные и другие организмы. Среди них важное промысловое значение имеют омары, креветки, устрицы, крабы, морские гребешки. Бентос является отличной пищевой базой для моржей и некоторых видов рыб.
Кроме планктона и бентоса в океане повсеместно обитают и активно мигрируют такие морские млекопитающие, как дельфины, киты, тюлени, моржи, морские змеи, кальмары, черепахи и многие другие. Жизнь в океане всегда была также и пищей для человека. В океане ведется промысел рыб, млекопитающих, в нем собирают водоросли, а также добывают вещества, которые являются сырьем для лекарств.
Жизнь в океане так богата, что казалась людям неисчерпаемой. Большие судна разных стран отправлялись на промысел китов и рыб. Самыми крупными китами являются синие киты, их масса может достигать 150 тонн, в результате хищнического промысла людей синие киты оказались под угрозой исчезновения. Поэтому в 1987 году СССР прекратил китобойный промысел. Заметно сократилось также и количество рыб в океане. Проблемы Мирового океана должны быть заботой не только какого-нибудь одного государства, но и всего Земного шара. От того, насколько рационально человек будет их решать, зависит его будущее.
Гигантскими ступенями спускается от побережья к подводным абиссальным равнинам дно океана. На каждом таком «подводном этаже» — своя жизнь, ведь условия существования живых организмов: освещённость, температура воды, её насыщенность кислородом и другими веществами, давление водяного столба — с глубиной значительно меняются. По-разному организмы относятся к количеству солнечного света и прозрачности воды.
Например, растения могут жить только там, где освещённость позволяет проходить процессам фотосинтеза (это глубины в среднем не более 100 м).
Литораль — периодически осушаемая в отлив прибрежная полоса. Сюда попадают морские животные, вынесенные из воды волнами, которые приспособились жить сразу в двух средах — водной и воздушной. Это крабы и рачки, морские ежи, моллюски, в том числемидии. В тропических широтах на литорали расположена кайма мангровых лесов, а в умеренных зонах — «леса» из водоросли ламинарии.
Ниже литорали располагается зона сублиторали (до глубин 200—250 м), прибрежная полоса жизни на континентальном шельфе. По направлению к полюсам солнечный свет проникает в воду совсем неглубоко (не более 20 м - прим. от geoglobus.ru). В тропиках и на экваторе лучи падают практически вертикально, что позволяет им достигать глубин до 250 м. Именно до таких глубин в теплых морях и океанах встречаются водоросли, губки, моллюски и светолюбивые животные, а также коралловые постройки — рифы. Животные не только прикрепляются к поверхности дна, но и свободно перемещаются в толще воды.
Самый большой моллюск, обитающий на мелководье, — тридакна (створки ее раковины достигают 1 метра - прим. от geoglobus.ru). Как только жертва заплывает в открытые створки, они захлопываются, и моллюск начинает переваривать пищу. Некоторые моллюски обитают колониями. Мидии — двустворчатые моллюски, прикрепляющие свои раковины к камням и другим предметам. Моллюски дышат кислородом, растворённым в воде, поэтому на более глубоких этажах океана они не встречаются.
Головоногие моллюски — осьминоги, спруты, кальмары, каракатицы имеют несколько щупалец и передвигаются в толще воды благодаря сжатию мышц, которые позволяют им выталкивать воду через специальную трубку. Среди них встречаются и гиганты со щупальцами до 10—14 метров! Морские звезды, морские лилии, ежи прикрепляются к дну и кораллам специальными присосками. Похожие на диковинные цветы морские анемоны пропускают свою добычу между своих щупалец-«лепестков» и заглатывают ее ротовым отверстием, расположенным в середине «цветка».
Миллионы рыб всевозможных размеров населяют эти воды. Среди них и различные акулы — одни из самых крупных рыб. В камнях и пещерах скрываются мурены, а на дне прячутся скаты, окраска которых позволяет сливаться с поверхностью.
Ниже шельфа начинается подводный склон — батиаль (200 — 3000 м - прим. от geoglobus.ru). Условия для жизни здесь меняются с каждым метром (падает температура и возрастает давление).
Абиссаль — океаническое ложе. Это самое обширное пространство, занимающее более 70% подводного дна. Самые многочисленные его обитатели — фораминиферы и простейшие черви. Глубоководные морские ежи, рыбы, губки, морские звёзды — все приспособились к чудовищному давлению и не похожи на своих сородичей на мелководье. На глубинах, куда не поникают солнечные лучи, у морских обитателей возникли приспособления для освещения — небольшие светящиеся органы.
Далее знакомство с самыми ядовитыми организмами Мирового океана и рекордсменами среди обитателей морей и океанов.
Предварительный просмотр:
Урок-суд по географии 7 класс.
Тема: «Мировой океан в опасности».
Цель урока: сформировать представление об источниках загрязнения, способах очистки сточных вод, последствий загрязнения, о роли водных организмов в очистке воды. Воспитывать бережное отношение к рекам, озерам и другим водоемам.
Оборудование: карта полушарий, схема «Источники загрязнения Мирового океана», схема «Очистка сточных вод», карточки: «Вода Мирового океана», «Океан», «Обитатели гидросферы», «Судья», «Прокурор», «Адвокат», и другие участники процесса-урока, телевизор или проектор, баночка с нефтью, фотографии (свидетельствующие о загрязнении океана).
Предварительный этап: выбор ролей, подготовка сообщений.
Организационный момент: расставить парты, место у доски, прокурора справа, адвоката слева, свидетелей, установить трибуну для выступления свидетелей, остальные учащиеся сидят за партами.
Ход урока:
«Мировой океан может удовлетворить
потребность, но не жадность каждого!».
Учитель: - Добрый день ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим открытое судебное заседание по одной из актуальнейших проблем современного общества – загрязнение вод Мирового океана.
Секретарь: - Встать суд идет! (судья, адвокат, прокурор свидетели сидят на своих местах). Свидетели с трафаретами на груди.
Судья: - Подлежит рассмотрению дело по обвинению человека в нарушению правил охраны окружающей среды при производстве работ, при добыче, транспортировке нефти, в промышленном производстве, сельском хозяйстве, а также уничтожении критических местообитаний организмов). В качестве потерпевшей у нас выступает Вода Мирового океана. В данном заседании председательствует судья –(Ф.И.О ученика), обвинение поддерживает прокурор (Ф.И.О ученика), в роли защиты выступает адвокат (Ф.И.О ученика).
Прокурор: - Человек – дитя Природы, вся его жизнь проходит по ее законам и правилам, но при этом нельзя не отметить все увеличивающееся негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду. А бесконтрольное использование ресурсов морей и океанов ставит под угрозу здоровье этой экосистемы. Китобойный и рыболовный промысел, добыча моллюсков и водорослей уничтожают биологические ресурсы океана. Нефть, пестициды, свинец, ртуть и сотни других ядовитых веществ и просто мусор загрязняют водную толщу и дно. Затопление радиоактивных отходов создает «мины замедленного действия», которые срабатывают спустя годы или десятилетия. Поэтому я предъявляю обвинение по обвинению человека в умышленном загрязнении вод Мирового океана. В данном заседании будут представлены доказательства его вины.
Судья: - Давайте заслушаем непосредственно потерпевшую – Воду Мирового океана.
- Правда ли, что обвиняемый человек, загрязняет воду радиоактивными веществами, бытовыми отходами, нефтью, а также пагубно влияют на живые организмы населяющие Мировой океан?
Потерпевшая Вода: - Да, ваша честь! Землю по праву называют «Голубой планетой». Мировой океан покрывает около 70 % ее поверхности. Он поддерживает существование жизни на планете: в океане образуется более половины кислорода, он определяет погоду и климат на планете. А для человека Мировой океан – это еще и транспортные пути, и источник пищи, и кладовая полезных ископаемых, в том числе нефть и газа. Однако в результате варварского отношения к бесценному богатству, которым является Мировой океан, данная экосистема Земли находится в катастрофическом состоянии.
Судья: - Спасибо, потерпевшая. Ваша позиция понятна. Будут ли вопросы? (обращается к прокурору и адвокату).
Прокурор: - У меня нет вопросов, но есть доказательства. И в качестве первой улики разрешите продемонстрировать вот эту баночку с нефтью. Данная улика была взята с места происшествия, которое произошло на буровой платформе «Браво», расположенной в центральной части Северного моря. В результате выброса нефти за 8 суток было потеряно 13 тыс. тонн нефти и 10 тыс. куб. м. газа.
Другое происшествие произошло на либерийском супертанкере в близи побережья Франции. В танкере находилось 233 тыс. тонн сырой нефти и 4 тыс. тонн мазута. В море вытекло около 90 % всей нефти. Побережье было загрязнено на протяжении 320 км.
И это далеко весь перечень подобных катастроф, связанных с загрязнением нефтью и другими не менее опасными отходами. Хотелось бы заслушать свидетеля обвинения «Океан».
Судья: - Возражений нет!
Океан: - Да, действительно, для водных организмов нефть смертельно опасна даже в минимальных количествах. И в качестве доказательства хочу продемонстрировать фотографии, свидетельствующие о пагубном влиянии человека на экосистему Океана, а также таблицу, из которой видно как некоторые виды загрязнителей влияют Мировой океан. (демонстрация таблицы)
Прокурор: - Вода – как мы знаем основа жизни. В том или ином виде ее потребляют все живое. Вызывается свидетель Житель океана (в данном случае это может быть представитель морской фауны или флоры).
Житель океана: - Исследователи подсчитали, что вся вода Мирового океана дважды в год проходит через организмы живых существ, населяющие его просторы.
Микроорганизмы процеживая через себя воду и получая таким образом питательные вещества, вместе с ними получают и загрязняющие вещества. Эти микроорганизмы поедаются более крупными, те – еще более крупными организмами. В водных экосистемах, переходя из организма в организм, опасное вещество может оказаться в тканях рыбы, а та, в свою очередь, на столе человека. Обычно такие «путешествия» совершают стойкие, плохо, разлагающиеся загрязняющие вещества. Они по мере прохождения по пищевой цепочке могут даже усиливаться, т.к. более крупные существа поедают большое количество мелких организмов.
Прокурор: - давайте просмотрим небольшой видеофрагмент, как еще одно доказательство влияния человека на экосистему Мирового океана. (просмотр фильма о Черном море 5 минут).
Судья: - Давайте заслушаем следующего свидетеля заявленного обвинителем, это врач-эпидемиолог.
Врач-эпидемиолог: - Бесспорно, все виды загрязнителей не только влияют на живые существа населяющие океан, но и большой вред они наносят здоровью, а подчас и жизни самого человека. Особый вид загрязнения и опасность представляет ртуть, которая накапливается в рыбе или моллюске и представляет прямую угрозу жизни и здоровью людей. Нельзя не вспомнить печально известную болезнь «минамото», получившую название от японского залива, где так резко проявились отравления местных жителей ртутью. Она унесла не мало жизней и подорвала здоровье многих людей, употреблявших в пищу морские продукты из этого залива, на дне которого накапливалось не мало ртути от отходов близ лежащего комбината. Отравление ртутью может привести к тяжелым психопаралитическим заболеваниям.
Не менее опасным губителем океана являются пестициды. Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьезную опасность для жизни.
Пестициды обнаружены во многих районах океана – Балтийском, Северном, Ирландском морях, у побережья Англии, Исландии, Португалии, Испании (все перечисляемые объекты показываются на карте полушарий).
Бытовые отбросы также очень опасны, т.к. являются переносчиками болезней человека, таких как: брюшной тиф, дизентерия, холера
Загрязнение Мирового океана может привести к катастрофическим эпидемиологическим последствиям. Об этом должен задуматься каждый человек!
Человечество не должно губить само себя!
Судья: - Ну что ж уважаемые коллеги, мы заслушали исчерпывающие доказательства пагубного влияние человека на Мировой океан. Я думаю самое время выступить адвокату и свидетелям защиты, если таковые имеются. Какова будет ваша позиция по предъявленному обвинению?
Адвокат: - Благодарю ваша честь! Бесспорно, в данном заседании прокурором и свидетелями были приведены доказательства, однако с некоторыми из них смею не согласиться. Конечно человек загрязняет гидросферу, океан, но он также старается очистить сточные воды, ставит гидроулавливатели на трубы заводов. А также старается бороться с нарушителями и наказывает их по всей строгости закона.
К тому же известно, что Мировой океан способен к самоочищению, а населяющие его организмы в той или иной степени в этом ему помогают. В качестве доказательства я прошу заслушать заслуженного санитара – мидию.
Судья: - Возражений нет!
Мидия: - Да, действительно, мы – мидии выполняем огромную работу по очистке морской воды. За один час мидия фильтрует около 3 литров моря, а плотное население их на 1 кв. км. каменистого берега Черного моря обрабатывает за сутки 200 тонн морской воды. Однако, на ряду с очищающим свойством мидии активные концентраты многих химических элементов. Иногда моллюски становятся источником заражения своих потребителей, в том числе и человека.
Помогают в работе по очистке морской воды мои собратья – губки. Под действием их жгутиков, через поры и каналы губки проходит морская вода, усердно при этом фильтруясь. За сутки губки перецеживают от 100 до 2000 литров морской воды. А какова роль креветок и крабов. Это активные потребители неживых организмов. Десяток креветок убирает «мусор» с одного кв. м.
Однако следует понимать и помнить, что даже активные санитары океана не могут противостоять действиям людей.
Адвокат: - Мне хотелось бы пригласить еще одного свидетеля защиты – технолога по очистке сточных вод.
Технолог: - Вся современная промышленность основана на «мокрых» технологиях. Без воды как и без энергии, она не может существовать. Люди тоже живут благодаря воде. В процессе производства часть воды испаряется, другая часть загрязняется и ее надо очищать.
В 1991 году был принят базовый экологический закон России – «Об охране окружающей среды». В связи с этим многими учеными из разных стран мира были разработаны и предложены способы борьбы с загрязнениями Мирового океана и способы очистки вод, если все же океан оказался загрязнен.
В целях предотвращения утечек нефти совершаются конструкции нефтеналивных судов. Многие современные танкеры имеют двойное дно. При повреждении одного из них нефть не выльется, ее задержит вторая оболочка. Для систематической очистки акваторий от случайных разливов применяются плавучие нефтесборщики и боковые заграждения. Создан препарат пенопластовой группы, который при соприкосновении с нефтяным пятном полностью его обволакивает
В Японии создана и апробирована уникальная технология, с помощью которой можно в короткие сроки ликвидировать гигантское пятно. Был выпущен реактив, основной компонент которого – специально обработанная рисовая шелуха. Распылённый по поверхности препарат в течении получаса всасывает в себя вырос и густую массу, которую можно убрать простой сетью.
Оригинальный способ очистки продемонстрирован американскими учеными в Атлантическом океане. Под нефтяную плёнку на определённую глубину опускается керамическая пластинка. Под действием вибрации нефть сначала скапливается толстым слоем над местом, где установлена пластинка, а затем смешивается с водой и начинает фонтанировать. Электрический ток, подведенный к пластинке, поджигает фонтан, и нефть полностью сгорает.
Для удаления с поверхности прибрежных пятен масел американские ученые создали модификацию полипропилена, притягивающего жировые частицы. На катере-катамаране между корпусами поместили своеобразную штору из этого материала, концы которой свисают в воду. Как только катер попадает на пятно, нефть прочно прилипает к «шторе». Остается лишь пропустить полимер через валики специального устройства, которое отжимает нефть в приготовленную емкость.
Все эти современные технологии способны предотвратить массовое и глобальное загрязнение вод Мирового океана и быстро отреагировать на происшествие если таковое состоялось.
Судья: - Благодарю вас за подробный рассказ. Есть ли какие либо дополнения уважаемые коллеги? (обращается к прокурору и адвокату). Тогда судебное следствие считается оконченным. (если позволяет время то можно предложит судебные прения, если нет, то можно сразу приступить к окончательному приговору) Заключительное слово предоставляется прокурору.
Прокурор: - Уважаемый суд! В данном случае можно говорить о том, что человек непредумышленно губит природу, а человек тоже является частью природы, следовательно он губит сам себя. Кроме того, предприятия транспорта, промышленности, сельского хозяйства отбирают право человека на пользование чистой водой, право на благоприятную окружающую среду. Когда то норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал говорил о том, что нельзя делать из Океана «мировую помойку». «Мертвый океан – мертвая планета», - предостерегал ученый.
В связи с выше перечисленным и приведенными доказательствами прошу признать человека виновным и за содеянные преступления и наказывать виновных по всей строгости закона.
Судья: - выслушав все аргументы и доказательства суд постановил признать человека виновным в загрязнении вод Мирового океана и в соответствии с Уголовным кодексом РФ предъявить обвинение по следующим статьям.
- Статья 246 – «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, при добыче и транспортировке нефти, в промышленном производстве, сельском хозяйстве».
- Статья 254 – «Порча земли вообще и в частности прибрежных территорий при авариях на нефтетанкерах».
- Статья 259 – «Уничтожение критических местообитаний организмов».
За эти преступления предусмотрены различные меры наказания – вплоть до трех лет лишения свободы. Судебное следствие считать оконченным!
Учитель: ( в качестве заключения).
- Каким можно ожидать ближайшее будущее для Мирового океана?
В целом для Мирового океана ожидается на ближайшие 20-25 лет рост его загрязнения в 1,5-3 раза. Соответственно этому будет ухудшаться и экологическая ситуация. Концентрация многих токсических веществ могут достигать порогового уровня, затем наступит деградация естественной экосистемы. Ожидается, что первичная биологическая продукция океана может понизиться в ряде крупных районов на 20-30 % по сравнению с нынешней.
Последствия, к которым ведет расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод далеко не все. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, также циркуляции ее атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их никогда не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности Мирового океана, однако взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Сейчас уже ясен путь, который позволит людям избежать экологического тупика. Это безотходные и малоотходные технологии, превращения отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для воплощения идеи в жизнь.
Учитель: - Благодарю ребята за урок. Всем большое спасибо. Оценки за урок получают все действующие лица. В качестве домашнего задания напишите небольшой доклад об охране Мирового океана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...