Активизация познавательной деятельности на уроках географии
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Обдирщикова Наталья Михайловна

Приведены примеры использования материала для актиизация познавательной деятельности на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uch-sya.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

3. Дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

 Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,

 Вихри снежные крутя,

 То, как зверь, она завоет,

 То заплачет, как дитя.

6. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

7. Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

Интересные задания по географии.

 

  1. Тема: «План местности. Условные знаки».

Задание: изобразите путь Ильи Муромца условными знаками.

Текст: Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла просека, ведущая к домику лесника, налево – пешеходная тропа к болоту, а прямо – улучшенная грунтовая дорога к роднику с живой водой.

  1. Тема: «Атмосфера».

Задание: определите, о чём речь?

Текст: Только что по рации нам передали срочную информацию – разыскивается «опасный преступник».

Особые приметы:

  1. Коварен;
  2. Может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день;
  3. В гневе, опасен, может срывать не только головные уборы с прохожих, но и вырывать с корнем деревья и разрушать дома;
  4. Его гнев, коварство и сила измеряются в баллах по шкале Бофорта;
  5. Место работы часто меняет, когда – то это были мельницы, в настоящее время предпочитает вращать турбины.

  1. Тема: «Развитие географических знаний о Земле».

Задание: установите соответствие между названиями на старинных картах Эратосфена  и современных картах.

Текст:          

Названия на карте Эратосфена: 1.Остров Альбион.    

2.Остров Йерне.  

3.Пролив Геркулесовых столбов.

4.Понт Эвксинский.

5.Остров Тапробан.

                                                             

Современные названия:

1.Остров Шри – Ланка.

2.Чёрное море.

3.Гибралтарский пролив.

4.Остров Ирландия.

5.Остров Великобритания.

  1. Тема: «Австралия. Географическое положение».

Текст: Выполняя домашнюю работу, Андрей нанёс на контурную карту Большой Австралийский пролив и полуостров Тасмания, на севере отметил море Карпентария, на востоке – мыс Йорк, а вдоль западного побережья материка указал Большой Барьерный риф. Несмотря на то, что контурную карту Андрей оформил аккуратно, учительница по географии поставила ему неудовлетворительную оценку.

Задание: укажите, что неверно Андрей нанёс на контурную карту?

  1. Тема: «Антарктида».

Задание: используя карту Антарктиды найдите ответы на вопросы.

Вопросы:

1.Какие географические объекты Антарктиды носят названия имён композиторов: Бетховена, Верди, Брамса, Шуберта, Баха, Моцарта?

2.Какие географические объекты связаны с именами исследователей Антарктиды?

3.Где в Антарктиде находятся хребты Атоса, Портоса и Арамиса, названные именами отважных мастеров шпаги – героев романа Александра Дюма «Три мушкетёра»?

6.Тема: «Географическое положение России».

Задание: в тексте  найдите то, что относится к России и характеризует её географическое положение.

Текст:

Загадочный сон.

        Невероятные, можно сказать сказочные события происходят в наших снах. И 20% правды в них не сыщешь. Но вот, поди ж ты – врезаются в память и не вырвешь.

        Снится мне однажды, что в Казахстане, а почему именно там – великая загадка, собрались сыграть в брейн – ринг три великих человека России: Врангель Вердинанд Петрович, барон, мореплаватель, всем известный царь Иван Грозный и промышленник Яков Санников. А условия игры были следующие: проигравший верхом на коне должен проскакать за месяц 61000 километров, причём  днюя и ночуя на лошадях. Выигравший же получал всю сумму  на кону, да ещё поместье в Корее.

        Ну, уселись. Иван Грозный поставил на чёрное, Санников – на белое, а Врангель, любивший риск, на число 13. Вопрос задал телезритель Дежнёв и звучал он так: «Какова длина Северного морского пути?» Помню, что Иван Грозный сказал: «Сколько велю, столько и будет», Санников сказал: «Какова бы не была – проплыву», ближе всех к истине был Врангель. И тут я проснулась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроке географии

Статья «Активизация познавательной деятельности на уроке географии» содержит описание таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических зна...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем

Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем (презентация)

Для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ,   ...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

В 2009 году я перешла на работу в новую школу. В ней столкнулась с тем, что дети не понимают, не любят географию, мне стало обидно за любимый предмет. Я стала искать приемы и методы, которые помогли б...