Активизация познавательной деятельности на уроке географии
статья по географии (7,8,9 класс) по теме

Тушина Алёна Алексеевна

 

Статья «Активизация познавательной деятельности на уроке географии» содержит описание таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности, проводить систематическую работу над формированием представлений и понятий. В работе представлены нетрадиционные подходы в преподавании географии, такие как: визитные карточки государств; задания, основанные на зрительном сходстве очертаний государств с общеизвестными предметами с опорой на ассоциативный ряд. Предложенные рекомендации будут интересны и полезны учителю географии в его работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроке географии

     Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

     Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках географии”. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности, проводить систематическую работу над формированием представлений и понятий, и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

     Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

      Начальный этап процесса усвоения географических знаний детей с интеллектуальными нарушениями – зрительное и слуховое восприятие отдельных природных понятий и явлений. С этой целью для каждого урока я стараюсь подбирать такие задания, которые способствовали бы более активному восприятию материала. Например, при изучении темы по охране животного и растительного мира (7 класс), помимо картин природы, обязательных для целостного восприятия темы, использую и звуковой фон – пение птиц, звуки леса, луга, шум моря и т.п. Неоценимую помощь оказывают и видеоэпизоды на уроке с использованием видеофильмов по теме.

     Предметное восприятие невозможно без узнавания объекта как

определенного предмета. Следовательно, восприятие у детей с ограниченными возможностями здоровья является предметным, то есть они в обычных условиях узнают знакомые им предметы. Поэтому считаю обязательным практически на каждом уроке использовать возможность предметной детализации. К примеру, при изучении тем о государствах материка Евразия (8 класс) при знакомстве с традициями и достопримечательностями отдельных государств приношу на урок предметы, вещи, картинки, связанные с материалом урока. Говоря о странах Балтии, обязательно показываю камень янтаря, отталкиваясь от отдельной детали к целой теме производства украшений, особенностей морского побережья, песчаных дюн и т.п. И тогда для ученика уже вырисовывается более полная картина изучаемого.

     Один из важнейших моментов активизации восприятия – использование учителями знаний, полученных детьми ранее. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в процессе практических работ, наблюдений подмечают внешние, незначительные признаки. Цель учителя – научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предметные явления. Для этого на каждом уроке мы ведем заполнение календаря погоды, в конце каждого месяца делаем несложные выводы о колебаниях температуры (самая высокая температура – самая низкая), об облачности, которая преобладала в течение месяца, о характере осадков, ветре и других природных явлениях. Эта работа помогает детям представить себя немножко исследователями, развивает в них наблюдательность и предметную зоркость. Также на каждом уроке использую материал из народного календаря, обращая внимание на народные приметы на конкретный день. И тогда для учеников каждый день становится особенным, непохожим на другой, а если предоставляется возможность проверить примету, то всегда это маленькое открытие, удивление, которое, без сомнения, способствует активизации внимания на уроке географии. Наблюдения, которые мы делаем с учащимися на экскурсиях, - об изменениях в природе, как меняется знакомый уголок  в парке со сменой времен года, - оказывают также неоценимую помощь для активизации познавательной активности.      

     Опыт показывает, что для правильного воспроизведения школьником с интеллектуальными нарушениями географического объекта в условиях кратковременного предъявления, необходимо многократное его восприятие. Поэтому на моих уроках постоянно используются такие виды активизации познавательной деятельности, как игры «Третий лишний», викторины, географические лото на основе уже изученного материала, что способствует многократному воспроизведению важной информации.

     Представления о предметах и явлениях природы у детей с интеллектуальными нарушениями ограничены. Дети не знают многих предметов, часто представления у них смутны, бедны по содержанию или даже неправильны. Как же образовать в сознании умственно отсталого ребенка отчетливые представления о географическом объекте? Конечно, на уроках географии этому прежде всего способствует работа с глобусом (а они имеются на парте у каждого ученика)  и картой. Только с помощью карты может быть установлен такой характерный признак любого объекта, как географическое положение, всевозможные пространственные связи как внутри данной территории, так и между нею и другим. Я стараюсь научить детей выделять в предметах или явлениях их признаки и свойства, затем для расширения представления сравнивать признаки и свойства нескольких предметов и явлений, выявляя в них наиболее существенные особенности. Такую работу провожу в виде «Путешествия по глобусу», которое является обязательным этапом каждого урока, особенно в 8 классе при изучении материков и океанов, а также государств Евразии. Один из учащихся работает у доски с большим глобусом или физической картой полушарий, а остальные – на местах под контролем учителя. Интересно проходит игра-соревнование «Кто быстрее найдет географический объект», когда у доски работают двое учеников, имеется «судья» соревнований из числа одноклассников, который подсчитывает очки, а затем торжественно объявляет победителя. В это время все учащиеся ищут на местах географический объект или на карте в атласе учебника, или на глобусе. Такая работа неизменно вызывает неподдельный интерес всех учеников. Самое главное – заметить и обязательно похвалить достойных.

     Формируя географические представления и понятия, учитель, опираясь на опыт, наблюдения учащихся, применяет различные наглядные пособия, выявляющие основные свойства предметов. Помимо уже названных, хочется отметить еще и изготовление в процессе урока разнообразных макетов, способствующих коррекции мелкой моторики рук (например, макета природной зоны тундры или лесной зоны с использованием возможностей аппликации, лепки из пластилина, рисования и т.п.).  Работа с контурными картами по нанесению природных зон, географических объектов и т.п. также является хорошим подспорьем для чувственного познания учащимися окружающего мира и коррекционно-развивающей работы учителя на уроке.

     Основываясь на особенностях познавательной деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями, при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: при изучении политической карты Евразии – визитные карточки государств; задания, основанные на зрительном сходстве очертаний государств с общеизвестными предметами с опорой на ассоциативный ряд. Изучив немало литературы по теме, я такого вида работы не встретила, так что можно назвать это моей находкой или изюминкой.

     Остановимся более подробно на таком нетрадиционном методе как визитная карточка государства.     По аналогии с так распространенными сегодня визитками (физических лиц, юридических лиц и т.п.) составляется краткая визитная карточка государства. При этом не называется, какое именно это государство, так как задание учащегося как раз и состоит в том, чтобы в процессе работы с карточкой определить название страны. В визитной карточке даются такие основные характеристики государства, как географическое положение, столица, государственный язык, крупные реки или моря, и, самое главное, что позволяет расширить кругозор учащихся и активизировать их внимание, - особенности культурной жизни и традиций народа.

     Работа с карточкой проходит в несколько этапов:

- знакомство с карточкой и ее частичное заполнение на первом уроке изучения государства с использованием наглядного материала по теме;

- повторение сведений из карточки на следующем уроке;

- работа с набором карточек для закрепления через несколько уроков после изучения нескольких тем с конкретными задачами «узнавания» государств и т.п.

     Также хочется поделиться и такой находкой: ассоциативное соотношение территории государства с каким-либо предметом. Надо сказать, что возможностей использования этого вида работы при изучении материала географии государств Евразии немало. Возьмем для примера Западную Европу. На карте территория Великобритании похожа на сидящего зайчика, Франция – на пятиугольник, Германия – на большой раскидистый дуб, Италия – на сапог, Греция – на краба и т.д. Метод ассоциаций здесь работает

как нельзя лучше, детям становится проще «читать» карту, они с удовольствием «узнают» государства на карте. Эти предметы изображаются на карточках, которые постоянно используются на уроках.

     Работа с этим видом активизации познавательной деятельности может быть представлена так:

- на первом уроке учащиеся ищут возможное сходство очертаний границ государства на политической карте с конкретным предметом, отвечая на вопрос: «На что похожа территория государства?» при помощи учителя, у которого уже готов ассоциативный ряд. Дети практически всегда принимают предложение учителя, иногда внося и свои предложения, что способствует творческому, активному восприятию материала;

- на следующем уроке происходит закрепление ассоциативного образа: название государства – предмет;

- на последующих уроках учащиеся работают с набором карточек, отыскивая государства на карте, при этом необходимо задавать уточняющие вопросы о столице, соседних государствах и т.д. Возможна также и работа с совмещением картинки с предметом и визитной карточки государства.

     Словом, имеется простор для творчества прежде всего учителя по использованию конкретных форм и методов работы по изучению государств.

     При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья происходит развитие и коррекция образного, систематического и логического мышления. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.

    Системная работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться роста качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, возрос интерес к изучению географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Приведены примеры использования материала для актиизация познавательной деятельности на уроках географии...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем

Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем (презентация)

Для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ,   ...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

В 2009 году я перешла на работу в новую школу. В ней столкнулась с тем, что дети не понимают, не любят географию, мне стало обидно за любимый предмет. Я стала искать приемы и методы, которые помогли б...