«Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Лаишевского муниципального района РТ
«Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане»
Разработал: учитель географии
II квалификационной категории
МБОУ Нармонской СОШ
Лаишевского района
Задовская А.А.
С.Нармонка 2012-2013 г.
Тип урока- изучение нового материала.
Цели урока - сформировать представление об особенностях и распространении жизни в океане.
Задачи:
- выяснить особенности распространения жизни в океане, факторы, влияющие на особенности распространения орг.мира, ознакомить с новыми понятиями;
- совершенствование работы с источниками гео.информации, развитие речи, памяти обучающихся;
- продолжить формирование мировоззрения, положительного отношения к предмету, умения вести себя на уроке, бережного отношения к учебным принадлежностям
Понятия: планктон, нектон, бентос, их отличительные признаки, разнообразие морских организмов, факторы, влияющие на распространение жизни в океане, зависимость между глубиной, климатом и удалённостью от берегов и разнообразием и богатством органического мира, способы приспособления морских растений и животных к водным условиям существования.
Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, энциклопедии, телевизор, видеофильм «Жизнь в Океане», таблицы, рисунки, доклады учащихся.
Ход урока.
« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»
Из беседы капитана Немо и профессора Аронакса.
I. Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем много интересного об организмах, населяющих Мировой океан. На какие группы делятся, какие условия жизни, и распространения организмов существуют в Мировом океане, от чего это зависит.
Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. Большой вклад в изучение жизни в Мировом океане внесли Тур Хейердал и Жак Ив Кусто. Запишем тему урока в тетрадь.
II. Актуализация знаний учащихся:
- какие царства живых организмов существуют на Земле?
- что такое биосфера? Назовите границы биосферы (верхняя- уровень озонового слоя, нижняя- земная кора около 5 км);
- чем живые тела отличаются от неживых?
- назовите условия существования организмов;
- что такое озоновый слой? На какой высоте он находится?
III. Вступительная беседа: « О разнообразии морских организмов».
Мировой океан заселен множеством животных, растений бактерий. В отличие от суши, где среди организмов преобладают растения, океан- среда господства животных. (Посмотрите рис. 160, слайд). Сейчас известно около 160 000 видов животных и 10 000 видов растений, обитающих в океане.
Среди растений преобладают водоросли. Они очень разнообразны – от одноклеточных мельчайших организмов до гигантов длиной в десятки метров. (Посмотрите рис. 161). (Слово учащемуся).
Морские животные более разнообразны (рис. 162). Их размеры – от крошечных одноклеточных до китов весом 200 т (или 50 слонов!). (Слово учащемуся).
Учитель: « Особенности жизни в океане».
Вода – особая среда обитания. До глубины 200 метров многие мелкие организмы живут во взвешенном состоянии. Они как бы парят в воде. Отсюда и происходит название организмов – планктон ( от греч. блуждающий). Планктона в морях и океанах по массе в 20 раз больше, чем всех других организмов, вместе взятых (рис. 163). Это главная пища рыб и китов. Районы , богатые планктоном, богаты и рыбой.
Непланктонные животные перемещаются самостоятельно. Они быстро плавают, преодолевая препятствия. Для этого у них специальные приспособления: обтекаемая форма тела, ласты, плавники. Они заселяют всю толщу воды от поверхности до дна.
Особые животные заселяют дно океана. Одни из них никогда от него не отделяются (кораллы, актинии, морские лилии), другие плавают в придонных водах (камбала, скаты). Есть и такие существа, которые закапываются в грунт (черви, некоторые моллюски, ракообразные).
- Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:
Области жизни в океане | Группы морских организмов | Представители животного и растительного мира |
1. поверхность воды | 1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные | 1. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли. |
2. вся водная толща | 2. нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы | 2. рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи |
3. дно океана | 3. бентос (греч. глубина) -организмы, живущие на дне | 3. бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей |
Учитель: В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни:
- поверхность воды ( населяет планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.
Учитель: -А сейчас внимание! Послушаем ребят, они зачитают нам отрывки романа «20000 лье под водой. Капитан Немо». - Что же увидели капитан Немо и его пассажиры?
1 Ученик зачитывает отрывок романа: «В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.»
- толща воды ( нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).
2 Ученик: Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо.: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»
Учитель: -Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины? Каких еще, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть? Учащиеся называют представителей и записывают в таблицу.
- дно океана (бентос с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.
3 Ученик зачитывает: «Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».
Учитель:- Почему они такие? На какие особенности внешнего вида вы обратили внимание? Учащиеся записывают ответы в таблицу.
Учитель: «О распространении организмов в зависимости от глубины». При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует и на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс.м, и даже там, где образуется новая земная кора.
Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?
Учитель: - Как вы думаете, ребята, какое самое важное условие существования организмов в океане?
Свет - первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды. С глубиной уменьшается количество солнечного света. Верхний слой воды до глубины 100 м. хорошо освещен. В этом слое находятся почти все растения и весь планктон. До глубины 1000 м. простирается средний слой воды с сумеречным освещением. Еще глубже- до самого дна -располагается нижний слой, совсем не получающий света. В нем нет растений, здесь царство животных и бактерий. Из-за полного мрака у животных развились специальные приспособления- органы свечения. Их используют для привлечения добычи, маскировки или введения в заблуждение жертвы или охотника.
Учащиеся записывают в тетрадях:
Распределение жизни в океане зависит от следующих условий:
1.. свет
Учитель: -Как вы думаете, ребята, какие еще условия влияют на живые организмы в океане?
2. наличие питательных веществ;
3. температура воды;
4. соленость и плотность воды;
5. количество растворенного кислорода;
6. течения;
8. давление воды. ( чем больше глубина, тем выше давление. У глубоководных животных давление воды уравновешивается давлением жидкости в организме. Жизнь в толщах воды с разным давлением часто отражается на форме тела рыб (рис. 164)
Учитель: Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:
Содержание | Условия существования живых организмов | Примеры живых организмов |
| ||
климата | ||
Арктический и антарктический пояс | ||
Умеренный пояс | ||
Тропический пояс | ||
Экваториальный пояс | ||
|
Учитель: «О распространении организмов в зависимости от климата».
Благодаря изменению климата от экватора к полюсам изменяются свойства воды, а следовательно, и особенности органического мира.
1. В арктическом и антарктическом полюсах жизнь очень бедна. Здесь мало как видов живых организмов, так и самих особей. Планктон развивается только в короткий летний срок и лишь в местах, освобождающихся от льда. Рыбы и питающиеся ими моржи и тюлени.
2. В умеренных поясах t весь год выше 0 0 С. обилие растворенного в воде кислорода, приводит к бурному развитию жизни. В умеренных поясах не очень велико разнообразие организмов, зато много особей каждого вида. Умеренные широты богаты рыбой, и здесь ведется ее активный промысел (сельдь, хек, треска, сайра, лососевые).
3. В тропических поясах весь год высокая t воды и повышенная соленость. В воде мало кислорода и питательных веществ, меньше планктона, а следовательно, и рыбы. Однако в жарких поясах огромное разнообразие теплолюбивых рыб и донных организмов (кораллов, моллюсков, иглокожих, ракообразных).
4. В экваториальном поясе t воды весь год высокая. Бурное развитие наблюдается вблизи устьев крупных рек, выносящих в океан питательных веществ. На дне много коралловых построек. В экваториальных водах ведут отлов морских черепах, моллюсков, тунца, сардин, макрели.
Учащиеся заполняют в таблицу тетрадях:
Учитель: «О распространении организмов в зависимости от удаленности берегов».
Наиболее благоприятные условия как для растений, так и для животных находятся в зонах мелководий. Это шельфы морей и океанов. Они составляют 9% площади Мирового океана. Там много света, тепла, питательных веществ, кислорода. По направлению к открытому океану насыщенность жизнью уменьшается в сотни раз.
Богатый мир донных животных обнаружен на участках дна океана, где имеются выходы горячих подземных вод и газов. Здесь живут крупные моллюски, вестиментиферы –диковинные существа, похожие на червей (до 1 м в длину)
-Как вы думаете, чем питаются эти живые организмы?
- эти и другие животные питаются особыми бактериями, которые создаются не в процессе фотосинтеза, а путем химических реакций.
IV. Учитель: Сейчас ребята познакомят вас с самыми удивительными обитателям Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом слайдов). Компьютерная презентация.
1.Самое северное млекопитающие – Белый медведь.
Хотя медведь и не живет постоянно в воде, но его жизнь неразрывно с океаном. Белый медведь – обитатель Крайнего Севера. В основном он мясоед пища, прежде всего тюлени, овцебыки, лемминги, рыба, а также киты и моржи. Его туловище вытянуто в длину до 2,50 м., шея длинная и тонкая, голова длинноватая и узкая, уши маленькие. Толстый мех и слой жира под кожей защищает тело от холода. Так как белые медведи хорошо плавают, у них между пальцев есть небольшие перепонки кожи. У медведицы в декабре появляются детеныши, обычно два. Белые медведи живут до 25 лет. Обитают они на южной границе ледовой зоны Северной Азии и Северной Америки, на материке встречается редко.
2. Самое быстрое морское животное – касатка.
Касатка развивает скорость до 65 км/ч. Это черно-белый кит из семейства дельфиновых, длиной около 8 метров и весом до 7 тонн. Касатку называют “китом убийцей”, но это несправедливо: касатка убивает только свою добычу, так же, как и другие хищные животные.
3.Самое крупное животное – Синий (голубой) кит.
Синий кит – самое большое животное на Земле, Его длина 35 м, а вес составляет около 130 тонн. Его вес равен весу 30 слонов, 150 легковых автомобилей или 1600 человек. В результате охоты на них численность синих китов резко уменьшилась; их количество оценивается сейчас в 10000 голов. Синий кит находится на грани исчезновения.
4.Самое южное животное – Тюлень Уэдделла.
Тюлень Уэдделла живет в море, отдыхает на берегу и на льдинах, расположенных вокруг Антарктиды. Питается главным образом рыбой. Длина свыше 3 метров, вес до 500 кг. У него довольно маленькая голова, окраска темная серо-бурая, сверху с черными пятнами и полями, снизу светлее. В нырянии тюлень Уэдделла – рекордсмен. Он может нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой до 73 минут.
5.Самое большое скопление кораллов – Большой Барьерный риф (ББР).
Кораллы – это существа животного происхождения, ученые относят их к беспозвоночным животным. Кораллы очень отличаются друг от друга по форме, размеру и цвету. В борьбе за жизненное пространство кораллы могут переплетаться, разрушать друг друга и в конце концов, срастаться. Прибавляя в среднем по одному метру жизненного пространства в течение века, по прошествии тысячи лет кораллы формируют рифы. Самый большой протянулся вдоль восточного побережья Австралии более чем на 2000 км. С точки зрения биологов и геологов, это одно из величайших чудес света. Его признали природным наследием, биосферным и морским парком. Большой Барьерный риф напоминает наполовину погруженную в воду крепостную стену. Это самое крупное коралловое формирование в мире: он настолько огромен, что его можно увидеть из космоса.
V. Океан нуждается в защите.
Безбрежен и велик Мировой океан. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы.
Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но и для обитающих на побережье птиц. Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. В итоге в морях, особенно в их прибрежных, мелководных акваториях, происходит гигантская по масштабам процессы осветления воды, улучшения и поддержания ее качества на определенном уровне.
Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Океан принадлежит не только людям, поэтому мы должны постоянно учитывать интересы других живых существ, пользующихся его благами. И проводить различные природоохранные мероприятия.
(Выступление учащегося о морских заповедниках сопровождается презентацией).
1) Дальневосточный морской государственный природный заповедник. В 1978 году неподалеку от Владивостока, в заливе Петра Великого был создан первый в нашей стране государственный морской заповедник. Главной задачей которого, стало сохранение морских сообществ и отдельных видов, населяющих самую богатую морскими растениями животными акваторию.
Специалисты насчитывают в заливе Петра Великого две тысячи видов беспозвоночных животных, 278 видов рыб, около 300 видов птиц и около 20 видов млекопитающих. И хотя заповедник занимает всего 5% площади залива, в нем представлены почти всё это разнообразие форм жизни.
2) В 2005 и 2006 годах был создан один из крупнейших морских заповедников на северо-западе Гавайских островов площадью в 140 тысяч квадратных миль нетронутых рифов, отмелей и островов.
3) Самым крупным морским заповедником является заповедник вокруг островов Чагос в Индийском океане, территория контролируемая Великобританией и военной базой Diego Garcia Соединенных Штатов Америки. Природная резервация занимает около 210 тысяч квадратных миль.
VI. Закрепление и итог урока.
Таким образом мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. 13
***А сейчас выполним задание: Определите, к какой группе обитателей океана относятся перечисленные ниже организмы. Читайте названия организма и называйте группу.
1. Дельфины. | 6. Красные водоросли; | А) Планктон; |
2. Медузы. | 7. Рыбы; | Б) Нектон; |
3. Осьминоги. | 8. Криль; | В) Бентос; |
4. Диатомеи. | 9. Черепаха; |
|
5. Морские звёзды. | 10. Бурые водоросли; |
|
VII. Домашнее задание. Параграф 46,47 ответить на вопросы (устно).
А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане.
VIII. Показ отрывка фильма «Обитатели океана».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане»
Урок географии в 6 классе.« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..» ...
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"
Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на СФГОС ОО....
Урок в соответствии с ФГОС. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане.
Урок в соответствии с ФГОС. Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. 6 класс, учебник Землеведение 5-6 (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева)....
Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане
География, 6 класс, раздел "Биосфера"...
Проверочная работа для 7 класса по теме Жизнь в океане. Особенности отдельных океанов
Проверочная работа...
Презентация + конспект урока по теме "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане".
Конспект урока географии для учащихся 6 класса к учебнику Дронова, Савельевой...
Биосфера. Распространение жизни в океане и на суше
middot; Конспект урока "Биосфера. Распространение жизни в океане и на суше"ДЗ Учить по конспекту, Рт с42...