урок обобщения и повторения по теме: Океаны
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Гамова Оксана Викторовна

 

 

Урок обобщения и повторения.

 

Методы:обьяснительно-иллюстра-

тивный ,проблемный ,частично-поисковый .

 

 

Оборудование : физическая карта

 Мира ,раздаточный материал,

    атласы.

 

 

 

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

 

 

 

 

-На основе имеющихся данных и с помощью

  новых знаний конкретизировать представ-

  ления учащихся об особенностях природы

  каждого океана ,и основных  особенностях, и

  видах хозяйственной деятельности человека

  в океанах,об экологических проблем Мирового

  океана.

-Продолжить формирование представлений о

 взаимодействии природных комплексах.

-Продолжить работу над формированием

  представлений практических умений использо-

  вать различные источники знаний для полу-

  чения информации и умений делать выводы

  из полученных данных.

-Способствовать экологическому и эстетическому

  воспитанию на основе знаний о богатствах и кра-

  соте Мирового океана и экологических проблемах,

  связанных с освоением океана .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Ход урока.

 

1.Организационный момент.

2. Учитель:Сегодня мы с вами путешествуем по

    Мировому океану(т.е.по всем четырём океанам).

    В ходе этого путешествия мы должны повторить

    особенности каждого океана;обобщить сведения

     об океанах;сравним их,выявим причины тех или

     иных явлений.Систематизируем полученные

     знания.Для этого заранее вы разделились на 3

     научные группы:геоморфологи,климатологи,

    гидрохимики..По окончанию                                                                             

     выступления каждой группы будут заданы вопро-

    сы всем научным группам.Результатом урока ста-

    нет, индивидуальная письменная работа,которая

    покажет всё, что вы усвоите по этой теме.

        Итак , мы  начинаем: Начнём повторение с основ-

    ного,т.е.с того,что лежит в основании любого океана,

   т.е.рельефа.

                          

   Слово геоморфологам.

 

      Задание.

1.Каков рельеф дна каждого океана:Т.И.СЛ.А.

2.Обьясните различия в рельефе между древним

   и молодым океаном?

3.Распределите океаны по возрасту образования(от

   древнего до молодого.)

Перед вами конверт с телеграммой,но, к сожалению ,не сказано в этом перечислении,в

каких океанах  находятся эти острова? Напишите,пожалуйста ,напротив острова наз-

вание океана.см.ПРИЛОЖЕНИЕ.1

Экспертами я попрошу выступить геоморфологов!

Учитель:Океан занимает почти ¾  поверхности

           нашей планеты.Конечно же ,он влияет на

                особенности прибрежных территорий мате-

                        риков.И от того, каково распределение темпе-

                        ратурного режима вод океана,будет зависеть

                        и температура воздушных масс и ветры прихо-

           дящие на материки.Этими проблемами занима-

            лись климатологи.

 

Задание климатологов.

1.Характеристика климата Т.А.И.СЛ.

2.Обьясните причины различий в климате океанов.

3. Сравните океаны по обеспеченности теплом.

   (таблица.)

  Послание  капитана Врунгеля.(найдите ошибку).

                                   См.ПРИЛОЖЕНИЕ2.  эксперты - климатологи

Учитель: Безусловно,немало важной особенностью океанов является и сама вода и её перемещения,и такое

свойство воды,как солёность.

 

Задание     гидрохимикам.

1.Изменение солёности по океанам мира? (таблица.)

2.Каковы причины высокой солёности Красного

   моря ?

3.Почему солёность Баренцева моря низка?

4.Чем вызваны течения?Под влиянием, какого фактора

   образуются течения?

Перед вами  теченияокеанов.Определите, в каком океане они находятся,

Какие из этих течений холодные?  См.приложение.3

 

                                       Таблица

показатели

 А.

 И.

  Т.

   С Л.

Средняя температура

 

 

 

 

 

Средняя солёность

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:Тур Хейердал отметил:''Для большинства людей Океан-

всего лишь огромная ямина,заполненная непригодной для питья

водой,преграда для пешеходов и водителей,бездна,разделяющая

страны,хотя на самом деле это не так…''

Какие виды хозяйственной деятельности возможны в океане?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Океаны»

Урок обобщения и повторения.

Методы: обьяснительно-иллюстративный ,проблемный ,частично-поисковый .

Оборудование : физическая карта Мира, раздаточный материал, атласы, мультимедийное оборудование.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.

-На основе имеющихся данных и с помощью  новых знаний конкретизировать представления учащихся об особенностях природы каждого океана ,и основных  особенностях, и  видах хозяйственной деятельности человека в океанах, об экологических проблем Мирового  океана.

-Продолжить формирование представлений о взаимодействии природных комплексах.

-Продолжить работу над формированием представлений практических умений использо-

  вать различные источники знаний для получения информации и умений делать выводы

   из полученных данных.

-Способствовать экологическому и эстетическому воспитанию на основе знаний о богатствах и красоте Мирового океана и экологических проблемах, связанных с освоением океана .

 

 

                 Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Учитель:Сегодня мы с вами путешествуем по Мировому океану(т.е.по всем четырём океанам).    В ходе этого путешествия мы должны повторить    особенности каждого океана; обобщить сведения   об океанах;сравним их,выявим причины тех или   иных явлений.Систематизируем полученные  знания. Для этого заранее вы разделились на 3

  научные группы: геоморфологи,климатологи, гидрохимики, экологи. По окончанию    выступления   каждой группы будут заданы вопросы всем научным группам. Результатом урока станет, индивидуальная письменная работа, которая    покажет всё, что вы усвоите по этой теме.

        Итак , мы  начинаем: Начнём повторение с основного,т.е. с того, что лежит в основании любого океана,   т.е.рельефа.

   

    Слово геоморфологам.

      Задание.

1.Каков рельеф дна каждого океана:Т.И.СЛ.А.

2.Обьясните различия в рельефе между древним   и молодым океаном?

3.Распределите океаны по возрасту образования(от древнего до молодого.)

   

Перед вами конверт с телеграммой,но, к сожалению ,не сказано в этом перечислении, в

каких океанах  находятся эти острова? Напишите, пожалуйста ,напротив острова наз-

вание океана.см.ПРИЛОЖЕНИЕ.1

Экспертами я попрошу выступить экологов!

Учитель:Океан занимает почти ¾  поверхности нашей планеты. Конечно же ,он влияет на

             особенности прибрежных территорий материков. И от того, каково распределение  температурного режима вод океана, будет зависеть и температура воздушных масс и ветры приходящие на материки. Этими проблемами занимались геоморфологов.

 Учитель: Безусловно,немало важной особенностью океанов является и сама вода и её перемещения,и такое

свойство воды,как солёность.

Задание     гидрохимикам.

1.Изменение солёности по океанам мира? (таблица.)

2.Каковы причины высокой солёности Красного

   моря ?

3.Почему солёность Баренцева моря низка?

4.Чем вызваны течения?Под влиянием, какого фактора

   образуются течения?

Перед вами  теченияокеанов.Определите, в каком океане они находятся,

Какие из этих течений холодные?  См.приложение.3

                               Таблица

показатели

 А.

 И.

  Т.

   С Л.

Средняя температура

Средняя солёность

Учитель: Тур Хейердал отметил: ''Для большинства людей Океан-всего лишь огромная ямина, заполненная непригодной для питья водой,преграда для пешеходов и водителей,бездна,разделяющая страны,хотя на самом деле это не так…''

Какие виды хозяйственной деятельности возможны в океане? Каковы экологические проблемы Мирового океана? Слово экологам.

После выступления дополнительное задание см. Приложение . эксперты - климатологи.

Учитель.

- Закончить первую часть урока я бы хотела  словами Тура Хейердала: '' Я призываю  отказаться от близоруких личных и национальных мерок, призываю осознать огромную ответственность перед нынешним и грядущими поколениями. Морские течения не считаются с политическими границами. Государства могут делить между собой сушу  но океан  не знающий неподвижности океан , без которого невозможна  жизнь на Земле – всегда будет общим и неделимым достоянием человечества''.

Во второй части  предлагается самостоятельная работа.

           См. приложение.

Д/З.  На столе лежат бланки.

   Условия: Ваш корабль потерпел крушение      В Тихом океане  на экваторе в 200 милях    от берега. Ваша задача выжить. Из  этого   перечня вы должны рейтинг предметов по значимости.

Всем спасибо за урок.

               

   Приложение 1  

       


                                Телеграмма.



 Японские острова.



 Остров Куба.



  Остров Шри-Ланка.



  Мальдивские острова.



  Канарские острова.



  Остров Суматра.



  Гавайские острова.



  Остров Сахалин.



  Остров Суматра.







 


Приложение 2

                        

     Записки  капитана Врунгеля.

Наконец сбылась моя мечта. Я скопил денег,

купил корвет и отправился в кругосветное

путешествие. Волны Атлантического океана

принесли моё судно к берегам Австралии

где я любовался коралловыми рифами.

Затем, мой путь предстоял в самый большой

океан Индийский, но было очень холодно; тем-

пература воды была за бортом + 2 С, так что

купаться было нельзя;но когда я расслабился

то приплыл уже к зиме в Индию. Как назло нача-

лись муссонные дожди;пришлось всю зиму

провести взаперти, но когда наступила весна, я

взял курс на Марианские острова. Пришварто-

вавшись,я решил понырять. И каково же было

моё удивление; там оказалось мелко. Сейчас я

сижу на палубе своего корабля, курс которого

лежит в Атлантический океан. Здесь я и написал

эти заметки.

                                                С уважением

                                                Капитан Врунгель.

                                                (копия)

                                

Приложение № 3

Распределите течения по океанам


Куросио –

Перуанское –

Течение Западных ветров –

Калифорнийское –

Муссонное –

Канарское –

Гольфстрим –

Северо – Атлантическое –

Северо – Тихоокеанское –


 

Приложение № 4

РАДИОГРАММЫ

1.Подходим к порту.С борта корабля видны

   нефтяные вышки и мощные опреснительные

   установки.

2. По правому борту побережье Чили.В порты не

   заходим, следуем курсом на север.

3. Координаты корабля 35 ю.ш.;140 в.д. Заходим

    в ближайший порт для пополнения запасов

    пресной воды.

4. Исследования океана продолжаем.После земле-

    трясения у Филлипинских островов получены

    интересные данные о цунами.

5. Попали в сильный шторм. Волны достигают 20

    метров.Океан не оправдывает своего названия.

6. Проводим исследования свойств воды в течении

    Гольфстрим. Данные регистрируются.

 

7. Идём вдоль 30 в.д. Слева по борту Карибское

    море.

8. Встретили парусное судно,идущее по течению

    Куросио к берегам Северной Америки. Приняли

    на борт почту.

9. Проходим над глубоководным желобом.По данным

    замеров глубина более 11 тыс. метров. Данные

    уточняются.

                        

1.Всеми океанами омывается материк:

    а/ Северная Америка;   в/ Евразия;

    б/ Африка;                     г/ Антарктида.

2. При движении от экватора к полюсам температура

    придонных вод:

   а/ повышается; б/ не изменяется; в/ понижается.

3. В результате действия внутренних сил Земли в

    Мировом океане возникают:

    а/ волны;                                в/ течения;

    б/ приливы и отливы;       г/ цунами.

4. Холодными течениями Атлантического океана

    являются:

    а/ Гольфстрим и Лабрадор; б/ Лабрадорское и

     Канарское; в/ Канарское и Калифорнийское;

    г/ Калифорнийское и Перуанское.

5. Самым глубоким участком Мирового океана

    является:

   а/ Большой Зондский желоб; б/ Марианский желоб;

   в/ Филиппинский желоб.

6. Какие факторы не влияют на солёность поверхност-

    ных вод:

    а/  температура воды; б/ атмосферные осадки;

    в/ географическая долгота; г/ океанические течения;

    д/ морской промысел.

7. Самым молодым океаном Земли является:

    а/ Тихий океан; б/ Атлантический океан;

    в/ Индийский;  г/ Северный Ледовитый.

 

                        

Какому из океанов присущи следующие геогра-

фические особенности?

Напротив названия океана напишите номера

утверждений:

1Минимальная солёность поверхностных вод.

2.Самый большой по площади.

3.Наиболее чётко как по протяжённости,так и по положению выражен

   срединно-океанический хребет.

4.Самый тёплый по температуре поверхностных вод.

5.Наименьший по площади.

6.Нахадится большая часть глубоководных желобов Мирового океана.

7.Более 2/3 площади океана находится в южном полушарии.

8.Имеет наиболее обширную шельфовую зону(в % от площади океана)

9.Наибольшее количество островов.

10.Самый древний по возрасту.

11.Самый мелкий.

12.Омывает наибольшее количество частей  света.

13.Самый холодный по температуре поверхностных вод.

14.Наблюдается самая высокая приливная волна.

15.Имеет минимальную шельфовую зону(в % от площади океана).

А/ Атлантический океан   ______________________

Б/ Индийский океан       ________________________

В/ Северный Ледовитый океан __________________

Г/ Тихий океан   _____________________

 Вместо пропуска вставьте нужную букву:Тихий океан(Т);

 Индийский (И);Атлантический (А);Северный Ледовитый(СЛ).

1.Второй по величине ……..океан.

2.Самый глубокий ………..океан.

3.Самый молодой по происхождению океан Земли………

4. Северо-Атлантическое и Норвежское течения являются постав-

    щиками тепла в ………океан.

5.Хребты Ломоносова и Менделеева, напоминающие по- своему

  строению горы суши протянулись по дну………..океана.

6. Важной чертой географического положения…………океан является

   его закрытость с севера мощными участками суши.

7.Крайне суровые природные условия затрудняют судоходство в

   акватории ………..океана.

8.Кольцо глубоководных желобов окружает ………..океан.

9.Огромная протяжённость……..океана в экваториально-тропических

   широтах делает его самым тёплым на Земле.

10.Участники экспедиции Васко да Гамы (1497-1498г.г.) стали первыми

     европейцами,которые пересекли……..океан.

11.В отличие от других ………океан имеет широкое водное  сообщение

     с холодными арктическими и антарктическими водами.

12. Третий по величине ……….океан.

13. Органический мир ……..океана отличается исключительным богатством

      и разнообразием.

14.Айсберги представляют серьёзную опасность для судоходства как в

    северной,так и в южной части ……….океана.

Атлантический океан.

Обведите  цифры, соответствующие верным для характеристики Атлантического океана

  1. Это третий по величине океан.
  2. Участники первого кругосветного плавания Ф. Магеллана стали первыми европейцами, пересекшими океан с востока на запад.
  3. Воды этого океана омывают берега Старого и Нового Света.
  4. На древних катах его называли Великим океаном.
  5. Площадь океана увеличивается в результате расхождения литосферных плит в зоне срединно-океанических хребтов.
  6. На дне океана протянулись хребты Ломоносова и Гаккеля.
  7. Это самый молодой океан Земли.
  8. В акватории океана почти нет глубоководных желобов.
  9. Отдельные вершины срединно-океанических хребтов поднимаются над водами океана в виде островов, например Азорских.
  10. Точное расстояние от берегов Европы до островов Карибского моря было впервые установлено во время Первого плавания Хр. Колумба.
  11. В отличие от остальных трех океанов, этот океан имеет широкое водное сообщение с холодными арктическими и антарктическими водами.
  12. Погоды в северной части океана отличаются наибольшей неустойчивостью из-за соседства теплых и холодных течений, которые, в свою очередь, вызывают частные смены погоды в Западной Европе.
  13. В бассейне океана находится знаменитое «море без берегов» - Саргассово.
  14. Океан омывает берега самых развитых стран мира, и через него проходят наиболее оживленные морские пути.
  15. На шельфе океана ведется интенсивная добыча нефти, в том числе с буровых платформ вдали от берегов материков.
  16. Океан вытянут с севера на юг.
  17. Бенгельское, Бразильское и течение Западных Ветров образую южный круговорот поверхностных течений этого океана.
  18. Это второй по величине океан.
  19. На большом пространстве океана могла бы разместиться вся суша.
  20. Этот океан расположен преимущественно в пределах одной крупной литосферной плиты.

Индийский океан.

Обведите  цифры, соответствующие верным для характеристики Индийского океана.

  1. Это второй по величине океан.
  2. Он образовался при распаде Гондваны в результате перемещения литосферных плит.
  3. Это самый молодой океан Земли.
  4. ¼ ложа океана занимают срединно-океанические хребты, которые расходятся из его центра тремя огромными лучами.
  5. Отдельные вершины срединно-океанического хребта океана поднимаются над водной поверхностью в виде островов, например Азорских.
  6. На дне океана много вулканических гор, вершины которых образуют многочисленные вулканические острова, например Мальдивские.
  7. Важной особенностью географического положения этого океана, определяющей его климатические условия, является его закрытость сушей с севера.
  8. Температура поверхностных вод в северной части этого океана самая высокая по сравнению с другими океанами. Его даже называют «океаном нагретых вод».
  9. В целом это самый теплый океан Земли.
  10. Для северной части океана характерны муссоны, вызывающие мощные муссонные дожди.
  11. Самые большие глубины океана сосредоточены в районе Большого Зондского желоба.
  12.  Бенгельское, Бразильское и течение Западных Ветров образую южный круговорот поверхностных течений этого океана.
  13. Этот океан омывает берега четырех частей света и четырех материков.
  14. В этот океан втекает вода самого соленного моря мира ( Красного).
  15. По побережью этого океана стоят мощные опреснительные и нефтяные установки.
  16. Его воды омывают берега самых развитых в экономическом отношении стран мира.
  17. Этот океан самый глубокий.
  18. Через воды этого океана старался пробраться к желаемой земле Васко- да – Гама.
  19. На большом пространстве океана могла бы разместиться вся суша.
  20. В этом океане самые густонаселенные побережья.

Тихий океан.

Обведите  цифры, соответствующие верным для природы и истории исследования Тихого океана.

  1. Его называют Тихим океаном за отсутствие частых штормов и сильных ветровых течений.
  2. Название «Тихий» было дано океану во время плавания экспедиции Ф. Магеллана  ( 1519 – 1522 гг.).
  3. Участники Первого плавания Х. Колумба ( 1492 – 1493 гг.) стали первыми европейцами, которые пересекли Тихий океан.
  4. Тихий океан занимает примерно 1/5 поверхности Земли.
  5. Это самый глубокий океан.
  6. На дне океана происходит многочисленные вулканические извержения, нередко приводящие к возникновению цунами.
  7. Площадь коралловых построек в этом океане – самая большая на Земле.
  8. Ложе океана имеет следующее строение: срединно – океанические хребты расходятся из центра океана тремя гигантскими ветвями.
  9. Срединно-океанические хребты Тихого океана значительно шире, чем в других океанах, и называются поднятиями.
  10. В отличие от остальных океанов, он имеет широкое водное сообщение с холодными арктическими и антарктическими водами как на севере, так и на юге.
  11. Обитатели этого океана нередко достигают гигантских размеров по сравнению с обитателями других океанов.
  12. На огромном пространстве океана могла бы разместиться вся суша.
  13. Этот океан расположен преимущественно в пределах одной крупной литосферной плиты.
  14. Этот океан самый теплый на Земле из-за своей исключительной протяженности с запада на восток.
  15. Транспортные пути через данный океан – самые протяженные на Земле.
  16. В этом океане протекает самое крупное теплое течение Гольфстрим.
  17. Самая глубокая точка этого океана – Марианский желоб ( 11022 м).
  18. Этот океан омывает берега не только Евразии и Австралии, но и Южной и Северной Америки.
  19. В этом океане, есть сточные Калифорнийское и Перуанское течения.
  20. В этом океане самые густонаселенные побережья.

        Домашнее задание.

Расставьте приоритеты.

номер

параметры

      Я

Я с семьёй

Экспертный

Ранг.

1.

секстант

2.

Туалетное

Зеркальце

3.

Канистра с

Пресной

Водой (20 л.)

 4.                  

Москитная

сетка

 5.

Аварийный

Запас про-

дуктов.

6.                  

Карта Тихого океана.

 7.

Надувная

Лодка.

8.                  

Канистра

Горючего

(8 л.мазута)

9.

Транзисторный

Приёмник.

10.

Средство,отпуги-

вающее акул

11.

Светонепроницае-

мый пластмассовый

лист (от Солнца)

12.

Ром (1 литр.)

13.

Нейлоновый

шнур-10 м.

14.

Коробка шоколада.

15.

Рыболовные снасти.

 

             

                     

                 

                

                       

                                                                           

   

   

 

 

   

   

.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и повторения по теме: «Четырёхугольники».

Урок обобщения и повторения по теме:«Четырёхугольники», 8 класс , геометрия  с использованием ИКТ. Применяется на заключительном этапе изучения темы "Четырёхугольники"....

Урок обобщения и повторения по теме "Местоимения"

Нетрадиционный урок в форме игры КВН...

Урок обобщения и повторения по теме "Народное хозяйство России"

Первая часть - структура и ход урока, вторая часть - мультимедийное приложение (слайды с заданиями)....

Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми         Урок физики 8 класс«Повторени...

Урок обобщения и повторения по теме "Электромагнитные явления"

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Перми         Урок физики 8 класс«Повторени...

Урок обобщения и повторения по теме "Музыка в нашей жизни" в 10 классе

Конспект урока можно использовать при обобщении и повторении темы "Музыка в нашей жизни" по учебнику Биболетовой . в 10классе....

Урок обобщения и повторения по теме "Византия и Арабы в 6-11 вв."

Повторяя и обобщая шестиклассники решают кроссворд по теме....