Конспект по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Конспект урока по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_georafii_dlya_5_klassa.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии 08.02.2022
Учитель: Ашурова Мария Муродалиевна
Тема урока: Воды суши. Реки.
Цели:
- Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
- Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
- Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
- Обучающие:
- формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
- формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
- формирование умения составлять описание географического объекта;
- формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
- Развивающие:
- развитие навыков работы с информационным материалом.
- развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
- формирование критического мышления.
- Воспитательные:
- способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.
Предполагаемые результаты обучения:
- Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
- Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
- Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Астраханской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.
Ресурсы:
- Основные: учебник «География 5 класс», атлас 5 класса, карта полушарий.
ХОД УРОКА
-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
-Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.
Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)
Географический диктант :(2 мин.)
Установка познавательной задачи (2 мин.)
Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода. Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода!
Предлагаю отгадать загадки:
- Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит. - Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. - Между гор, между дол
Бежит белый конь. - В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется
Целеполагание (2 мин.)
Сообщаю тему урока: Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.
Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:
- Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
- Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
- Научиться показывать реки мира, России на карте.
- Уметь определять водоразделы и бассейны рек.
Изучение нового материала (10 мин.)
– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин.А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов... Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»
– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.
– Кто может назвать крупные реки мира, России? Отвечают Енесей, Обь, Волга, Лена, Амур, Дон
Работа в группах
Дети находят и показывают в атласах.
–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).
– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96).
– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.
Первичная проверка понимания (5 мин.)
Работа в парах с картами атласа
I гр – Обь, Енисей,
II гр – Терек, Нил,
III гр – Амазонка, Конго.
IV гр – Лена, Амур
Объясняют как определить правый и левый берег.
Важно! Исток не может находиться в море или океане.
Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова – речная система, водораздел, бассейн.
Работа с учебником: найти эти определения. Линии водоразделов не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов.
Работа с учебником стр. 97 (по группам).
Физкультминутка (2 мин.)
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
– Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.
Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 98
– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:
- Орошение
- Водоснабжение
- Транспортный путь
- Рыболовство
- Зона отдыха и т.д.
Проверка полученных результатов (3 мин.)
1. Главная река со всеми ее притоками – это:
а) речная система,
б) режим реки,
в) бассейн реки.
2. Место, где река берет начало – это:
а) исток,
б) устье.
3. Самая полноводная река России
а) Енисей;
б) Лена;
в) Амур;
г) Волга.
8. Домашнее задание (2 мин.) прочитать параграф дома. На выбор охарактеризовать реку по плану, который предоставляет учитель.
9. Самооценка (2 мин.)
1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока в малокомплектной школе (природоведение 5 класс и география 6 класс) потемам: "Рельеф суши. Горы. Равнины" и 6 класс - "Рельеф дна Мирового океана".
Крнспект урока разработан для малокомплектной школы. Технология урока: информационная....
Урок географии 7 класс. Внутренние воды Африки. Реки.
Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прописаны предметные, метапредметные, личностные результаты. Учитываются психологические и возрастные особенности детей данного возраста. Учеб...
Презентация к уроку географии 6 класс ФГОС. Рельеф суши. Горы.
Презентация к уроку географии 6 класс ФГОС....
конспект урока географии 6 класс тема "Реки Лена и Амур" школа 8 вида
конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционой) школы VIII вида по теме: "Рки :Лена и Амур"...
Конспект урока географии 6 класса "Рельеф суши. Горы"
Конспект урока ФГОС...
Тест по географии 8 класс по теме "Наши реки"
Проверочная тестовая работа по географии 8 класс "Наши реки"...