Разработка урока географии в 9 классе "АПК:земледелие и скотоводство"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Разработка урока географии в 9 классе "АПК: земледелие и скотоводство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ОУ Ужовская СОШ
Тема урока:
«АПК: земледелие и скотоводство»
Учитель географии
Стучилина Т.В.
2011 - 2012 учебный
Тема урока: «АПК: земледелие и животноводство»
Класс: 9
Место урока в блочно-тематическом планировании: второй урок (из трёх) по теме
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства России, анализируя статистические данные и карты.
Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.
Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.
Технические и дидактические средства:
Мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта, раздаточный дидактический материал, тесты, учебники, атласы, гербарий фотографический.
Методы и приёмы: (по источнику знаний)
Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.
Практические: составление схемы АПК, работа со статистическим, дидактическим материалом, с атласом, картой, тестами, выполнение практической работы.
Наглядные: раздаточный дидактический материал, карта, гербарий.
Ход урока
- Оргмомент
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.
- Проверка домашнего задания
Индивидуальное задание: построить у доска схему АПК (слабому ученику).
Фронтальный опрос:
- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)
- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,
участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и
доведении её до потребителя)
- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)
- Каков состав второго и центрального звена АПК и что его отличает от других отраслей хозяйства?
-Третье звено АПК?
– Какими площадями земель располагает Россия?
– Назовите и покажите территории, наиболее благоприятные для ведения сельского хозяйства и объясните их размещение.
– Какие районы наиболее мелиорированы?
– Чем отличаются сельскохозяйственное и промышленное производство?
– Каковы основные проблемы агропромышленного комплекса?
- Какие звенья входят в состав АПК?
- Приведите примеры взаимосвязи между звеньями (это и есть отрасли АПК).
- Каков состав первого звена АПК?
- Найдите и покажите по карте центры: а) с/х машиностроения и тракторостроения,
б) производства минеральных удобрений; факторы их производства.
- Изучение нового материала
Постановка цели учащимися самостоятельно.
В ходе изучения темы – выполнение практической работы № 21 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства».
- Как мы уже говорили, основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: земледелие и животноводство.
3.1. Земледелие
а) Оформление в тетрадях схемы:
Земледелие
Зерновое хозяйство Садоводство,
Картофелеводство, виноградарство,
овощеводство бахчеводство
(огурец, томат, (виноград, абрикосы, черешня,
зерновые технические картофель) алыча, груша, яблоня, арбузы)
(ячмень, рожь (подсолнечник,
пшеница, рис, сахарная свёкла,
гречиха, просо лён-долгунец – Сообщение из рубрики «Это интересно»)
овёс, кукуруза)
зерно-
бобовые
(горох, фасоль,
чечевица, соя)
- во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия.
- Рассматривание гербария
- Работа с картой: находим очаги земледелия.
- По площади посевов в России:
1 место – зерновые
2 место – кормовые, зерно-бобовые.
3 место - технические
4 место - картофелеводство, овощеводство
5 место – садоводство, виноградарство
3.2. Физкультминутка.
3.3. Животноводство
а) Оформление в тетрадях схемы
Животноводство
Скотоводство Оленеводство
Свиноводство Коневодство
(сообщение из рубрики
«Это интересно») Овцеводство Птицеводство
молочное мясное
(с.163-таблица 36) разведение
Учебник грубошёрстные тонкорунные пушных зверей
(Романовская порода)
пчеловодство
б) Работа с картой и атласом (с.20): определение главных районов животноводства
Рубрика «А знаешь ли ты?»
- В нашем районе больше развито мясное скотоводство.
- Далее идут сообщения учащихся о развитии отраслей сельского хозяйства в Починковском районе по материалам периодической печати (опережающее задание).
- Н.Пржевальский, проходя по Гималаям, удивлялся, как высоко здесь сеют хлеб. Нивы желтели на высоте 5 тысяч м. Это было царство ячменя. В природном соревновании среди злаков победил ячмень– он уцелел в заоблачных высотах, превзошёл всех своей скороспелостью – от 48 дней/
- Рис – культура влаголюбивая. В нашей стране он выращивается в основном на Кубани,
а также – в Прикаспийской низменности. (покажите районы на карте) Поле для риса должно быть идеально ровным, чтобы растения были залиты водой одинаково. Если уровень воды меньше – появятся сорняки, при сильной заливке растения могут задохнуться.
- Ржаной хлеб черствеет медленнее, так как содержит больше слизистых веществ. Белки ржи ценятся вдвое выше, чем пшеничные, в них больше незаменимой аминокислоты лизина.
- В древние времена словом «corn» обозначались зерновые культуры В Англии это была пшеница, в Шотландии и Ирландии — овес? в Америке — кукуруза, за которой и закрепилось значение слова. Племена коренных жителей Америки полагали, что в каждом ядре жареной кукурузы жили крошечные духи. При нагревании духи начинали сердиться до тех пор, пока не выходили из себя, разрывая свой домик с громким хлопком. В захоронениях в Перу были обнаружены зерна попкорна, которым, не менее 1000 лет, а в одной из погребальных урн Мехико, датируемой 300 годом до н.э. была найдена статуэтка богини кукурузы в головном уборе из попкорна.
- Сахарная свекла –важнейшая техническая культура. В её удлинённых с белой мякотью корнеплодах содержится много сахарозы – до 23%.Селекционер Ашар посвятил свою жизнь проблеме получения свекловичного сахара и в 1802 г. оборудовал в Нижней Силезии фабрику, где сахар вырабатывали из свеклы. Всходы свеклы требуют тепло, свет и влагу, погибают при -4,-50С. Особенно хороший урожай собирают на чернозёмах.
- Дикий арбуз колоцинт– обитатель пустыни Калахари. «Господин пустыни» называют его на родине. Ведь в прошлом он один мог обеспечить путникам переход через эту безводную пустыню. Среди обилия плодов, разбросанных по земле, есть горькие и сладкие. Нужно перепробовать много горьких, чтобы обнаружить сладкий.
- Закрепление
Решение теста «Проверь себя»
- Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)
а) зерновые
б) кормовые
в) технические
г) овощи и картофель
- К техническим культурам относятся
а) чечевица
б) лён и сахарная свёкла
в) лён, сахарная свёкла и рожь
- Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему)
а) оленеводство
б) овцеводство
в) скотоводство
г) свиноводство
- Рожь, лён и картофель выращивают в основном
а) в чернозёмной зоне
б) в нечернозёмной зоне
- К зерновым культурам относятся
а) соя
б) пшеница и лён
в) пшеница, овёс, кукуруза
Ответы: 1. г, в, б, а. 2.б. 3. в, г, б, а 4.б 5.в
Рубрика «Это интересно»
Хмель
Весна – время сбора молодых побегов хмеля, которые используются в медицине при изготовлении многих лечебных препаратов. А осень дарит людям созревшие золотисто-зеленые шишки хмеля, кладезь лекарственных веществ. На Руси это растение известно давно, еще с дохристианских времен. Хмель быстро растет, не требует особых климатических условий и прекрасно переносит все погодные катаклизмы. Поэтому, молодоженов на Руси всегда было принято осыпать хмелем, чтобы они были такими же здоровыми, веселыми, рожали крепких детишек и жили в достатке. Распространено было применение шишек хмеля в знахарстве: они считались отличным приворотным средством, оберегали от дурного глаза и порчи.
Хмель на Руси считался символом богатого урожая, его начинали собирать последним, после того, как с полей были убраны рожь и пшеница. Поэтому, сбор "хмельного" продукта всегда сопровождался народными гуляньями, проходил весело и с песнями.
В медицине применение шишек хмеля получило широкое распространение. Лечебные свойства этому растению придают многочисленные полезные вещества и органические соединения, которыми так богаты эти золотисто-зеленые плоды. Шишки хмеля содержат витамины, органические кислоты, фитонциды, полифенолы, камедь, воск, ароматические масла - невозможно перечислить все составляющие этого "хранилища" лекарственных веществ.
В заключение учащиеся делают выводы, оформляют практическую работу в тетради и
сдают на проверку.
- Домашнее задание
- По уроку - §32, проблема на с.165
- Опережающее – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.
Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...
Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»
Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...
Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота
Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...