Разработка урока географии по теме "Великобритания".
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Феськова Вера Павловна

Разработка урока географии в 7 классе по теме "Великобритания"  составлен на основе учебника А.И.Алексеева "География. Страны и континенты". 7 класс. М.: "Просвещение".2011г.  УМК "Полярная звезда". Материал знакомит с особенностями природы,  хозяйства  и достопримечательностями Великобритании .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85»

города Тайшета Иркутской области

Разработка   урока географии и презентационные материалы   по теме:

«Великобритания» для учащихся 7 класса

Подготовила учитель географии

Феськова Вера Павловна

г.Тайшет

2013

Урок №52

Тема урока: Великобритания.

 Цели урока:

  1. Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Великобритании.
  2. Выявить  духовные ценности и культурно-исторические центры страны.
  3. Формировать умение описывать страну по различным источникам информации.
  4. Формировать экологические представления о ценности природы Великобритании.

Оборудование: учебник, атлас, политическая  и физическая карты мира, презентация «Великобритания»,  раздаточный материал .
 
Основное содержание: Великобритания. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.  Визитная карточка.

    Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием презентационного              материала.

Структура урока

I.    Организационный момент.

 II.  Актуализация знаний.  

 III.  Изучение  нового  материала.

 IY.   Закрепление материала.

 Y.   Домашнее задание.

 YI.  Подведение итогов урока.

 YII.  Выставление оценок.

  YIII. Рефлексия.

Содержание этапов урока.

I. Организационный момент.    Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

 

1. Мы сегодня совершим путешествие по карте.  Запишите  названия географических объектов, которые я покажу на карте:

-  Карское море                                                     -  Берингов пролив

-  Японское море                                                   -  Бенгальский залив

-  Аравийский п-ов                                               -  Средиземное море

-  Бискайский залив                                              -  пролив Ла - Манш

-  Северное море                                                    -  мыс Дежнёва

-  Скандинавский полуостров                               - п-ов Индостан

2. Взаимопроверка. «Проверь товарища».  Выставление оценок друг другу.   Сл№1, 2  

   -  Вокруг какого материка путешествуем?  

    - Евразия. Правильно.

3.Отгадайте,  о какой стране пойдёт речь, слушая мой рассказ и просматривая кадры. Сл.№ 3,4, 5, 6, 7.

Туманный Альбион, Биг-Бен, Королева Великобритании, Лондон, Тауэр, Гарри Потер.

-  Народ этой страны, как  нация, формировавшаяся на протяжении столетий, имеют ряд особенностей, отличающих их от других народов. Этот народ многих традиций. Известная пословица «Мой дом — моя крепость» отражает их личную независимость.  По их мнению  «умение держать себя в руках» — главное достоинство человека.
      На характер этого народа большое влияние оказало островное положение. Если оставить стереотипы, это страна доброжелательных и трудолюбивых людей с чувством юмора. Именно эта нация гордо заявила о своем «Я» с большой буквы (в английском языке слово «я» всегда пишется с большой буквы). «Dieu et mon droit» (
лат. Бог и мое право) — таков их  девиз.

-  О Великобритании.

4. Тема урока: «Великобритания». Запись в тетрадь.

5. По какому плану характеризуем страну? Обратитесь к помощнику на стр.89.

1. Географическое положение.

2. Рельеф.

3. Климат

4. Реки и озёра.

5 Природные зоны.

6. Народы, населяющие страну.

7. Памятники культуры и природы.

8. Основные экологические проблемы. Сл. №9,10

6.  Определение целей урока. Учащиеся предлагают варианты.

III.  Изучение  нового  материала.

В целях предупреждения путаницы у учащихся в географических и политических терминах, связанных с государством, на уроке следует остановиться на формулировках следующих названий:
      
Британские острова (географическое) — архипелаг, состоящий из островов Великобритания и Ирландия, а также множества мелких островов.
      
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (политическое) — официальное название для одного из двух суверенных государств Британских островов.
      
Великобритания (географический термин) — крупнейший из Британских островов. «Велико» означает просто «больше», чем Бретань (историческая область на севере Франции), а не «величие» государства. Регион был заселен бритонами (из Корнуэлла) примерно в 500 г., убежавшими от англосаксов, и назывался ими «Малая Британия».
      
Великобритания (политическое) — Англия + Уэльс + Шотландия, включая политически связанные с ними острова. В большинстве языков Европы (за исключением английского) Великобританией зачастую называют непосредственно все Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
      
Англия — историческое ядро Соединенного Королевства и по территории, и политически. Часто бездумно используется как синоним Великобритании, Британской империи или Соединенного Королевства.

1. Самостоятельная работа   с материалом учебника по рядам,  стр.216-217

1ряд – географическое положение Великобритании.

2 ряд - рельеф Великобритании.

3 ряд- климат Великобритании.

4 ряд – реки и озёра Великобритании.

2. Выступление учащихся с презентациями: географическое положение, рельеф, климат, реки и озёра. Сообщение об озере Лох-Несс. Учащиеся  слушают и делают записи  в тетрадях  Сл.№13,14,15

3. Практическая работа в парах.  Опишите природные зоны, животный  и  растительный мир  Великобритании, используя  стр. 202 учебника

4.  Население. Сообщение  учителя. Британцы - кто они?

 5. Самостоятельная работа с учебником.  Используя рисунки и текст § 52, стр.218  изучите особенности хозяйственной деятельности населения Великобритании. Итог работы отразите в таблице:

Отрасли промышленности

Отрасли сельского хозяйства

Проверьте по слайду №16

Отрасли промышленности

Отрасли сельского хозяйства

Энергетика

Растениеводство(зерно, картофель)

Машиностроение

Животноводство (мясо, шерсть)

Химическая

Фармацевтическая

Электронная

10.Путешествие по стране.  Сообщение-презентация по теме «Памятники культуры и природы  Великобритании».   По итогам сообщения составляете визитную карточку Великобритании в виде кластера. Сл.№17

 

11. Экологическое состояние в стране. Сообщение. Заполнение кластера. Сл.№.18

 

III. Закрепление. Проверка знаний.

Тест  «Великобритания»

1. Великобритания находится на:

А.  на материке Евразия

Б.  на  Британских островах

 В.  на материке Африка

2. Столица Великобритания:

А.   Уэльс

Б. Бристоль

В. Лондон

3. Рельеф Великобритании:

А.  на севере  - средневысотные горы, на юге – холмистые равнины

Б.  горный

В.  равнинный

4. Великобритания лежит в:

А.  экваториальном климатическом поясе

Б.  тропическом поясе

В.  умеренном климатическом поясе

5. На какой реке стоит Лондон:

А. Миссисипи

Б.  Лена;

В. Темза;

6. Ведущая отрасль Великобритании:

А.  сфера услуг

Б.  машиностроение

В.  сельское хозяйство

7. Какой город Великобритании не является портом:

А. Лондон

Б.  Бирменгем

В.  Плимут

Проверка по ключу: Б, В, А, В,В, А,Б

Y.  Домашнее задание: 1). Изучить § 52.  2). Ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;  3. Творческое задание: предложите маршрут путешествия по Великобритании. Чем вы руководствовались при выборе этого маршрута.

Y1. Подведение итогов.

YII.  Выставление оценок.

YIII.  Рефлексия.

Приложения

Приложение №1

Экология Великобритании

За последние десятилетия состояние окружающей среды в Великобритании значительно ухудшилось как в городской, так и в сельской местности.
Но критики утверждают, что государственные меры неэффективны и недостаточны. Контроль и защита, предусмотренные правительством, не спасут окружающую среду: нарушители могут обойти закон или откупиться небольшим штрафом, недостаточное давление оказывается на компании, которым необходимо модернизировать очистное оборудование, между местным и центральным управлением происходят конфликты на почве экологических катастроф.

Загрязненный воздух Великобритании - значительная угроза здоровью ее жителей, особенно астматикам. Несмотря на то, что промышленные выбросы в воздух были запрещены законами о чистом воздухе 50-х-60-х годов, плохое качество атмосферы можно ощутить на себе на большинстве территории страны. Выхлопные газы автомобилей, автобусов и грузовиков серьезно нарушают экологическую обстановку в городах, несмотря на ввод в эксплуатацию новых очистителей выхлопов. Медленное угасание системы общественного транспорта вынуждает все больше людей пользоваться личными автомобилями, а увеличение количества автомобилей и дорог неминуемо приведет к еще более плачевному результату.

Тоннель между Францией и Англией тоже значительно потрепал нервы защитникам природы, несмотря на то, что он был относительно хорошо спланирован, была продумана система изоляции шума и его строительство не причинило большого вреда окружающей среде.

Загрязненность моря и береговых зон в основном происходит из-за компаний, которые сбрасывают отходы своей деятельности прямо в море, а также из-за работы нефтяных и газовых вышек в Северном море. До сих пор объем выбросов и уровень загрязненности моря превосходят максимальные показатели, установленные Евросоюзом.

Реки страдают не меньше других - в них систематично сбрасывают промышленные отходы, туда прямиком из почвы попадают токсичные сельскохозяйственные удобрения и пестициды. Это, в свою очередь, заставило задуматься население о качестве питьевой воды, а правительство - контролировать качество воды, поставляемой компаниями, предоставляющими коммунальные услуги. Многие загрязненные реки, озера и водоемы подверглись очистке, а в Северном море более пристально следят за выполнением всех экологических норм.

Проблемы существуют и с использованием
энергетических ресурсов, а также с использованием горючего топлива (нефть, газ, уголь) и ущерба территориям, связанного с переходом с угля на газ. Использование ядерной энергии было резко остановлено из-за неодобрения жителями островов ядерных установок, опасности утечки радиоактивных веществ, переработки и захоронения ядерных отходов. До сих пор идут дебаты, опасно или безопасно использовать ядерную энергию в мирных целях.

Значительно беспокоит людей и состояние сельского хозяйства, особенно количеством используемых при выращивании овощей и злаков пестицидов, гормональных подкормок животных и влиянием на окружающую среду интенсивных методов обработки земли.

Приложение №2.  Памятники истории и природы Великобритании.

1. Стоунхендж (англ. Stonehenge, букв. «каменный хендж») — внесённое в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение (кромлех) в графстве Уилтшир (Англия). Находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери и в 13 км к северу от Солсбери.

Один из самых знаменитых археологических памятников в мире, Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров. Он находится в центре самого плотного комплекса памятников неолита и бронзового века в Англии. Сам памятник и его окрестности были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 г. вместе с Эйвбери. Стоунхендж передан британской короной в управление «Английскому наследию», тогда как ближайшие окрестности принадлежат Национальному тресту

2. Биг-Бен – самой большой колокол из шести, находящихся в часовой башне Вестминстерского дворца. Высокая башня с четырьмя циферблатами, каждый из которых смотрит в одну из сторон света, и с огромным колоколом внутри, давно уже является одним из символов старой-доброй Англии.

 3. Лондонский Тауэер является одним из главных символов Лондона и Великобритании, занимает особенное место в истории страны. Представляет собой крепость, расположенную в историческом центре Лондона и является одним из самых старинных сооружений Англии. Комплекс крепости Тауэр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из самых посещаемых достопримечательностей мира

4. Виндзорский замок - главная загородная резиденция британских монархов с 11 века, один из самых старинных замков, непрерывно использующийся и поныне. Замок является самым большим и самым старым жилым сооружением такого типа в мире.

5. . Белые скалы Дувра. Юлий Цезарь упоминал о них, описывая римское вторжение в Британию, Уильям Шекспир посвятил им несколько строк в своем Короле Лире. Именно этим скалам Англия обязана своим самым древним и самым поэтичным названием - Альбион, происходящим от латинского слова "белый".

6. Темза. Имея длину русла в 346 километров (215 миль), Темза является самой длинной рекой Англии и второй по длине в Соединенном Королевстве. Она берет начало в Темз-Хэд в графстве Глостершир и впадает в Северное море, образуя эстуарий Темзы. Особое значение имеет то, что река протекает через Лондон, столицу Соединенного Королевства. Тем не менее, на территории Лондона находится лишь короткий ее участок. В Лондоне Темза зависит от приливов, высота которых составляет 7 метров (23 фута) и которые доходят до шлюза в городе Теддингтон. Водосборный бассейн реки занимает обширную территорию на юго-востоке и западе Англии. Реку питают более 20 притоков. На Темзе расположены более 80 островов и участки с одновременно пресной и соленой морской водой, что гарантирует разнообразие живой природы.

7. Озеро Лох-Несс) — большое глубокое пресноводное озеро в Шотландии, растянувшееся на 37 км к юго-западу от Инвернесса.    Озеро широко известно в мире благодаря легенде о Лох-Несском чудовище.  Лох-Несс — это самый большой водоём на протяжении геологического разлома Грейт-Глен, проходящего с севера на юг от Инвернесса до Форт-Уильяма. Озеро является частью Каледонского канала, соединяющего западное и восточное морские побережья Шотландии.  Лох-Несс  ледникового происхождения. Озеро достаточно протяжённое и глубокое, при этом его вода очень мутная, вследствие высокого содержания торфа в грунте.  Лох-Несс занимает второе место по площади водной глади среди озёр Шотландии: она составляет 65.4 км². При этом по объёму воды оно занимает первое место, так как глубже других озёр. Запас пресной воды в озере больше, чем общий объём пресной воды на территории Англии и Уэльса. Максимальная глубина этого озера составляет 230 м.    На юго-западной оконечности, у города Форт-Август, расположен единственный остров озера. На озере есть и искусственные острова, т. н. кранноги.    На берегу озера есть музей Лох-Несского чудовища.

Список  информационных источников:      

1.  Алексеев А.И.  География. Страны и континенты. 7 класс .Учебник для общеобразовательных учреждений . М.: «Просвещение». 2011.

2.  Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «Вако», 2005.- 288с. – (в помощь школьному учителю).

3. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990.

4. Энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907
5. Энциклопедия для детей: Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта+, 2000.  

Использованные  Интернет-ресурсы

1. Мультимедиа учебник  «География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны», 2010год .

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/80340b4e-a0fd-42a2-a8ab-7674f2fcd47d/view/

 3.   http://nature.worldstreasure.com/ - чудеса природы 

Памятники культуры

Экологические проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии для 7 класса "Население Земли"

Разработка урока для 7 класса по теме "Население Земли". Работа учащихся организуется в группах. Предлагаются задания для каждой группы и описана технология реализации задача урока....

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Разработка урока географии по теме: «Экологические проблемы и ситуации в России» Урок-конференция.

Цели урока: 1.Систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду.2.Показать важность решения экологических проблем в России3. Расширить знания о мониторинге4.Совершенствоват...

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...