урок- практикум "Географические координаты"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока | «Географические координаты» |
Предмет | география |
Класс | 6 |
Методическая информация | |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок-практикум |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Образовательные: - Обобщение и систематизация полученных знаний по теме Географические координаты; совершенствование практических умений и навыков по определению географических координат на карте. Развивающие: Развитие географического мышления, способности применять имеющиеся знания в условиях новых учебных задач. Воспитательные: пропаганда спорта, здорового образа жизни, олимпийских и паралимпийских ценностей; формирование позитивного отношения к проведению Олимийских игр в г. Сочи. |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Задачи:
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для проверки д/задания (работа в парах) Частично-поисковый: работа с географическими и контурными картами, решение практических задач |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 1 урок (40 минут) |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | В ходе урока учащиеся должны закрепить: знания – понятия «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; умения – определять по физической карте географические координаты заданного объекта; по заданным координатам определять географический объект; переносить объект на контурную карту, подписывать его; навыки – работа с физическими и контурными картами |
Необходимое оборудование и материалы | Физическая карта полушарий, физическая карта Евразии, контурные карты, компьютер, ИД, мультимедийный проектор, тетради, атласы, указка. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Раздаточный материал (таблица 1 и 2), тесты на отдельных листах – по количеству учащихся, презентация для урока «По страницам олимпийских игр» |
Список учебной и дополнительной литературы | Учебник О.А.Климановой «География.Землеведение» Атласы «Физическая география. Начальный курс» 6-й класс с комплектом контурных карт; Н.А.Никитина, Поурочный разработки по географии 6 класс – М.: «Вако» ,2004 И.И.Нагорная. Поурочные планы 6 класс. Волгоград: «Учитель» , 2007 |
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. | |
Мотивация учащихся | - Сегодня у нас будет не просто урок, а путешествие. Вы спросите, куда мы отправимся в путешествие? О, мы отправляемся с вами вслед за Олимпийскими играми. Ведь все вы знаете, что наша страна в 2014 году принимает Зимние Олимпийские игры в г. Сочи. И чтобы узнать, какие ещё страны и города принимали у себя Олимпийские и Паралимпийские игры, мы и отправляемся в это необыкновенное путешествие. А необыкновенное оно ещё и потому, что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте. Презентация:http://yadi.sk/d/HCmp1Bnr3YhUx |
Опрос домашнего задания С использованием презентации «По следам Олимпийских игр» (слайды 1-4) и тесты на отдельных листах | -Но для того, чтобы отправиться в путешествие необходимо проверить, какой багаж знаний вы с собой берете. (С помощью настроенных гиперссылок переходим с титульного слайда на слайд 2) Вопросы на знание понятий (Слайд 2): -Что такое географическая широта? - Что такое географическая долгота? - Какая бывает широта относительно экватора? - Чтобы кругосветное путешествие было короче, вы должны двигаться по 200 с.ш. или 500 ю.ш.? - Какой меридиан является продолжением нулевого? Тестовый опрос (с помощью настроенных гиперссылок переходим с титульного слайда на слайд 3 и 4, а также у каждого ученика на столе лист с вопросами теста). Работа выполняется учениками письменно – из предложенных вариантов ответа необходимо выбрать правильный. Затем сидящие за одной партой ученики обмениваются тестами и проверяют работу товарища. На слайде появляются правильные варианты ответов. |
Практическая работа С использованием презентации «По следам Олимпийских игр» (слайды 5-16 ) и раздаточного материала «Таблицы 1 и 2» | -Ваши знания мы проверили и можем отправляться в путь: (с помощью настроенных гиперссылок переходим с титульного слайда на слайд 5) (Слайд 5) Перед вами карта мира, на которой отмечены все города, принимающие Летние Олимпийские игры (щелкая на кнопки оранжевого цвета, видим когда, в какой стране и каком городе проходили ЛОИ) /Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: определите по карте в каких частях света чаще всего проходили летние Олимпийские игры? Как вы думаете, почему? (Слайд 6) А на этой карте мира показаны все города, принимающие у себя Зимние Олимпийские игры (щелкая на кнопки голубого цвета, видим когда, в какой стране и каком городе проходили ЗОИ) /Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: определите по карте в каком полушарии чаще всего проходили Зимние Олимпийские игры? Почему? - Но на карте так много городов, где проходили Летние или Зимние Олимпийские игры, что посетить все мы не имеем возможности. Поэтому наше путешествие пройдет по самым значимым для Олимпийского движения местам. Вот наш маршрут путешествия (Слайд 7) и первая точка, куда мы направляемся э то конечно родина Олимпийских игр Греция, город Афины (Слайд 8) В Афинах прошли I Олимпийские игры современности в 1896 году. По мнению Пьера де Кубертена, который внес большой вклад в развитие Олимпийского движения, Олимпийские игры должны были вернуться на свою историческую родину. На этих Играх многие современные традиции еще отсутствовали. В соревнованиях принял участие 241 спортсмен из 14 стран, причем женщины не допускались к участию в Играх. Всего было разыграно 43 комплекта медалей в 9 видах спорта. Эти Игры сильно отличались от современных — не зажигался олимпийский огонь, не было церемонии вручение золотых медалей… В 2004 г. Афины принимали летние Олимпийские игры во второй раз. /Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: определить координаты г.Афины и перенести эту точку на к/карту и подписать. (Слайд 9) В 1920 году столицей VII летних Олимпийских игр стал бельгийский город Антверпен. Антверпен, разбомбленный, разрушенный, залитый кровью, прошедший через оккупацию, готов был ценой самых больших жертв отпраздновать свое освобождение и продемонстрировать в блеске Олимпийских игр, что город возрождается и оживает. Улицы были украшены цветами, расцвечены разноцветными лампочками и светящимися вывесками. Над каждым домом развевался флаг. Повсюду звучала музыка, царило праздничное настроение. Каждый вечер люди, измученные войной, устраивали народные гулянья: пели, танцевали, веселились. В Антверпене в 1920 году впервые прозвучала олимпийская клятва, впервые был поднят олимпийский флаг с разноцветными кольцами. Олимпийский флаг представляет собой белое шёлковое полотнище с вышитой на нём олимпийской эмблемой – пятью переплетёнными кольцами голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Распространена версия, что кольца символизируют пять частей света, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европа — синий, Америка — красный, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. Шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира. / Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: по заданным координатам найти объект на карте Евразии, нанести точку на к/карту и подписать. (Слайд 10) Впервые олимпийский огонь был зажжен на IX летних Играх в Амстердаме (Нидерланды) в мае 1928 года. / Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: по известным координатам найти объект на карте Евразии, нанести точку на к/карту и подписать. (Слайд 11) Олимпийский огонь зажигают при помощи параболического зеркала в древней Олимпии в Греции, на территории развалин храма богини Геры. Факел с олимпийским огнем передается атлетами от одного к другому в ходе многодневной эстафеты . Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты, один из выдающихся спортсменов, факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало Игр. По завершении всех соревнований олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие Игр. (Слайд 12) Первая эстафета олимпийского огня из греческой Олимпии с последующей церемонией зажжения олимпийского костра была проведена на XI летних Олимпийских играх, проходивших в столице Германии – Берлине в 1936 году. Огонь был зажжен в Олимпии 20 июля 1936 года, эстафета продолжалась более 12 дней и закончилась в Берлине 1 августа 1936 г. / Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: найти на карте и определить координаты г.Берлин и поместить объект на к/карту. (Слайд 13) Первые зимние Олимпийские игры прошли в курортном французском городе Шамони, расположенном во Французских Альпах. Игры проходили с соблюдением всех необходимых формальностей: был зажжен олимпийский огонь, спортсмены дали олимпийскую клятву. / Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: определить по координатам место расположения г.Шамони, в какой горной системе расположен этот объект, самую высокую вершину этой системы, её высоту и координаты. (Слайд 14) В 1960 году XVII летние Олимпийские игры принимал у себя крупнейший культурно-исторический центр Европы – Рим. В этом же году в Риме прошли официальные Первые Паралимпийские игры. Программа римских Паралимпийских игр включала восемь видов спорта, среди которых были легкая атлетика, плавание, фехтование, баскетбол, стрельба из лука, настольный теннис и т.д. В соревнованиях участвовали спортсмены с повреждением спинного мозга. /Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание определить координаты г. Рима, перенести объект на к/карту и подписать. (Слайд 15) В 1980 году олимпийский огонь добрался до Москвы. Московская Олимпиада стала настоящим праздником дружбы. Московская Олимпиада в 1980 года стала важным событием в истории нашей страны, которым по праву гордится весь народ. 3 августа состоялось торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр. На огромном поле стадиона в Лужниках развернулось красочное шоу. Под занавес торжества над стадионом зазвучала песня «До свиданья, Москва». Многотысячные ряды статистов на трибунах составили из разноцветных флажков композицию олимпийского Мишки, у которого в определенный момент исполнения песни из левого глаза потекли капли слез… Слезы навернулись на глаза у всех зрителей и спортсменов. Незабываемое зрелище! Огромный коричневый Миша, попрощался со спортсменами, журналистами, болельщиками, организаторами соревнований и улетел высоко вверх… Посмотрите видеоролик , чтобы у вас сложилось своё собственное впечатление. /Учащиеся выполняют задания, данные на слайде/ Задание: определить координаты г. Москва, перенести объект на к/карту и подписать. (Слайд 16) Завершим олимпийское путешествие мы в Сочи – столице XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Они станут первыми зимними Играми в истории России. Талисманами этих игр стали Белый Мишка, Зайка и Леопард, Лучик и Снежинка – талисманы Паралимпийских игр. Игры в Сочи войдут в историю зимних Олимпийских и Паралимпийских игр как самые компактные. Добраться от одного объекта до другого можно будет за несколько минут. Все соревнования Паралимпийских игр пройдут на тех же объектах, что и олимпийские. Поэтому спортивные сооружения Игр в Сочи строятся с учетом нужд людей с инвалидностью. Олимпиада в Сочи должна стать стартом в будущее. Задание: определить кординаты г.Сочи, перенести объект на к/карту и подписать. |
Физкультминутка | Наши спортсмены готовятся к предстоящим ОИ, и мы с вами сделаем небольшую зарядку для глаз. |
Дополнительные задания. С использованием презентации «По следам Олимпийских игр» (слайды 17-18 ) и раздаточного материала «Таблицы 1 и 2» | -Но на этом наше путешествие ещё не закончилось. Я предлагаю вам пройти ещё несколько испытаний. (Слайд 17) – задания даны при нажатии на каждое олимпийское кольцо, прилагаются правильные ответы
450 с.ш.и 220з.д.
(Слайд 18) – тестовое задание с появлением фрагментов картинки состоит из 5 вопросов и предложенных на выбор 4 ответов. При правильном выборе ответа – появляется цветной фрагмент картинки, при неправильном ответе – ч/белый. |
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | Ответьте на вопросы: - Понравилось ли вам наше путешествие? - Умеете ли вы находить географические координаты заданного объекта? - Умеете ли вы определять объект по заданным географическим координатам? - Как вам это удается? (легко, с трудом, ничего не понимаю и прочее) - Что вам показалось наиболее легким, определять координаты объектов или по известным координатам находить объект? - Что нового вы узнали на уроке? - Какие чувства возникают у вас при мысли, что Зимние Олимпийские игры будут проходить в нашей стране? - Оценивание работы учащихся учителем, выставление оценок. |
Домашнее задание | Эстафета огня зимних Олимпийских игр в Сочи начнется в России 7 октября 2013 года, сообщил на совещании во вторник президент оргкомитета Сочи 2014 Дмитрий Чернышенко. "Эстафета начнется в Москве 7 октября 2013 года и закончится в Сочи 7 февраля 2014 года - это будет самая масштабная эстафета в истории Олимпийских игр", - сказал он, добавив, что эстафета охватит всю страну и в ней сможет принять участие абсолютное большинство жителей РФ. По словам Чернышенко, эта эстафета станет самой продолжительной за всю историю - 123 дня, и самой протяженной - более 40 тысяч километров, что полностью соответствует длине экватора Земли. Вот вам задание на дом: - Разработайте свой маршрут эстафеты Олимпийского огня по нашей стране (с использованием системы координат). Начаться он должен в Москве, ну а закончиться, естественно, в Сочи. Желаю успеха! |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.sochi2014.com/sochi-live/news/43028/ эстафета Олимпийского огня http://olimp-cdt.narod.ru/index.html Олимпийские игры http://olimp-history.ru/ История олимпийских игр http://olimpigr.narod.ru/ Олимпийские игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Географические координаты"
Данная презентация предназначена для учителей географии при изучении темы "Географичкские координаты" в 6 классе.Содержит как теоретические слайды-формирующие географические навыки , так и слайды с пр...
План-конспект урока геометрии "Координаты вектора" в 9 классе
План - конспект урока по геометрии в 9 классе "Координаты вектора" 1. Цель урока: сформировать навыки решения задач по нахождению координат векторов, в том чис...
Урок «Географические координаты»,6 класс
Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ...
План-конспект урока "Метод координат"
План-конспект урока с презентацией по теме "Метод координат" (УМК Л. Л. Босова 5 класс)...
Открытый урок "Метод координат" в 5 классе
Данный урок можно провести в 5 класссе (по учебнику А. Босовой). К конспекту создана презентация, карточки....
Урок: "Метод координат"
На этом уроке учитель знакомит учащихся с методом координат – универсальным способом кодирования графической информации с помощью чисел. Урок разработан для учащихся 5 класса, обучающ...
Урок "Географические координаты"
Урок "Географические координаты"...