урок по теме:"Япония- страна восходящего солнца"
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме

Гладько Валентина Анатольевна

География 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_7.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Япония-страна восходящего солнца»

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать представление учащихся о Японии, её природных особенностях;
  2. Продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации;
  3. Развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;
  4. Развивать у учащихся познавательный интерес;
  5. Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.

Оборудование: политическая карта Зарубежной Азии, физическая карта Евразии, “Строение земной коры”, климатические карты, “Плотность населения и народы”, компьютер, видеофильм о Японии, флаг и герб Японии, фотографии, изделия Японии, интерактивная карта, компьютер

Учащимся было дано опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о традициях Японии.

Ход урока

Презентация: http://yadi.sk/d/h3Cd5muw3_UTu

Учитель (на фоне тихо звучащей японской мелодии):

Сегодня на уроке мы продолжим изучение стран Восточной Азии. Страна, с которой мы сегодня познакомимся, расположена на четырёх крупных и почти четырёх тысячах мелких островов. Эту страну можно назвать также и страной гор. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. И даже находясь посреди самой большой равнины, их всегда можно увидеть на горизонте. Здесь начинается новый день на планете, солнце поднимается из-за моря, поэтому называют её Страной восходящего солнца. Красный солнечный круг на флаге и круглая хризантема на государственном гербе также символизируют восходящее солнце. О какой стране идёт речь?

Итак, тема нашего урока: “Япония-страна восходящего солнца”.слайд 1

Сегодня мы познакомимся с Японией, изучим её географическое положение, особенности природы, население, хозяйство, узнаем о некоторых традициях и обычаях японцев.

Географическое положение страны. слайд 2-4

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.

Давайте совершим путешествие вокруг Японии. Учащиеся работают с физической картой Евразии.

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.

– Определите по карте, какой остров самый большой? – Какими морями и океанами омывается Япония? (На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем). – С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей). – Сравните географическое положение Японии и Китая.

В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…

Работа с контурной картой

Задание. На контурной карте укажите:

  1. Названия островов;
  2. Столицу Японии;
  3. Моря;
  4. Проливы;
  5. Течения.

Особенности природы слайд 5-9

Природа Японии очень живописна. Особую привлекательность ей придают красивые берега с заливами и небольшими островками, покрытые лесом горы, которые занимают ? её площади. Низменные равнины расположены вдоль побережий. Самые высокие хребты находятся на острове Хонсю. Гористая поверхность островов очень разнообразна и по строению, и по высоте. Здесь есть вулканические конусы и плато, массивы с пологими склонами, обработанные текучими водами. Здесь же находится самая высокая вершина страны, священная для её жителей – потухший вулкан Фудзияма, высотой 3 776 м. Каждый житель и каждый гость Японских островов стремится совершить восхождение на Фудзияму. Пеший подъём продолжается с трёх часов дня до трёх часов ночи, и поднявшиеся на вершину люди восхищаются удивительно красивым зрелищем – восходом солнца над Страной восходящего солнца.

Работа с картой “Строение земной коры”

Учащиеся определяют, что граница литосферных плит находится в непосредственной близости от Японских островов, следовательно, для Японии характерны землетрясения и извержения вулканов. На востоке от Японских островов находится глубоководный желоб.

На Японских островах ежегодно бывает около 1,5 тысяч землетрясений, насчитывается более 150 вулканов, около 40 из них –  действующие. С давних времён жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкция традиционного японского дома отличается простотой и лёгкостью. Так, до сих пор жилищем крестьян и рыбаков на острове Рюкю служат когда-то широко распространённые по всей стране прямоугольные хижины, напоминающие игрушечные домики, крытые соломой, листьями саговой пальмы, камышом, черепицей. Три стены дома из деревянных каркасов, заплетённых бамбуком, делаются постоянными. Четвёртая стена открыта и задвигается при необходимости рамой, оклеенной провощенной белой рисовой бумагой. Такие же рамы внутри дома создают возможность отгораживать комнаты, меняя в них по желанию планировку. В таком доме нет ни окон ни дверей – в каждой комнате три стены из четырёх можно раздвинуть или вовсе снять. При подземных толчках деревянный каркас дома ходит ходуном, но оказывается прочнее кирпичных стен. Если же крыша всё-таки обрушится, то дом без труда можно собрать заново. Мебели в доме почти нет, а та, которая есть, должна находиться ниже головы сидящего человека. Высотные здания в городах имеют особую конструкцию и способны выдержать 9-балльные землетрясения. Ежегодно здесь фиксируется до 1,5 тысяч землетрясений, в среднем по четыре толчка в день. Японцы образно говорят, что живут, словно на вздрагивающей спине дракона, которую он выставил из пучины океана. Вулканические извержения и подземные толчки для японцев стали такими же привычными и неизбежными, как летняя жара  и зимний холод.

Работа с климатическими картами

Учащиеся работают с климатическими картами. Здесь можно провести игру-минутку “Волшебная шляпа”. Учащийся, желающий быть волшебником, выходит к карте и надевает “волшебную шляпу”. Другой учащийся даёт характеристику климата Японии, куда бы он хотел попасть.

Ученик. Я хочу попасть в такой климат, где средняя температура января от 0 до -10?С, а средняя температура июля +16?С. Осадков должно выпадать 700 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на остров Хоккайдо, там как раз умеренный муссонный климат.

Ученик. Я хотел бы оказаться там, где средняя температура января +8?С, а средняя температура июля +24?С. Осадков должно выпадать 1200 мм в год. Волшебник. Я отправляю тебя на южное побережье островов Кюсю и Сикоку, там субтропический муссонный климат.

Большая протяжённость Японских островов с севера на юг определяет различия в климате северных и южных островов. На острове Хоккайдо холодная зима, часты обильные снегопады, метели. Холодные воздушные массы иногда проникают на юг до острова Кюсю. Снег на Фудзияме лежит до середины августа. Летом с Тихого океана приходят тёплые и влажные ветры. Тёплое течение Куросио также смягчает климат Японии. Осадков выпадает много, в 2-3 раза больше, чем на соседних частях материка. В конце лета над островами часты тайфуны, прохождение которых сопровождается сильными ливнями и ураганными ветрами. Тайфуны вызывают наводнения на реках, порой губят посевы, принося жителям островов немалые убытки. В Японии много рек, но они короткие, с бурным течением, с порогами и водопадами, поэтому на них строят гидроэлектростанции и используют для орошения полей.

Задание. Сравните природные условия Японии и Китая.

Работа с картой “Плотность населения и народы” слайд 10

По карте “Плотность населения и народы” учащиеся определяют, что Япония – одна из наиболее плотно заселённых стран мира. Численность населения – 127,3 млн. человек, средняя плотность – 342 чел на 1км2. 99% жителей – японцы, на острове Хоккайдо живёт малочисленный народ – айны.

Задание. Проанализируйте данные карты и сделайте вывод о плотности и размещении населения Японии и Китая.

Культура Японии слайд 11-26

  1. Население Японии

(125 млн. человек) —

  1. 9 Государственный язык — японский. Также распространено знание английского и китайского. Письменность — около 5000 иероглифов (кандзи).

9,4% японцы, а также корейцы, айны и некоторые другие.

  1. Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Некоторые слова в русском языке были заимствованы из японского языка, например, цунами, суши, караоке, самурай

и т. д. Большинство японцев исповедуют буддизм (71,4 %) и синтоизм (83,9 %).

Китайские конфуцианство, дзен-буддизм и амидаизм также повлияли на японские верования и традиции. Христиане представляют собой религиозное меньшинство, всего 2 % населения.

Для страны характерен религиозный синкретизм, когда верующие исповедуют сразу несколько религий. Это приводит к смешению различных религиозных практик.

В Японии с конца I тысячелетия н. э. существует развитая литература. До наших дней сохраняются памятники живописи и архитектуры с начала II тысячелетия.

В XX веке японские аниме и манга завоевали признание в мировом масштабе.

В японской культуре чёрный цвет — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах.

Одним из ранних видов театра стал театр но («талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки («песня, танец, мастерство»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы.

Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Японская архитектура имеет столь же длинную историю как любая другая составляющая часть японской культуры. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка, максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

В Японии можно встретить два типа одежды — традиционную — вафуку и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно — буквально переводится «одежда, наряд» — общий термин для обозначения любой одежды, а в узком — разновидность вафуку.

Японская кухня известна своим упором на сезонность питания, качество ингредиентов и подачу блюд. Основой японской кухни является рис. Японцы используют рис для приготовления самых разнообразных блюд, соусов и даже напитков. В последнее время японская кухня довольно популярна за пределами Японии, также вследствие её низкой калорийности она считается полезной для здоровья.

Формирование чайной церемонии (тяною) как одного из величайших явлений японской культуры возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение rрасоте.

По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии заключено и нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил.

Работа с комплексной картой Евразии. Просмотр видеофильма о Японии

По комплексной карте и из видеофрагмента учащиеся определяют основные черты хозяйства страны. Учащиеся узнают, что Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира. Страна известна ребятам своими автомобилями, роботами, электронно-вычислительной и бытовой техникой. Своих полезных ископаемых в стране мало, поэтому большую их часть приходится ввозить из-за границы, в том числе и из России. В стране выращивают рис, чай, сахарный тростник, разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Кроме рыболовства, занимаются искусственным разведением рыб и жемчужных раковин.

Задание. Составьте сравнительную характеристику Китая и Японии, заполнив таблицу:

План сравнения

Страны

Китай

Япония

Географическое положение

 

 

Природные условия

 

 

Население

 

 

Хозяйство

 

 

Представьте, что вы совершили путешествие в Японию. Расскажите о своих впечатлениях.

Исследовательская работа учащихся(презентация)

Учащиеся в ходе сообщений записывают в тетрадь основные понятия: икебана, чайная церемония, бонсай, татами, сумо, ханами, кимоно, хаси, хасибукуро, аоймацури.

Закрепление

Домашнее задание: § 35, разгадать головоломку: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на – ЯМА.,составить путеводитель по Японии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Япония-страна восходящего солнца"

Общая характеристика государства, причины экономического лидерства и самобытность страны. Дополнительный материал по японской культуре (сообщения)...

конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца

На уроке  МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...

план-конспект урока+презентация на тему: "Япония - страна восходящего солнца"

Тема урока: «Япония- страна восходящего солнца .» Цель урока:  выявить особенности социально- экономического развития экономики...

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

Мультимедиа - урок по географии в 10 классе на тему: «Япония- страна восходящего солнца»

Цели урока:    способствовать формированию у учащихся представления о Японии: её ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении, хозяйстве;    воспитанию на данном материа...

Презентация на тему Япония- страна восходящего солнца

Географическое положение ЯпонииНаселение , традиции, национальный костюмХозяйствоАрхитектураПисьменностьБоевые искусства...