Конспект урока по географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок "Япония — страна восходящего солнца"
Цель урока:
Сформировать целостное представление о Японии, как о развитом государстве, входящем в большую семерку развитых стран мира.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
- Сформировать условия для работы над проблемным вопросом: что представляет собой «японская модель» развития экономики?
2. Организовать условия для исследовательской работы учениками по группам:
2.1.Особенностей ГП и ЭГП Японии.
2.2.Природные ресурсы Японии.
2.3.Население Японии.
2.4.Хозяйство (экономика) Японии.
2.5.Размещение хозяйства Японии.
2. Развивающие задачи: учащимся продолжить работать с учебником, справочными материалами, картами атласа, интернетом, работать с таблицами, схемами, графиками. Учиться ставить конкретные цели, задачи, находить ответы, обобщать материал, развивать коммуникативные способности.
3. Воспитательные задачи: развивать культуру общения в коллективе, работать в группе, поддерживать интернационализм.
Оборудование: Символика (колокольчики, палочки, и т.д.); карты атласов 7,10 классов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники, учебник Максаковского В.П. Презентация. Таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология урока: исследовательская работа; проблемный, дифференцированный подход; здоровьесберегающие технологии, ситуация успеха.
План урока:
- Организационный момент. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
- Постановка учебных задач. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока.
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Открытие нового знания. Коммуникация.
- Разминка «Сакура»
- Включение нового знания в систему знаний и повторение. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Звучит японская народная музыка, на столах разнообразная символика Японии: колокольчики, палочки.
- Постановка учебных задач. Целеполагание .
- Как была развита экономика Японии после Второй Мировой Войны? Да, так появилась «Японская модель» развития экономики. Давайте исследуем Японию и найдем причины высокого темпа развития экономики по сравнению с Российскими, а заодно и другие ее особенности. - Что представляет собой «японская модель» развития экономики? - Как узнать? - Какая цель нашего с вами урока сегодня? -Что нужно вспомнить и узнать нового для решения этого вопроса? -Какие задачи вам предстоит решить на уроке? | После Второй Мировой войны экономика Японии была полностью разрушена, как и экономика России (СССР). Но за короткое время она выбилась в лидеры. -???(возникновение проблемы) - Цель урока: узнать, что представляет собой «японская модель» развития экономики. Научиться выделять ее особенности. А для этого надо всесторонне изучить Японию, то есть исследовать общую экономико-географическую характеристику Японии. Вспомнить план изучения общей экономико-географической характеристики (ОЭГХ). - Задачи урока: выяснить: (по плану изучения ОЭГХ) 1. Особенности ГП, ЭГП Японии 2. Природные ресурсы Японии
|
- Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Каким образом вы решите поставленные цели и задачи на уроке? Что вам потребуется? | - ? (мозговой штурм для решения поставленных целей и задач) - Используя учебник, справочники, атласы, интернет надо найти ответы на поставленные вопросы. Для рационального использования времени надо класс разделить на группы. Каждая группа выбирает задачу и прорабатывает ее. Делает вывод: что способствовало для развития «японской модели»развития экономики. Через 10 минут проводим обобщение материала. Обобщаем все знания и совместно находим ответ: что такое «японская модель» развития экономики. Группа сама выбирает себе задание: 1. Особенности ГП и ЭГП
|
Раздает план исследования для слабых учеников (дополнить таблицу) |
- «Открытие нового знания». Коммуникация.
(Работа в группах, работа в тетради, заполнение таблицы)
5. Разминка «Сакура»
Перед обсуждением под японскую музыку выполнить разминку «Сакура».
- Включение нового знания в систему знаний и повторение. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
(ученики отвечают, дают решение на поставленные задачи, с незначительными комментариями учителя при необходимости)
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.
(ответы учеников по группам)
План исследования | Описание | Вывод: |
1группа Особенности ГП (географическое положение) | 1. Япония – страна – архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю,) и 4 тыс. мелких островов. 2. Береговая линия составляет 30 тыс. км! 3. Омывается Тихим океаном с востока, с запада – Японским морем | Возможность морского сообщения с другими регионами и развитием морского хозяйства, открывающим возможности для участия в международном разделении труда (МГРТ) |
Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение) | 1. Размещение на островах – возможность морского сообщения с другими регионами и развитием морского хозяйства 2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско- тихоокеанского региона, открывающим возможности для участия в международном разделении труда (МГРТ) | |
2группа Природные условия и ресурсы | 1. Рельеф: Япония — это страна гор. Много действующих и потухших вулканов. Самая известная гора – Фудзияма (3776 м). Часты землетрясения. (катастрофические землетрясения, цунами) 2. Агроклиматические ресурсы: на севере — умеренный, на юге — субтропический, муссонный,. Средние температуры января от - 10 С, июля 24 С. Осадков на севере 1700-2000, на юге до 4000 мм в год, осенью — тайфуны. Достаточно тепла и влаги. 3. Лесные ресурсы: свыше 2/3 территории занято лесами (хвойные, субтропические вечнозеленые леса) и кустарники. Наибольшее значение имеют леса на о. Хоккайдо 4. Полезные ископаемые: дефицит ресурсов, небольшие запасы каменного угля, несколько месторождений медной, полиметаллических, марганцевых руд и серы. 5. Гидроэнергетические ресурсы. Ими обладают небольшие стекающие с гор реки Японии. 6. Ресурсы геотермальной энергии стали использоваться шире. 7. Богата ресурсами моря. | Природные ресурсы разнообразны, расположены неравномерно. Нехватка территории. Землетрясения. Ресурсами моря богата. Незначительное количество полезных ископаемых подтолкнуло проводить политику в экономике основанную на ресурсосбережении, внедрении новейших технологий. |
3группа Население Японии | 1. Численность населения – 128 млн. чел. 2. Воспроизводство – 1 тип, средняя продолжительность жизни – 80 лет! «Старение нации» 3. Этнический состав однородный. 99% - японцы. 4. Религии – буддизм, синтоизм. 5. Япония – густонаселенная страна. Размещено население неравномерно. Основная часть населения сосредоточенна на приморских низменностях и в долинах рек. Средняя плотность населения составляет 340 чел. на 1 км2, но фактическая - значительно выше. 6. Япония – страна с высоким уровнем урбанизации. Доля городского населения составляет 77%. Насчитывается 200 больших городов, из них 12 городов – миллионеров. Формируются агломерации вокруг Токио, Осаки и Нагои. Агломерации образуют мегалополис Токайдо (70 млн. чел.). 7. Особенности ментолитета: высокая культура, сплошная грамотность, обучению и воспитанию уделяется большое внимание, давние традиции (например, бережное отношение к природе). | Национальные традиции (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию); Большими капиталовложениями в науку в настоящее время. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства. … |
4группа. Хозяйство Японии. | Высокий темп роста экономики, главный мировой кредитор. Структура экономики – постиндустриальная. Практически все сырье и топливо импортируется. Экспортируются готовые изделия. Ориентируется на новейшие наукоемкие отрасли. 1. Непроизводственная сфера - наука (по доле расходов на науку 1 место в мире), развиты международные экономические связи, кредитно-финансовая деятельность. 2.Электроэнергетика: ТЭС (Касима), АЭС (Кашивазаки, Такахама), ГЭС, нетрадиционные источники энергии. По производству электороэнергии – 3 место в мире (1025 млрд кВтч), производство на душу населения от 5000 – до 10 000 кВтч 3. Черная металлургия (центры: Токио, Нагоя, Осака) – отрасль международной специализации. Япония по выплавке стали занимает 2 место в мире. 4. Машиностроение (центры: Токио, Нагоя, Осака) – ведущая отрасль промышленности Японии! По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает 1 место в мире. Среди отраслей специализации – автомобилестроение, судостроение, робототехника (1 место в мире); электроника. 5. Сельское хозяйство высокоинтенсивное. Рис – повсеместно на западном побережье, вдоль русел рек. Развито садоводство, огородничество, зерновые (ячмень, пшеница) в зап. части о. Хоккайдо, повсеместно в восточной части (на юге – чай, табак, цитрусовые). Технические и кормовые культуры (сахарная свекла) в сев. части о. Хоккайдо. Разводят крупнорогатый скот, развито свиноводство и птицеводство. 6. Рыболовство – важная отрасль. По улову рыбы Япония на 1 месте. Развитие марикультуры. Жемчужный промысел. 7. Транспортная система развита. Широкое применение монорельсовых скоростных железных дорог. По густоте пассажирских железнодорожных перевозок – 1 место в мире. Крупный морской торговый флот, использует «дешевые флаги». | Высокий уровень технической оснащенности, автоматизированность. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений. |
5группа Территориальная структура хозяйства. | 1. «Лицевая часть». Главные промышленные районы расположены в Тихоокеанском поясе (Токио, Осаки, Нагои), являющимся ядром страны. 2. «Тыльная часть». Периферийная зона: горно - лесные районы о. Хонсю, где преобладает заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, туризм. | Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций |
Для слабых учеников – заполнить таблицу по группам:
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.
План исследования | Описание | Вывод |
1 группа Особенности ГП (географическое положение) | 1. Япония – страна архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (… , … , … , … ) и 4 000 мелких 2. Береговая линия составляет … км. 3. Омывается с востока - … , с запада - … | |
Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение) | 1. Размещение на островах способствует развитию - … 2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывающим возможности для …МГРТ | |
2 группа Природные ресурсы | 1. Рельеф: Часты землетрясения… 2. Климатические ресурсы: ср. температуры января и июля, количество осадков 3. Полезные ископаемые: 5.Ресурсы геотермальной энергии 6.Ресурсы моря | |
3 группа Население Японии | 1. Численность населения – 2. Воспроизводство – 3. Этнический состав - 4. Религии – 5. Размещение, плотность населения 6. Уровень урбанизации высокий …% - пример агломераций - пример мегалополиса 7.Особенности населения | |
4 группа Хозяйство Японии. | … темпы роста экономики … мировой кредитор Структура экономики – … Практически все сырье и топливо … Экспортируются готовые … Ориентируется на … 1.Электроэнергетика: виды электростанций По производству электроэнергии … место в мире. 2. Черная металлургия (центры: По выплавке стали … место в мире. 3. Машиностроение (центры: Ведущая отрасль промышленности Японии. В экспорте – ? место в мире. Специализация: автомобилестроение, …, …, … . 4.Непроизводственная сфера (наука, кредитно-финансовая деятельность По доле расходов на науку … место в мире. 5. Сельское хозяйство высокоинтенсивное. Растениеводство Животноводство 6. Рыболовство – по улову рыбы …. место в мире. 7.Транспортная система развита. По густоте пассажирских ж/д перевозок …место в мире. Используют «дешевые флаги». … | |
5 группа Территориальная структура хозяйства. | 1. 2. |
- Назовите причины высокого темпа развития экономики Японии? Что представляет собой «Японская модель» развития экономики?» | - «Японская модель развития» это … 1. Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию); 2. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий; 3. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений; 4. Большими капиталовложениями в науку в настоящее время; (1 место по доле расходов на науку и по числу ученых и инженеров) 5. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства. |
- Рефлексия.
- Удалось решить поставленные задачи? Что вы узнали нового? | Узнали о 1. Особенностях ГП и ЭГП Японии …
|
- Возможно ли применение «Японской модели» развития у нас в России? Что вы не поняли? В чем возникли затруднения? Что вам понравилось на уроке? | (разные точки зрения) |
7. Домашнее задание
- Закончить таблицу (заполнить полностью)
- Ответить на вопрос: почему японцы долго живут?
АРИГАТО! (Спасибо) САЕЕНАРА! (до свидания) (кланяясь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"
Презентация к уроку "Япония - страна восходящего Солнца"...
Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.
УМК: География. Страноведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...
план-конспект урока+презентация на тему: "Япония - страна восходящего солнца"
Тема урока: «Япония- страна восходящего солнца .» Цель урока: выявить особенности социально- экономического развития экономики...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока географии 11 класс "Япония - страна восходящего солнца"
Цели презентации •расширить представления о соседней державе – Японии;• выявить особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и культуры Японии;•показать неразрывную связь ...
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца
Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца...
Конспект урока по географии на тему: Страны Восточной Африки.
Цель: Учащиеся знакомятся со странами Восточной Африки. Более подробно изучается одна из стран – Эфиопия. Рассматриваются особенности её природы и хозяйства....
Комментарии
Отличная разработка! Спасибо!
Отличная разработка! Спасибо!
Понравилась ваша работа.
Понравилась ваша работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941
Понравилась ваша работа.
Понравилась ваша работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941