Конспект урока по географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Беляева Светлана Геннадьевна

Структура урока соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yaponiya_-_kopiya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Япония — страна восходящего солнца"

Цель урока:

Сформировать целостное представление о Японии, как о развитом государстве, входящем в большую семерку развитых стран мира.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  1. Сформировать условия для работы над проблемным вопросом: что представляет собой «японская модель» развития экономики?

2. Организовать условия для исследовательской работы учениками по группам:

2.1.Особенностей ГП и ЭГП Японии.

2.2.Природные ресурсы Японии.

2.3.Население Японии.

2.4.Хозяйство (экономика) Японии.

2.5.Размещение хозяйства Японии.

2. Развивающие задачи: учащимся продолжить работать с учебником, справочными материалами, картами атласа, интернетом, работать с таблицами, схемами, графиками. Учиться ставить конкретные цели, задачи, находить ответы, обобщать материал, развивать коммуникативные способности.

3. Воспитательные задачи: развивать культуру общения в коллективе, работать в группе, поддерживать интернационализм.

Оборудование: Символика (колокольчики, палочки, и т.д.);  карты атласов 7,10 классов, экономическая карта Японии, политическая карта мира, статистические справочники, учебник Максаковского В.П. Презентация. Таблицы.  

Тип урока: изучение нового материала.

Технология урока: исследовательская работа; проблемный, дифференцированный подход; здоровьесберегающие технологии, ситуация успеха.

План урока:

  1. Организационный момент. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  2. Постановка учебных задач. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока.
  3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
  4. Открытие нового знания. Коммуникация.
  5. Разминка «Сакура»
  6.  Включение нового знания в систему знаний и повторение. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  7. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Звучит японская народная музыка, на столах разнообразная символика Японии: колокольчики, палочки.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- КОННИЧЧИВА. (кланяясь)

 - На каком языке я поздоровалась? Какую страну мы будем исследовать на уроке?


- Молодцы, правильно. Сегодня вы будете исследовать Японию. Что вы знаете о Японии?














- Почему Японию называют страной восходящего солнца?




- Молодцы! Вы знаете много о Японии.

Все в Японии прекрасно, все для души! Особенно японские стихи

 Например хокку (3 –стишие) знаменитого Басё (802-852 гг)

1. Туман и осенний дождь.

Но пусть невидима Фудзи.

Как радует сердце она.


- Рассмотрим ВИЗИТНУЮ карточку Японии. Сравним площадь (Японии, России, РК) и численность населения (Японии, России, РК)

















- Японию.


- Япония - «Страна восходящего Солнца», входит в большую семерку развитых стран мира.

Япония древнее государство. Длительный период была изолирована от внешнего мира. Япония – страна давних культурных, художественных, бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни (икебана, бонсай, каллиграфия, музыка, живопись на бумаге и шелке, садово-парковая архитектура, театр теней, чайная церемония, кимоно, сумо, дзюдо, карате, палочки для еды, блюда, обряды, медитации, разного рода фестивали и т.д.)


(работают по политической карте мира)

- Япония находится на островах у восточного побережья Евразии, на востоке восходит Солнце.













Столица – г. Токио, форма правления – конституционная монархия, форма территориального устройства – унитарное государство.

Вопросы

Япония

Россия

РК

Площадь, тыс. км2

372

17075

416

Население, млн. чел

128

142

0,9

Таким образом, по площади Япония близка с нашей Республикой Коми, но меньше России в 133 раза. Зато Япония по количеству населения близка с Россией, но больше Республики Коми более чем в 128 раз по количеству населения!  

  1. Постановка учебных задач. Целеполагание .

- Как была развита экономика Японии после Второй Мировой Войны?



Да, так появилась  «Японская модель» развития экономики. Давайте исследуем Японию и найдем причины высокого темпа развития экономики по сравнению с Российскими, а заодно и другие ее особенности.

 - Что представляет собой «японская модель» развития экономики?

- Как узнать?

- Какая цель нашего с вами урока сегодня?


-Что нужно вспомнить и узнать нового для решения этого вопроса?







-Какие задачи вам предстоит решить на уроке?

После Второй Мировой войны экономика Японии была полностью разрушена, как и экономика России (СССР). Но за короткое время  она выбилась в лидеры.








-???(возникновение проблемы)



- Цель урока: узнать, что представляет собой «японская модель» развития экономики. Научиться выделять ее особенности.

 А для этого надо всесторонне изучить Японию, то есть исследовать общую экономико-географическую характеристику Японии. Вспомнить план изучения общей экономико-географической характеристики (ОЭГХ).

- Задачи урока: выяснить: (по плану изучения ОЭГХ)

      1.  Особенности ГП, ЭГП Японии

2. Природные ресурсы Японии

  1. Население Японии
  2. Хозяйство (экономику) Японии
  3. Территориальную структуру хозяйства Японии

  1. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

- Каким образом вы решите поставленные цели и задачи на уроке? Что вам потребуется?

- ? (мозговой штурм для решения поставленных целей и задач)

- Используя учебник, справочники, атласы, интернет надо найти ответы на поставленные вопросы. Для рационального использования времени надо класс разделить на группы. Каждая группа выбирает задачу и прорабатывает ее. Делает вывод: что способствовало для развития «японской модели»развития экономики. Через 10 минут проводим обобщение материала. Обобщаем все знания и совместно находим ответ: что такое «японская модель» развития экономики.

Группа сама выбирает себе задание:

      1. Особенности ГП и ЭГП

  1. Природные условия и ресурсы
  2. Население Японии
  3. Хозяйство Японии
  4. Территориальная структура хозяйства

Раздает план исследования для слабых учеников (дополнить таблицу)

  1. «Открытие нового знания». Коммуникация.

 (Работа в группах, работа в тетради, заполнение таблицы)

5. Разминка «Сакура»

      Перед обсуждением под японскую музыку выполнить разминку «Сакура».

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

 (ученики отвечают, дают решение на поставленные задачи, с незначительными комментариями учителя при необходимости)

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.

(ответы учеников по группам)

План

исследования

Описание

Вывод:

1группа Особенности ГП (географическое положение)

1. Япония – страна – архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю,) и 4 тыс. мелких островов.

2. Береговая линия составляет 30 тыс. км!

3. Омывается Тихим океаном с востока, с запада – Японским морем

Возможность морского сообщения с другими регионами и развитием морского хозяйства, открывающим возможности для участия в международном разделении труда (МГРТ)


Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение)

1. Размещение на островах – возможность морского сообщения с другими регионами и развитием морского хозяйства

2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско- тихоокеанского региона, открывающим возможности для участия в международном разделении труда (МГРТ)

2группа Природные условия и ресурсы

1. Рельеф:  Япония — это страна гор. Много действующих и потухших вулканов. Самая известная гора – Фудзияма (3776 м). Часты землетрясения. (катастрофические землетрясения, цунами)

2. Агроклиматические ресурсы: на севере — умеренный, на юге — субтропический, муссонный,. Средние температуры января от - 10 С, июля 24 С. Осадков на севере 1700-2000, на юге до 4000 мм в год, осенью — тайфуны. Достаточно тепла и влаги.

3. Лесные ресурсы: свыше 2/3 территории занято лесами (хвойные, субтропические вечнозеленые леса) и кустарники. Наибольшее значение имеют леса на о. Хоккайдо

4. Полезные ископаемые: дефицит ресурсов, небольшие запасы каменного угля, несколько месторождений медной, полиметаллических, марганцевых руд и серы.

5. Гидроэнергетические ресурсы. Ими обладают небольшие стекающие с гор реки Японии.

6. Ресурсы геотермальной энергии стали использоваться шире.

7. Богата ресурсами моря.

Природные ресурсы разнообразны, расположены неравномерно. Нехватка территории. Землетрясения.

Ресурсами моря богата. Незначительное количество полезных ископаемых подтолкнуло проводить политику в экономике основанную на ресурсосбережении, внедрении новейших технологий.

3группа Население Японии

1. Численность населения – 128 млн. чел.

2. Воспроизводство – 1 тип, средняя продолжительность жизни  – 80 лет!  «Старение нации»

3. Этнический состав однородный. 99% - японцы.

4. Религии – буддизм, синтоизм.

5. Япония – густонаселенная страна. Размещено население  неравномерно. Основная часть населения сосредоточенна на приморских низменностях и в долинах рек.  Средняя плотность населения составляет 340 чел. на 1 км2, но фактическая - значительно выше.

6. Япония – страна с высоким уровнем урбанизации. Доля городского населения составляет 77%. Насчитывается 200 больших городов, из них 12 городов – миллионеров. Формируются агломерации вокруг Токио, Осаки и Нагои.  Агломерации образуют мегалополис Токайдо (70 млн. чел.).

7. Особенности ментолитета: высокая культура, сплошная грамотность, обучению и воспитанию уделяется большое внимание, давние традиции (например, бережное отношение к природе).

Национальные традиции (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию); Большими капиталовложениями в науку в настоящее время. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства.




4группа. Хозяйство Японии.

Высокий темп роста экономики, главный мировой кредитор. Структура экономики – постиндустриальная. Практически все сырье и топливо импортируется. Экспортируются готовые изделия. Ориентируется на новейшие наукоемкие отрасли.  

1. Непроизводственная сфера  - наука (по доле расходов на науку 1 место в мире), развиты международные экономические связи, кредитно-финансовая деятельность.

2.Электроэнергетика: ТЭС (Касима), АЭС (Кашивазаки, Такахама), ГЭС, нетрадиционные источники энергии. По производству электороэнергии – 3 место в мире (1025 млрд кВтч), производство на душу населения от 5000 – до 10 000 кВтч

3. Черная металлургия (центры: Токио, Нагоя, Осака) – отрасль международной специализации. Япония  по выплавке стали занимает 2 место в мире.

4. Машиностроение (центры: Токио, Нагоя, Осака) – ведущая отрасль промышленности Японии! По доле продукции машиностроения в экспорте Япония занимает 1 место в мире. Среди отраслей специализации – автомобилестроение, судостроение, робототехника (1 место в мире);  электроника.

5. Сельское хозяйство высокоинтенсивное.  Рис – повсеместно на западном побережье, вдоль русел рек. Развито садоводство, огородничество, зерновые (ячмень, пшеница) в зап. части о. Хоккайдо, повсеместно в восточной части (на юге – чай, табак, цитрусовые). Технические и кормовые культуры (сахарная свекла) в сев. части о. Хоккайдо. Разводят крупнорогатый скот, развито свиноводство и птицеводство.

6. Рыболовство – важная отрасль. По улову рыбы Япония на 1 месте. Развитие марикультуры. Жемчужный промысел.

7. Транспортная система развита. Широкое применение  монорельсовых скоростных железных дорог. По густоте пассажирских железнодорожных перевозок – 1 место в мире. Крупный морской торговый флот, использует «дешевые флаги».    

 

Высокий уровень технической оснащенности, автоматизированность. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений.


5группа Территориальная структура хозяйства.

1. «Лицевая часть». Главные промышленные районы расположены в Тихоокеанском поясе (Токио, Осаки, Нагои), являющимся ядром страны.

2. «Тыльная часть». Периферийная зона: горно - лесные районы о. Хонсю, где преобладает заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика, туризм.

Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций



Для слабых учеников – заполнить таблицу по группам:

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНИИ.

План

исследования

Описание

Вывод

1 группа

Особенности ГП (географическое положение)

1. Япония – страна архипелаг, состоящая из 4 крупных островов (…          

            , …                 ,  …                 , …                         ) и 4 000 мелких  

2. Береговая линия составляет            …          км.  

3. Омывается с  востока - …                            , с запада -     …    

Особенности ЭГП (Экономико-географическое положение)

1. Размещение на островах способствует развитию -             …

2. Нахождением Японских островов в Центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывающим возможности для    …МГРТ

2 группа

Природные ресурсы

1. Рельеф:

 Часты землетрясения…

2. Климатические ресурсы: ср. температуры января и июля, количество осадков

3. Полезные ископаемые:

5.Ресурсы геотермальной энергии

6.Ресурсы моря



3 группа Население Японии

1. Численность населения –

2. Воспроизводство –

3. Этнический состав -

4. Религии –

5. Размещение, плотность населения

6. Уровень урбанизации высокий …%

- пример агломераций

 - пример мегалополиса

7.Особенности населения

4 группа Хозяйство Японии.

 …                                     темпы роста экономики

 …                                     мировой кредитор

 Структура экономики – …                              

Практически все сырье и топливо …

Экспортируются готовые  …

 Ориентируется на  …

1.Электроэнергетика:  виды электростанций

 По производству электроэнергии   …   место в мире.

2. Черная металлургия  (центры:

По выплавке стали …   место в мире.

3. Машиностроение (центры:

Ведущая отрасль промышленности Японии. В экспорте – ? место в мире. Специализация: автомобилестроение, …, …, … .

4.Непроизводственная сфера (наука, кредитно-финансовая деятельность

По доле расходов на науку … место в мире.

5. Сельское хозяйство высокоинтенсивное.

Растениеводство

 Животноводство

6. Рыболовство – по улову рыбы ….  место в мире.

7.Транспортная система развита. По густоте пассажирских ж/д перевозок  …место в мире. Используют «дешевые флаги».   …




5 группа

Территориальная структура хозяйства.

1.


2.






- Назовите причины высокого темпа развития экономики Японии? Что представляет собой «Японская модель» развития экономики?»

                         


- «Японская модель развития» это …

1. Выработка разумной стратегии развития с учетом местных условий и национальных традиций (трудолюбие, самодисциплина, стремление к постоянному техническому совершенствованию);

2. Сочетанием крупного производства и мелких предприятий;

3. Заимствование и быстрое внедрение научных изобретений;

4. Большими капиталовложениями в науку в настоящее время; (1 место по доле расходов на науку и по числу ученых и инженеров)

5. Высоко развитой системой образования; сочетанием образования, науки и производства.

  1. Рефлексия.

- Удалось решить поставленные задачи? Что вы узнали нового?

Узнали о

      1. Особенностях ГП и ЭГП Японии …

  1. Природных условиях и ресурсах Японии …
  2. Население Японии …
  3. Хозяйстве Японии …
  4. Территориальной структуре хозяйства Японии …
  5. «Японской модели» развития Японии …
  6. Вспомнили о традициях, культуре японцев …

- Возможно ли применение «Японской модели» развития у нас в России?

Что вы не поняли?

В чем возникли затруднения?

Что вам понравилось на уроке?

(разные точки зрения)

7. Домашнее задание

  1. Закончить таблицу (заполнить полностью)
  2. Ответить на вопрос: почему японцы долго живут?

АРИГАТО! (Спасибо) САЕЕНАРА! (до свидания) (кланяясь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 10 классе "Япония - страна восходящего Солнца"

Презентация к уроку "Япония - страна восходящего Солнца"...

Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.

УМК:  География. Страноведение.  7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...

план-конспект урока+презентация на тему: "Япония - страна восходящего солнца"

Тема урока: «Япония- страна восходящего солнца .» Цель урока:  выявить особенности социально- экономического развития экономики...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока географии 11 класс "Япония - страна восходящего солнца"

Цели презентации •расширить представления о соседней державе – Японии;• выявить особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и культуры Японии;•показать неразрывную связь ...

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца

Урок литературы. 7 класс. Поэзия Страны Восходящего солнца...

Конспект урока по географии на тему: Страны Восточной Африки.

Цель: Учащиеся знакомятся со странами Восточной Африки. Более подробно изучается одна из стран – Эфиопия. Рассматриваются особенности её природы и хозяйства....


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Отличная разработка! Спасибо!

Фомина Татьяна Александровна

Понравилась ваша работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Фомина Татьяна Александровна

Понравилась ваша работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941