Программа краеведческого курса "Наш край родной - Азовский район
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Курс «Краеведение. Наш край родной – Азовский район» направлен на включение регионального содержания в школьный курс географии для основной школы. Программа по изучению локальной географии учитывает специфику местности, в которой проживает каждый ребёнок, что даёт возможность расширить самостоятельную работу учащихся, реализовывать деятельностный подход к познанию своей малой Родины. Данный курс рассматривает основные понятия физической географии на конкретных примерах окружающей среды, соединяя и сравнивая географические объекты и конкретные объекты своей местности.
Предложенные практические работы, проблемные ситуации, игры позволяют учащимся освоить понятийный аппарат программы, расширить познания местных особенностей, приобрести необходимые навыки, умения и компетенции.
Кроме того, уроки краеведения кропотливо, ненавязчиво учат детей подмечать все вокруг, любоваться тем, что окружает их каждый день. Любовь к родному краю, его природе, традициям формируют патриота своего края, воспитывают будущего гражданина России.
Основные цели курса: формирование у учащихся целостного образа родного Азовского района как части территории Донского края, развитие практических навыков для использования географических знаний в жизни, адаптации в природных и социальных условиях современной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Порт-Катоновская СОШ
Согласовано Утверждаю
на педсовете Диреатор школы
от___________ ____________ Гончарова Т.П.
Программа курса.
Краеведение.
«Наш край родной - АЗОВСКИЙ РАЙОН»
2011г.
Программа курса
«Краеведение. Наш край родной – Азовский район»
(34 часа)
Пояснительная записка
Курс «Краеведение. Наш край родной – Азовский район» направлен на включение регионального содержания в школьный курс географии для основной школы. Программа по изучению локальной географии учитывает специфику местности, в которой проживает каждый ребёнок, что даёт возможность расширить самостоятельную работу учащихся, реализовывать деятельностный подход к познанию своей малой Родины. Данный курс рассматривает основные понятия физической географии на конкретных примерах окружающей среды, соединяя и сравнивая географические объекты и конкретные объекты своей местности.
Предложенные практические работы, проблемные ситуации, игры позволяют учащимся освоить понятийный аппарат программы, расширить познания местных особенностей, приобрести необходимые навыки, умения и компетенции.
Кроме того, уроки краеведения кропотливо, ненавязчиво учат детей подмечать все вокруг, любоваться тем, что окружает их каждый день. Любовь к родному краю, его природе, традициям формируют патриота своего края, воспитывают будущего гражданина России.
Основные цели курса: формирование у учащихся целостного образа родного Азовского района как части территории Донского края, развитие практических навыков для использования географических знаний в жизни, адаптации в природных и социальных условиях современной жизни.
Для реализации данной цели необходимо:
Освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части России; об особенностях природных компонентов и влиянии деятельности человека на природу Азовского района, а также обратная связь - влияние природы на хозяйственную деятельность людей;
Овладение умениями ориентироваться на местности; составлять план местности своего поселения; работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач; объяснять и давать оценку природным, социальным и экологическим явлениям и процессам;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности;
Воспитание ценностного отношения к природе Азовского района и своей местности.
-1-
Содержание программы
.
Заселение территории Азовского района (2 часа)
Античные поселения. Славянское поселение. Народы Приазовья. Азов – гордость донского казачества. Азовские походы Петра 1. Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычаи и быт азовских поселений.
План местности (5 часов)
Определение направлений и расстояний на местности, плане, и географической карте. Способы ориентирования на местности, используемые на Дону. Топографический план местности, его чтение и составление.
Практические работы:
1. Ориентирование в природной среде местного поселения.
2. Составление плана местности.
3. Решение практических задач с использованием топографического плана.
4.Составление и описание географических маршрутов в районе поселения.
Географические карты Азовского района (2 часа)
Древние карты Азовского района, их авторы – составители. Первая карта Гекатея Милетского, составленная в 5 в. до н.э.. Карта Клавдия Птоломея 2 века н.э. «Атлас реки Дона и Чёрного моря» Корнеля Крюйса 1704 года. Карта Земли Войска Донского 1789 года.
Методы получения географической информации о Донском крае и Азовском районе: работа со статистическими и графическими материалами
Практическая работа.
1. Чтение физической карты Ростовской области (работа с атласом и контурной картой, определение географических координат населённых пунктов и расстояний между ними)
Литосфера и человек (5 часов)
Минеральные ресурсы Ростовской области и Азовского района. Природные и антропогенные формы рельефа, характерные для Азовского района. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления.
(овраги, оползни)
Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, рациональное использование земли.
-2-
Практические работы.
1 Изучение горных пород своей местности.
2. Описание форм рельефа своей местности.
3. Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.
Гидросфера и человек (8 часов)
Особенности гидрографической сети Азовского района (озёра, пруды, каналы). Устье реки Дон. Таганрогский залив Азовского моря. Экологические проблемы реки Дон, озёра Пелёнкино, Азовского моря.
Использование водных ресурсов района. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов, их охрана.
Практические работы.
1. Описание водных объектов.
2. Описание географического положения Таганрогского залива.
3. Характеристика речной системы реки Дон.
4. Нанесение на контурную карту Ростовской области основных водных
объектов.
Атмосфера и человек (5 часов).
Характеристика климата Азовского района. Сезоны года. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Влияние человека на климат района.
Практические работы.
1. Организация наблюдений за погодой своей местности.
2. Выделение и описание преобладающих типов погоды.
3. Построй график годового хода температур.
4. Построй график изменения высоты Солнца.
5. Построй диаграмму выпадения осадков.
6. Построй розу ветров для Азовского района.
Биосфера и человек. (4 часа)
Растительность Азовского района. Александровский лесхоз. Растительный мир устья Дона. Приспособление растительности к особенностям климата Азовского района.
Представители животного мира нашего района. Адаптация животных к природным условиям степи и водным просторам. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование человеком животного мира района.
-3-
Основные типы почв на территории Азовского района. Изменение и восстановление почв в процессе их хозяйственного использования.
Практические работы.
1. Описание типичных растительных сообществ своей местности.
Экологические проблемы Азовского района (2 часа).
Что изучает экология. Понятие об экологической обстановке и антропогенном воздействии. Влияние различных видов деятельности населения на природу района. Основные виды и источники загрязнений природной среды Азовского района.
Заповедники и заказники на территории Азовского района. Соблюдение правил поведения человека в природе.
Практические работы.
1. Единство природного комплекса.
Населённые пункты Азовского района. (1 час)
Анализ карты Азовского района. Ознакомление с историей названия крупных муниципальных поселений района.
Практическая работа.
1. Описание своего населённого пункта.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения по программе учащиеся должны:
Знать /понимать
- Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
- Географические явления и процессы, характерные для природы Азовского района, компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
- Специфику географического положения объектов природы Азовского района;
- Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории Азовского района;
- Характерные черты рельефа, природные и антропогенные формы рельефа Азовского района;
-4-
- Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления, характерные для территории нашего района;
- Особенности гидрографической сети Азовского района;
- Характерные черты природы Таганрогского залива Азовского моря;
- Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоёмов района;
- Характеризовать основные элементы климата Азовского района и района проживания, сезоны года на Дону;
- Особенности растительного, животного мира и почв района, их использование человеком;
- Охраняемые природные объекты на территории Азовского района;
- Связь особенностей жизни и хозяйственной деятельности населения района с природными, историческими и социально-экономическими факторами;
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в Азовском районе, и в населенном пункте проживания учащихся, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь
- Описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, происходящих на территории Азовского района;
- Находить и анализировать различные источники информации для изучения географических объектов и явлений, характерных для Азовского района;
- Приводить примеры: рационального использования и охраны природных ресурсов на территории нашего района, влияния окружающей среды на хозяйственную деятельность населения и формирование культуры населения.
- Составлять: план своей местности, краткую географическую характеристику своего административного района на основе разнообразных источников информации;
- Определять: на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, относительную и абсолютную высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
- Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик природы своей местности, представлять результаты измерений в различной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентирования на местности и проведения глазомерной топографической съемки территории, чтения карт различного содержания;
-5-
- Проведения фенологических наблюдений в природе своей местности, наблюдений за различными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- Наблюдения за погодой, состоянием воздуха и почвы своей местности, определения параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Литература.
1. Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г
2. Арутюнов Г.А. Азов – имя знаменитое. «ИИЦ «Патарва», 2009.
3 Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону ХПТМП «Донское
слово» Альманах «Казачья вольница», 1991.
4. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие
для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1984.
5. Нагорный Б.А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону: Кн. изд-
во, 1995.
6. Нагорный Б.А. Твой край родной. Ростов-на-Дону. Кн. изд-во, 1988
7. Природа, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие.
/Под редакцией Смагиной Т.А., Кизицкого М.И./ Ростов-на-Дону: Изд-во
Рост. облИУУ, 1995.
-6-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...
Авторская программа по краеведению "Край родной"
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма....
Авторская программа краеведческой направленности "География родного края" 8-9 класс. Автор- Утропова Е.В.
Вопросы изучения природы родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном кр...
Программа элективного курса "Край родной - вселенная моя"
Программа элективного курса по географии для предпрофильной подготовки учащихся...
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Про...
Презентация краеведческого объединения "Край родной".
Презентация краеведческого объединения "Край родной"....