Обучение географии по индивидуальным маршрутам
статья по географии по теме
Статья, в которой представлен теоретический и дидактический материал для организации коллективных учебных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedincev_tykvenko_-_obuch._po_ind._marshrut_geogr._v_shk_6-2012.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебединцев В.Б., Тыквенко Н.В. Обучение географии по индивидуальным маршрутам // География в школе. – 2012. – № 6. – С. 30-36.
В.Б. Лебединцев,
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
E-mail: lebedincev@kipk.ru, vb269@mail.ru.
Н.В. Тыквенко,
учитель географии и биологии, Гляденская основная общеобразовательная школа, Шарыповский район, Красноярский край
E-mail: tukwenko@rambler.ru
Обучение географии по индивидуальным маршрутам
Ключевые слова: индивидуальный маршрут, учебная ситуация, маршрутно-логическая схема.
Неоднородность учащихся по познавательным особенностям требует выстраивания индивидуальных образовательных стратегий в отношении разных учеников. В малочисленных школах для этого существуют неиспользуемые возможности. При этом реализовать индивидуальные маршруты важно не за счёт сугубо индивидуальной деятельности учащихся, а посредством разных ситуаций взаимодействия между ними. Кроме того, обеспечение учебного сотрудничества школьников становится весьма актуальным в связи с необходимостью формирования коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Опыт Гляденской школы показывает, что организация обучения по индивидуальным маршрутам не только возможна, но и эффективна. С 2004 года учебные занятия проводятся не в изолированных друг от друга классах, а в разновозрастных группах. На основной ступени разновозрастный коллектив объединяет 32 учеников пятого-девятого годов обучения. Они осваивают материал разным темпом и по своим последовательностям, используя способы и средства, адекватные индивидуальным особенностям.
Индивидуальный маршрут формируется во взаимодействии ученика и педагога. Степень самостоятельности учащегося зависит от возрастных особенностей и его готовности к самостоятельному планированию собственной деятельности.
Реализация индивидуальных учебных маршрутов достигается за счёт того, что на занятии одновременно разворачиваются несколько учебных ситуаций: одни школьники занимаются индивидуально, другие работают в парах с учителями и учениками, а третьи – в микрогруппах. Однако и фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных. Сочетаются одновозрастные и разновозрастные взаимодействия между учащимися [3; 7]. Для реализации индивидуальных маршрутов используются методики коллективных учебных занятий, разработанные или усовершенствованные М.А. Мкртчяном [5]:
• взаимопередача тем – изучив каждый свою тему, ученики обучают друг друга в парах сменного состава;
• поабзацная проработка сложных учебных текстов в парах сменного состава (методика А.Г. Ривина);
• взаимообмен заданиями – ребёнок, научивший выполнять задание определённого типа, учит другого его решению;
• взаимотренаж – отработка основных географических понятий, терминов: ученик диктует напарнику задания, сверяя ответы по своей карточке;
• взаимопроверка индивидуальных заданий – самостоятельно выполнив упражнение или ответив на теоретический вопрос с целью повторения и закрепления знаний, ученики в парах сменного состава обнаруживают, исправляют ошибки;
• в динамических парах по плану раскрывается содержание вопроса либо делается реферат (методика, обратная ривинской).
Параллельного преподаются нескольких предметов, школьники одного года обучения обычно распределяются по разным дисциплинам. Желательно использовать три вида учебных аудиторий: для работы учителя-предметника с одним или несколькими учениками, взаимодействия учащихся в парах и их индивидуальной деятельности. В одной аудитории могут быть ученики разных лет обучения и заниматься неодинаковыми предметами. В таких условиях появляется возможность создать учительскую кооперацию, в которой, кроме позиции учителя-предметника, выделяются позиции организатора учебного процесса и «ассистента».
В течение дня учитель может играть разные роли. В роли предметника он обучает новому материалу, контролирует качество знаний, проводит консультации, инструктирует. Много времени уделяет индивидуальному взаимодействию с учеником, при этом не столько проверяет самостоятельно изученный школьником материал, сколько подробно обучает многим новым темам, вопросам. Организатор учебных занятий координирует деятельность всех участников занятия. Задача «ассистента» – формировать универсальные учебные действия, направлять деятельность учащихся при работе в парах, малых группах и индивидуально, обеспечивать соблюдение методик коллективных занятий для качественного освоения материала [4]. Если занятие проводится одним учителем, то ему необходимо планировать, какую позицию и в какой момент он будет занимать сам, а что может делегировать ученикам.
Существенно меняется деятельность учителя по подготовке и планированию учебных занятий. Для выстраивания индивидуальных маршрутов ему следует вначале структурировать нелинейным образом содержание программы. Важно наглядно представить равновозможные учебные последовательности разворачивания содержания учебного предмета, не противоречащие системе научного знания. Таким средством являются маршрутно-логические схемы разделов. Схема обычно включает несколько горизонтальных строк. Темы, расположенные на одной горизонтали, независимы друг от друга. Тема, расположенная по вертикали ниже, может иметь зависимость от темы, расположенной выше. Зависимости обозначены стрелками [7, c. 34-36].
В маршрутно-логической схеме представлены структурно-логические связи между темами, показана очерёдность их освоения или же относительная независимость. Например, возможные маршруты изучения раздела «План местности» (см. схему): А – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Б – 1, 2, 5, 3, 7, 4, 6, 8. В – 1, 4, 6, 3, 2, 5, 7, 8. Г – 1, 3, 4, 6, 2, 5, 7, 8. Д – 1, 3, 2, 4, 5, 6, 7, 8. Е – 1, 4, 2, 5, 3, 7, 6, 8. Ж – … Кроме того, схема подсказывает, какие знания и умения необходимо актуализировать у школьника, прежде чем изучать ту или иную тему [6].
Опираясь на учётные таблицы выполнения учащимися программы [7, с. 122-129] и маршрутно-логические схемы, учитель с учениками составляют ориентировочные индивидуальные планы-заказы на разные периоды: год (или полугодие), четверть, месяц. Получается своеобразная матрёшка: план-заказ на предстоящее полугодие раскрывается в плане на четверть (причём не на все, а только на предстоящую), а четвертной план, в свою очередь, является основой для подготовки плана следующего месяца. Планы обычно оформляются таблицей: по вертикали располагается список учеников, а напротив фамилии указываются темы (либо блоки, если охватываемый период больше четвертного). Чем больше срок, тем обобщеннее представляется содержание обучения и результаты деятельности школьников.
План-заказ на месяц используется для составления индивидуальных маршрутов на предстоящие занятия. Темпы изучения курса неодинаковые (кто-то ещё только приступает к какому-либо разделу, а его товарищ переходит к следующему), многие ученики берут дополнительные темы и задания, поэтому их учебные маршруты сильно отличаются друг от друга. Это позволяет учесть индивидуальные особенности и возможности каждого школьника, а также обеспечить их сотрудничество благодаря распределению между ними разных учебных тем, заданий и позиций.
На основе собственной информации и пожеланий ученических рефлексивных групп учительская кооперация анализирует прожитый день и планирует, кого из учеников на предстоящем занятии учителю стоит обучить, проверить по той или иной теме (индивидуально либо в составе группы), кому целесообразно поработать в малой группе, паре или одному; определяется содержание учебной работы и способ её выполнения. Вначале учитель-предметник готовится индивидуально, а затем согласует полученный проект занятия с учительской кооперацией. В ходе занятия план конкретизируется и корректируется совместно с учащимися [7, с. 96-104].
План учебного занятия может быть оформлен следующим образом (см. табл. 1). Левый столбец – список всего учебного коллектива, а в клетках по горизонтали напротив фамилии ученика указывается каждый шаг учащегося. Кратко записываются задание и вид учебного взаимодействия в паре или группе: учится у кого-либо новой теме; учит другого хорошо усвоенному ранее материалу; совместно изучает некоторую тему; обсуждает с кем-либо определённый вопрос; тренирует или тренируется; осуществляет проверку правильности выполненных товарищем заданий или комментирует кому-то логику и ход решения своих заданий и вопросов; слушает лекцию; выполняет контрольную работу и т.п. Время выполнения заданий, обозначенных в каком-либо столбце, не является неодинаковым. Последовательность шагов ученика тоже не жесткая, многие из них можно оперативно поменять местами.
Таблица 1 | ||||
Фрагмент плана учебного занятия | ||||
Белоусов С. | У. Дальний Восток | С. Байкал-жемчужина Сибири | ВПТ с Елизарьевым. Русская равнина | С. Тест |
Елизарьев А. | СО № 2. Уральские горы. ОК | ВПТ с Коновым. Русская равнина | П с Тихоновым. Дальний Восток | У. Западно-Сибирская равнина |
Кононов С. | СО № 1. Русская равнина. Презентация | ВПТ с Елизарьевым. Северный Кавказ | С. Байкал-жемчужина Сибири | П с Тыквенко. Восточная Сибирь |
Сизоненко Н. | СО № 1. Русская равнина. Презентация | П с Тихоновым. Дальний Восток. Презент. | С. Байкал – жемчужина Сибири | ВПТ со Спивак. Северный Кавказ |
… |
Удобно использовать условные обозначения:
1. Например, со-бытийная ситуация: «С» – учащийся работает самостоятельно, «У» – с учителем, «СО» – в сводном отряде, «П» – в паре.
2. Методики и средства учебной работы: «ВПТ» – взаимопередача тем, «ОК» – опорный конспект, «Л» – лекция и т.п.
Тема, самостоятельно изученная школьником, но другими учениками ещё не освоенная, подлежит обязательной проверке учителем, в ходе которой корректируются и дополняются знания и умения, даётся допуск на её передачу. Только тот ученик может обучать чему-либо, принимать зачёт, если сам успешно усвоил материал.
В специальных учётных таблицах фиксируется информация о том, какую тему тот или иной ученик изучает в данный момент, с какими результатами он усвоил предыдущие, какие виды учебной работы выполнял. При этом используются разные символы, например: «» – приступил к выполнению задания; «∟» – изучил тему, требуется проверка; «+» – изучил тему, проверился; «» – передал (проверил). Кроме того, можно вместо знака плюс выставлять оценки в баллах, указывать (через дробь) формы взаимодействия, методики учебной работы (см. табл. 2).
Таблица 2 | ||||||||
Табло учёта прохождения блока «Районирование России» | ||||||||
Ф. И. ученика | Темы | |||||||
Районирование | Русская равнина | Северный Кавказ | Уральские горы | Западно-Сибирская равнина | Вост. Сибирь | Байкал | Дальний Восток | |
Рассохина А. | + / Л | • / С | 5 / ВПТ | |||||
Сизоненко Н. | + / Л | • / У | + 4 / С | 5 / П | ||||
Фролов С. | + / С | 5 / П | 5 / П | 5 / П | 5 / П | 5 / С | 5 / П | ∟ / С |
… |
Форма контроля качества знаний и умений определяется индивидуально: одному предлагается выполнить письменное задание (например тест), другому – поработать с географической картой, а с третьим проводится устный опрос. Дата текущего контроля также устанавливается индивидуально по мере прохождения учеником курса. Для текущего и рубежного контроля ученику предлагаются только те вопросы и темы, которые изучались им в контролируемый период. Определить, какие знания и умения подлежат контролю, помогает специальный журнал, который используется вместо традиционного журнала [8]. В нём отражается индивидуальная учебная траектория ученика.
По одной и той же теме готовится несколько вариантов дидактического материала. Например, тему «Рельеф Африки» ученик может изучать по методике А.Г. Ривина или методике, обратной ривинской, используя план-вопросник, или посредством объяснения учителя. Для каждой формы учебной работы готовится свой дидактический материал. Чтобы быстро находить нужный материал, желательно по мере его подготовки заполнять матрицу учебных источников (табл. 3). Если по каким-либо вопросам нет удачного материала для самостоятельной работы учащихся, то первичное обучение осуществляет непосредственно учитель (в составе группы или индивидуально).
Таблица 3 | |||||||||||||||||||||||
Источники учебного материала | |||||||||||||||||||||||
Раздел …. | |||||||||||||||||||||||
Темы и задания | |||||||||||||||||||||||
Тема … | Тема … | Тема … | Лабораторная работа | … | … | … | Обобщение | Контрольная работа | |||||||||||||||
Источники учебного материала | |||||||||||||||||||||||
Рекомендуемые способы изучения |
Выбор определённого способа (формы, метода) изучения темы, дидактического материала, его объёма зависит от индивидуальных возможностей учеников, задач их развития. Часто им самим позволяется выбрать удобный для себя способ деятельности.
Для организации учебной деятельности в парах и группах используются как целостные методики коллективных учебных занятий [5], так и отдельные их приёмы [1].
Примеры оформления дидактического материала
1. Обсуждение в паре
Развитие форм рельефа
Обсудите тему по вопросам. При затруднении обращайтесь к учебнику.
1. Под действием каких процессов происходит формирование рельефа?
2. В каких районах страны происходят тектонические движения земли?
3. Как менялся рельеф под влиянием ледника?
4. Какой рельеф создаётся под действием текучих вод?
5. Какой рельеф создаёт ветер?
6. Какое влияние на рельеф оказывает человек?
7. Назовите стихийные явления, происходящие в литосфере?
2. Текст для изучения по методике А.Г. Ривина
Рельеф материков. Южная Америка
1. В рельефе Южной Америки можно выделить две части: равнинный восток и горный запад.
2. Восток занят равнинами, так как там лежит Южно-Американская платформа.
На востоке на возвышенных участках образовались Бразильское и Гвианское плоскогорья. В понижениях платформы лежат низменности – Амазонская (самая большая низменность на Земле), Оринокская и Ла-Платская. На востоке отсутствуют действующие вулканы и редки землетрясения.
3. На западе расположены Анды – самые длинные горы на суше. Самая высокая точка Анд – гора Аконкагуа, её высота 6960 метров. Вершины гор покрыты снегами и ледниками. В Андах часты землетрясения и извержения вулканов. Это объясняется тем, что, Анды находятся на столкновении двух литосферных плит.
4. Южная Америка богата разнообразными полезными ископаемыми: горючие, рудные. В Андах особенно много месторождений медных руд. Название гор происходит от слова «анта» – «медь».
3. Материал для работы по методике взаимопроверки индивидуальных заданий
Решение задач на определение температуры воздуха
№ 1
1. У подножия горы Казбек температура +240 С. Какая температура будет на вершине?
2. Во время полёта стюардесса сообщила, что температура за бортом -280 С, у поверхности Земли +150 С. На какой высоте летит самолёт?
3. На высоте 8 км термометр показал -180 С. Какая температура в это время была у поверхности Земли?
Решение задач на определение изменения давления с высотой.
№ 2
1. Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100 м. У подножия горы давление было 720 мм рт. ст. Изменится ли давление с высотой? Ответ объясните.
2. Определите, на какой высоте летит самолёт, если за бортом самолёта давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм рт. ст.
3. Атмосферное давление у подножия горы 750 мм рт. ст. Каким будет атмосферное давление на высоте 2 км?
4.1. Задания для работы по методике взаимотренажа
Перевод численного масштаба в именованный
Карточка № 1 | Карточка № 2 | ||
Задание 1:500000 1:500 1:2000 | Ответ в 1 см 5 км в 1 см 5 м в 1 см 20 м | Задание 1:2500 1:75000 1:1000 | Ответ в 1 см 25 м в 1 см 750 м в 1 см 10 м |
4.2. Задания для работы по методике взаимотренажа
Словарь понятий по теме «Климатообразующие факторы»
1. Солнечная радиация – излучение солнцем тепла и света.
2. Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.
3. Трансформация – способность воздушных масс менять свои свойства.
4. Атмосферный фронт – полоса, разделяющая различные по своим свойствам воздушные массы.
5. Тёплый фронт – перемещение тёплых воздушных масс в сторону холодных.
6. Холодный фронт – перемещение холодных масс в сторону тёплых.
7. Циклон – атмосферные вихри с низким давлением в центре.
8. Антициклон – атмосферные вихри с высоким давлением в центре.
Карточки для взаимотренажа по теме «Климатообразующие факторы»
№ 1 солнечная радиация суммарная радиация трансформация атмосферный фронт | № 2 циклон тёплый фронт холодный фронт солнечная радиация | № 3 суммарная радиация атмосферный фронт тёплый фронт антициклон | № 4 трансформация циклон антициклон холодный фронт |
Примечание. Одно и то же понятие из словаря повторяется не менее двух раз.
5.1. План-вопросник для подготовки связного рассказа по изученной теме (работа по методике, обратной ривинской)
Рельеф суши: горы и равнины
1. Что такое рельеф? Какие вы формы рельефа бывают?
2. Как различаются горы и равнины по высоте?
3. Как на картах обозначены горы, возвышенности, плоскогорья, равнины и низменности?
4. Как различаются горы по строению?
5. Каким тектоническим структурам соответствуют горы, равнины?
6. Что такое складчатые пояса, платформа?
5.2. План-вопросник для подготовки связного рассказа при изучении нового материала (работа по методике, обратной ривинской)
Рельеф Африки
Источник: атлас «География материков и океанов. 7 класс», с. 14, 4-5. Учебник «В.А. Коринская, П.В. Душина, В.А. Щенёв. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2010. – С. 114-117.
1. Что лежит в основании материка Африка?
2. Какие формы рельефа имеются на материке? Какие формы рельефа имеются на северо-западе? Время образования этих гор. Какие формы рельефа имеются на востоке? На юге?
3. Какие высоты преобладают? По преобладающим высотам Африку можно подразделить на ____ и ____. Почему?
4. Самая высокая точка Африки.
5. Найдите на карте Великие Восточно-Африканские разломы. Какие тектонические процессы здесь наблюдаются?
6. Что произойдёт с Африканской плитой, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться?
7. Назовите полезные ископаемые Африки.
6. Пример изложения вопроса для освоения по методике взаимопередачи тем
Зона лесостепей и степей России
Лесостепь проходит через Русскую равнину на восток до Урала по южной окраине Западной Сибири до предгорий Алтая. Это переходная зона, где перемешаны лес со степью, почвы подзолистого типа – с черноземом, лесная фауна – со степью.
Где проходит зона лесостепей?
Чем характеризуется эта зона?
Зона степей простирается широкой полосой в пределах Русской и Западно-Сибирской равнин. Отдельные островки степей прослеживаются и восточнее, вдоль южных границ России.
Где проходит зона степей?
Климат степей изменяется с севера на юг и с запада на восток. Средняя температура июля в северной части этой зоны +19, а на юге +230 С. Средняя температура января на западе -5, а на востоке -180 С. В этом же направлении убывает и среднегодовое количество осадков: от 400-600 мм на западе, до 200-400 мм на юге Западной Сибири.
Каков климат степей? Как он меняется?
Зимой в степях обычно господствует континентальный умеренный и арктический воздух. Летом эту зону захватывает тропический воздух. Влага в лесостепи и степи накапливается зимой в виде снега. Дождей больше всего бывает в первую половину лета. Испаряемость значительно превышает количество выпадающих осадков. Коэффициент увлажнения меньше единицы. Нередко дуют суховеи, случаются засухи.
1. Какой воздух господствует в степях?
2. Когда накапливается влага?
3. Почему коэффициент увлажнения меньше единицы?
4. Что здесь бывает нередко?
Почвенный покров степей образован черноземами. Гумусовый горизонт составляет 80-100 см. Даже без удобрений, за счет мощного перегнойного горизонта, черноземы могут приносить высокие урожаи.
1. Какие почвы в зоне степей?
2. Какова мощность гумусового горизонта в черноземах?
3. Чем хороши черноземные почвы?
Из-за высокой испаряемости поверхностные воды степей скудны. Реки летом сильно мелеют, некоторые пересыхают, выпадающие осадки и талые воды быстро скатываются по долинам рек и оврагам. Лишь транзитные реки, пересекающие степи, более устойчиво приносят влагу.
1. Каковы поверхностные воды степей?
2. Что происходит с реками, с выпадающими осадками?
Степь – безлесная зона. Господствует травянистая растительность: ковыль, типчак, клевер.
Какая растительность преобладает в зоне степей?
Животный мир степей. Обитают различные грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки. В степях встречаются волк, лисица, хорь, истребляющий грызунов. Из птиц распространены дрофы, степной орел.
Какие животные обитают в зоне степей?
В степях ещё в ХΙХ в. исчезли дикие лошади – тарпаны, а также косули, дикие быки – туры, зубры.
Какие животные исчезли в степях?
Степи почти полностью распаханы и вместе с лесостепью представляют основной земледельческий район России. Отсюда мы получаем большую часть пшеницы. Здесь размещены сады и виноградники, плантации технических культур – сахарной свеклы, подсолнечника.
Что выращивают в степях?
Вопросы ко всей теме.
1. Где проходит зона лесостепей и степей?
2. Почему зона степей главный земледельческий район России?
3. Почему растения расцветают в начале лета?
Благодаря организации обучения по индивидуальным маршрутам существенно улучшилась успеваемость детей, они умеют самостоятельно изучать материал, вникнуть в суть услышанного или прочитанного, понятно другому изложить свои мысли и знания. Успешность порождает дополнительный интерес к предмету. Многие учащиеся досрочно изучают материал, запланированный им на учебный год. У учеников воспитывается дух соревнования, но при этом они охотно идут на сотрудничество. Отсутствие учителя на уроке не снижает их активности. Ведь у каждого есть план на неделю и к нему соответствующий дидактический материал.
Литература
1. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. – 2005. – № 4. – С. 102-112.
2. Лебединцев В.Б. Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 99-108.
3. Лебединцев В.Б. Разновозрастное обучение // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – № 5. – С. 14-26.
4. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 224-231.
5. Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – № 12. – С. 50-63. – 2011. – № 1. – С. 55-64. – URL: http://menobr.ru.
6. Модифицированные программы для разновозрастных коллективов на ступени основного общего образования. Биология. Химия. География: методическое пособие / В.Б. Лебединцев [и др.]. – Красноярск, 2009. – 84 с.
7. Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся: методическое пособие / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец; под ред. В.Б. Лебединцева. – Красноярск, 2010. – 152 с.
8. Об утверждении журналов для разновозрастных учебных групп: приказ агентства образования администрации Красноярского края № 485 от 07.07.2006. – URL: phido.ru/ViewArticle.aspx?Article_ID=2472.
Литература размещена в свободном доступе в интернете по адресам: www.kco-kras.ru, www.pedlib.ru и phido.ru/BrowseArticles.aspx. В качестве поискового слова использовать фамилию нужного автора.
1. План местности. Масштаб. Условные знаки
4. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями
3. Чтение плана местности
5. Маршрутная и полярная съёмка
7. Практическая работа «Составление плана местности»
6. Практическая работа «Определение высоты точки на местности»
2. Ориентирование на местности
8. Практическая работа «Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек»
Маршрутно-логическая схема по разделу «План местности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные маршруты, как один из эффективных методов в обучении учащихся вечерних школ.
Статья посвящена особенностям составления и применения индивидуальных образовательных маршрутов в вечерних школах....
Диалог в дистанционном обучении как способ выстраивания индивидуального маршрута обучающегося.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольк...
Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе
На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...
Лист индивидуального маршрута обучения социально-экономического профиля
Лист индивидуального маршрута обучения социально-экономического профиля....
Лист индивидуального маршрута обучения ФИО: Новиковой Оли; Новиковой Екатерины. ученика МБОУ «СОШ №1» на 2013-2016 учебный год.
Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута ка...
Проект индивидуального маршрута обучения
Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы является одним из основных направлений индивидуализации процесса обучения. Основной целью этого направления является создание системы выяв...
Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии
Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии...