"Карта мира на моем обеденном столе"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Урок в 10 классе знакомит учащихся с жизнью и деятельностью Н. И. Вавилова; с Центрами происхождения культурных растений, с родиной культурных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._karta_mira_na_moyom_obedennom_stole._scenariy_uroka.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
.
Урок по теме
«Карта мира на обеденном столе».
Номинация – сценарии уроков.
Подготовила:
Учитель географии – Утаганова И. Б.
Тюменская область, ЯНАО,
город Новый Уренгой,
СМП 700, дом 43, кВ.12
Т. 922-452-02-16
indira1005@mail.ru
Программа
Учебник – Экономическая и социальная
география мира.
10 класс, В.П. Максаковский.
г. Новый Уренгой
Цель: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Н. И. Вавилова;
познакомить учащихся с Центрами происхождения культурных растений, с родиной культурных растений. Совершенствовать навыки работы с картой, дидактическим материалом.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, компьютер, проектор, разносы с продуктами питания.
Тип урока: комбинированный.
Класс разделён на 5групп.
Ход урока.
Учитель географии.
Сегодня у нас необычный урок - урок-практика. Мы совместим две темы политическая карта мира и Центры происхождения культурных растений. Мы попытаемся самостоятельно получить более углубленные и расширенные знания.
Главной целью нашего занятия является выполнение практической работы, в результате которой вы должны узнать Центры происхождения культурных растений и спроецировать их на политическую карту мира. Но, вначале я бы хотела предоставить слово ученице вашего класса Мавриной Вале.
Выступление Мавриной Вали (ученица 10 класса).
Вавилов Николай Иванович (1887-1945), российский генетик, историк, физиолог, селекционер, биолог. Он создатель учения о биологических основах селекции и Центрах происхождения и разнообразия культурных растений. Организовал ботаника- агрономические экспедиции в страны Средиземноморья, Северной Африки, Северной южной Америки, установил на их территории древние очаги происхождения и разнообразия культурных растений. Собрал крупнейшую коллекцию семян культурных растений, обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов (1920). Автор концепции линеевского вида как системы (1930). Инициатор создания многих научно-исследовательских учреждений, президент Всесоюзного географического общества. (1931-1940).
В августе 1940 года арестован, обвинён в контрреволюционной вредительской деятельности и в июле 1941 года приговорён к расстрелу, заменённому 1942 году 20-летним заключением. Умер в больнице саратовской тюрьме, посмертно реабилитирован в 1955 году.
Он прошёл дикими непреступными зарослями пяти континентов. В Эфиопии встретился с бандитами. На Кавказе попал в оползень и выкарабкался с тяжёлым рюкзаком. В Сахаре провёл ночь рядом с логовом льва. Неделю питался в пустыне сушёной саранчой. Был первым европейцем, проникшим в высокогорный район Афганистана, хотя не имел ни опытных проводников, ни карт.
Но разве был покой этой душе и в самые мирные годы, во время ежедневной работы? Он вставал раньше солнца, спал только пять часов, никогда не бывал в отпуске, не знал что такое «выходной».
Успеху Вавилова предшествовала известность его учителей – Тимирязева, Бежсона. У него очень быстро выросла научная школа. Из Саратова за ним, совсем ещё молодым профессором, уехал в голодный Петроград сразу же около тридцати человек. Целый «Вавилон», как говорили тогда…
Он очень много дал своей молодёжи в нравственной области. В блокадном голодном Ленинграде его ученики не притронулись к огромному семенному запасу своего института. Ведь это была та мировая коллекция культурных растениё, которую собирал Вавилов. А они знали, что некоторые семена доставались ему с риском для жизни. Но главное-это была (и есть!) коллекция генов растительного богатства планеты, которую необходимо передать в будущее. И люди умирали голодной смертью рядом с пищей-с семенами.
В обстоятельствах смерти академика Вавилова не все до конца ясно, хотя под документы (они сохранились). Николай Иванович в тюрьме оставался самим собой. У него не было ожесточения в страданиях. Документы показывают, что он ни одному человеку не причинил вреда, не старался облегчить свою учесть, очернить других.… Таково официальное заключение.
Нельзя оправдать тех, на чьей совести гибель Вавилова, или как-то их роль. Но сейчас несправедливо по отношению к великому учёному перебирать только эпизоды его трагедии. Не пепел смерти, но пламя жизни должны нести дальше потомки. И помнить вавиловский завет: «Жизнь коротка, надо спешить, спешить, решая высокие задачи».
Учитель.
Ребята, мы приступаем к основной части нашего урока «Практической работе».
Цель практической работы в том, чтобы по продуктам питания и материалам предоставленным на разносах каждой группе, определить и классифицировать их по Центрам.
Она состоит из двух этапов.
1 этап.
Вы должны будете по набору продуктов питания и материалов (каждой группе раздаются подносы с продуктами питания и тканью), пробуя, нюхая их:
- Определить из какого растения изготовлено;
- По таблице №1 определить Центры происхождения культурных растений;
- Занести результаты в таблицу №2.
- Алгоритм выполнения работы представлен каждой группе.
- На выполнение этой работы вам дается 15 минут. (Во время выполнения работы учитель консультирует).
На экране высвечивается таблицы Центры происхождения Культурных растений.
2 этап.
Но это ещё не всё, впереди ещё один этап. Сейчас, вы полученные знания спроецируете на политическую карту мира. На экране таблица №3. Перед вами таблица со странами, которые являются родиной тех или иных сельскохозяйственных культур. Через несколько минут кто-нибудь из каждой группы выйдет по очереди к доске и представит продукты питания, которые пробовали, назовут
сельскохозяйственную культуру Центр происхождения страны.
На парте вам будут представлены Центры происхождения в виде цветных тарелок и названия культур. Вы должны будете выбрать свой Центр наложить на контурную карту и прикрепить к ней культуры. (Контурная карта «Политическая карта мира» представлена на доске в виде стола.)
Поле того, как ребята отчитались о проделанной работе, учитель подводит итог урока.
Комментарии оценок.
Итак, тех целей и задач, которые были поставлены перед нами мы достигли:
1.Познакомились с Центрами происхождения культурных растений; <Рисунок1>
2. Узнали страну – родину растения; <Рисунок2>
3. Спроецировали на карту мира. <Рисунок3>, <Рисунок4>.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сервировка праздничного обеденного стола».
Тема: «Сервировка праздничного обеденного стола. Блюда праздничного стола».Цель урока: научить учащихся сервировать праздничный стол, стол – фуршет. Задачи:образовательная: ознакомит...
Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....
Конспект урока «Обеденный стол: эстетическое оформление»
Цель: ознакомить учащихся с особенностями оформления обеденного стола, составления меню к обеду, с основами рационального питания; совершенствовать умения по подготовке стола к приём...
Классный час на тему "За обеденным столом"
Цель: познакомить учащихся с основными правилами поведения за столом, правилами сервировки стола и способом употребления различных блюд....
конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Проигрывание ситуации "Накрываем стол к чаю"
предмет "Развитие речи и окружающий мир"...
Исследовательская работа. «Принцесса» на обеденном столе или просто – Соль!
В разных странах люди употребляют в пищу различные продукты. И только один продукт везде одинаков – поваренная соль. В минералогии её называют галитом, в технике и в быту – поваренной или ...
Проект "Карта мира на нашем столе"
Данный проект исследует родину растениий-путешественников, которые были завезены в нашу страну. Он знакомит с центрами происхождения некоторых растений, которые встречаются на нашем обеденном столе...