Войди в лес другом
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя. Значение этого сообщества растений настолько велико, что вряд ли найдется что-то подобное, играющее в природе и в жизни человека такую важную роль. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км2 , это составляет 25 % мировых запасов.
К сожалению, Белгородская область и Волоконовский район относятся к лесодефицитным районам страны. Поэтому необходимо охранять от хищнического уничтожения те немногие лесные насаждения, которые еще остались.
Особую тревогу и беспокойство несет зеленым насаждениям всеми любимый праздник – Новый год. Появляется много желающих украсить свой дом празднично пахнущими зелеными красавицами. Но невсегда жители нашего поселка законным путем приобретают сосны и ели. Есть много тех, кто варварским способом осуществляет несанкционированные вырубки деревьев.
Данным мероприятием хотелось обратить внимание учащихся на проблему повышения собственной экологической культуры и культуры жителей п. Пятницкое, бережного отношения к природным богатствам, в частности лесным ресурсам родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_voydi_v_les_drugom_panteleeva_o.v._mbou_pyatnickaya_sosh.rar | 648.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Войди в лес другом»
Форма проведения: круглый стол
Участники: обучающиеся 6 классов, члены кружка «Школьное лесничество», руководитель кружка «Школьное лесничество» Пантелеева Оксана Викторовна, заместитель директора ОКУ «Волоконовское лесничество» Щекин Геннадий Геннадьевич.
Пояснительная записка
Лес…одно из самых коротких слов в нашем языке, а как много вобрало оно в себя. Значение этого сообщества растений настолько велико, что вряд ли найдется что-то подобное, играющее в природе и в жизни человека такую важную роль. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн. км2 , это составляет 25 % мировых запасов.
К сожалению, Белгородская область и Волоконовский район относятся к лесодефицитным районам страны. Поэтому необходимо охранять от хищнического уничтожения те немногие лесные насаждения, которые еще остались.
Особую тревогу и беспокойство несет зеленым насаждениям всеми любимый праздник – Новый год. Появляется много желающих украсить свой дом празднично пахнущими зелеными красавицами. Но невсегда жители нашего поселка законным путем приобретают сосны и ели. Есть много тех, кто варварским способом осуществляет несанкционированные вырубки деревьев.
Данным мероприятием хотелось обратить внимание учащихся на проблему повышения собственной экологической культуры и культуры жителей п. Пятницкое, бережного отношения к природным богатствам, в частности лесным ресурсам родного края.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме сохранения хвойных насаждений района.
Задачи:
1. Создавать условия для повышения экологической и эстетической культуры поведения учащихся в лесном биоценозе.
2.Способствовать воспитанию бережного отношения к природным лесным богатствам.
3. Расширять знания о лесе, его роли в жизни людей и природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
Оформление: стены класса оформлены плакатами: «Лес - чудесное творение природы», «Зеленая красавица, живи!», «Сохраним леса п. Пятницкое», «Береги природу!»; выставка детских рисунков, книг на тему «Заходи в зелёный дом - чудеса увидишь в нём», фото новогодних композиций, листовки и памятки на тему «Живи, елка!», «Лес – наше богатство».
Методические советы на подготовительный период:
Занятие рассчитано для обучающихся 6-7 класса. Перед проведением мероприятия учитель разрабатывает сценарий мероприятия, изучает научно-методическую, художественную литературу, подготавливает фото и видеоматериал, презентацию. Вместе с членами кружка подготавливаются листовки, плакаты, рисунки, новогодние композиции, высказывания, пословицы, поговорки, стихи о лесе, вопросы для круглого стола. С помощью библиотекаря организовывается выставка творческих работ, книг и журналов о лесе.
План занятия
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3.Заключительная часть.
4.Рефлексия.
5.Подведение итогов.
Ход проведения мероприятия:
1.Организационный момент.
Я так боготворю деревья
И их доверьем дорожу.
В лес захожу,
как будто к другу в дверь я,
И как по храму, по лесу хожу.
Учитель: Новый год-это праздничные хлопоты, подарки, белый пушистый снег за окном, Дед Мороз и Снегурочка, бенгальские огни, фейерверки, новогодние поздравления и традиционно нарядная зеленая красавица – ёлка, сверкающая разноцветными огнями и завораживающая волшебным ароматом счастья.
Однако новогодняя ёлка - не только красивая традиция. У неё есть и вторая сторона - значительный ущерб нашим лесным богатствам. Накануне праздников погибает большое количество деревьев. По статистике этот обычай можно сравнить с ежегодным лесным новогодним пожаром.
Лесничество ежегодно устраивает ёлочные базары, где каждый желающий может приобрести зелёную красавицу. Но всегда ли так происходит? В канун Новогодних праздников в сосновом лесу, да и на территории посёлка, можно найти огромное количество повреждённых деревьев: верхушки спилены, ветки обломлены, совсем маленькие сосны - срублены под корень. Ежегодно случаются факты несанкционированной рубки хвойных насаждений. Лесные красавицы становятся добычей варваров без совести. А сколько зелёных красавиц выбрасывается после праздников, не найдя применения? Сколько ежегодно официально продаётся ёлок в период новогодних праздников? Какова площадь вырубок сосен в нашем районе?
Для поиска ответов на все эти вопросы сегодня мы проводим круглый стол на тему «Войди в лес другом» в рамках экологической акции «Живи, ёлка!».
2. Основная часть.
Сегодня у нас в гостях заместитель директора ОКУ «Волоконовское лесничество» - Щекин Геннадий Геннадьевич, он ответит на все интересующие вас вопросы. Но сначала послушаем немного истории, о том, откуда пришел обычай наряжать и украшать елку.
1 ученик: Обычай наряжать ели и сосны пришел к нам из Германии. Царь Петр I указом повелел «…ставить елки и делать украшения от древ и ветвей сосновых, еловых…». Но после его смерти это нововведение ушло в забытье. И ни Пушкин, ни Лермонтов новогодних ёлок не знали и не видели – у них были святки, маскарады и балы. После революции новогодняя ёлка была признана «дикарским обычаем» и полностью списана со счетов. Лишь в 1935 году Сталин вернул новогоднюю ёлку народу. Так вечнозеленая красавица дошла до наших дней.
2 ученик: За один «Новый год» вырубаются сотни тысяч елей. За неделю исчезают леса. Чтобы восстановить лес нужны десятки, иногда сотни лет, а уничтожить его можно за неделю. Хочется обратиться ко всем здравомыслящим людям – остановитесь, задумайтесь о будущем, не уничтожайте своим безразличием и беспечной праздностью наши леса. Ведь лес, кроме того, что и «сам живой» – это еще и дом для миллионов живых существ, большую часть которых человек уже истребил.
Учитель: В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Ребята, а как вы думаете, какое значение имеет лес в природе и жизни человека?
(Ответы и выступления учащихся)
Основные направления использования леса в хозяйственных целях:
1.Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
2.Источник энергии (дрова)
3.Строительный материал
4.Сырьё для производства (производство бумаги)
Значение леса в природе:
1. Растения вырабатывают кислород. Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 взрослым людям.
2. Только зеленые растения используют энергию солнца и создают органические вещества.
3. Лесные насаждения эффективно влияют на температуру местности, влажность воздуха, на почву и микроклимат в целом. Самые лучшие увлажнители воздуха: тополь и дуб. Растения помогают очистить воздух от пыли и химических веществ.
4.Растительность влияет на ветровой режим и защищает населенные пункты. Заросли боярышника снижают скорость ветра почти в 1, 5 раза.
5. Растительность главный фактор почвообразования.
6. Лиственные породы деревьев эффективно снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебаний листьев.
7. Растительный покров – это мощный лечебный и оздоровительный фактор для человека. Хвойные леса выделяют фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы, благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.
Составляется схема на доске
Учитель: Мы видим с вами, что значение леса очень велико, но может быть рубка новогодних деревьев не столь и страшна для Волоконовских лесов? О состоянии лесных ресурсов на территории нашего района нам расскажет заместитель директора ОКУ «Волоконовское лесничество» - Щекин Геннадий Геннадьевич.
Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: (рассказ о работе лесничества)
Общая площадь «Волоконовского лесничества» - 6719 га, хвойное хозяйство – 650 га, твердолиственные породы - 4795 га, мягколиственные породы – 807 га, ценные леса составляют – 6303 га, они же являются противоэрозионными лесами; водоохранные леса – 80 га, защитные леса природных и иных объектов – 336 га, защитные полосы возле дорог – 8 га и леса зеленой зоны -328 га.
…В преддверии Нового года с 1 декабря по 31 декабря проводится акция «Охрана новогодних сосновых насаждений от самовольных порубок», совместно с работниками МВД проходят круглосуточные дежурства для предотвращения самовольных порубок. За срубленное дерево предусмотрен административный штраф- 5000 рубл. за каждый 1 м.
…ОКУ «Волоконовское лесничество» по госзаказу выполняет следующие виды работ:
1)Рубки ухода за лесом (выборочные и сплошные санитарные рубки).
2) Рубки ухода в молодняках (осветления и почистки).
3)Выращивание посадочного материала (сеянцы и саженцы древесно-кустарниковых пород).
4)Посев и посадка на площадях, вышедших из-под сплошных санитарных рубок, кроме осины и на площадях, не покрытых лесом.
5)Дополнение лесных культур прошлых лет.
6)Противопожарные мероприятия (ремонт дорог противопожарного назначения, устройство новых и ремонт существующих противопожарных барьеров, изготовление и установка шлагбаумов, знаков, аншлагов).
7) Благоустройство лесной территории (устройство мест отдыха, очистка леса от захламления).
8)Закладка плантаций для новогодних елей.
С 2010 года наше лесничество участвует в региональном экологическом проекте «Зеленая столица», который развивается по пяти направлениям:
- озеленение и ландшафтное обустройство территории области;
- рекультивация участков, испытавших техногенное воздействие со стороны хозяйствующих субъектов - предприятий горнорудного комплекса и других промышленных отраслей;
- развитие рекреационных зон;
- сплошное облесение меловых склонов и опасных в эрозионном отношении участков;
- координация работы по производству посадочного и посевного материала.
Весной 2013 года такая работа продолжится во всех районах области с привлечением общественности, школьников, местного населения.
Учитель: Ребята, может у вас есть вопросы к нашему гостю?
Вопрос: Где заготавливаются специальные новогодние ели, сосны?
Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Новогодние ели, сосны выращиваются на специальных плантационных площадях, которые специально закладываются для рубки в новогодний период. Кроме этого на наших рынках продаются привозные ели и сосны из других областей, а также население использует искусственные елки.
Вопрос: Как отличить законно заготовленную новогоднюю ель от браконьерской?
Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»:
Чтобы избежать покупки "браконьерской" продукции, новогоднюю ель или иное хвойное дерево лучше покупать только на специально организованных рынках, где у продавцов имеются накладные на продаваемые деревья, а покупателям выдается квитанция. Живые новогодние деревья, которые продаются "с рук" имеют браконьерское происхождение.
Вопрос: Сколько нужно времени, чтобы вырастить новогоднюю ель среднего размера?
Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Это зависит от условий и технологии выращивания. В нашей природной зоне этот процесс занимает, как правило, 6-7 лет. Из них два года уходит на выращивание сеянцев (обычно для закладки "новогодних" плантаций используются такие же сеянцы, как и для восстановления леса на вырубках). Как правило, чем южнее, тем этот период меньше, чем севернее - тем больше.
Вопрос: Как организовано плантационное выращивание новогодних деревьев в нашем регионе?
Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: В Белгородской области для новогодних праздников выращивают не елки, а сосны. Эти сосны не вырубаются в лесных массивах. Для выращивания зелёных красавиц в местах, непригодных для культивирования других пород деревьев, созданы специальные плантации. Одна из таких плантаций находится за пределами п. Волоконовка. Часть сосенок вырубается среди молодняка, с целью его прореживания. За семь лет сосна вырастает только на один метр, однако экологии района ничего не угрожает, т.к. эти сосны были посажены для того, чтобы жителей нашего района к Новому году обеспечить ёлками…
Вопрос: А почему главная елка страны не искусственная, а настоящая, кроме этого главные елки в наших поселках также настоящие?
Представитель ОКУ «Волоконовское лесничество»: Главная елка страны должна соответствовать ряду требований: ее возраст должен быть более 100 лет, а, следовательно она подлежит вырубке, на ее место посадят несколько новых деревьев. Что касается главных елок в наших поселках, то используют не целые деревья, а ветки, которые укрепляют в специальном каркасе.
Учитель: Что лучше для природы: один раз обзавестись искусственной елкой или каждый год покупать живую? Или делать новогодние композиции, букеты? Как вы думаете, ребята?
Ответы:
- Искусственная праздничная елка – самый лучший вариант: и гости счастливы, и леса живы.
- Искусственные елки бывают разной высоты – от совсем маленьких, которые можно установить на столах, до пятиметровых.
-Елки бывают разной пушистости, с разными оттенками, к некоторым не нужно покупать гирлянду, т. к. продаются елки с рассеянным сиянием и даже с хвойным ароматом.
- Искусственные елки не осыпаются, на них не может быть аллергии, они удобны и экологичны.
-У таких елей длительный срок эксплуатации, который доходит до 10 лет. А за это время вы сохраните 10 живых елей.
3. Заключительная часть.
Учитель: Я надеюсь, что каждый из вас сделает правильный выбор, и вместе мы сможем спасти «зеленое золото» нашего района, области, страны. Очень трогательны слова о лесе И. С. Никитина:
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес.
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое,
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.
3 ученик: Лес в опасности! У наших лесов много проблем. Какие же это проблемы? (На доске дети составляют схему; рассказ о жизни елки после праздника)
Если мы будем варварски относится к лесу, он может исчезнуть, а с ним исчезнут птицы, звери, насекомые, цветы, ягоды, грибы, чистый воздух, летняя прохлада…
Леса уходят, жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Лес вырубают – океан зеленый,
Лишь на тебя надежда – Человек
Цени и уважай доверие природы.
Учитель: Хочется верить, что после сегодняшней встречи изменится ваше отношение к новогодним елкам, другим деревьям не только в нашей школе, но и в ваших семьях. Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век, через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас. Закончить нашу встречу я хочу словами Б. Васильева из произведения «Не стреляйте в белых лебедей»: «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку. А их обидишь – себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь. Дерево – это теплое и многотерпеливое создание».
4.Рефлексия. В заключении предлагается каждому участнику круглого стола, передавая символ елочки, сделанный членами кружка, высказать мнение по обсуждаемой проблеме и пожелания. Продолжить предложения: «Для меня лес - это…», «Из сегодняшней встречи я узнал( а)…», «Чтобы спасти наши леса надо…».
Учитель:
Вам низко кланяюсь, леса,-
Зверям, букашкам, каждой птице.
Живу с надеждой возвратиться
К вам снова: верю в чудеса…
Вам низко кланяюсь леса.
5.Подведение итогов
Литература
1. Балбышев И.Н. Из жизни леса. С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990.
2. Бобров Р.С. Беседы о лесе.- М.: Молодая гвардия,1982 .
3. Герасимова В.А. «Классный час – играючи». – М., 2006.
4. Дмитриев Ю. и др. Книга природы. М.: Детская литература, 1990.
5. Лес и человек. - Ежегодник - Москва «Лесная промышленность» ,1989.
6. Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.
7. Русская поэзия детям, 3-е изд. Л., 1989.
Приложения
Фото № 1 Актив кружка «Школьное лесничество»
Фото № 2 Выступление представителя ОКУ «Волоконовское лесничество»
Щекина Геннадия Геннадьевича
Фото № 3 - 10 Выступления обучающихся кружка «Школьное лесничество»
Фото № 5,6
Фото № 7,8
Фото № 9,10
Фото № 11 Составление учащимися схемы «Значение леса»
Фото № 12 Составление учащимися схемы «Проблемы леса»
Фото № 13,14 Рассказ учащихся об изготовлении листовок, памяток, новогодних композиций.
Фото № 15,16 Выступление о воздействии населения на хвойные насаждения п. Пятницкого.
Фото № 17, 18 Рассказ о жизни елки после праздника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Войди в природу другом"
Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экол...
"Войди в природу другом" Театрализованное представление.
Цель мероприятия:- приобщать учащихся к просветительской деятельности путем передачи младшим школьникам знаний нравственно-экологического содержания через инсценирование, рисование природоохранн...
Войди в лес другом
Внеклассное мероприятие...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ»
Знать особенности природы родного края, значение леса в нашей жизни, заложить основы природоохранного поведения....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Войди в природу другом»
Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности...
Экологическая игра "Войди в природу другом"
Классный час в 6 «Б» классеклассный руководительШульжик Е.В.Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.Зада...
Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом".
Устный журнал « Войди в лес другом»( журнал проводится с учащимися 6-7кл в рамках Декады биологии)...