Урок по теме: "Особенности природы Западно-Сибирской равнины"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Ромашкина Наталья Владимировна

Познакомить с особенностями природы Западно-Сибирской равнины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ  РАВНИНА: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ.

Цель: познакомить с особенностями природы Зап.Сиб. равнины.

Задачи: Воспитательные: - формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.

Обучающие: - формирование представлений о природных особенностях и ресурсах Западно-Сибирской равнины: особенностях географического положения, рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата; - рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири;

Развивающие: - навыки работы с картами России: физической, тектонической, климатической; - умение учащихся работать в группе и выступать перед аудиторией; - умение сравнивать величайшие равнины России: Русскую и Западно – Сибирскую, находить сходства и различия.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- физич. карта России и Западной Сибири,

- презентация «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы».

- медиапроектор,

- компьютер,

 - карточки – задания для команд, названия команд.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

- Добрый день! Здравствуйте!

На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Урала, познакомились с его богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами. Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют- Сибирь. Хочется начать изучение этого региона  словами Александра Твардовского из поэмы  «За далью-даль». Эти слова станут эпиграфом в изучении данной темы (учитель выразительно зачитывает эпиграф).

НА ДОСКЕ стих и д.з.:    

 Сибирь! Леса и горы скопом,

Земли довольно, чтоб на ней

Раздаться вширь пяти Европам

Со всею музыкой своей.

Могучий край всемирной славы,

Что грозной щедростью стяжал,

Завод и житница державы

Ее рудник и арсенал!                       А. Твардовский  «За далью-даль».

УЧИТЕЛЬ:  В словах поэта показано все величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.

-Какой на ваш взгляд регион мы будем исследовать сегодня первым?

    (Западно- Сибирскую равнину).

А как вы думаете, почему?

1) согласно последовательности изучения крупных районов России,

2) данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.

- И тема нашего урока:  «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы».

(слайд №1).

Каковы же наши цели и задачи? (дети ставят  их сами).

ЦЕЛЬ:

Определить особенноси ФГП,  продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на  примере  Западно-Сибирской равнины. 

ЗАДАЧИ:

1) Развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.

2) Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.

3) Создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в оценивании Западно-Сибирской равнины, как географического объекта.

4) Развивать пространственное мышление, внимание, память, умение применять полученные знания на практике.

Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне  по Западно-Сибирской равнине.

- Итак, я приглашаю вас в путь.

Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. ГП.

Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи. - на западе – восточнее предгорий Урала,

- на востоке – долина р. Енисей,

- на севере – береговая линия Карского моря,

- на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского  мелкосопочника,  Алтая,  Салаира  и Кузнецкого Алатау.)

 По форме походит на трапецию – сужается к северу и расширяется к югу. С запада на восток она простирается от Урала до Енисея на 1900 км, с севера на юг – на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения – вот что выделяет эту территорию.

Как велика по площади З-С равнина, можно убедиться, сравнив её площадь с площадью некоторых крупнейших стран мира, входящими в первую десятку мировых лидеров. (слайд №2).

Интересным оказывается сравнение равнины со странами Европы. Восемь вместе взятых государств, из них шесть – самые крупные в Европе, по площади равны Западной Сибири (слайд №3). 

Ребята, а давайте забудем на минуту, что Западно-Сибирская равнина уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами, и наши исследования будут положены в основу нового учебника по географии. Как вы думаете, это возможно? Давайте попробуем.

  1.  Исследовательская работа.

Мы работаем в  группах  исследователей:  

1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»

2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат  Западно-Сибирской равнины?»

3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды  Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод    Западно-Сибирской равнины?»

4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно-Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»

Перед вами лежат карточки на которых указаны сравнительные особенности Русской и Западно-Сибирской равнин. По ходу изучения вы должны заполнить эту таблицу.

(на работу отводится 5-7  минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:

- учебник географии, атласы, дополнительная  литература  (энциклопедии, хрестоматии), словари.

Перед исследованием проводится вводный инструктаж, группам выданы задания – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы равнины,  далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.

(слайд №4).

Физкультминутка. (слайд №5).

( Отчёт по группам).

I.    ГРУППА       исследовала рельеф Западно-Сибирской равнины и отвечает на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»

группа – «Геоморфологов». См. задания

                                                          (выступление ученицы, электронный учебник).

II.       ГРУППА        исследовала климат и отвечает на вопрос: «Чем характеризуется  климат  Западно-Сибирской равнины?»

группа – «Климатологов». См. задания.

III.      ГРУППА       исследовала внутренние воды  Западно-Сибирской равнины и сообщит нам  «Каковы главные особенности внутренних вод  Западно-Сибирской равнины?»

группа – «Гидрологов». См. здания.

                                                          (выступление ученицы, слайд №    ).

IY.   ГРУППА       исследовала  ландшафт Западно-Сибирской равнины и готова дать отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»

группа – «Ландшафтоведов».См. задания.

ИТАК,  мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири  (слайд №   ).

- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота,

её богатые природные ресурсы, её плодородные  земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно  связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею  наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика,  и вся она наша – твоя и моя!

Удивительная и неповторимая по своей красоте природа,  давно  воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.

Вот, например  Поэт И. Фролов написал о ней такие строки:

Равнина. Равнина.

Ни яра, ни пади.

Равнина - на север,

Равнина -  на юг.

Как будто гористую

Землю разгладил

Какой – то  гигантский утюг.

Давайте обобщим наши знания. (слайд №    выводы ).

Ребята, как вы думаете, совпали ли наши исследования с авторскими?

А давайте ещё раз убедимся, что наши выводы правильные.

Эти знания мы применим на практике, выполняя практическую работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно-Европейской  и Западно-Сибирской равнины».

На столах у вас лежат карточки с особенностями Русской и Зап.- Сиб. Равнин.

КАРТОЧКА

ГП равнин

Восточно-Европейская

Западно - Сибирская

В полушарии

На материке

Омывается водами океанов

Примерные широты

В основании равнин лежат

Тип поверхности

Преобладающие высоты

Климатообразующие факторы

Тип климата

Средняя t января и июля

Среднегодовое количество осадков

Внутренние воды, их особенности

Природные зоны

Вывод:

САМ СЕБЯ ОЦЕНИ:

- Как вы оцените свою работу на уроке?

- Чему научились на уроке?

- О чём бы вы хотели узнать больше?  (оценка работы групп учителем).

 На следующем уроке мы продолжим знакомство с природой З.С, её природными ресурсами и проблемами их освоения.

Запишите д.з.:     1.  п. 35,  2.    на конт.карте: 1. Границы, 2. Рельеф

Спасибо за урок.

СЛОВАРИК

Яр – крутые высокие берега рек, озёр.                                                              

Падь – глубокие долины, межгорные понижения.

Урманы - густой темнохвойный лес с преобладанием ели, пихты, иногда с преобладанием кедра.

Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах (ПТК), в том числе о природных зонах.

Геоморфология – наука о рельефе земной поверхности

Гривы – это песчаные гряды высотой от 10-30 м .

Колки – это рощицы берёз и осин.

Гнус - комары, мошки, мокрецы, оводы, слепни

Увалы – невысокая, вытянутая, сглаженная возвышенность.

Задания  группе

ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие  рельеф земной поверхности.

1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая к.» - стр. 16).2. Каков соответственно рельеф? (см.  «Физическая к.»- стр.14-15).

3. Преобладающие высоты.

4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?

5. Что такое Северные Увалы?

6. Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине.(см. «Тектоническая к.» - стр. 16).

ВЫВОД:    Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной  Сибири?

                                                              Задания  группе

КЛИМАТОЛОГИ -  учёные, изучающие климат.

1. Работа по «Климатической к.» - стр. 17, и по «Физической к.» - стр. 15.

2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?

3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?

- широта,

- рельеф,

- океаны,

- атмосферные фронты, циклоны,

- горы на периферии.

ВЫВОД:    Чем характеризуется климат Западной  Сибири?

Задания  группе

ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы.

1. Работа по «Физической к.» - стр. 15.

2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?

3. Привести пример. Показать на карте

4. К бассейну  какого океана относятся реки и почему?

5. Почему реки Западной  Сибири имеют медленное течение?

6. Почему весной река Обь разливается на десятки км.?

- ДОП. МАТЕРИАЛ - ( Обская губа,  р. Иртыш).

ВЫВОД:  Каковы особенности речной системы Западной Сибири?

                                                           

                                                             Задания  группе

ЛАНДШАФТОВЕДЫ – учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.

1.Работа по карте «Природные зоны» стр. 25.        

2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине? (дать краткую характеристику природных зон).

3.Какая природная зона занимает большую площадь?

4.Какие виды хвойных пород преобладают?

5.В чём особенность лесостепи и степи,  их    хозяйственное использование?

6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.

ВЫВОД:   Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"

В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока....

Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"

Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций...

Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...

Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"

Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы  игры и методика ее проведения...

Конспект урока на тему: "Особенности природы Австралии", 7 класс

Раскрытие причины своеобразия и неповторимости природы самого маленького материка...

Урок на тему "Особенности природы Урала и гор Южной Сибири"

Урок на тему "Особенности природы Урала и гор Южной Сибири". Сравнительная характеристика природы Урала и гор Южной Сибири....

Методическая разработка урока по географии для обучающихся 8 класса по теме "Природа Западно-Сибирской равнины"

Методическая разрабока урока может помочь учителю при подготовке к уроку...