Урок по теме: "Особенности природы Западно-Сибирской равнины"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Познакомить с особенностями природы Западно-Сибирской равнины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок : ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА: ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ.
Цель: познакомить с особенностями природы Зап.Сиб. равнины.
Задачи: Воспитательные: - формирование географической культуры, воспитание патриотизма, любви к Родине, экологическое воспитание учащихся на примере взаимодействия компонентов природы.
Обучающие: - формирование представлений о природных особенностях и ресурсах Западно-Сибирской равнины: особенностях географического положения, рельефа, геологического строения, внутренних вод, климата; - рассмотреть взаимосвязи природных компонентов Западной Сибири;
Развивающие: - навыки работы с картами России: физической, тектонической, климатической; - умение учащихся работать в группе и выступать перед аудиторией; - умение сравнивать величайшие равнины России: Русскую и Западно – Сибирскую, находить сходства и различия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- физич. карта России и Западной Сибири,
- презентация «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы».
- медиапроектор,
- компьютер,
- карточки – задания для команд, названия команд.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
- Добрый день! Здравствуйте!
На прошлом уроке мы закончили изучение крупного природного региона- Урала, познакомились с его богатствами, природными особенностями, экологическими проблемами. Изучив Русскую равнину и Кавказ, перевалив через Уральский хребет, мы попадем в восточную часть нашей необъятной страны, которую называют- Сибирь. Хочется начать изучение этого региона словами Александра Твардовского из поэмы «За далью-даль». Эти слова станут эпиграфом в изучении данной темы (учитель выразительно зачитывает эпиграф).
НА ДОСКЕ стих и д.з.:
Сибирь! Леса и горы скопом,
Земли довольно, чтоб на ней
Раздаться вширь пяти Европам
Со всею музыкой своей.
Могучий край всемирной славы,
Что грозной щедростью стяжал,
Завод и житница державы
Ее рудник и арсенал! А. Твардовский «За далью-даль».
УЧИТЕЛЬ: В словах поэта показано все величие необъятной Сибири, которая географически делится на две части: Западную и Восточную.
-Какой на ваш взгляд регион мы будем исследовать сегодня первым?
(Западно- Сибирскую равнину).
А как вы думаете, почему?
1) согласно последовательности изучения крупных районов России,
2) данная равнина является одной из крупнейших и важных в жизни нашей страны.
- И тема нашего урока: «Западно - Сибирская равнина: особенности её природы».
(слайд №1).
Каковы же наши цели и задачи? (дети ставят их сами).
ЦЕЛЬ:
Определить особенноси ФГП, продолжить формирование знаний об особенностях крупных природных регионов на примере Западно-Сибирской равнины.
ЗАДАЧИ:
1) Развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с источниками географической информации.
2) Воспитывать любовь к красоте родной природы, гордость за наши природные богатства.
3) Создать условия для применения ранее полученных знаний и умений в оценивании Западно-Сибирской равнины, как географического объекта.
4) Развивать пространственное мышление, внимание, память, умение применять полученные знания на практике.
Мы проведём с вами не совсем обычный урок. Предлагаю вам попробовать себя в роли молодых учёных, а я буду вашим научным руководителем. Мы отправимся в деловое турне по Западно-Сибирской равнине.
- Итак, я приглашаю вас в путь.
Но, прежде, чем отправиться в путешествие, нужно знать его точный адрес, т.е. ГП.
Границы равнины – это отчётливо выраженные естественные рубежи. - на западе – восточнее предгорий Урала,
- на востоке – долина р. Енисей,
- на севере – береговая линия Карского моря,
- на юге – до подножия гор Южной Сибири (Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаира и Кузнецкого Алатау.)
По форме походит на трапецию – сужается к северу и расширяется к югу. С запада на восток она простирается от Урала до Енисея на 1900 км, с севера на юг – на 2500 км. Огромные площади болот, запасы нефти и газа мирового значения – вот что выделяет эту территорию.
Как велика по площади З-С равнина, можно убедиться, сравнив её площадь с площадью некоторых крупнейших стран мира, входящими в первую десятку мировых лидеров. (слайд №2).
Интересным оказывается сравнение равнины со странами Европы. Восемь вместе взятых государств, из них шесть – самые крупные в Европе, по площади равны Западной Сибири (слайд №3).
Ребята, а давайте забудем на минуту, что Западно-Сибирская равнина уже давно изучена. И мы с вами будем первопроходцами, и наши исследования будут положены в основу нового учебника по географии. Как вы думаете, это возможно? Давайте попробуем.
- Исследовательская работа.
Мы работаем в группах исследователей:
1 группа – «Геоморфологи» - будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»
2 группа – «Климатологи» - исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?»
3 группа – «Гидрологи» - будет исследовать внутренние воды Западно-Сибирской равнины и даст ответ на вопрос: «Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?»
4 группа – «Ландшафтоведы» - исследует ландшафт Западно-Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»
Перед вами лежат карточки на которых указаны сравнительные особенности Русской и Западно-Сибирской равнин. По ходу изучения вы должны заполнить эту таблицу.
(на работу отводится 5-7 минут, у каждой группы есть необходимый материал для исследования:
- учебник географии, атласы, дополнительная литература (энциклопедии, хрестоматии), словари.
Перед исследованием проводится вводный инструктаж, группам выданы задания – вопросы, которые помогут детям выявить особенности природы равнины, далее – работа с учебником, атласом, дополнительной литературой, словарём.
(слайд №4).
Физкультминутка. (слайд №5).
( Отчёт по группам).
I. ГРУППА исследовала рельеф Западно-Сибирской равнины и отвечает на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»
группа – «Геоморфологов». См. задания
(выступление ученицы, электронный учебник).
II. ГРУППА исследовала климат и отвечает на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?»
группа – «Климатологов». См. задания.
III. ГРУППА исследовала внутренние воды Западно-Сибирской равнины и сообщит нам «Каковы главные особенности внутренних вод Западно-Сибирской равнины?»
группа – «Гидрологов». См. здания.
(выступление ученицы, слайд № ).
IY. ГРУППА исследовала ландшафт Западно-Сибирской равнины и готова дать отчёт по теме «Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»
группа – «Ландшафтоведов».См. задания.
ИТАК, мы рассмотрели основные особенности природы Западной Сибири (слайд № ).
- Западная Сибирь - её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота,
её богатые природные ресурсы, её плодородные земли степей – всё это наша Родина. Её нельзя не любить! С нею неразрывно связано самое лучшее и светлое в нашей жизни, с нею наши помыслы и надежды, ей - наш повседневный труд. Хороша она, велика, и вся она наша – твоя и моя!
Удивительная и неповторимая по своей красоте природа, давно воспета на полотнах художников, она живёт в волшебных словах наших писателей, поэтов.
Вот, например Поэт И. Фролов написал о ней такие строки:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина - на север,
Равнина - на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой – то гигантский утюг.
Давайте обобщим наши знания. (слайд № выводы ).
Ребята, как вы думаете, совпали ли наши исследования с авторскими?
А давайте ещё раз убедимся, что наши выводы правильные.
Эти знания мы применим на практике, выполняя практическую работу по теме: «Сравнение особенностей природы Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины».
На столах у вас лежат карточки с особенностями Русской и Зап.- Сиб. Равнин.
КАРТОЧКА
САМ СЕБЯ ОЦЕНИ:
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Чему научились на уроке?
- О чём бы вы хотели узнать больше? (оценка работы групп учителем).
На следующем уроке мы продолжим знакомство с природой З.С, её природными ресурсами и проблемами их освоения.
Запишите д.з.: 1. п. 35, 2. на конт.карте: 1. Границы, 2. Рельеф
Спасибо за урок.
СЛОВАРИК
Яр – крутые высокие берега рек, озёр.
Падь – глубокие долины, межгорные понижения.
Урманы - густой темнохвойный лес с преобладанием ели, пихты, иногда с преобладанием кедра.
Ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах (ПТК), в том числе о природных зонах.
Геоморфология – наука о рельефе земной поверхности
Гривы – это песчаные гряды высотой от 10-30 м .
Колки – это рощицы берёз и осин.
Гнус - комары, мошки, мокрецы, оводы, слепни
Увалы – невысокая, вытянутая, сглаженная возвышенность.
Задания группе
ГЕОМОРФОЛОГИ – учёные, изучающие рельеф земной поверхности.
1. Что лежит в основе Западно - Сибирской равнины? (см. «Тектоническая к.» - стр. 16).2. Каков соответственно рельеф? (см. «Физическая к.»- стр.14-15).
3. Преобладающие высоты.
4. Какое влияние на рельеф оказал ледник?
5. Что такое Северные Увалы?
6. Перечислить полезные ископаемые, встречающиеся на равнине.(см. «Тектоническая к.» - стр. 16).
ВЫВОД: Какие формы рельефа наиболее характерны для Западной Сибири?
Задания группе
КЛИМАТОЛОГИ - учёные, изучающие климат.
1. Работа по «Климатической к.» - стр. 17, и по «Физической к.» - стр. 15.
2. В пределах каких климатических поясов, расположена территория равнины?
3. Какие факторы сформировали континентальный и суровый климат?
- широта,
- рельеф,
- океаны,
- атмосферные фронты, циклоны,
- горы на периферии.
ВЫВОД: Чем характеризуется климат Западной Сибири?
Задания группе
ГИДРОЛОГИ – учёные, изучающие природные воды гидросферы.
1. Работа по «Физической к.» - стр. 15.
2. Какими видами представлены внутренние воды равнины?
3. Привести пример. Показать на карте
4. К бассейну какого океана относятся реки и почему?
5. Почему реки Западной Сибири имеют медленное течение?
6. Почему весной река Обь разливается на десятки км.?
- ДОП. МАТЕРИАЛ - ( Обская губа, р. Иртыш).
ВЫВОД: Каковы особенности речной системы Западной Сибири?
Задания группе
ЛАНДШАФТОВЕДЫ – учёные, изучающие ПТК, в том числе и природные зоны.
1.Работа по карте «Природные зоны» стр. 25.
2.Какие природные зоны находятся на Западно – Сибирской равнине? (дать краткую характеристику природных зон).
3.Какая природная зона занимает большую площадь?
4.Какие виды хвойных пород преобладают?
5.В чём особенность лесостепи и степи, их хозяйственное использование?
6.Новые понятия: КОЛКИ, ГРИВЫ, УРМАНЫ.
ВЫВОД: Каковы наиболее характерные черты ландшафтов Западной - Сибири?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Особенности организации животных типа Хордовые"
В конспекте представлены цели и задачи урока, а также формы, методы и средства обучения применяемые в процессе проведения урока....
Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"
Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций...
Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...
Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"
Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы игры и методика ее проведения...
Конспект урока на тему: "Особенности природы Австралии", 7 класс
Раскрытие причины своеобразия и неповторимости природы самого маленького материка...
Урок на тему "Особенности природы Урала и гор Южной Сибири"
Урок на тему "Особенности природы Урала и гор Южной Сибири". Сравнительная характеристика природы Урала и гор Южной Сибири....
Методическая разработка урока по географии для обучающихся 8 класса по теме "Природа Западно-Сибирской равнины"
Методическая разрабока урока может помочь учителю при подготовке к уроку...