Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа
курса «География. Страноведение», 7 класс,
по учебнику под ред. О.А. Климановой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_7klass.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса «География. Страноведение», 7 класс,
по учебнику под ред. О.А. Климановой
Пояснительная записка
Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе. В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.
Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7-го класса начинают изучать физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках, могут быть использованы в объяснениях учителя и самостоятельных работах учащихся. Одновременно возможно проведение интегрированных совместных уроков географии и истории. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.
Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.
В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.
Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.
Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов. Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран) географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый и Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.
Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит учащихся с основными понятиями экономической географии.
Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.
Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным ученикам, так и к классам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» классах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. В то же время, во многих школах с углубленным изучением культуры и истории стран изучаемого языка или школах, где практикуются поездки в зарубежные летние лагеря и заграничные туристические поездки, основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других школьных уроках.
Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.
Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).
На изучение различных регионов отводится, как правило, один урок. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 урока. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.
Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.
Требования к уровню подготовки.
Планируемые результаты обучения по теме «Введение»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
• давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;
• находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
• приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
• находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
• показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах.
Планируемые результпатпы обучения по теме «Население мира»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;
•показывать по карте предполагаемые пути
расселения человечества на Земле;
• называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
• давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
• приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту шютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;
• приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
• называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;
• приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
• называть причины изменений хозяйственной деятельности.
Планируемые результаты обучения по теме: «Природа Земли и человек»
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;
• читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;
• давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;
• читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;
• приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;
• называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;
• доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;
• показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.
Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира»
Учащиеся должны уметь:
• показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;
• называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
• называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;
• приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
• называть характерные особенности природы материков и океанов;
• давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
• приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
• объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
• определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
• давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
• называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;
• показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
• характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
• выявлять черты различия природы Азии и Европы;
• давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;
• объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
• называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;
• давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
• на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.
Тематический поурочный план.
№ раздела темы, урока | Наименование разделов и тем. | Всего часов. | Лабораторные и практические работы, зачёты. | Контрольные работы. | Примечание. |
Введение | 4 ч. | ||||
1. | География в современном мире. Материки, части света и страны. | 1 ч. | |||
2. | Разнообразие стран современного мира. | 1 ч. | |||
3. | Практикум. Источники географической информации. | 1 ч. | |||
4. | Практикум (продолжение). Источники географической информации. | 1 ч. | |||
Земля – планета людей | 11 ч. | ||||
Население мира | 5 ч. | ||||
5. | Расселение человека по земному шару. | 1 ч. | |||
6. | Численность населения мира. Размещение населения. | 1 ч. | Практическая работа: Анализ размещения населения в мире (на примере одного или нескольких материков) по карте «Плотность населения мира». | ||
7. | Человеческие расы. | 1 ч. | |||
8. | Народы мира. | 1 ч. | |||
9. | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. | 1 ч. | |||
Хозяйственная деятельность. | 2 ч. | ||||
10. | Возникновение и развитие хозяйства. | 1 ч. | |||
11. | Современное хозяйство мира. | 1 ч. | Практическая работа: Выделение характерных черт индустриального (промышленного) и сельского пейзажей (на примере своей местности или по литературному описанию). | ||
Природа Земли и человек | 4 ч. | ||||
12. | Практикум. Влияние строения земной коры на облик Земли. | 1 ч. | |||
13. | Влияние климата на облик Земли и жизнь людей. | 1 ч. | |||
14. | Практикум. Образование климатических областей. | 1 ч. | |||
15. | Мировой океан и его значение. | 1 ч. | |||
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ И СТРАНЫ МИРА | 48 ч. | ||||
Евразия. | 4 ч. | ||||
16. | Практикум. Географическое положение материка Евразия. | 1 ч. | |||
17. | Практикум (продолжение). Особенности природы Евразии. | 1 ч. | |||
18. | Особенности природы и хозяйственного использования Атлантического океана. | 1 ч. | |||
19. | Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. | 1 ч. | |||
Европа | 13 ч. | ||||
20. | Северная Европа. | 1 ч. | |||
21. | Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). | 1 ч | |||
22. | Франция и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) | 1 ч. | |||
23. | Германия и Альпийские страны. | 1 ч. | |||
24. | Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. | 1 ч. | |||
25. | Белоруссия, Украина, Молдавия. | 1 ч. | |||
26. | Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове. | 1 ч. | |||
27. | Страны на Апеннинском полуострове. | 1 ч. | Практическая работа: Подготовка краткого туристического проспекта и картосхемы «Достопримечательности страны» на примере Италии. | ||
28. | Дунайские и Балканские страны. | 1 ч | Практическая работа: Обозначение на карте стран, расположенных в бассейне Дуная и составление маршрута речного путешествия по реке Дунай. | ||
29. | Урок обобщения по теме «Европа». | 1 ч. | |||
30. | Практикум. Россия – самая большая по площади страна мира. | 1 ч. | |||
31. | Природа, население и хозяйство России. | 1 ч. | |||
32. | Региональные различия России. | 1 ч. | |||
Азия | 8 ч. | ||||
33. | Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан) | 1 ч. | |||
34. | Юго-Западная Азия. | 1 ч. | |||
35. | Центральная Азия. | 1 ч. | |||
36. | Китай и Монголия. | 1 ч. | |||
37. | Япония и страны на Корейском полуострове. | 1 ч. | |||
38. | Южная Азия | 1 ч. | Практическая работа: Составление характеристики муссонного климата (на примере полуострова Индостан). | ||
39. | Юго-Восточная Азия. | 1 ч. | |||
40. | Урок обобщения по теме «Евразия» | 1 ч. | |||
Африка | 6 ч. | ||||
41. | Практикум. Географическое положение и особенности природы Африки. | 1 ч. | |||
42. | Северная Африка. | 1 ч. | |||
43. | Западная и Центральная Африка. | 1 ч. | Практическая работа: Изучение отличительных особенностей хозяйства отдельных стран или регионов материка (по выбору). | ||
44. | Восточная Африка. | 1 ч. | |||
45. | Южная Африка. | 1 ч. | |||
46. | Обобщение по теме «Африка». | 1 ч. | |||
Америка – Новый Свет | 10 ч. | ||||
47. | Практикум. Особенности географического положения. Открытие Америки. Америка – Новый свет для Европейцев. | 1 ч. | |||
48. | Часть света Америка. Природные особенности материка. Регионы Америки – Северная Америка (Англоамерика), Центральная и Южная Америка (Латинская Америка). | 1 ч. | |||
49. | Канада. | 1 ч. | |||
50. | Практикум. Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. | 1 ч. | |||
51. | Население и хозяйство США. | 1 ч. | Практическая работа: Изучение региональных различий в природе и хозяйстве страны. | ||
52. | Центральная Америка и Вест-Индия. | 1 ч. | |||
53. | Бразилия. | 1 ч. | Практическая работа: Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны). | ||
54. | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. | 1 ч. | |||
55. | Лаплатские страны. | 1 ч. | |||
56. | Обобщение по теме « Америка – Новый Свет». | 1 ч. | |||
Австралия и Океания | 4 ч. | ||||
57. | Географическое положение и природа Австралии. | 1 ч. | Практическая работа: Анализ факторов, определяющих климат Австралии. | ||
58. | Австралийский Союз. | 1 ч. | |||
59. | Океания. | 1 ч. | Практическая работа: Географическое описание острова (на примере Новой Гвинеи или Новой Зеландии). | ||
60. | Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования. | 1 ч. | |||
Полярные области Земли | 3 ч. | ||||
61. | Полярные области Земли. | 1 ч. | |||
62. | Арктика. | 1 ч. | Практическая работа: Составление краткой комплексной характеристики Северного Ледовитого океана | ||
63. | Антарктика. | 1 ч. | |||
Человек и планета: история взаимоотношений | 3 ч. | ||||
64. | История изменения природы Земли человеком. Изменение человеком природы материков. | 2 ч. | |||
65. | Прошлое и будущее Земли. | 1 ч. | |||
Резерв времени – 3 часа.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
УМК:
1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
2. Географический атлас. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. 7 класс. М.: Дрофа, 2010
Дополнительная литература:
1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.
2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...