Рабочая программа по географии для 8 класса
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_dlya_8_klassa.docx | 45.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мещеряковская основная общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ | |
на МО учителей … Протокол №__ от_____ Руководитель МО __________________ | Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ» Ф.Ф.Фахрутдинов Приказ №____от «__»______г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(основное общее образование)
по географии для 8 класса
учителя второй квалификационной категории
Каримова Марселя Вагизовича
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол №__ от________
с.Мещеряково, 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них 5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» (из них - 8 часов География Татарстана) Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Оценочные практические работы
- Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
- Определение поясного времени для разных пунктов России.
- Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
- Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.
- Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Учебно-тематическое планирование по географии
Класс 8
Учитель Каримов Марсель Вагизович
Количество часов:
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых практических работ 13 ч.;
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по географии , издательство «Дрофа», Москва, 2006 г
Используемый УМК:
1. Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.
2. А.С. Тайсин География Республики Татарстан. – К.: Магариф, 2009
3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;
- Примерная программа основного общего образования www.edu.ru;
- Учебный план МБОУ «Мещеряковская СОШ Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год;
Дополнительная литература:
1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.
4. Интернет – ресурсы.
5. Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Интерактивные географические карты.
Календарно-тематическое планирование 8 класса по географии
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата Провед. | |
план | факт | |||||||
Ведение (1 час) | ||||||||
1 | Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации | 1 | Урок изучения нового материала | Источники географической информации | Уметь: использовать различные источники географической информации | Стр 3-4 | ||
Пространства России (5 часов) | ||||||||
2 | Географическое положение России Пр/р №1 | 1 | Практикум | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России. Часовые пояса | Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе | &1, контурная карта | ||
3 | Моря, омывающие территорию России | 1 | Практикум | &2, таблица | ||||
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | Урок изучения нового материала | &3, вопросы | ||||
5 | Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | Практикум | решение задач | ||||
6 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | Семинар | &4, таблица | ||||
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа) | ||||||||
Рельеф и недра России (6 часа) | ||||||||
7 | Особенности рельефа России | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем- ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче- ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи | &5 | ||
8. | Рельеф России | 1 | Урок изучения нового материала | &5, вопросы | ||||
9. | Геологическое строение территории нашей страны Пр/р №3 | 1 | Урок изучения нового материала | &6 | ||||
10 | Минеральные ре- сурсы России | 1 | Практикум | &7 | ||||
11 | Развитие форм рельефа | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний (практикум) | &8, повторить | ||||
12 | Итоговый урок по теме | 1 | ||||||
Климат и климатические ресурсы (5 часов) | ||||||||
13 | Климат нашей страны | 1 | Урок изучения нового материала | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по- верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления | Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей | &9 | ||
14 | Закономерности Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4 | 1 | Практикум | &10, до стр. 63 | ||||
15 | Типы климатов России Пр/р №5 | 1 | Исследование | &10, таблица | ||||
16 | Зависимость человека от климатических условий | 1 | Практикум | &11, вопросы | ||||
17 | Климат и климати-ческие ресурсы. Пр/р №6 Итоговый урок. | 1 | Урок повторения и обобщения (деловая игра) | |||||
Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа) | ||||||||
18 | Разнообразие внутренних вод России. Реки Пр/р №7 | 1 | Урок изучения нового материала | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота | Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ | &12 | ||
19 | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | Практикум | &13 | ||||
20 | Водные ресурсы. Охрана вод | 1 | Практикум | &14 | ||||
21 | Повторение по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы» | 1 | Урок повторения и обобщения (исследование) | |||||
Почва и почвенные ресурсы (3 часа) | ||||||||
22 | Образование почв и их разнообразие | 1 | Урок изучения нового материала | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения | Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы- вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель | &15, вопросы | ||
23 | Закономерности распространения почв | 1 | Практикум | &16 | ||||
24 | Почвенные ресурсы | 1 | Конференция | &17 | ||||
Растительность и животный мир (3 часа) | ||||||||
25 | Растительный и животный мир России | 1 | Урок изучения нового материала | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно- сти и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России | Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека | &18, таблица | ||
26 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 1 | Исследование | &19, 20 | ||||
27 | Природно-ресурсныи потенциал России | 1 | Практикум | &20 | ||||
28 | Итоговый урок по теме | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | |||||
Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов) | ||||||||
Природное районирование (6 часов) | ||||||||
29 | Разнообразие ПК России. Природное районирование | 1 | Урок изучения нового материала | Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов | Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах | &21, вопросы | ||
30 | Моря как крупные ПК | 1 | Практикум | &22 | ||||
31 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра | 1 | Урок актуализации знании и умении | &23, таблица | ||||
32 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &24 | ||||
33 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8 | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &25 | ||||
34 | Высотная поясность | 1 | Урок повторения и обобщения (исследование) | &26 | ||||
Природа регионов России ( 20 часов) | ||||||||
35 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 1 | Урок изучения нового материала | Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея- тельность населения | Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека | &27, контурная карта | ||
36 | Природные комплексы Русской равнины | 1 | Семинар | &28, таблица | ||||
37 | Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования. | 1 | Урок изучения нового материала | &29, вопросы | ||||
38 | Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России | 1 | Путешествие | &30 | ||||
39 | Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | Практикум | &31 | ||||
40 41 | Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала | 2 | Игра Практикум | &32 | ||||
42 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы | 1 | Семинар | &33 | ||||
43 | Экологические проблемы Урала | 1 | Семинар | &34 | ||||
44 | Западно-Сибирская низменность | 1 | Урок изучения нового материала | &35 | ||||
45 | Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения | 1 | Практикум | &36, таблица | ||||
46 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &37 | ||||
47 | Природные комплексы Восточной Сибири | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &38 | ||||
48 | Жемчужина Сибири - Байкал | 1 | Урок актуализации знаний и умении | &39 | ||||
49 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &40, вопросы | ||||
50 | Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь» | 1 | Урок повторения и обобщения | |||||
51 | Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав территории. Ист. Осв. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &41 | ||||
52 | Природные комплексы Дальнего Востока | 1 | Урок актуализации знаний и умений | &42 | ||||
53 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | 1 | Исследование | &43, повторение | ||||
54 | Природа регионов России. Итоговый урок. | 2 | Урок систематизации и обобщения знаний (игра) | |||||
Человек и природа (4 часа) | ||||||||
55 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | 1 | Урок изучения нового материала | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. | Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | &44, таблица | ||
56 | Антропогенное воздействие на природу | 1 | Семинар | &45 | ||||
57 | Рациональное природопользование | 1 | Практикум | &46 | ||||
58 | Человек и природа | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний (игра) | &47 | ||||
География Татарстана (8 часов) | ||||||||
59 | История освоения и развития Татарстана | 1 | Урок изучения нового материала | Географическое положение. Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем- ной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по- верхность, циркуляция воздушных масс. Виды вод суши на тер-и респ | Стр 5-6 | |||
60 | Географическое положение | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Стр 6-7 | ||||
61 62 63 64 | Особенности природы | 4 | Урок актуализации знаний и умений | Стр 13-65 | ||||
65 | Экологические проблемы Татарстана | 1 | Урок актуализации знаний и умений | реферат | ||||
66 | Родной город - Казань | 1 | Урок актуализации знаний и умений | конспект | ||||
67 | Урок обобщающего повторения | 1 | ||||||
68 | Итоговый урок по курсу «Природа России» | Урок систематизации и обобщения знаний |
2 часа – резервное время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...