Рабочая программа по географии для 6 класса
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) по теме
Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII , VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии ( VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_dlya_6_klassa.docx | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мещеряковская основная общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ | |
на МО учителей … Протокол №__ от_____ Руководитель МО __________________ | Директор МБОУ «Мещеряковская ООШ» Ф.Ф.Фахрутдинов Приказ №____от «__»______г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(основное общее образование)
по географии для 6 класса
учителя второй квалификационной категории
Каримова Марселя Вагизовича
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол №__ от________
с.Мещеряково, 2012
Пояснительная записка.
Статус документа
Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура примерных программ полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для создания авторских учебных программ. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7 и 8—9 классах. Тем самым, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.
В конце примерной программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII , VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии ( VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
Учебно-тематическое планирование по географии
Класс 6
Учитель Каримов Марсель Вагизович
Количество часов:
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых практических работ 13 ч.;
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по географии , издательство «Дрофа», Москва, 2006 г
Учебник « начальный курс географии 6класс» , Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова , «Дрофа», 2007год ;
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Базисного учебного плана для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 5.03.2004 №189;
- Примерная программа основного общего образования www.edu.ru;
- Учебный план МБОУ «Мещеряковская СОШ Буинского района РТ» на 2012-2013 учебный год;
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения | |
По плану | факт | ||||||||
Введение (2ч.) | |||||||||
1 | Развитие географических знаний о Земле. | 1 | Урок изучения новых знаний | Индивидуальная работа | Знать доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли | Устные ответы | §1,2,составить таблицу. | ||
2 | Пр.раб. №1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, (экскурсия). | 1 | Урок – практикум | Диалогическое общение | Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, (экскурсия). | Фронтальная проверка, устные ответы, практическая работа | §3, закончить пр.раб. | ||
Раздел I. План и карта. (10ч.) Тема 1. План местности (4ч). | |||||||||
3 | Масштаб плана. | 1 | Урок изучения новых знаний | Диалогическое общение | Знать Содержание понятий: план местности, масштаб, географическая карта, относительная и абсолютная высоты, | Фронтальная проверка, устные ответы | §4, 5, написать план. | ||
4 | Ориентирование на местности. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Уметь ориентироваться на местности | Работа с атласом | §6, подгот. пересказ | ||
5 | Изображение неровностей земной поверхности. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа с картой | Уметь читать изображения неровностей | Работа в контурной карте | §7, разобрать схемы. | ||
6 | Пр.раб. №2. Определение направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. | 1 | Урок – практикум | Диалогическое общение | Определение направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. | Практическая работа | §8 закончить пр.раб. | ||
Тема 2. Географическая карта (6ч.) | |||||||||
7 | Глобус - модель Земли. Географическая карта. | 1 | Урок изучения новых знаний | Индивидуальная работа | Иметь представления о глобусе, географической карте | Работа с картой | § 9,10 ответить на вопросы | ||
8 | Градусная сетка | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Уметь работать с картой | Фронтальная проверка, устные ответы | § 11 ,12 выуч.термины | ||
9 | Географическая долгота. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа | Уметь определять географическую долготу | Работа в контурной карте | §13 выполнить задания | ||
10 | Пр.раб. №3. Определение географических координат. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа с картой | Определение географических координат. | Практическая работа | Закончить пр.раб. | ||
11 | Изображения высот и глубин на физических картах. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа | Иметь представление о высотах | Работа в контурной карте | §14, нарисовать шкалу | ||
12 | Как использовать планы местности и географические карты человеком. | 1 | Урок закрепления | Индивидуальная работа с картой | Составление простейших планов. | Фронтальная проверка, устные ответы | §15, разобрать | ||
Раздел II. Строение Земли. (21ч.) Тема 1. Литосфера. (5ч.) | |||||||||
13 | Строение Земли. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Знать о внтреннем строении Земли | Работа со схемами и рисунками | §16, 17 нарис. Рис.23. | ||
14 | Пр.раб. №4. Определение горных пород по образцам. | 1 | Урок – практикум | Работа с образцами горных пород | Определение горных пород по образцам. | Практическая работа | §17,18, закончить пр.раб | ||
15 | Движения земной коры. Вулканы, гейзеры, горячие источники. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа с учебником | Обозначение на карте сейсмоактивных зон. | Фронтальная проверка, устные ответы | §18, 19 подготовить пересказ | ||
16 | Пр.раб. №5. Определение географического положения гор и равнин. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа с картой | Определение географического положения гор и равнин. | Практическая работа | § 20, 21, закончить пр.раб. | ||
17 | Пр.раб. №6. Определение изменений земной коры. | 1 | Урок – практикум | Диалогическое общение | Определение изменений земной коры | Практическая работа | 22.Дополнить пр.раб. | ||
Тема 2. Гидросфера (8ч) | |||||||||
18 | Что такое гидросфера. Мировой океан и его части. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа с картой | Определять ГП объектов гидросферы; описывать использование изменение гидросферы человеком. | Работа со схемами и рисунками | §23, 24 разобрать рис 47 | ||
19 | Пр.раб. №7. Описание круговорота воды. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа | Описание круговорота воды. | Практическая работа | §25, 26, выучить ьтермины | ||
20 | Течения в океане. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Уметь находить течения в карте | Фронтальная проверка, устные ответы | §27, выполнить №4 письм. | ||
21 | Пр.раб. №8. Нанесение на контурной карте объектов гидросферы. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа | Нанесение на контурной карте объектов гидросферы. | Практическая работа | §28, 29 подг.пересказ | ||
22 | Реки. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа с картой | Знать географическую номенклатуру | Работа со схемами и рисунками | §30, выуч.термины | ||
23 | Пр.раб. №9. Определение географического положения рек. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа | Определение географического положения рек. | Практическая работа | §30, закончить пр.раб. | ||
24 | Пр.раб. №10. Определение географического положения ледников. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа с картой | Определение географического положения ледников. | Практическая работа | §31, 32, закончить пр.раб. | ||
25 | Искусственные водоемы. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Приводить примеры | Фронтальная проверка, устные ответы | §33, 34 ответить на вопросы | ||
Тема 3. Атмосфера. (6ч.) | |||||||||
26 | Атмосфера и ее строение. | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа с учебником | Давать определения терминам | Фронтальная проверка, устные ответы | §35, 36 выуч термины | ||
27 | Пр.раб. №11. Аналитические работы с календарем погоды. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа | Аналитические работы с календарем погоды. | Практическая работа | §38 подг днев набл. | ||
28 | Пр.раб. №12. Построение графика годового хода температуры. | 1 | Урок – практикум | Диалогическое общение | Построение графика годового хода температуры. | Практическая работа | §37, заполнить табл 7, 8 | ||
29 | Пр.раб. №13. Составление розы ветров. | 1 | Урок – практикум | Индивидуальная работа с картой | Составление розы ветров. | Практическая работа | § 39, 40, закончить пр.раб. | ||
30 | Атмосферные осадки. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Знать о атмосферных осадках | Работа со схемами и рисунками | §41, 42 разобрать рис 82 | ||
31 | Климат. | 1 | Урок закрепления | Индивидуальная работа с картой | Уметь определять тип климата | Объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения. | §43, 44 разобрать рис 83 | ||
Тема 4. Биосфера. (1ч.) | |||||||||
32 | Распределение организмов. Почвы, растительный и животный мир нашей местности. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Приводить примеры | Фронтальная проверка, устные ответы | §46- 49написать план | ||
Тема 5. Взаимосвязи земных оболочек. (1ч,) | |||||||||
33 | Природный комплекс. Воздействие человека на природный комплекс | 1 | Комбини-рованный урок | Индивидуальная работа с учебником | Давать определения терминам | Объяснять взаимосвязь между компонентами природы. | §50, 51, подготовить сообщения | ||
Раздел III* Природа и население своей местности. (1ч.) | |||||||||
34 | Численность населения Земли. Расовый состав. | 1 | Комбини-рованный урок | Диалогическое общение | Взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха. | Читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы. | §52, 53 выуч. таблицу | ||
Повторение и обобщение. (1ч.) | |||||||||
35 | Главные особенности оболочек Земли. | 1 | Урок закрепления | Индивидуальная работа с картой | Знать о взаимодействие компонентов природы: горных пород, воздуха. | Работа со схемами и рисунками | §54, сост.кроссворд |
Литература
Программа | Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004. | |
Основная литература | Базовый учебник | Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007. |
Методическое пособие для ученика |
| |
Инструмент по отслеживанию результатов работы |
| |
Учебно-методические пособия для учителя |
| |
Дополнительная литература |
| |
Электронные издания |
| |
ИИнтернет-ресурсы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...