А.С.Пушкин
занимательные факты по географии (6 класс) по теме

Черкашина Элина Евгеньевна

Материал предназначен как дополнительный для 6 класса при рассмотрении темы "Карта"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушкин и география.

С детских лет путешествия

Были моей любимою мечтою.

/А.С.Пушкин/

Пушкин – целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разных специальностей. Есть здесь место и для географа, и для топонима.

Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями.Сколько же наездил наш великий поэт?.. 34750 км!. Цифра 34000км даже для профессионала – путешественника значительная, почти окружность земного шара. Пржевальский за свои центрально-азиатские странствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовём нашего гениального поэта путешественником? Для познания России и для любознательной натуры А.С.Пушкину необходимы были путешествия. В этом он признался в письме к П.В. Нащокову 25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжье и Приамурье. А.С.Пушкин был великим патриотом своей страны, «простёршейся от финских хладных склад до пламенной Колхиды».

«Клянусь честью, что ни за что на свете

Я не хотел бы переменить отечество или иметь

Другую историю, кроме истории наших предков….»

А.С.Пушкин

И окажись «под небом Африки моей», он вздыхал бы о «сумрачной России».

Его творения содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют и непосредственно географический характер. Академик Л.С.Берг считал, что это даёт «нам право причислить к семье географов и великого поэта»( Берг Л.С. Пушкин и география//География в школе. 1937. №2 с.18).

А.С.Пушкин ставил географию рядом с грамматикой: «…изучать грамматику да географию» («Дубровский»).

Любовь к географии была заложена в нём самой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одном  из первых его табелей, составленном в марте 1812 года, в части географии было записано: «В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2).Довольно прилежно. 3). Очень хороших дарований»( Цявловский М.А. Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина. М., 1951 Т.1 с.32).

А.С.Пушкин, можно сказать, был первым, кто высказался о необходимости улучшения преподавания географии, существенных изменениях в её изучении. Позднее Н.И.Пирогов пытался реформировать школьное обучение, в связи с чем он, в частности, писал: «При отсутствии особой кафедры для преподавания географии в университетах нет науки, которая связывала бы отдельные отрасли естествознания…»(Пирогов Н.И. Избр.пед.соч. М.,1953, с.463). А Ушинский К.Д. говорил: «Что касается собственно до русской географии, то мы не имеем по этому предмету ни одного сносного учебника»(Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. М., 1945, с.84). Ещё резче по этому поводу сказал Н.А.Добролюбов: «Давно пора бы нам понять, что наши географические учебники отнимают всякую возможность чему-нибудь по ним научиться. Десятки собственных имён попадаются на каждой странице, и все их надо запомнить и – что особенно замечательно – запомнить, не связывая с ними никакого смысла».( Добролюбов Н.А. Полн. Собр.соч. М., 1963, Т.3 с. 465).

Что русским Россия мало известна – в этом А.С.Пушкин был глубоко убеждён. Не случайно он готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в том числе свои, популяризировавшие географические и исторические знания, расширявшие представления читателей о стране.

А.С.Пушкин, будучи осведомлён и в истории, и в географии, знал, что в царствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сына Фёдора «Большой чертёж» - первая географическая карта Российского государства.

Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов».

Царь: А ты, мой сын, чем занят? Что это?

Фёдор: Чертёж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот пермские дремучие леса.

А вот Сибирь.

Царь: А это что такое узором здесь виется?

Фёдор: Это Волга.

Царь: Как хорошо! Вот сладкий плод учения!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, град, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыт быстротекущей жизни….

Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей «Истории Пугачёва» и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика, объяснил: «Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имел возможности составить другую, более совершенную» («Замечания о бунте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...