Урок с использованием ЭОР "План местности", 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Содержит материал урока по теме "План местности", урок - практикум "Чтение плана местости" и внеклассное мероприятие по теме "Пиратский день именинника", а также разработанную презентацию по уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 146.5 КБ |
презентация | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Представленный план-конспект урока географии в 6 классе разработан с использованием линии УМК. В состав данной линии в 6 классе входят:
- Учебник В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение» - М.: Дрофа, 2010;
- рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой. «География: Землеведение. 6 класс» - М.: Дрофа, 2010;
- методическое пособие Л.Е. Савельевой, В.П. Дронова к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение» - М.: Дрофа, 2010.
Тематическое планирование по курсу географии в 6 классе рассчитано на 2 часа в неделю, и составлено в соответствии с авторской программой.
Представленный комплект по теме «План местности» является завершающим в разделе курса 6 класса «Географические модели Земли». После проведения данных уроков планируется итоговый урок по теме «Географические модели Земли».
Изучение материала по теме предполагается в течение двух уроков и внеклассного мероприятия:
1-й урок направлен на получение теоретических знаний о том, что такое план местности, с его назначением и отличительными особенностями; чем отличаются условные знаки от тех, которые используются на картах; что такое азимут; какие бывают методы составления планов (глазомерная, маршрутная и полярная съемка).
Для этого проводится работа с текстом учебника, картами атласа, презентацией, представляемой на мультимедиапроекторе, с опорой на имеющиеся у учащихся знания.
Для усвоения содержания изучаемого материала используется системно-деятельностный подход, технология группового обучения с применением проблемного, частично-поискового и демонстративного метода обучения географии.
2-й урок – урок-практикум включает в себя работу в компьютерном классе и выполнение каждым учащимся творческой работы, а также решение задач по определению азимута, определения по плану расстояний и направлений. Во время проведения данного урока идет усиление практической направленности, а методы способствуют прочному усвоению полученных знаний.
Внеклассное мероприятие составлено таким образом, чтобы в неформальной обстановке показать практическое значение знаний по теме, воспитать чувство ответственности за принимаемые решения. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Данное внеклассное мероприятие приурочено ко дню именинника.
Таким образом, во время проведения представленных уроков используются такие приемы обучения, которые носят различные развивающие возможности для учащихся и которые, в дальнейшем, учащиеся будут использовать на всех уроках и в реальной жизни.
Оценку эффективности представленных уроков можно определить по следующим критериям: знаниевый (отражает представления обучающихся о содержательной стороне урока), инструментальный (выявляет степень сформированности у школьников деятельностной стороны урока), личностный (характеризует ценностно-смысловое отношение обучающихся к данной теме).
Показателем знаниевого критерия являются:
- обученность класса – по итогам проверочной работы по урокам (обученность составляет 82%).
Показателем инструментального критерия являются:
- полнота набора применяемых школьниками приёмов;
- степень самостоятельности в использовании приёмов;
- оценка компетентности обучающихся.
Показателями личностного критерия являются:
- источник побуждения к применению приемов (внешний или внутренний);
- стремление к высокому качеству выполнения работы;
- готовность к принятию критики и помощи со стороны учителя и одноклассников;
- развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося.
1-й урок.
Тема урока: План местности.
Цель урока: создание условий для развития личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, а также способствовать общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся в процессе изучения данной темы.
Задачи:
- обучающие:
- содействовать формированию понятий по теме: «план местности», «условные знаки», «азимут».
- Сформировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане, аэрофотоснимке, карте и глобусе.
- Начать формирование умения работать с различными картографическими источниками;
-развивающие:
- развивать навыки работы с источниками географической информации;
- развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- способствовать формированию познавательного опыта школьников посредством использования разнообразных методов и приемов обучения;
- способствовать развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией
- совершенствовать ИКТ-грамотность учащихся;
-воспитательные
- продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Средства обучения: ПК, мультимедиапроектор, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебники.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности». Знания этой темы пригодятся вам в будущем. | Осознание, самоопределение к деятельности. | 2 |
2. | Актуализация знаний | Но перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним: - какие существуют модели Земли? -Чем они (модели Земли) отличаются друг от друга? - Почему необходимо изображать Землю на плоскости? -Назовите достоинства аэрофотоснимков. - Какую информацию можно получить из космических снимков? - Что такое географическая карта, и по каким признакам они различаются. - Какое значение имеют карты для человеческой деятельности? - Что такое легенда карты? | Отвечают на вопросы учителя. | 5 |
3 | Изучение нового материала. | Объяснение нового материала идет с демонстрацией мультимедийной презентации. Для того, чтобы определить где строить новые заводы, жилые дома, прокладывать дороги, необходимо знать местность. - Каким образом можно это сделать? -Посмотрите внимательно на экран, что изображено? -Что это такое? -Верно. Аэрофотоснимки люди научились делать относительно недавно. Но уже несколько веков известны другие виды изображения земной поверхности на плоскости - географические планы и карты.
Даётся определение, что такое план местности. Давайте с вами определим, чем похожи и чем различаются аэрофотоснимки и план местности (работа по мультимедийному проектору). Организует проверку выполненного задания. Для того чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать. Нельзя читать, не зная букв. «Азбукой» плана являются условные знаки. Организация работы с атласом. Условные знаки на планах часто изображают похожими на сами объекты. Голубой линией показывают реку, лес закрашивают зеленым цветом. - Как вы думаете, для чего это делается? Условные знаки можно разделить на 3 группы:
Работа с мультимедийной презентацией. - А как вы считаете можно ли самому составить план местности? Верно. Простой план местности может нарисовать каждый человек. Организация работы с учебником. - Что необходимо, для того чтобы построить план местности? Правильно. Однако чтобы ваш план был более правильным, нужно определить точное направление на предмет. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу. Знакомство с определением «азимут». -Как вы думаете, для чего используются планы? |
Отвечают на вопросы учителя. - сфотографировать или зарисовать. -Аэрофотоснимок. - фотографирование территории с самолета или вертолета. Записывают определение в тетрадь. Осознают, анализируют, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, составляют вывод. (приложение №1). Воспринимают и осознают. Работа с атласом для 6 класса. Высказывают предположения. Записывают классификацию в тетрадь, приводят примеры, пользуясь атласом и мультимедийной презентацией. Высказывают предположения. Работают с параграфом учебника. Отвечают на вопрос учителя. Записывают определение в тетрадь. Воспринимают информацию. Высказывают предположения. | 20 |
4 | Физкульт минутка. | Выполняется на счет раз-два-три. Мы шагаем, маршируем По лесам, по полям. А теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Ветер пробежал по коже, Мы его стряхнули вскоре. Сядьте дети на песок Продолжаем наш урок | Маршируют на месте. Делают плавательные движения руками. руки вверх и махи руками вправо-влево садятся за парты. | 1 |
5 | Закрепление нового материала | Организация работы по раздаточному материалу. (приложение №2) | Выполняют задание письменно в тетради. | 7 |
6 | Рефлексия | Просит учеников оценить свою работу по теме. | Выставляют отметку в рабочей тетради по теме. | |
7 | Подведение итогов | Обобщение изученного на уроке. (приложение №3). | Осмысление. | 3 |
8 | Подготовка к выполнению домашнего задания | Задает дифференцированное домашнее задание с объяснением каждого задания. (Приложение №4.) | Записывают домашнее задание. | 3 |
2-й урок.
Тема урока: Чтение плана местности.
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умения пользоваться планом местности.
Задачи:
- обучающие:
- систематизировать знания по работе с планом местности;
- способствовать самостоятельному анализу плана местности;
- показать практическое значение знаний по теме.
-развивающие:
- способствовать развитию коммуникативной и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся в процессе изучения данной темы.
- развивать умение организовывать индивидуальную деятельность;
- способствовать развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией
- совершенствовать ИКТ-грамотность учащихся;
-воспитательные
- продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за принимаемые решения.
Тип урока: урок-практикум.
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | Приветствует обучающихся. Помогает включить компьютеры. Мотивация на работу. | Включение компьютеров. Осознание, самоопределение к деятельности. | 2 |
2. | Актуализация знаний | Инструкция к выполнению теста. (Приложение №1). | Выполняют тест по вариантам. | 8 |
3 | Работа по теме урока. | 1.Инструкция к выполнению топографического диктанта (Приложение №2) 2.Инструкция по выполнению индивидуальной работы на компьютере. |
Выполняют топографический диктант. Взаимопроверка. Работают с практикумом: План местности. | 20 |
Физкульт минутка. | Выполняется на счет раз-два-три. Мы шагаем, маршируем По лесам, по полям. А теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Ветер пробежал по коже, Мы его стряхнули вскоре. Сядьте дети на песок Продолжаем наш урок 3. Инструкция по работе с интерактивным модулем | Маршируют на месте. Делают плавательные движения руками. руки вверх и махи руками вправо-влево садятся за парты. Создают план местности по заданному аэроснимку с проверкой правильности выполнения задания. | 1 | |
4 | Рефлексия | Просит учеников оценить свою работу по теме. (Приложение 3). | Выставляют отметку в рабочей тетради по теме | 2 |
5 | Подведение итогов | Обобщение урока. Выставление отметок с комментариями на основе самооценки обучающихся | Осмысление. | 3 |
6 | Подготовка у выполнению домашнего задания. | Задает дифференцированное домашнее задание с объяснением каждого задания. (Приложение №4) | Записывают домашнее задание. | 3 |
Приложение к плану-конспекту.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма представления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР. |
1 | Практикум: План местности | мультимедия | задание | http://fcior.edu.ru/card/11971/praktikum-plan-mestnosti-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html |
2 | Создание плана местности по аэрофотоснимку | мультимедия | Модель, иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009dc-1000-4ddd-4435-4b0047fe08e0/plane.swf |
Внеклассное мероприятие.
«Пиратский день именинника».
Цель:
способствовать закреплению знаний на практике, в неформальной обстановке; обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников.
Задачи:
1. Воспитательные:
- способствовать формированию у обучающихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе;
- содействовать усилению интереса школьников к предмету;
- воспитание у обучающихся уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости.
2. Развивающая:
- Способствовать развитию индивидуальных способностей, склонностей и интересов, учащихся через включение их в соответствующую деятельность;
- Развитие творческого потенциала у обучающихся;
- содействовать развитию у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.
3. Образовательные:
- содействовать закреплению основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
- способствовать самостоятельному анализу плана местности;
Данное мероприятие проводится в форме игры. Проводится на свежем воздухе, что позволяет применить здоровьесберегающие технологии.
Осуществляется разделение класса на несколько групп – помощники (группа поддержки состоящая из 6 человек) и команды (4 команды).
Подготовительная работа:
Домашнее задание группе поддержки:
- составить план местности участка, где будет проходить внеклассное мероприятие (в данном конкретном случае – карьер возле школы №32);
- сделать разметки конкурсов;
- оформить этапы конкурсов;
- придумать и сделать костюмы.
Домашнее задание командам:
- составить название команды, девиз и эмблему;
- придумать и сделать костюмы;
- подобрать аудиосопровождение.
Ход мероприятия.
Этап 1. Представление жюри.
Этап 2. Представление команд.
Этап 3. Конкурсная программа:
- определение по плану направления (с помощью компаса) конкурсной точки и преодоление препятствий
- повторение основных вопросов темы «Географические модели Земли» в процессе решения загадок, пословиц, физических нагрузок (получение подсказок при возникновении сложностей в решении поставленных задач);
- развитие способностей действия в непредвиденной ситуации;
- эвристическое открытие – в виде нахождения клада пройдя все испытания с успехом.
Этап 4. Подведение итогов. Чаепитие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Imparfait. Урок с использованием ИКТ в 6 классе по УМК "L\'oiseau bleu 6"
Конспект урока составлен для учащихся 6 класса по УМК Н.Селивановой и А.Шашуриной «L’oiseau bleu6».Грамматика является неотъемлемой частью изучения французского языка. Представление грамматических явл...
план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"
Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...
Урок с использованием ЭОР. Основания 8 класс
Урок с использование ЭОР...
Урок 2. Понятие о плане местности. Масштаб.
Технологическая карта к уроку география в 6 классе "План местности" по учебнику Т.П. Герасимовой...
План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»
План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...
Карточки для учащихся к уроку географии по теме "План местности и их чтение"
Карточки можно использовать для работы на уроке, а так же для проверки полученных знаний....
План-разработка урока с использованием технологии SCRUM 5 класс
План-разработка урока с использованием технологии SCRUM...