Урок с использованием ЭОР "План местности", 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Рассадникова Марина Павловна

Содержит материал урока по теме "План местности", урок - практикум "Чтение плана местости" и внеклассное мероприятие по теме "Пиратский день именинника", а также разработанную презентацию по уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект146.5 КБ
Office presentation icon презентация1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Представленный план-конспект урока географии в 6 классе разработан с использованием линии УМК. В состав данной линии в 6 классе входят:

  • Учебник В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение» - М.: Дрофа, 2010;
  • рабочая тетрадь к учебнику В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой. «География: Землеведение. 6 класс» - М.: Дрофа, 2010;
  • методическое пособие Л.Е. Савельевой, В.П. Дронова к учебнику  В.П.Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение» - М.: Дрофа, 2010.

         Тематическое планирование по курсу географии в 6 классе рассчитано на 2 часа в неделю, и составлено в соответствии с авторской программой.

Представленный комплект по теме «План местности» является завершающим в разделе курса 6 класса «Географические модели Земли». После проведения данных уроков планируется итоговый урок по теме «Географические модели Земли».        

Изучение материала по теме предполагается в течение двух уроков и внеклассного мероприятия:

          1-й урок направлен на получение теоретических знаний о том, что такое план местности, с его назначением и отличительными особенностями; чем отличаются условные знаки от тех, которые используются на картах; что такое азимут; какие бывают методы составления планов (глазомерная, маршрутная и полярная съемка).

Для этого проводится работа с текстом учебника, картами атласа, презентацией, представляемой на мультимедиапроекторе, с опорой на имеющиеся у учащихся знания.

Для усвоения содержания изучаемого материала используется системно-деятельностный подход, технология группового обучения с применением проблемного, частично-поискового и демонстративного метода обучения географии. 

           2-й урок – урок-практикум включает в себя работу в компьютерном классе и выполнение каждым учащимся творческой работы, а также решение задач по определению азимута, определения по плану расстояний и направлений. Во время проведения данного урока идет усиление практической направленности, а методы способствуют прочному усвоению полученных знаний.

           Внеклассное мероприятие составлено таким образом, чтобы  в неформальной обстановке показать практическое значение знаний по теме, воспитать чувство ответственности за принимаемые решения. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Данное внеклассное мероприятие приурочено ко дню именинника.

         Таким образом, во время проведения представленных уроков используются такие приемы обучения, которые носят различные развивающие возможности для учащихся и которые, в дальнейшем, учащиеся будут использовать на всех уроках и в реальной жизни.

     

        Оценку эффективности представленных уроков можно определить по следующим критериям: знаниевый (отражает представления обучающихся о содержательной стороне урока), инструментальный (выявляет степень сформированности у школьников деятельностной стороны урока), личностный (характеризует ценностно-смысловое отношение обучающихся к данной теме).

        Показателем знаниевого критерия являются:

  • обученность класса – по итогам проверочной работы по урокам (обученность составляет 82%).

       Показателем инструментального критерия являются:

  • полнота набора применяемых школьниками приёмов;
  • степень самостоятельности в использовании приёмов;
  • оценка компетентности обучающихся.

 Показателями личностного критерия являются:

  • источник побуждения к применению приемов (внешний или внутренний);
  • стремление к высокому качеству выполнения работы;
  • готовность к принятию критики и помощи со стороны учителя и одноклассников;
  • развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося.

1-й урок.

Тема урока: План местности.

        Цель урока: создание условий для развития личностных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, а также способствовать общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся в процессе изучения данной темы.

       Задачи:

- обучающие:

  • содействовать формированию понятий по теме: «план местности», «условные знаки», «азимут».
  • Сформировать представления о различиях в изображении местности на рисунке, плане, аэрофотоснимке, карте и глобусе.
  • Начать формирование умения работать с различными картографическими источниками;

-развивающие:

  • развивать навыки работы с источниками географической информации;
  • развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;                                                                         
  • способствовать формированию познавательного опыта школьников посредством использования разнообразных методов и приемов обучения;
  • способствовать развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией
  • совершенствовать ИКТ-грамотность учащихся;

          -воспитательные                                             

  • продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала.        

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Средства обучения: ПК, мультимедиапроектор, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебники. 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

4

5

6

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности».

Знания этой темы пригодятся вам в будущем.

Осознание, самоопределение к деятельности.

   2

2.

Актуализация знаний

Но перед тем как приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним:

-  какие существуют модели Земли?

-Чем они (модели Земли) отличаются друг от друга?

- Почему необходимо изображать Землю на плоскости?

-Назовите достоинства аэрофотоснимков.

- Какую информацию можно получить из космических снимков?

- Что такое географическая карта, и по каким признакам они различаются.

- Какое значение имеют карты для человеческой деятельности?

- Что такое легенда карты?

Отвечают на вопросы учителя.

5

3

Изучение нового материала.

Объяснение нового материала идет с демонстрацией мультимедийной презентации.

Для того, чтобы определить где строить новые заводы, жилые дома, прокладывать дороги, необходимо знать местность.

- Каким образом можно это сделать?

-Посмотрите внимательно на экран, что изображено?

-Что это такое?

-Верно.

Аэрофотоснимки люди научились делать относительно недавно. Но уже несколько веков известны другие виды изображения земной поверхности на плоскости - географические планы и карты.

 

Даётся определение, что такое план местности.

Давайте с вами определим, чем похожи и чем различаются аэрофотоснимки и план местности (работа по мультимедийному проектору).

Организует проверку выполненного задания.

Для того чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать. Нельзя читать, не зная букв. «Азбукой» плана являются условные знаки.

Организация работы с атласом.

Условные знаки на планах часто изображают похожими на сами объекты. Голубой линией показывают реку, лес закрашивают зеленым цветом.

- Как вы думаете, для чего это делается?

Условные знаки можно разделить на 3 группы:

  1. площадные
  2. внемасштабные
  3. линейные

Работа с мультимедийной презентацией.

- А как вы считаете можно ли самому составить план местности?

Верно. Простой план местности может нарисовать каждый человек.

Организация работы с учебником.

- Что необходимо, для того чтобы построить план местности?

Правильно. Однако чтобы ваш план был более правильным, нужно определить точное направление на предмет. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу.

Знакомство с определением «азимут».

-Как вы думаете, для чего используются планы?

 

Отвечают на вопросы учителя.

- сфотографировать или зарисовать.

-Аэрофотоснимок.

- фотографирование территории с самолета или вертолета.

Записывают определение в тетрадь.

Осознают, анализируют, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, составляют вывод.

(приложение №1).

Воспринимают и осознают.

Работа с атласом для 6 класса.

Высказывают предположения.

Записывают классификацию в тетрадь, приводят примеры, пользуясь атласом и мультимедийной презентацией.

Высказывают предположения.

Работают с параграфом учебника.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают определение в тетрадь.

Воспринимают информацию.

Высказывают предположения.

20

4

Физкульт минутка.

Выполняется на счет раз-два-три.

Мы шагаем, маршируем

По лесам, по полям.

А теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Ветер пробежал по коже,

Мы его стряхнули вскоре.

Сядьте дети на песок

Продолжаем наш урок

Маршируют на месте.

Делают плавательные движения руками.

руки вверх и махи руками вправо-влево

садятся за парты.

 1

5

Закрепление нового материала

Организация работы по раздаточному материалу. (приложение №2)

Выполняют задание письменно в тетради.

7

6

Рефлексия

Просит учеников оценить свою работу по теме.

Выставляют отметку в рабочей тетради по теме.

7

Подведение итогов

Обобщение изученного на уроке. (приложение №3).

Осмысление.

3

8

Подготовка к выполнению домашнего задания

Задает дифференцированное домашнее задание с объяснением каждого задания.

(Приложение №4.)

Записывают домашнее задание.

3

2-й урок.

Тема урока: Чтение плана местности.

        Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умения пользоваться планом местности.

Задачи:

- обучающие:

  • систематизировать знания по работе с планом местности;
  • способствовать самостоятельному анализу плана местности;
  • показать практическое значение знаний по теме.

 -развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся в процессе изучения данной темы.
  • развивать умение организовывать индивидуальную  деятельность;                                                                         
  • способствовать развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией
  • совершенствовать ИКТ-грамотность учащихся;

          -воспитательные                                             

  • продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;
  • способствовать воспитанию чувства ответственности за принимаемые решения.

 

Тип урока: урок-практикум.

Формы работы учащихся:  групповая и индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

4

5

6

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Помогает включить компьютеры.

Мотивация на работу.

Включение компьютеров.

Осознание, самоопределение к деятельности.

   2

2.

Актуализация знаний

Инструкция к выполнению теста.

(Приложение №1).

Выполняют тест по вариантам.

8

3

Работа по теме урока.

1.Инструкция к выполнению топографического диктанта

(Приложение №2)

2.Инструкция  по выполнению индивидуальной работы на компьютере.

 

Выполняют  топографический диктант.

Взаимопроверка.

Работают с практикумом: План местности.

20

Физкульт минутка.

Выполняется на счет раз-два-три.

Мы шагаем, маршируем

По лесам, по полям.

А теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Ветер пробежал по коже,

Мы его стряхнули вскоре.

Сядьте дети на песок

Продолжаем наш урок

3. Инструкция по работе с интерактивным модулем

Маршируют на месте.

Делают плавательные движения руками.

руки вверх и махи руками вправо-влево

садятся за парты.

Создают план местности по заданному аэроснимку с проверкой правильности выполнения задания.

 1

4

Рефлексия

Просит учеников оценить свою работу по теме.

(Приложение 3).

Выставляют отметку в рабочей тетради по теме

2

5

Подведение итогов

Обобщение урока. Выставление отметок с комментариями на основе самооценки обучающихся

Осмысление.

3

6

Подготовка у выполнению домашнего задания.

Задает дифференцированное домашнее задание с объяснением каждого задания.

(Приложение №4)

Записывают домашнее задание.

3

Приложение к плану-конспекту.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.

        

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма представления

информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1

Практикум: План местности

мультимедия

задание

http://fcior.edu.ru/card/11971/praktikum-plan-mestnosti-so-specialnymi-vozmozhnostyami.html

2

Создание плана местности по аэрофотоснимку

мультимедия

Модель, иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009dc-1000-4ddd-4435-4b0047fe08e0/plane.swf

Внеклассное мероприятие.

«Пиратский день именинника».

Цель:

способствовать закреплению знаний на практике, в неформальной обстановке; обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников.

Задачи:

1. Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе;
  • содействовать усилению интереса школьников к предмету;
  • воспитание у обучающихся уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости.

2. Развивающая:        

  • Способствовать развитию индивидуальных способностей, склонностей и интересов, учащихся через включение их в соответствующую деятельность;
  • Развитие творческого потенциала у обучающихся;
  • содействовать развитию у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию.

3. Образовательные:

  • содействовать закреплению основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;
  • способствовать самостоятельному анализу плана местности;

Данное мероприятие проводится в форме игры. Проводится на свежем воздухе, что позволяет применить здоровьесберегающие технологии.

Осуществляется разделение класса на несколько групп – помощники (группа поддержки состоящая из 6 человек) и команды (4 команды). 

Подготовительная работа:

Домашнее задание группе поддержки:

  • составить план местности участка, где будет проходить внеклассное мероприятие (в данном конкретном случае – карьер возле школы №32);
  • сделать разметки конкурсов;
  • оформить этапы конкурсов;
  • придумать и сделать костюмы.

Домашнее задание командам:

  • составить название команды, девиз и эмблему;
  • придумать и сделать  костюмы;
  • подобрать аудиосопровождение.

Ход мероприятия.

Этап 1. Представление жюри.

Этап 2. Представление команд.

Этап 3. Конкурсная программа:

  • определение по плану направления (с помощью компаса)  конкурсной точки и преодоление препятствий
  • повторение основных вопросов темы «Географические модели Земли» в процессе решения загадок, пословиц, физических нагрузок (получение подсказок при возникновении сложностей в решении поставленных задач);
  • развитие способностей действия в непредвиденной ситуации;
  • эвристическое открытие – в виде нахождения клада пройдя все испытания с успехом.

Этап 4. Подведение итогов. Чаепитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Imparfait. Урок с использованием ИКТ в 6 классе по УМК "L\'oiseau bleu 6"

Конспект урока составлен для учащихся 6 класса по УМК Н.Селивановой и А.Шашуриной «L’oiseau bleu6».Грамматика является неотъемлемой частью изучения французского языка. Представление грамматических явл...

план-конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Положение металлов в ПСХЭ. Физические свойства металлов"

Цель урока: повторить положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов, обобщить и расширить знания учащихся о физических свойствах металлов...

Урок 2. Понятие о плане местности. Масштаб.

Технологическая карта к уроку география в 6 классе "План местности"  по учебнику Т.П. Герасимовой...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

Карточки для учащихся к уроку географии по теме "План местности и их чтение"

Карточки можно использовать для работы на уроке, а так же для проверки полученных знаний....

План-разработка урока с использованием технологии SCRUM 5 класс

План-разработка урока с использованием технологии SCRUM...