Использование ИКТ на уроках географии
статья по географии на тему

Славкина Тамара Александровна

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средства­ми принято называть «новыми информа­ционными технологиями в образовании». В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использова­ние которой «повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизи­рует познавательную деятельность, разви­вает мышление и творческие способнос­ти ребенка, формирует активную жизнен­ную позицию в современном информатизированном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_informacionnye_tehnologii.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы обучение с помощью информационных технологий получило название информатизации, использование которой «повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе» [1, с.64].                                                         Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться, так как данный урок имеет несомненные достоинства:

- обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса;

- способствует дифференциации и индивидуализации обучения;

- мотивирует учебную деятельность учащихся;

- освобождает от субъективных оценок;

- способствует развитию самообразования;

- делает учебный материал более доступным;

- облегчает решение многих дидактических задач.

Слайды с фотографиями, информационным материалом, видеоролики, анимации способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, формированию географической картины мира.

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии.

        Весь курс географии кратко изложен в электронных мультимедиа изданиях, предназначенных для использования в преподавание географии:

- «География. Начальный курс. 6 класс»

- «Материки, океаны, народы и страны. 7 класс»

- «География России. Природа и население. 8 класс»

- «География России. Хозяйство и регионы. 9 класс»

- «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»

Данные мультиа-учебники разработаны республиканским мультимедиа центром Министерства образования РФ «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Данный продукт сочетает в себе комплексные компьютерные программы:

- учебные и демонстрационные (ориентированы на усвоение новых знаний);

- тренажёры (предназначены для  формирования и закрепления знаний, умений и навыков);

-  контролирующие (предназначены для контроля ЗУНов);

- информационно-справочные (предназначены для получения дополнительной информации по теме).

Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии и биологии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения. Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал, создать мультимедийную учебную презентацию. Технические  возможности ИКТ-технологий могут быть оптимально реализованы и решены если правильно:

- определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;

- разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;

- отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить перегруженности;

- продумать простое композиционное решение отдельных слайдов;

 - заранее составить и записать дикторский текст;

- определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;

- продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических объектах.                                  

Современный учащийся должен не только использовать существующие информационные ресурсы, но и научиться создавать собственные ресурсы. Учащиеся должны самостоятельно представлять и выражать свои знания.

Проект компьютерного урока, который учащиеся готовят сами, позволяет закрепить и углубить знания, повысить уровень овладения умениями и навыками.

Важную роль в индивидуальной работе с учащимися играет электронная почта:

- обмен творческими работами, заданиями между учителем и учеником, между учащимися;

- обмен информацией в телекоммуникационных проектах.

Участие учителя и учащихся в телеконференциях помогает решить ряд общеобразовательных и познавательных задач в режиме on-line.                                                                                                                                                                                                              Таким образом можно выделить главные  плюсы компьютеризации в образовании:

  1. Компьютер даёт возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
  2. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, её накопление, тиражирование.
  3. С внедрением информационно-компьютерных технологий изменилась сама суть дистанционного образования. Если раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних, то сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию частично или практически ограничен.
  4. Повышаются возможности индивидуализации обучения – за счёт подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний для конкретного учащегося.
  5.   Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.

 Как показывает опыт, применение информационных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся. Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования картографического материала, когда карта моделируется прямо на уроке. Карта развивает географическое мышление. Её нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. Многие географические исследования начинаются и заканчиваются картой. Благодаря применению компьютерных технологий, учитываются индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы. Работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения  

      Используемая литература:                                                                                                         1. Баранов, А.С. О возможностях использования средств MS Offise в обучении географии. «География в школе», М.: «Школа-пресс»,  № 7, 2003г.; с. 64 – 65.

2.  Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002

3.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48.

4. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический  журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46.

5. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. « География в школе», М.: «Школа-пресс», № 2, 2001г.;  с. 51 – 53.

6. Список Интернет-сайтов:

  1. http//www.edu.ru                     Российское образование Федеральный портал.
  2. http://festival.1september.ru/     Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков.
  3. http//www.rsl.ru/home.htm       Российская гос. библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии

В презентации показаны методы использования ИКТ на уроках географии....

Методы и приемы использования СОТ на уроках географии

Конспект урока по теме: «Строение электронной оболочки атомов»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.     Применение информационных компьютерных технологий н...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

Использование ЭОР на уроках географии

Применение электронных образовательных ресурсов на уроке географии...

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...