«Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк.»7 – й класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Изучить материк, как природный комплекс. | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии по теме «Антарктида - уникальный по географическому положению и природе материк.»7 – й класс
Цели урока: Создать образ Антарктиды, как уникального природного комплекса, который сформирован при взаимодействии компонентов.
Образовательные: Изучить материк, как природный комплекс;
Развивающие: Показать взаимодействие уникальных природных компонентов на материке.
Расширить и конкретизировать знания по экологии, сформировать у учащихся убежденность в необходимости охраны природы этого материка.
Воспитательные:
1.Показать значимость Антарктиды для всего человечества;
2.Воспитать чувства уважения к людям, погибшим во имя науки.
3.Сформировать познавательный интерес учащихся, прививать интерес к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление.
4.Развивать умения учащихся обобщать, анализировать .
Используемые методы обучения: проблемно – ситуативный, способствующий формированию креативного стиля мышления.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных технологий – программы Microsoft Power Point.Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся получают представление о растительном и животном мире Антарктиды.
2.Учащиеся закрепляют умения работы с различными источниками информации;
Тип урока: урок – дискуссия, экспедиция
Ход – урока
1.Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
2.Изучение нового материала.
1.Втупительное слово учителя.
Американский исследователь А.Бэрд писал:1.
На краю нашей планеты, как спящая принцесса, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов.
Что это за континент?
Антарктида. Название материка происходит от двух слов «Анти» - против и «Артика», в буквальном смысле слово «Антарктида» означает «противоположная Арктике».
В различной литературе можно найти множество других образных названий Антарктиды.
Предполагаемые ответы: «край Земли», « материк за облаками», «королева холода», «Материк учёных», «страна жестокого солнца», «страна ветров», «холодильник Земли», «материк четырех полюсов».
Вы все ученые разных направлений, ваши знания и умения помогут пояснить эти образные названия континента.
Сегодня мы проводим дискуссию на тему «Могут ли живые организмы выжить в Антарктиде, а если могут, то, как им удается в столь суровых условиях?»
Выступления группы «Климатологов»
Антарктида – это самый холодный материк. Справедливо ли утверждение? Приведите в доказательство аргументы. (Средняя температура января от – 8 на побережье и – 32 во внутренних районах, средняя температура июля от – 16 на побережье и – 64 и ниже во внутренних районах, максимальная температура – 89,2(станция восток).)
В чём причина столь суровых климатических условий материка?
1.Малый угол падения солнечных лучей, что зависит от ГП материка.
2.Полярная ночь.
3.Ледяной покров, образовавшийся в период общего похолодания климата Земли.
4.Большая высота над уровнем океана.
5.Способность белого отражать солнечного луча(90%)
Огромная разница температур во внутренних и прибрежных частях материка, в результате чего образуются стоковые течения, дующие со скоростью 360км/ч. Ураганы поднимают 25млн.т. снега, они препятствуют образованию тёплых воздушных масс с океана на материк.
Антарктида на первый взгляд безжизненна. Здесь находится Арктическая пустыня. Но это только кажется. В Антарктиде среди сплошного льда встречаются пространства, лишённые льда, их называют Антарктическими Оазисами. Оазисы – это очаги тепла и жизни в ледяной пустыне. В них много озёр. Вода в них разноцветная: зелёная, жёлтая, коричневая – от разнообразия водорослей.
Выступление «Биологов»
1.Чем характеризуется зона арктической пустыни?
2.Что называют арктическими оазисами?
3.Почему жизнь всех животных в Антарктике связаны с океаном?
Антарктида на первый взгляд безжизненна. Здесь находится Арктическая пустыня. Но это только кажется. В Антарктиде среди сплошного льда встречаются пространства, лишённые льда, их называют Антарктическими Оазисами. Оазисы – это очаги тепла и жизни в ледяной пустыне. В них много озёр. Вода в них разноцветная: зелёная, жёлтая, коричневая – от разнообразия водорослей. Растительность представлена мхами и лишайниками, обнаружены бактерии.
Заполнить таблицу. Приспособленность живых организмов к суровым условиям Антарктики.
Природные условия | Растения | Особенности приспособления | Животные | Особенности приспособления |
Классификация лишайников.
Лишайники бывают по виду: листовидные – наподобие цветочков, кустистые как кустики. Все они накипные (плотно прилегают к поверхности скал в виде корок, помогает противостоять суровым ветрам). Лишайники – это симбиоз грибов и водорослей (два организма в едином целом).
Почему большая часть лишайников черная или темно – серая? (За счет такого цвета эти растения потребляют максимально возможное количество солнечной энергии и тепла).
Мхи. Представлены подушечные. (Встречаются в прибрежных оазисах, защищенных от ветра).
Почему на протяжении нескольких лет растения остаются такими маленькими?
Мхи и лишайники растут очень медленно, их развитие в условиях Антарктики особенно угнетено.
Суровые ветра и низкие температуры сформировали и определенный вид животных в Антарктиде. Фауна этого континента не имеет аналогов в мире, она крайне бедна и своеобразна.
Символ Антарктики – нелетающая птица – пингвин.
Почему птицы образуют «птичьи базары»?
Для сохранения тепла в суровых условиях и для защиты от нападений.
Попробуйте составить цепь питания этих организмов.
Давайте сделаем вывод о том, как же приспосабливаются организмы к суровым условиям Арктики.
Растения.
1.Темный цвет – притяжение тепла.
2.Плотное прикрепление к скалам в виде подушек.
Животные.
1.Наличие подкожного жира.
2.Жировая смазка шкуры и перьев.
3.Питание за счёт моря.
4.Пища с большим содержанием белка.
Мы побывали с вами в удивительном уголке Земли. Большинство видов являются эндемиками. С другой стороны, Антарктика – это источник биологических ресурсов, необходимых человеку. Уже с начала 21 века здесь хищнически истребляли тюленей и китов. Общее загрязнение планеты сказалось и на этом отдалённом уголке Земли.
В связи с этим давайте задумаемся: Почему природа Антарктики требует охраны, бережного отношения и как можно её сохранить при активной деятельности человека?
Природа Антарктики развивается в суровых экстремальных условиях. Всё растет и развивается очень медленно. Количество пищи ограниченно.
Меры по охране:
1.Запрещение испытаний оружия, атомных взрывов.
2.Запрещение охоты на животных и птиц.
3.Ограничение туристов.
Домашняя работа: П. 48
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Географическое положение и природа Омской области"
Работа выполнена в виде игры "Кто хочет стать миллионером". Отвечая на вопросы, надо набирать "знаки". Интересно проходит с учащимися 8 класса при обобщении знаний о своей территории. Используя данный...
Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».
ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами, атласами, таблицам.ВОСПИТ...
План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»
Поволжье. Номер урока №1. Географическое положение и природа Поволжья....
Модульная карта. Географическое положение Евразии. Исследование материка.
Модульная технология. Урок по теме "Географическое положение Евразии. Исследование материка"....
Урок географии 7 класс "Географическое положение и исследование материка Африка"
Цель:· Научить определять ФГП материка, давать характеристику по плану;· Развивать интерес к изучаемому ...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....