Урок географии "Субрегионы зарубежной Азии.Китай" 11 класс
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок географии 11 класс
Тема: Субрегионы зарубежной Азии. Китай.
Цель:
Образовательная: Создание условий для осознания и осмысления знаний о причинах экономического роста Китая
Развивающая: Создание условий для развития навыков анализа, сопоставления, развития критического мышления;
Воспитывающая: Создание условий для развития коммуникативных способностей в процессе диалога. Воспитывать уважение к странам и народам мира на примере Китая.
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
-Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите в окно, какая сегодня хорошая погода: светит солнце, на душе радостно и легко, вот также и легко должен пройти у нас урок. Сегодня на уроке нам предстоит очень насыщенная и плодотворная работа. Поэтому приступим .
- Целеполагание и мотивация.
Вступительное слово учителя
- Сегодня мы продолжим путешествие по зарубежной Азии. Послушайте и скажите, в какой стране нам сегодня заочно предстоит побывать.
Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания россиян? В чем значимость для нас?
Ответы:
– страна является нашим южным соседом;
– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;
– освоение космоса и разработки ядерного оружия;
- Первое знакомство с Китаем проходило в 7 классе, где мы впервые получили представление об этой стране. Работаем с таблицей «З-Х-У».
- Что вы знаете об этой стране? Выслушаем мнения.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Что бы вы хотели узнать?
Цель урока: выявить причины экономического роста Китайской Народной Республики
прием фисшбоу
Обобщение учителя: Цели + Надеюсь, что вы сегодня успешно справитесь со всеми видами заданий, учебными вопросами и ответим на главный проблемный вопрос урока
- Чтобы ответить на главный вопрос урока, обратимся к плану урока. Сегодня мы должны рассмотреть следующие вопросы:
План урока:
- Визитная карточка страны.
- Мировые открытия.
- Особенности населения Китая.
- Предпосылки экономического развития
- Особенности экономического развития страны.
- Визитная карточка страны.
Китай – самая большая страна в Зарубежной Азии её площадь 9561тыс. кв.км. Это 3-е место в мире, после России и Канады. По численности населения уже очень долго страна занимает первое место. По форме правления Китай является республикой. Это страна - унитарная ,хотя в административно-территориальном отношении подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица Китая - Пекин (Беджин). Денежной единицей страны является юань.
Страна омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с 10 государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км.
- Мировые изобретения
- Китай – родина многих изобретений. Каждое из них имеет свою историю. Вспомним одну из них.
Сообщение учащегося.
Эта удивительная ткань появилась в Китае около 5 тысяч лет назад. Существует красивая легенда о том, как юная китайская императрица Си Линь Чи случайно уронила в горячую воду кокон будущей бабочки и вдруг увидела, как от кокона отделились тонкие белые нити. Любознательная девушка решила попробовать сделать из этих нитей красивую ткань. До сих пор их производят почти так же, как в древности. Гусеница тутового шелкопряда появляется на свет в специальном питомнике и сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она “наматывает” вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Но лишь немногие гусеницы превращаются в бабочку. Большую часть коконов помещают под горячий пар и там разматывают, получая из каждого нить длиной около трех километров. Из этих нитей и делают шелковую ткань. Натуральный шелк очень красив. Блестящий, тонкий, воздушный материал притягивает к себе взгляды. Одежда из шелка удобна и приятна в любом климате. Во влажных и жарких странах шелк дает чувство сухости, потому что отлично впитывает в себя влагу. В холоде он греет, сохраняя тепло кожи. И, кроме того, шелк отпугивает блох, вшей и других паразитов. Это свойство особенно ценили кочевники, воины и лекари всех времен. Несмотря на свою легкость шелк необычайно прочный материал. Недаром именно из него много лет делают парашюты. Ученые выяснили, что 16 уложенных друг на друга слоев шелка останавливают пистолетную пулю. А еще шелковую нить издавна использовали хирурги для сшивания ран.
- Особенности населения страны
Учитель: Вот уже в течение двух тысячелетий Китай остается самой многонаселенной страной на земном шаре. Не случайно одно из китайских изречений гласит: «Жэнь шань, жэнь хай», что означает: «горы людей, море людей». Каждый пятый человек на земле — китаец.
- Выполняем задание «Кластер 1». Используя текст учебника на стр.235 и дополнительный материал, заполните кластер
В январе 2005 года население Китая перевалило за 1млрд.300млн.человек. Социологи говорят, что этот рубеж мог быть преодолен еще 4 года назад, если бы не жесткая демографическая политика, о которой вы уже знаете. Благодаря такой политике Китай за короткий срок перешел от втopoгo к первому типу воспроизводства населения, вступив в третью фазу демографического перехода. Замедление роста населения положительно сказалось на экономической ситуации Китая, однако страна начала резко стареть. Как считают экономисты, в скором времени стране будет сложно обеспечивать многочисленных пенсионеров.
Еще одна проблема: заводя одного ребенка многие семьи предпочитают, чтобы это был именно мальчик. Поэтому через 15-20 лет миллионам молодых мужчин будет просто не на ком жениться.
Китай – многонациональное государство. Официально в Китае насчитывается 56 национальностей. Так как подавляющее большинство населения Китая (92%) составляют китайцы (самоназвание - «ханы», или «ханьць»), остальные народы обычно называют национальными меньшинствами. Ханьцы заселяют всю восточную половину страны.
Согласно Ethnologue, в Китае насчитывается 236 языков: 235 живых и один исчезнувший (чжурчженьский). Различия между ними настолько велики, что при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Для объяснения они пользуются единой иероглифической письменностью, которая доступна китайцам, говорящим на разных диалектах. Кроме того, в годы народной власти был разработан единый национальный язык «путунхуа» («общепонятный язык»), в основу которого положен пекинский диалект. Но неграмотных в стране еще около 180 млн человек.
Самые распространенные религии в КНР: конфуцианство, даосизм и буддизм (ламаизм). Некоторые жители на северо-западе страны исповедуют ислам. Но в целом население Китая трудно назвать религиозным (Китай – по-прежнему социалистическая страна).
Как и для других стран региона, для Китая очень xapaктepны большие контрасты расселения.
По доле горожан Китай еще недавно относили к числу слабоурбанизированных стран. Но «городской взрыв» затронул и его. Ныне по общему числу городских поселений, больших городов (500) и городов-миллионеров (50), а также по абсолютному количеству горожан (515 млн) страна занимает первое место в мире. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч!
Где сосредоточена большая часть населения? (Почти 90% жителей coсредоточено на 1/3 части территории страны- побережье океана).
Китайский народ, длительное время проживая в крайне нищенских условиях, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера.
Во-первых — это значительная склонность к накоплению, оставлению запасов на «черный день». Не менее важная черта склонность к перенятию позитивного опыта, как местного, так и внешнего, склонность к предпринимательству, умение конкурировать, как так местном, так и международном уровне, исполнительность и трудолюбие.
- Экономика Китая
Сегодняшний Китай – это динамично развивающаяся страна.
По прогнозам лауреата Нобелевской премии в области экономики профессора Спенсера высокие темпы развития китайской экономики носят долгосрочный характер и сохранятся по крайней мере еще 25 лет.
Используя текст учебника на с. 238 – 239 и дополнительный материал, докажите, что Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве. У вас есть 4 минуты на изучение данного материала (Приложение 2).
(Работа в парах)
Отрасль специализации | Ресурсы | Центры |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Вывод: Итак, китайская экономика создает колоссальный спрос на сырье, промышленное и строительное оборудование, технологии. Китайские рынки за счет повышения спроса населения сейчас являются самыми перспективными в мире.
ФИЗМИНУТКА
В чем заключается специфика китайской модели развития экономики?
- Предпосылки экономического роста Китая.
Что такое «китайская модель развития» и существует ли она вообще? Этот вопрос сегодня обсуждается во всем мире. Высокие темпы роста, «кризисоустойчивость» страны и уникальная политическая и социальная системы приковывают пристальное внимание мировой общественности, стремящейся понять, какие уроки можно /и можно ли?/ извлечь из китайского опыта.
- экономические реформы;
- природно –ресурсный потенциал;
- иностранные инвестиции;
- трудовые ресурсы;
- реализация идеи свободных экономических зон;
- национальные качества китайцев – исполнительность и трудолюбие;
Главные причины экономические. В стране была проведена широкомасштабная экономическая реформа с целью обеспечения роста и развития экономики. За последние 50 лет в Китае построено более 370 тысяч новых промышленных предприятий. Сегодня фабрики и заводы Китая производят продукции на 2,1 млрд. юаней ежедневно. Промышленность КНР представлена 360 отраслями. По общему количеству фабрик и заводов Китай занимает первое место в мире. Колоссальный природно-ресурсный потенциал Китая, естественно, способствовал реализации намеченных реформ также, как резерв трудовых ресурсов. Эти условия потенциально уже дают ему право стать лидером мировой экономики, по всем прогнозам к 2020-2030 гг.
- Первичное закрепление учебного материала.
- Ребята, вернемся к главному вопросу нашего урока: Определить главные причины экономического роста Китая. Какие факты могут подтвердить, что экономический рост есть?
- Первичное закрепление учебного материала.
Факты:
3 место по объему экономики, 2 по запасам иностранной валюты,1 место по производству 26 наименований продукции
Ведущие позиции Китая в мировой экономике по некоторым отраслям в 2005 году:
выплавка стали – 1 место
производство химических волокон – 1 место
производство х/б тканей – 1 место
добыча морепродуктов и улов рыбы – 1 место
валовой сбор зерновых – 1 место
производство первичного алюминия – 2 место
производство электроэнергии – 2 место
производство продукции электроники – 2 место
- Домашнее задание:
- Проанализировать высказывание
Премьер – министр России Дмитрий Медведев считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России.
«Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему?
- особенности с/х
- Рефлексия и самооценка
А сейчас я прошу вас высказать свое отношение к изучаемой стране и вашей работе на уроке.
- первая строка содержит одно слово - название темы урока;
- вторая – описание темы в двух словах-признаках, прилагательных;
- третья строка – три глагола, определяющие вашу деятельность на уроке;
- четвертая строка – это фраза из четырех слов, раскрывающих смысл слова на первой строке
- последняя строка – одно слово – ассоциация, синоним, которое повторяет суть темы в 1 строке.
(Несколько синквейнов зачитываются)
- Итог урока:
Китай - страна древней культуры. Памятниками материальной культуры китайского народа служат знаменитые caдoво-парковые ансамбли, буддийские храмы и пагоды, такое уникальное сооружение, как Великая Китайская стена длиной около 4 тыс. км. Традиции духовной культуры, сохранившиеся до наших дней, - специфические китайские театр, живопись, музыка, кухня, гимнастика ушу, лунный календарь. С глубокой древности существуют китайская философия, астрономия, география, медицина.
Сколько ни читай о Китае, ни смотри фильмов, ни ходи на лекции и презентации, первая встреча с КНР камня на камне не оставит от всех виртуальных представлений. Китай - не одна страна... Китая много. Это конгломерат миров, развивающихся параллельно, соприкасающихся, не имеющих друг к другу никакого отношения, сталкивающихся...Чуду, что зовется Китаем, нет объяснений. И именно потому, что Китай - загадка, он достоин любви - так говорят о своей родине жители Поднебесной. И с ними вынужден согласиться весь остальной мир.
Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия, имя: _________________
Дата: ____________
Тема: ________________________________________________________________
Ключевые вопросы темы
- Таблица «З – Х – У»
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
- Визитная карточка страны: Великие изобретения: _______________
Площадь:_________________
Столица:__________________
Форма правления:______________
- Население
А
Отрасль специализации | Ресурсы | Центры |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Б
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предпосылки экономического развития Китая
Оценка работы ученика (самооценка) _______________
Оценка работы ученика (учитель) ____________________
- Домашнее задание:
Премьер – министр России , Дмитрий Медведев, считает, что Китай не может служить моделью для экономического развития России.
«Нам симпатичен и интересен опыт КНР, - сказал Медведев на встрече в Кремле с представителями предпринимательского сообщества - членами Российского союза промышленников и предпринимателей. - Но это не наша модель развития…»,- сообщает РИА «Новости» . Как вы думаете, почему?
СКОРОГОВОРКА
Пекин – Шанхай – Тяньцзинь - Чунцин - Ухань – Харбин – Сянган – Чженьчжоу – Ганчжоу - Куньмин.
СКОРОГОВОРКА
Пекин – Шанхай – Тяньцзинь - Чунцин - Ухань – Харбин – Сянган – Чженьчжоу – Ганчжоу - Куньмин.
СКОРОГОВОРКА
Пекин – Шанхай – Тяньцзинь - Чунцин - Ухань – Харбин – Сянган – Чженьчжоу – Ганчжоу - Куньмин.
СКОРОГОВОРКА
Пекин – Шанхай – Тяньцзинь - Чунцин - Ухань – Харбин – Сянган – Чженьчжоу – Ганчжоу - Куньмин.
СКОРОГОВОРКА
Пекин – Шанхай – Тяньцзинь - Чунцин - Ухань – Харбин – Сянган – Чженьчжоу – Ганчжоу - Куньмин.
СКОРОГОВОРКА
Пекин – Шанхай – Тяньцзинь - Чунцин - Ухань – Харбин – Сянган – Чженьчжоу – Ганчжоу - Куньмин.
особенности населения
1 место в мире
1тип воспроизводства населения
многонациональное государство
Религии:
конфуцианство, даосизм и буддизм
90% населения сосредоточено на 1/3 части территории
1 место в мире по числу горожан, городов
Проблема
Хозяйство (с.238)
особенности населения
Специализация сельскохозяйственных районов (с.239)
Причины
Проблема
Факты
Вывод:
«Желтый Китай»:
«Зеленый» Китай:
«Сухой» Китай:
«Холодный» Китай:
Вывод:
Причины:
Факты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения по теме "Зарубежная Европа" 11 класс
Урок географии с использованием технологииличностно-коммуникативного обучения как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру....
Конспект обобщающео урока "Зарубежная Азия" 11 класс
Конспект урока географии по теме "Обобщающее повторение. Зарубежная Азия" 11 класс....
урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"
Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...
Конспект урока по географии в 9 классе по разделу "Страны Зарубежной Европы".
Обобщение и систематизация знаний учащихся по пройденному материалу в коррекционной школе VIII вида. Знания о странах Зарубежной Европы помогают учащимся расширять их кругозор, воспитывать любознатель...
итоговый урок по Зарубежной Европе 11 класс
конспект урока 11 класс Зарубежная Европа...
Тест по теме "Зарубежная Европа. Зарубежная Азия" 10 класс
1. Тремя верными утверждениями по отношению к Зарубежной Европе по сравнению с другими регионами мира является:1. по площади территории занимает последнее место;2....
Урок "Население Зарубежной Европы", 10 класс
В презентации представлены статистические и картографические материалы по новой теме...