Механическое движение в основе движения населения России
методическая разработка (география) по теме

Ясакова Елена Александровна

Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Механическое движение в основе движения населения России»

интегрированный урок

с использованием ИКТ

география + физика

Авторы: Ясакова Е.А., учитель географии,

 Бобровникова С.В., учитель физики

МОУ Борисоглебская СОШ № 3

Цели урока:

1.   Социально - психологическая: учащиеся должны

  1. Выявлять собственный уровень усвоения понятий «движение населения», «миграция», «естественный прирост», «механическое движение», «перемещение», «пройденный путь», «траектория движения», «скорость», «ускорение».
  2. Развивать свои коммуникативные способности: принимать участие в обсуждении причин миграции, видов миграции, причин демографического кризиса и путей выхода из него.

2    Академическая:

  1. Учащиеся должны уметь отличать перемещение от пройденного пути;
  2. По графику вычислять скорость воспроизводства населения;
  3. Проводить анализ графика численности населения, объяснять вид графика в любой момент времени;
  4. Рассчитывать ускорение естественного прироста населения, уметь прогнозировать по полученным данным численность населения в ближайшие годы.

Задачи урока:

1.        Образовательные:

a.        Проверить уровень усвоения учащимися понятий «движение населения»,
«миграция», «естественный прирост», «механическое движение»,
«перемещение», «пройденный путь», «траектория движения», «скорость»,
«ускорение».

b.        Сформировать представление о возможности применения законов физики
для объяснения социальных явлений

2.        Воспитательные:

a.        способствовать формированию материалистического мировоззрения;

b.        способствовать формированию мнения о познаваемости окружающего мира
и общества;

3.        Развития мышления:

а.   Способствовать развитию мыслительных способностей учащихся:

анализировать, сравнивать, делать выводы, ставить и разрешать проблемы.

Основное содержание урока:

  1. Орг. момент.

2.  Учитель географии:

-Сегодня на уроке, ребята, мы будем продолжать изучать тему «Население России». И я хотела бы начать наш урок с вопроса:

  1. - Какой, на ваш взгляд, должна быть численность населения такой страны, как наша?
  2. -Вспомните, какова численность населения России, по последним статистическим данным? (147 млн. человек)
  3. -Как вы думаете, от  чего зависит численность населения? (естественного движения и механического движения)

                                       

Т.е. все изменения, которые происходят с численностью населения России, зависят от движения населения.  

     -Что называется в географии механическим движением? (перемещение населения или миграция)

        Движение – это не только географическая величина, но и физическая.

Учитель физики:

- С механическим движением мы с вами знакомились на уроке физики. Скажите мне, что в физике мы имеем в виду, когда говорим «механическое движение»?

(Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением

времени).

- Тогда, пусть механическое движение есть миграция. Скажите, что мы возьмем за материальную точку при таком движении? (Любого жителя, меняющего свое место географического положения).

- Что мы будем рассматривать в качестве тела отсчета? (Место жительства).

Учитель географии:

- Дайте определение движения в географии.

- Дайте определение миграции.

Учитель физики:

 -  Скажите, пожалуйста, а почему в географии миграцию рассматривают как перемещение населения, а не пройденный путь? Чем отличаются эти понятия в физике?  Учитель географии: (Работа с картограммами) 

Посмотрите, пожалуйста, на карту изменения численности населения.

- Какие регионы резко увеличили численность населения за советский период? (Европейский Север, Западная Сибирь и Дальний восток).

 - Почему? (Разработка месторождений нефти и газа , освоение территорий и высокие заработки, экономические причины).

                     

  1. Выделите регионы, в которых динамика численности населения резко изменилась? (Центральный район, Сибирь, крайний Север, Дальний Восток).

                         

Какие причины лежат в основе этих изменений? (экономические причины).

- Назовите виды миграций. Приведите их примеры.

                                     

Учитель физики:- К каким видам движения, изученных на уроках физики, можно отнести сезонную миграцию? (Равномерное движение).

 - Попробуйте по аналогии ввести понятие неравномерного движения в применимости к миграции населения. Приведите пример такой миграции.

Учитель географии: 

-Назовите причины миграций населения.

                                                 

Учитель географии: 

- Но миграции могут быть не только внутренними, но и внешними.

- Что означает понятие «внутренняя миграция», «внешняя миграция»?

- Так как существует понятие «внешняя миграция», то существует понятие и сальдо миграций.

- Как вы думаете, что такое «сальдо миграций»? Сальдо миграций – это разница между числом прибывших в страну и «выбывших» из неё.

  - Почему самые большие показатели сальдо миграций пришлись на 1991 – 1995 гг?

 - Изменится положение, на ваш взгляд, в ближайшие годы?

- Вы сказали, что численность населения страны зависит не только от механического движения, но и от естественного.

- Что такое естественное движение населения? (воспроизводство населения)

                               

- Назовите типы воспроизводства и дайте им характеристику

Посмотрите на график:

- В какие периоды кривая линия резко изменила свой главный ход, отражая сложные периоды в истории страны?

 - Посчитайте, сколько демографических кризисов было в стране? Назовите их причины.

Учитель физики: Давайте попытаемся получить формулу для расчета скорости  естественного прироста населения, основываясь на законах физики, описывающих равномерное движение.      

- Давайте рассчитаем с вами скорость естественного прироста в 1957 году и сравним со скоростью естественного прироста в 1997 году: пусть  N1 - число родившихся людей ,   N2 - число умерших людей, t – время = 1 год, тогда

Теперь  с помощью графика определим N1 и N2  для 1957 и 1997 годов. Подставим эти значения в формулу и получим с вами численное значение скорости естественного прироста.

Учитель географии:  в какие периоды кривая линия резко изменила свой плавный ход? С чем это связано?  В какой временной отрезок она особенно «нервно пульсировала», отражая сложные периоды в истории страны?

                                    

Учитель физики: Давайте рассчитаем ускорение увеличения численности населения за период 1993 -2000 годов.

Рассмотрим следующий график :

ускорение – это скорость изменения скорости. Вот и давайте найдем эту скорость изменения скорости численности населения

пользуясь числовыми значениями с данного графика. Измерять это ускорение мы с вами будем количество человек / год2

Учитель географии: 

На этом графике вы видите, какова была численность населения России, если бы не случалось демографических кризисов.

Учитель физики: надеюсь, вы убедились, что законы физики можно применять и для объяснения социальных явлений, происходящих в нашем обществе.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

1. Выясните у родителей, где они родились, где жили до переезда на последнее место жительства.

2. Предположим, ваши родные родились в 1915 – 1916 гг. Какие периоды были самыми тревожными в их жизни?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ОСНОВЕ ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ и нтегрированный урок г еография – физика Авторы: Ясакова Е. А, учитель географии, Бобровникова С. В., учитель физики

Слайд 2

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Естественное движение Механическое движение

Слайд 3

МИГРАЦИЯ – это перемещение (переселение) населения.

Слайд 4

ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ Политические депортация Экономические

Слайд 5

МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ Имеющего постоянное место жительства Возвратные перемещения Сезонные Маятниковые Нерегулярные Безвозвратные Не имеющего постоянного места жительства

Слайд 6

Экономическое значение миграций Способствует территориальному перераспределению населения Способствует освоению новых земель

Слайд 7

Внутренние миграции населения России

Слайд 8

Воспроизводство населения - Процесс производства людей людьми Процесс непрерывной смены поколений Воспроизводство естественного движения населения

Слайд 9

Изменение численности населения России

Слайд 10

Изменение численности населения России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"

Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....

Методическое пособие" Социальные движения в XVII веке в России"

Настоящее методическое пособие « Социальные движения в России в XVII веке» разработано учителем истории Ковалевой О. В. Пособие разработано с учетом требований: федерального государственного образоват...

Биомеханические основы движений в боксе

Биомеханические основы движений в боксе...

Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения "Юные техники – будущее инновационной России".

Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения "Юные техники – будущее  инновационной России"....

Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"

На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....

Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения

Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского  движения школьников» Номинация: История детского движения...