Механическое движение в основе движения населения России
методическая разработка (география) по теме
Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Механическое движение в основе движения населения России»
интегрированный урок
с использованием ИКТ
география + физика
Авторы: Ясакова Е.А., учитель географии,
Бобровникова С.В., учитель физики
МОУ Борисоглебская СОШ № 3
Цели урока:
1. Социально - психологическая: учащиеся должны
- Выявлять собственный уровень усвоения понятий «движение населения», «миграция», «естественный прирост», «механическое движение», «перемещение», «пройденный путь», «траектория движения», «скорость», «ускорение».
- Развивать свои коммуникативные способности: принимать участие в обсуждении причин миграции, видов миграции, причин демографического кризиса и путей выхода из него.
2 Академическая:
- Учащиеся должны уметь отличать перемещение от пройденного пути;
- По графику вычислять скорость воспроизводства населения;
- Проводить анализ графика численности населения, объяснять вид графика в любой момент времени;
- Рассчитывать ускорение естественного прироста населения, уметь прогнозировать по полученным данным численность населения в ближайшие годы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
a. Проверить уровень усвоения учащимися понятий «движение населения»,
«миграция», «естественный прирост», «механическое движение»,
«перемещение», «пройденный путь», «траектория движения», «скорость»,
«ускорение».
b. Сформировать представление о возможности применения законов физики
для объяснения социальных явлений
2. Воспитательные:
a. способствовать формированию материалистического мировоззрения;
b. способствовать формированию мнения о познаваемости окружающего мира
и общества;
3. Развития мышления:
а. Способствовать развитию мыслительных способностей учащихся:
анализировать, сравнивать, делать выводы, ставить и разрешать проблемы.
Основное содержание урока:
- Орг. момент.
2. Учитель географии:
-Сегодня на уроке, ребята, мы будем продолжать изучать тему «Население России». И я хотела бы начать наш урок с вопроса:
- - Какой, на ваш взгляд, должна быть численность населения такой страны, как наша?
- -Вспомните, какова численность населения России, по последним статистическим данным? (147 млн. человек)
- -Как вы думаете, от чего зависит численность населения? (естественного движения и механического движения)
Т.е. все изменения, которые происходят с численностью населения России, зависят от движения населения.
-Что называется в географии механическим движением? (перемещение населения или миграция)
Движение – это не только географическая величина, но и физическая.
Учитель физики:
- С механическим движением мы с вами знакомились на уроке физики. Скажите мне, что в физике мы имеем в виду, когда говорим «механическое движение»?
(Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением
времени).
- Тогда, пусть механическое движение есть миграция. Скажите, что мы возьмем за материальную точку при таком движении? (Любого жителя, меняющего свое место географического положения).
- Что мы будем рассматривать в качестве тела отсчета? (Место жительства).
Учитель географии:
- Дайте определение движения в географии.
- Дайте определение миграции.
Учитель физики:
- Скажите, пожалуйста, а почему в географии миграцию рассматривают как перемещение населения, а не пройденный путь? Чем отличаются эти понятия в физике? Учитель географии: (Работа с картограммами)
Посмотрите, пожалуйста, на карту изменения численности населения.
- Какие регионы резко увеличили численность населения за советский период? (Европейский Север, Западная Сибирь и Дальний восток).
- Почему? (Разработка месторождений нефти и газа , освоение территорий и высокие заработки, экономические причины).
- Выделите регионы, в которых динамика численности населения резко изменилась? (Центральный район, Сибирь, крайний Север, Дальний Восток).
Какие причины лежат в основе этих изменений? (экономические причины).
- Назовите виды миграций. Приведите их примеры.
Учитель физики:- К каким видам движения, изученных на уроках физики, можно отнести сезонную миграцию? (Равномерное движение).
- Попробуйте по аналогии ввести понятие неравномерного движения в применимости к миграции населения. Приведите пример такой миграции.
Учитель географии:
-Назовите причины миграций населения.
Учитель географии:
- Но миграции могут быть не только внутренними, но и внешними.
- Что означает понятие «внутренняя миграция», «внешняя миграция»?
- Так как существует понятие «внешняя миграция», то существует понятие и сальдо миграций.
- Как вы думаете, что такое «сальдо миграций»? Сальдо миграций – это разница между числом прибывших в страну и «выбывших» из неё.
- Почему самые большие показатели сальдо миграций пришлись на 1991 – 1995 гг?
- Изменится положение, на ваш взгляд, в ближайшие годы?
- Вы сказали, что численность населения страны зависит не только от механического движения, но и от естественного.
- Что такое естественное движение населения? (воспроизводство населения)
- Назовите типы воспроизводства и дайте им характеристику
Посмотрите на график:
- В какие периоды кривая линия резко изменила свой главный ход, отражая сложные периоды в истории страны?
- Посчитайте, сколько демографических кризисов было в стране? Назовите их причины.
Учитель физики: Давайте попытаемся получить формулу для расчета скорости естественного прироста населения, основываясь на законах физики, описывающих равномерное движение.
- Давайте рассчитаем с вами скорость естественного прироста в 1957 году и сравним со скоростью естественного прироста в 1997 году: пусть N1 - число родившихся людей , N2 - число умерших людей, t – время = 1 год, тогда
Теперь с помощью графика определим N1 и N2 для 1957 и 1997 годов. Подставим эти значения в формулу и получим с вами численное значение скорости естественного прироста.
Учитель географии: в какие периоды кривая линия резко изменила свой плавный ход? С чем это связано? В какой временной отрезок она особенно «нервно пульсировала», отражая сложные периоды в истории страны?
Учитель физики: Давайте рассчитаем ускорение увеличения численности населения за период 1993 -2000 годов.
Рассмотрим следующий график :
ускорение – это скорость изменения скорости. Вот и давайте найдем эту скорость изменения скорости численности населения
пользуясь числовыми значениями с данного графика. Измерять это ускорение мы с вами будем количество человек / год2
Учитель географии:
На этом графике вы видите, какова была численность населения России, если бы не случалось демографических кризисов.
Учитель физики: надеюсь, вы убедились, что законы физики можно применять и для объяснения социальных явлений, происходящих в нашем обществе.
Подведение итогов.
Домашнее задание:
1. Выясните у родителей, где они родились, где жили до переезда на последнее место жительства.
2. Предположим, ваши родные родились в 1915 – 1916 гг. Какие периоды были самыми тревожными в их жизни?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Естественное движение Механическое движение
МИГРАЦИЯ – это перемещение (переселение) населения.
ПРИЧИНЫ МИГРАЦИИ Политические депортация Экономические
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ Имеющего постоянное место жительства Возвратные перемещения Сезонные Маятниковые Нерегулярные Безвозвратные Не имеющего постоянного места жительства
Экономическое значение миграций Способствует территориальному перераспределению населения Способствует освоению новых земель
Внутренние миграции населения России
Воспроизводство населения - Процесс производства людей людьми Процесс непрерывной смены поколений Воспроизводство естественного движения населения
Изменение численности населения России
Изменение численности населения России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"
Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий....
Методическое пособие" Социальные движения в XVII веке в России"
Настоящее методическое пособие « Социальные движения в России в XVII веке» разработано учителем истории Ковалевой О. В. Пособие разработано с учетом требований: федерального государственного образоват...
Биомеханические основы движений в боксе
Биомеханические основы движений в боксе...
Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения "Юные техники – будущее инновационной России".
Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения "Юные техники – будущее инновационной России"....
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» на III Всероссийская с международным участием конференция «Обучение на основе движения: целевые ориентиры, технологии, образовательные результаты». Мастер-класс Карповой В.А.
laquo;Использование методов Образовательной кинезиологии в коррекционо-развивающей работе психолога с людьми старшего возраста»....
Урок по географии в 9 классе на тему "Численность населения России. Естественное движение населения"
На данном уроке учащиеся знакомятся с численностью и естественным движением населения России, научатся определять причины, влияющие на изменения численности населения. Познакомятся с новыми понятиями....
Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения
Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения...