Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения "Юные техники – будущее инновационной России".
статья по теме
Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения "Юные техники – будущее инновационной России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnotvorchestvo.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие детского технотворчества в рамках Всероссийского движения «Юные техники – будущее инновационной России».
В настоящее время идет серьезная трансформация взглядов и подходов к развитию детского технического творчества.
В современной методологии техносферы с учетом современных условий выделяют 6 направлений детского технического творчества:
- Научно-техническое и предметное:
- космонавтика;
- космофизика и астрофизика;
- наука о земле и экологии;
- научно-техническое творчество с основами Триз;
- радиоэлектроника;
- физика;
- математика;
- химия;
- астрономия.
- Начальное техническое моделирование:
- начальное техническое моделирование;
- электрифицированная игрушка.
- Производственно-техническое:
- металлообработка;
- техническое моделирование и конструирование;
- столярно-конструкторское;
- электротехника;
- электронная автоматика;
- техническая кибернетика;
- робототехника;
- малая механизация;
- конструирование малогабаритной техники;
- автодело;
- железнодорожное моделирование;
- политехническое моделирование.
- Спортивно-техническое:
- автомодельное;
- авиамодельное;
- судомодельное;
- ракетно-космическое моделирование;
- трассовое автомоделирование;
- картинг;
- автоспорт;
- мотоспорт;
- радиоспорт;
- спортивное радиоориентирование;
- радиосвязь;
- дельтапланеризм и парапланеризм;
- морское дело.
- Компьютерные технологии:
- программирование;
- пользовательские технологии;
- компьютерная графика, издательские системы;
- WEB технологии и телекоммуникация;
- интернет технологии.
- Художественно-техническое:
- дизайн;
- фотография;
- кино, видео;
- ЮИД;
- мультипликация;
- юный умелец.
В Доме детского творчества представлены:
- начальное техническое моделирование («НТМиК»);
- авто- мотодело («Юный мотоциклист», «Юный водитель транспортных средств кат. «А», «Тракторист»;
- робототехника («Основы робототехники»);
- пользовательские технологии, компьютерная графика, издательские системы («Компьютерный мир»).
Стало уже традиционным проведение и участие наших учащихся в таких мероприятиях, как:
- городская и областная выставки технического творчества;
- областная политехническая олимпиада;
- областные соревнования юных мотоциклистов.
Добавились новые мероприятия и новые номинации в уже известных нам, традиционных мероприятиях (например, номинация «Наследие Леонардо да Винчи» (2Д, 3Д моделирование и анимация) в выставке технического творчества). Более того, с нового учебного 2016-2017 года планируется проведение для обучающихся образовательных учреждений города:
- политехнической олимпиады;
- выставки начального технического моделирования.
Если раньше все традиционные мероприятия были автономными, то на современном этапе все они объединены в рамках Всероссийского движения «Юные техники – будущее инновационной России.
Все мероприятия по техническому творчеству обучающихся проводятся и будут проводиться ежегодно и являются практической программой, ориентированной на дальнейшее стимулирование деятельности Дома детского творчества и образовательных учреждений города по развитию творческих способностей и практических навыков обучающихся. Основная задача - изучение и популяризация инновационных конструкторских технологий.
Всероссийское движение «Юные техники – будущее инновационной России» - это система ранговых мероприятий, посвященных различным направлениям технического творчества, от узкоспециализированных выставок технического творчества до серьезных научно-технических конференций.
В рамках движения «Юные техники – будущее инновационной России» в Курской области проводятся: многофункциональная выставка детского технического творчества (март), одноименная выставка научно-технического творчества обучающихся «Юные техники – будущее инновационной России» апрель-май), политехническая олимпиада для обучающихся общеобразовательных учреждений области (март), выставка по робототехнике и интеллектуальным системам (апрель), областная научно-практическая конференция «Меня оценят в 21 веке» (февраль), фестиваль медиатворчества и программирования среди обучающихся «24 бит» (декабрь - заочный тур, март - очный), областная профильная смена юных техников «Технопарк юных – соловьиного края» (май). На данном этапа практически во все мероприятия по детскому техническому творчеству включены представление и защита экспонатов и проектов или научно-исследовательских работ.
Буквально за короткий срок в целях выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи в области научно-технического творчества сформировалось новое перспективное движение по развитию детского технического творчества, основанное на крепких традиция и сетевом взаимодействии образовательных учреждений различных рангов, научно-исследовательских институтов, различных производственных и экперементальных площадок, промышленных предприятий.
Коордируют работу движения Министерство образования и науки РФ, Федеральный центр технического творчества учащихся, «МГТУ «СТАНКИН», инновационный центр «Сколково». В каждом регионе России в рамках ФЦП «Развитие образования» созданы экспериментальные стажировочные площадки по направлению развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, на базе которых разрабатываются современные модели дополнительного образования.
В нашей области такой площадкой стал Областной центр развития творчества детей и юношества (ОЦРТДиЮ).
Региональный и муниципальный этап Всероссийского движения по развитию технического и научно-технического творчества учащихся «Юные техники – будущее инновационной России» проводится с целью выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и молодежи, и создание условий для их дельнейшего интеллектуального и творческого развития, повышения стимула обучающихся к регулярным занятиям научно-техническим творчеством в учреждениях образования, поиска новых идей, фиксации новых тенденций в развитии интеллектуального и технического творчества обучающихся.
В системных мероприятиях по техническому творчеству в рамках движения принимают участие обучающиеся в возрасте 10 – 17 лет образовательных учреждений, как общеобразовательных, так и дополнительного образования, реализующие дополнительные образовательные программы технической направленности.
Впервые в Курской области в 2015 году в рамках Всероссийского движения «Юные техники – будущее инновационной России» был организован профильный лагерь юных техников. Двое наших учеников д/о «Электротехника», рук. Белозерова Алла Анатольевна: Задорожный Павел и Лашин Андрей, и ученик МБОУ СОШ № 5, ученик Балтаева Владмира Садыковича: Рыжов Дмитрий, стали участниками 1 профильной смены юных техников «Технопарк юных Соловьиного края».
1Профильная смена была организована в рамках движения и в соответствии с планом работы комитета образования и науки Курской области, ОБОУ ДОД «ОЦРТДиЮ», в целях создания условий для творческой, экспериментально-исследовательской деятельности обучающихся (19 по 26 мая 2015 года) на базе спортивно - оздоровительного центра им. В.Терешковой.
Участниками смены стали обучающиеся образовательных организаций Курской области, победители районных, городских, областных и всероссийских массовых мероприятий технической направленности; а также обучающиеся, занимающиеся в объединениях технического творчества в возрасте от 12 до 16 лет.
Программа смены была направлена на развитие творческих задатков детей в различных видах научно-технической деятельности. Целью профильной смены «Технопарк юных Соловьиного края» стало создание и развитие дополнительной образовательной среды для обучающихся, интересующихся техническим творчеством.
Каждый день смены был тематическим, наполнен мероприятиями, атрибутикой определенной тематики и проходил под конкретным названием:
– «Территория юных техников»;
– «Открытие смены»;
– «Удивительное рядом»;
– «Занимательный мир головоломок»;
– «Наука начинаемся с удивления»;
– «Космический эксперимент»;
– «Звездный дождь» (день кино);
– «До свидания, лагерь!».
Программа лагеря включала в себя два направления: образовательное и досуговое. Образовательная программа смены «Технологии будущего» состояла из цикла мастер-классов и познавательных мероприятий в области науки, техники и компьютерных технологий. Каждый день для ребят работали мастер - классы по геометрии, физике, химии, информатике, видеосъемке; лаборатории начального технического моделирования, начального моделирования, экомоделирования, авиамоделирования, радиопеленгации, робототехники, 3D моделирования.
В рамках часа эксперта ребят смены посетили:
- Мовчан Александр Александрович - заместитель председателя федерации по радиоспорту по Курской области; Красноухов Владимир Иванович – кандидат технических наук, изобретатель головоломок г. Москва; Крапивка Сергей Валерьевич - кандидат педагогических наук, доцентом, заведующий кафедрой математических и естественных наук КИСО (филиала) РГСУ, руководитель творческого объединения «Робототехника» ОБОУ ДОД «ОЦРТДиЮ», который представил несколько моделей роботов (автомобили на пульте дистанционного управления).
В течение смены прошли соревнования по радиоспорту, первенство по решению головоломок.
Выполняя различные задания, участвуя в соревнованиях, конкурсах, играх и мастер-классах, юные техники реализовывали свой научно-технический потенциал.
Кульминацией восьми дней пребывания ребят на смене стала публичная защита проектов, как итог работы мастер – классов: проекты «Геометрический лабиринт», опыты по химии, физике, презентации работ 3D моделирования, самостоятельно снятый видеофильм о смене.
По итогам работы различных лабораторий была организована выставка детских работ, каждый участник смог рассказать о своем изделии. Работы выставки представлены по номинациям: авиамоделирование и робототехника, начальное техническое моделирование, экомоделирование. Каждый, кто посетил выставку смог проголосовать за понравившуюся ему работу.
Участие юных курчатовцев в первой областной профильной смене «Технопарк юных Соловьиного края» было познавательным и плодотворным, результатом стали многочисленные полученные дипломы и грамоты, и обретение новых друзей.
Техническое творчество является процессом материала - и финансовоемким. К сожалению, развитие технического творчества среди обучающихся сопряжено с рядом серьезных трудностей: устаревшее оборудование, недостаточное финансирование, недостаток квалифицированных узкоспециализированных кадров. Но, не смотря на спад интереса к техническому творчеству в предшествующие годы, проблемы с финансированием, сейчас можно говорить о положительной динамике развития технического творчества. Сегодня в творческих объединения Дома детского творчества занимается около 140 обучающихся.
В прошлом и текущем учебном году стали победителями Всероссийских мероприятий по техническому творчеству – 5 учащихся, областных и муниципальных – 20 учащихся.
Педагог дополнительного образования, рук. д/о Белозерова А.А. стала призером Грантового конкурса по развитию технического творчества.
Чтобы добиться результатов, необходимо на современном этапе кардинально изменить подход к обучению в детских объединениях технического творчества: сущность обучения дожна быть ориентирована на самостоятельное выполнение обучающимися реальной учебно-исследовательской работы, с целью продемонстрировать владение всем характерным для этого вида деятельности набором знаний и умений. Наряду с образовательными целями (формирования у обучающихся представлений о науке, ее структуре, методах и формах научной деятельности, развития самообразования), необходима постановка профориентационных целей. Существует острая необходимость формирования у обучающихся интереса к глубокому изучению технических наук, возрождение в среде подростков установки на престижность рабочих и инженерных профессий.
Среди юных техников много талантливых, одаренных, целеустремленных ребят, которым нужна поддержка и внимание.
И если учесть то, что с каждым годом увеличивается число участников в различных мероприятиях по техническому творчеству, а также улучшается качество представляемых на конкурсы и выставки творческих работ обучающихся, то, что в мероприятиях участвуют юные таланты не только из творческих объединений ДДТ технической направленности, но и общеобразовательных учреждений города – это успех.
И, по моему мнению (глубокому убеждению), проведение и участие в ранговых конкурсах и выставках технического творчества, как традиционных, так и новых в рамках движения очень важно. Так как подобные мероприятия играют ключевую роль в выявлении талантов и развитии мотивации у молодежи к техническому творчеству
Главная задача Дома детского творчества в сложившихся современных условиях – это, воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или любой другой специалист технического профиля, отвечающий интересам общества, личности и работодателя. Мы исходим из того, что стране нужны кадры высокого уровня, способные к инновационной работе и ориентируем детей не только на знания, умения и навыки, как это было раньше, но и на творческую деятельность. Учим не просто что-либо делать, а подходить к любой работе творчески и, двигаясь к конечной цели, ориентироваться на высокий уровень. Внушаем, что учиться придется всю жизнь. Самое сложное при этом довести до сознания ребенка, что он должен видеть не предел, а перспективы развития. Хорошо, если дети научаться строить модели по образцу, но еще лучше, если они будут создавать проекты сами.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Научно-техническая направленность деятельности в дополнительном образовании предусматривает углубленное освоение теоретических разделов отраслей наук, развитие навыка практического применения теоретических знаний в самостоятельной исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"
Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека к здоровью ребёнка. Реализация проекта - это комплекс ме...
Формирование гражданской позиции обучающихся через реализацию социальных проектов в рамках Всероссийской акции "Я- гражданин России"
Тема гражданственности начинает играть осбую роль ......
Социальное партнерство и развитие детской одаренности в рамках внеурочной деятельности.
Выступление на педсовете...
Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»
Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования
В данном материале автор показывает как и какие он использует нетрадиционные техники рисования на своих занятиях по изобразительному искусству....
Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №1
Данный материал является прдолжением предыдущего материала....
Методические рекомендации на тему: Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования. Приложение №2
Данный материал является продолжением основного материала "Методические рекомендации на тему : Развитие детской фантазии и воображения посредством нетрадиционных техник рисования"...