Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"
методическая разработка (география, 9 класс) на тему
Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok-zashchita_prakticheskih_rabot_9-v.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – защита практических работ в 9-в классе
по теме: «Исследование причин изменения численности населения России»
Цель: 1. Углубить знания о естественном движении населения России, особенностях состава семьи в прошлом и настоящем.
2. Продолжить обучение приемам составления схем, таблиц, приемам составления отчетов - презентаций.
3. Увлечь социальными исследованиями, в том числе касающимися семьи.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя о целях урока.
- Основная часть:
- Сегодня вы защищаете свои практические работы, которые выполняли по группам. Но для начала мы повторим основные термины и понятия.
- Какие задачи решает география населения? (где живут люди, как они живут и кто они?)
- Какова численность населения России?
- Как можно получить сведения о численности и составе населения?
- Что называют естественным приростом населения?
- Какие значения может принимать естественный прирост?
- Что такое демографический кризис?
- Что такое демографическая политика?
2. А теперь переходим непосредственно к вопросам практической работы.
Учащиеся выходят к доске для защиты практических работ. Работы могут быть выполнены в виде электронных презентаций или ватмане.
1-ая группа: Какое место по численности населения занимает Россия? Изучите статистические материалы. Определите годы с высокой рождаемостью, низкой смертности, высоким естественным приростом и сделайте вывод. На основании приведенных статистических материалов составьте график изменения естественного прироста населения страны. Проанализируйте график и ответьте на вопросы. В какие годы в России были демографические кризисы? Какие причины обусловили эти кризисы?
2-ая группа: Что такое демографическая политика государства?
Какие меры предпринимает правительство для повышения рождаемости?
3-я группа: Используя различные материалы, выясните, какие территории России имеют очень низкие и высокие показатели рождаемости, смерти и естественного прироста. Составьте схему, отражающую региональные различия. Подумайте, какие причины определили выявленные особенности в естественном приросте?
4-я группа: Проведите небольшое социологическое исследование: изучите, сколько детей в семьях ваших друзей, соседей, знакомых, проживающих в разных частях нашего города. Результаты отобразите в графиках. Сделайте вывод: будет ли сокращаться население в этих районах при таком количестве детей. Какие предприятия инфраструктуры необходимо развивать в этих районах?
5-я группа: Выясните, сколько детей было у ваших бабушек, прабабушек, прапрабабушек. Постройте диаграмму, отображающую эти данные. Стало ли сокращаться количество детей в семье? С какими причинами это связано?
6-я группа: Изучите ваши родословные корни. Составьте ваше родословное дерево. Кем были ваши родственники?
- Закрепление: итак, мы с вами выяснили, что численность населения России снижается.
- С какого года естественный прирост стал отрицательным?
- Какие причины повлияли на значение естественного прироста?
- Какие меры должно предпринимать правительство для повышения рождаемости?
- Почему XX век можно назвать веком демографических потрясений? Каковы последствия?
- Какую закономерность необходимо соблюдать, чтобы численность населения России оставалась неизменной или увеличивалась?
4. Домашнее задание:
Подготовить выступление на темы:
- Культура русского народа (история народа, праздники, традиции, быт, национальная кухня, народные промыслы)
- Народы Севера России (национальные одежды, особенности жилищ, национальные промыслы)
- Народы Северного Кавказа (кавказское гостеприимство, кавказское угощение, нормы поведения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 10 КЛ. " ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ"
РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ СХЕМУ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ....
Механическое движение в основе движения населения России
Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс....
Практическая работа «Расчет параметров движения тела в поле тяготения Земли»
Данная разработка может быть использована на практическом занятии в 9 классе...
Практическая работа по теме: «География населения мира». 10класс
Практическая работа по теме: "География населения мира". 10 класс...
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Практическая работа по теме: "Анализ населения США"
Данная практческая работа разработана для курса географии 11 класса и поможет формировать информационно-познавательную компетентность учителя в процессе активной работы....
Проверочная работа географии 8 класс : «Население России».
В проверочной работе для обучающихся 8 класса даны влпросы по содержанию раздела "Население" . Рекомендовано использовать при проведении итогового контроля по данной теме....