Урок-защита практических работ по теме "Естественное движение населения России"
методическая разработка (география, 9 класс) на тему

Строчкова Оксана Николаевна

Урок проводился в слабом классе. Учащиеся были разделены на группы (по их желанию). Каждая группа выполняла всю работу, а на защиту выбрала одно из заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok-zashchita_prakticheskih_rabot_9-v.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – защита практических работ в 9-в классе

 по теме: «Исследование причин изменения численности населения России»

Цель: 1. Углубить знания о естественном движении населения России, особенностях состава семьи в прошлом и настоящем.

          2. Продолжить обучение приемам составления схем, таблиц, приемам составления отчетов - презентаций.

          3. Увлечь социальными исследованиями, в том числе касающимися семьи.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о целях урока.
  2. Основная часть:
  1. Сегодня вы защищаете свои практические работы, которые выполняли по группам. Но для начала мы повторим основные термины и понятия.

- Какие задачи решает география населения? (где живут люди, как они живут и кто они?)

- Какова численность населения России?

- Как можно получить сведения о численности и составе населения?

- Что называют естественным приростом населения?

- Какие значения может принимать естественный прирост?

- Что такое демографический кризис?

- Что такое демографическая политика?

          2.  А теперь переходим непосредственно к вопросам практической работы.

                Учащиеся выходят к доске для защиты практических работ. Работы могут быть выполнены в виде электронных презентаций или ватмане.

                1-ая группа: Какое место по численности населения занимает Россия? Изучите статистические материалы. Определите годы с высокой рождаемостью, низкой смертности, высоким естественным приростом и сделайте вывод. На основании приведенных статистических материалов составьте график изменения естественного прироста населения страны. Проанализируйте график и ответьте на вопросы. В какие годы в России были демографические кризисы? Какие причины обусловили эти кризисы?

                2-ая группа: Что такое демографическая политика государства?

                Какие меры предпринимает правительство для повышения рождаемости?

3-я группа: Используя различные материалы,  выясните,  какие территории России имеют очень низкие и высокие показатели рождаемости, смерти и естественного прироста.  Составьте схему, отражающую региональные различия. Подумайте, какие причины определили выявленные особенности в естественном приросте?

4-я группа: Проведите небольшое социологическое исследование: изучите, сколько детей в семьях ваших друзей, соседей, знакомых, проживающих в разных частях нашего города. Результаты отобразите в графиках. Сделайте вывод: будет ли сокращаться население в этих районах при таком количестве детей. Какие предприятия инфраструктуры необходимо развивать в этих районах?

5-я группа: Выясните, сколько детей было у ваших бабушек, прабабушек, прапрабабушек. Постройте диаграмму, отображающую эти данные. Стало ли  сокращаться количество детей в семье? С какими причинами это связано?

6-я группа: Изучите ваши родословные корни. Составьте ваше родословное дерево. Кем были ваши родственники?

  1. Закрепление: итак, мы с вами выяснили, что численность населения России снижается.

      - С какого года естественный прирост стал отрицательным?

      - Какие причины повлияли на значение естественного прироста?

      - Какие меры должно предпринимать правительство для повышения рождаемости?

       - Почему XX век можно назвать веком демографических потрясений? Каковы последствия?

     - Какую закономерность необходимо соблюдать, чтобы численность населения России оставалась неизменной или увеличивалась?

      4. Домашнее задание:

          Подготовить выступление на темы:

  1. Культура русского народа (история народа, праздники, традиции, быт, национальная кухня, народные промыслы)
  2. Народы Севера России (национальные одежды, особенности жилищ, национальные промыслы)
  3. Народы Северного Кавказа (кавказское гостеприимство, кавказское угощение, нормы поведения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 10 КЛ. " ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ"

РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ СХЕМУ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ....

Механическое движение в основе движения населения России

Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс....

Практическая работа «Расчет параметров движения тела в поле тяготения Земли»

Данная разработка может быть использована на практическом занятии в 9 классе...

Практическая работа по теме: «География населения мира». 10класс

Практическая работа по теме: "География населения мира". 10 класс...

Практическая работа по теме: "Анализ населения США"

Данная практческая работа разработана для курса географии 11 класса и поможет формировать информационно-познавательную компетентность учителя в процессе активной работы....

Проверочная работа географии 8 класс : «Население России».

В проверочной работе для обучающихся  8 класса даны влпросы по содержанию раздела "Население" . Рекомендовано использовать при проведении итогового контроля по данной теме....