Урок "Экономико-географическая характеристика Японии"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Литвинова Светлана Витальевна

Урок с элементами самообразовательной компетенции учащихся. В данном уроке показана работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Урок за технологією особистісно-орієнтованого навчання з елементами                                      

                         формування самоосвітньої компетенції учнів

                                                 

                                                       С.В.Литвинова, ЗОШ I-III ступенів №6 Димитровської

                                                       міської ради Донецької області

Тема:  Экономико-географическая характеристика Японии. 10 класс

Цель:  Формировать систему знаний о специфике японской  истории и культуры, об

           особенностях  ЭГП, природно-ресурсного потенциала и основные черты

           современного состояния и развития экономики страны.

            Развивать навыки самообразовательной деятельности учащихся.

            Воспитывать уважение к японским национальным этическим нормам.                                          

Оборудование:  тематические карты, таблицы, диаграммы, символика Японии, словарики  

           японских терминов, компьютерные диски, музыкальное оформление.

                                                  Ход урока

 I. Организационный момент

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

1. «Приваблива мета»

  1. Сегодня мы побываем в стране, которую называют очень странно – «Страна  наоборот».
  2. И для этого есть все основания.
  3. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине  с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
  4. Что же это за страна? Как ее называют? (Япония, страна восходящего солнца)

2. Чтение стихотворения

            Здесь не школа, здесь не класс-

            Здесь Япония у нас.

            Каждый из гостей сидящих-

            Тут на Японском островке,

            Знает, нет здесь украинцев настоящих,-

            Все они в другой стране.

            Мы «японцы» хоть куда,

            Рассказать нам ерунда

            Про религию, про быт,

            И про спорт, и про прикид.

3. «Приваблива мета»

-  Очень часто в литературе мы встречаем выражение «японское экономическое чудо». Так вот, приоткрыть завесу загадочного «японского чуда», познакомиться с необычными  для нас традициями нам предстоит на этом уроке.

- С желанием  расширить представление о далекой стране, узнать  ее прошлое и настоящее, самое интересное  из жизни японцев, мы отправляемся в путь с вами, дорогие ребята.

- Рассказать о Японии нелегко. Одна индийская притча гласит: « Учитель предложил ученику описать комнату. Но комната была пуста, а в сосуде плавала лишь одна маленькая рыбка. За три часа ученик написал три страницы. Но учитель отверг работу, сказав, что об одной этой рыбке он мог бы писать всю жизнь».

- Сколько же можно написать и рассказать о Японии? Безмерно много. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут микрогрупы учащихся, которые исследовали определенные стороны жизни Японии.

 

                                                                         Скажи мне – и я забуду;

                                                                         Покажи мне – и я запомню;

                                                                         Дай мне действовать самостоятельно – и я

                                                                         научусь.

                                                                                      (древнекитайская мудрость)

- Каждый из вас действовал самостоятельно, и сегодня вы покажете результат свого труда.

III. Изучение нового материала.

1. Дискуссионная сетка

  1. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Есть ли польза мне, как гражданину Украины, и моему государству в изучении Японии?
  2. Выберите вариант ответа:

                                    -да;

                                    -нет;

                                    -не знаю.

- При подведении итогов урока мы попробуем обосновать выбор вашого варианта ответа.

2. Ассоциации

  1. Перед вами написано слово «Япония».
  2. Назовите все, что связано в ваших мыслях с Японией.

3. Работа со словарем терминов

  1. Найдите определения этих слов.

4. «Удивляй!»

  1. Япония за несколько десятилетий превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать и удержать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира –США та Западной Европе.

      Но Япония – это не только «экономическое чудо», это страна древнейшей высокоразвитой цивилизации, чьи традиции зачастую совершенно непонятны европейцу.

  1. Англичанка Элиза Скидмор в книге «Дни рикши в Японии» написала: «Япония – загадка нашого века, японцы- это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окруженцем они столь живописны, театральны и

 артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир – как бы сцена, на которой они играют».  

5.  Работа группы «Лингвисты, политики»

  1. Каково же название страны? Состав территории? 
  2. Назвите особенности ЭГП и ГПП Японии. Какое влияние на экономическое  развитие страны они оказали?

6.  Работа группы «Историки»

        

-А сейчас совершим небольшой экскурс в прошлое Японии, что позволит нам узнать о тех политических и экономических предпосылках, которые обусловили успешное развитие Японии.

7.  Работа группы «Этнографы»

     - Группа этнографов познакомит нас с особенностями населения страны. Ведь от удельного веса экономически активного населения и характера  его занятости во многом зависит уровень социально- экономического развития страны. Слушая все сообщения этнографов, выделите и запишите в тетради, какие главные черты, присущие японскому народу, способствовали неуклонному экономическому росту Японии.

   - Нас познакомили с официальной Японией, дали исчерпывающую справку. А сейчас мы познакомимся с неофициальной Японией – ребята расскажут о населении, жизни и быте жителей Японии.

   - В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив со сторогим соподчинением членов- иерархий. Даже при росте индивидуализма в послевоенной Японии одним из важнейших факторов ее успеха долгое время оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор.

                        Чужих меж нами нет!

                        Мы все друг другу братья.

                        Под вишнями в цвету.

   - Так писал в японском жанре Кобаяси Исса.  

   - Семья, школа и компания – три основных звена в жизни каждого японца. Традиционно в японской семье центральное место отводилось отношениям матери и ее детей. Готовая на любые жертвы мать и благодарно помнящие о ее жертвенности сыновья и дочери – типичное для Японии явление.  

   

   - Что же собой представляет школа в Японии?

   - Как же идет подготовка управленческих кадров?  

   

   - По окончании учебного заведения большинство японцев идут работать в компании.

   - Какие же особенности японского национального характера можно выделить еще?

   - Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Это чувство естественно вписывается в другое, более общее – патриотизм японцев. Это чувство  необходимо воспитывать в себе каждому из нас.

   - Особое место в Японии занимает женщина. Какая она?

   - Кто же такие самураи?

   - Говоря о самураях, никак нельзя не вспомнить о камикадзе. Кто они?  

   - Что же является национальной одеждой у японцев? Ну, конечно же, кимоно.

   - Есть ли в японском языке слово, которое было бы известно за пределами страны так же хорошо, как слово «кимоно»? Есть. И слово это – «гейша».

   - В Японии, как мы уже убедились, много различных чудес. И одним из них является древнее искусство составления букетов и бонсаи.

  - В Японии отсутствует обычай рукопожатия. Но зато приняты поклоны и улыбки.

  - И, конечно же, Япония немыслима без обряда чаепития.

  - Сделаем выводы, какие же главные черты, присущие японскому народу, являются одним из главных критериев неуклонного экономического роста Японии?

8. Работа группы «Физико-географы»

- Следующая рабочая группа исследовала природно- ресурсный потенциал Японии, составляла его хозяйственную оценку.

- Прослушав результаты их исследований, выделите, какие факторы, по-вашему, способствовали превращению восточной части Центрального Хонсю в «экономическое сердце» Японии. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?

- Знания об исторических, природних и социальных  условиях развития Японии позволяют нам перейти к вопросу о современном хозяйстве страны.

9. Работа группы «Географы-экономисты»

- Как писал немецкий экономист Эрнест фон Гессе-Вартег «Япония усвоила все наши новейшие изобретения и открытия, испытала все системы, которые она нашла в Европе, и применила их  у себя не точно в таком же виде, нет – она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Она воспользовалась Европой, как лестницей, по ступенькам которой взобралась на вершину Дальнего Востока».

- Стране потребовалось несколько десятилетий на то, что Западу удалось создать за несколько столетий.

- Наряду с США и Западной Европой Япония стала третьим центром экономического соперничества в мире.

 

-Чем же обусловлено японское «экономическое чудо» - быстрый выход побежденной страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира? Есть ли секрет японского «экономического чуда»?

- Что же собой представляет современная экономика Японии? Назовите основные межотраслевые системы современного хозяйства Японии.

-Каковы особенности ведения сельского хозяйства в Японии? Назвать традиционные отрасли сельского хозяйства Японии.

- Назвать особенности транспортной системы Японии.

- С какими странами и регионами Япония поддерживает отношения и почему?

IV. Итог урока

-На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.  

Чтение стихотворения

- Японіє! Країно азійська!

Дивуєш людство розвитком своїм.

У Тихім океані, ніби човен,

На островах лежиш великих і малих.

Колись була ти дуже войовнича.

З Росією і США вела страшні бої,

Китай від тебе потерпав даремно.

Країно, у війні ти сили втратила свої.

Пізніше – інший курс обрала,

Добилась небувалих результатів,

І першість в світі ти по праву зайняла.

Найбільший мегаполіс тільки в тебе,

Найкращі судна теж будуєш ти,

Магнітофони, телевізори, автомобілі –

Ніде у світі кращих не знайти.

Себе країною Ніхон недарма називаєш.

І Фудзіяма тобі славу принесла.

І хризантеми тут – господарі по праву,

І ікебана батьківщину тут знайшла.

Японія – країна працелюбів небувалих,

Кваліфікація для них – це стимул для життя.

Сім’я, природа і робота –

Дорожчого для них, повірте, не бува.

Продовжуй жити гордий Фудзі!

Сакуро мирно зацвітай!

Країно-острів, ще більше розвивайся,

Народам світу приклад подавай!                  

Дискуссионная сетка

- Вы были настоящими исследователями Японии.

- Вернемся к вопросу, есть ли польза нам, гражданам Украины, и нашему государству в изучению Японии?

- Надеюсь, что полученные знания станут для вас заданием на будущее – повышение экономического и социального уровня жизни нашей страны и воспитают трудолюбие и патриотизм.

V. Домашнее задание

- Составить туристический маршрут, который показал бы «лицо» Японии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"

Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...

Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.

Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан...

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».

План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....

Экономико-географическая характеристика Японии

Доклад "Экономико-географическая характеристика Японии"...

Урок в 11 классе по теме "Характеристика Японии"

Представлена методическая разработка урока в 11 классе по теме "Япония". Цели и задачи: Образовательные: сформировать представление о стране Восточной Азии – Японии, изучить географическое положе...

Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"

Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием т...

Социально-экономическая характеристика Японии

Презентация для проведения урока в 11 классе по теме "Социально-экономическая характеристика Японии"...