Урок "Экономико-географическая характеристика Японии"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Урок с элементами самообразовательной компетенции учащихся. В данном уроке показана работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Экономико-географическая характеристика Японии" | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок за технологією особистісно-орієнтованого навчання з елементами
формування самоосвітньої компетенції учнів
С.В.Литвинова, ЗОШ I-III ступенів №6 Димитровської
міської ради Донецької області
Тема: Экономико-географическая характеристика Японии. 10 класс
Цель: Формировать систему знаний о специфике японской истории и культуры, об
особенностях ЭГП, природно-ресурсного потенциала и основные черты
современного состояния и развития экономики страны.
Развивать навыки самообразовательной деятельности учащихся.
Воспитывать уважение к японским национальным этическим нормам.
Оборудование: тематические карты, таблицы, диаграммы, символика Японии, словарики
японских терминов, компьютерные диски, музыкальное оформление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
1. «Приваблива мета»
- Сегодня мы побываем в стране, которую называют очень странно – «Страна наоборот».
- И для этого есть все основания.
- В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
- Что же это за страна? Как ее называют? (Япония, страна восходящего солнца)
2. Чтение стихотворения
Здесь не школа, здесь не класс-
Здесь Япония у нас.
Каждый из гостей сидящих-
Тут на Японском островке,
Знает, нет здесь украинцев настоящих,-
Все они в другой стране.
Мы «японцы» хоть куда,
Рассказать нам ерунда
Про религию, про быт,
И про спорт, и про прикид.
3. «Приваблива мета»
- Очень часто в литературе мы встречаем выражение «японское экономическое чудо». Так вот, приоткрыть завесу загадочного «японского чуда», познакомиться с необычными для нас традициями нам предстоит на этом уроке.
- С желанием расширить представление о далекой стране, узнать ее прошлое и настоящее, самое интересное из жизни японцев, мы отправляемся в путь с вами, дорогие ребята.
- Рассказать о Японии нелегко. Одна индийская притча гласит: « Учитель предложил ученику описать комнату. Но комната была пуста, а в сосуде плавала лишь одна маленькая рыбка. За три часа ученик написал три страницы. Но учитель отверг работу, сказав, что об одной этой рыбке он мог бы писать всю жизнь».
- Сколько же можно написать и рассказать о Японии? Безмерно много. А понять и узнать эту своеобразную страну нам помогут микрогрупы учащихся, которые исследовали определенные стороны жизни Японии.
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай мне действовать самостоятельно – и я
научусь.
(древнекитайская мудрость)
- Каждый из вас действовал самостоятельно, и сегодня вы покажете результат свого труда.
III. Изучение нового материала.
1. Дискуссионная сетка
- Давайте попробуем ответить на вопрос: «Есть ли польза мне, как гражданину Украины, и моему государству в изучении Японии?
- Выберите вариант ответа:
-да;
-нет;
-не знаю.
- При подведении итогов урока мы попробуем обосновать выбор вашого варианта ответа.
2. Ассоциации
- Перед вами написано слово «Япония».
- Назовите все, что связано в ваших мыслях с Японией.
3. Работа со словарем терминов
- Найдите определения этих слов.
4. «Удивляй!»
- Япония за несколько десятилетий превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать и удержать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира –США та Западной Европе.
Но Япония – это не только «экономическое чудо», это страна древнейшей высокоразвитой цивилизации, чьи традиции зачастую совершенно непонятны европейцу.
- Англичанка Элиза Скидмор в книге «Дни рикши в Японии» написала: «Япония – загадка нашого века, японцы- это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окруженцем они столь живописны, театральны и
артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир – как бы сцена, на которой они играют».
5. Работа группы «Лингвисты, политики»
- Каково же название страны? Состав территории?
- Назвите особенности ЭГП и ГПП Японии. Какое влияние на экономическое развитие страны они оказали?
6. Работа группы «Историки»
-А сейчас совершим небольшой экскурс в прошлое Японии, что позволит нам узнать о тех политических и экономических предпосылках, которые обусловили успешное развитие Японии.
7. Работа группы «Этнографы»
- Группа этнографов познакомит нас с особенностями населения страны. Ведь от удельного веса экономически активного населения и характера его занятости во многом зависит уровень социально- экономического развития страны. Слушая все сообщения этнографов, выделите и запишите в тетради, какие главные черты, присущие японскому народу, способствовали неуклонному экономическому росту Японии.
- Нас познакомили с официальной Японией, дали исчерпывающую справку. А сейчас мы познакомимся с неофициальной Японией – ребята расскажут о населении, жизни и быте жителей Японии.
- В центре японского общества всегда был не отдельный человек, а сплоченный коллектив со сторогим соподчинением членов- иерархий. Даже при росте индивидуализма в послевоенной Японии одним из важнейших факторов ее успеха долгое время оставался коллективизм. Он сохраняется в Японии до сих пор.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья.
Под вишнями в цвету.
- Так писал в японском жанре Кобаяси Исса.
- Семья, школа и компания – три основных звена в жизни каждого японца. Традиционно в японской семье центральное место отводилось отношениям матери и ее детей. Готовая на любые жертвы мать и благодарно помнящие о ее жертвенности сыновья и дочери – типичное для Японии явление.
- Что же собой представляет школа в Японии?
- Как же идет подготовка управленческих кадров?
- По окончании учебного заведения большинство японцев идут работать в компании.
- Какие же особенности японского национального характера можно выделить еще?
- Бережно и любовно японцы относятся к своему прошлому, национальным корням, полагаются на творческую силу духовных традиций своей страны. Это чувство естественно вписывается в другое, более общее – патриотизм японцев. Это чувство необходимо воспитывать в себе каждому из нас.
- Особое место в Японии занимает женщина. Какая она?
- Кто же такие самураи?
- Говоря о самураях, никак нельзя не вспомнить о камикадзе. Кто они?
- Что же является национальной одеждой у японцев? Ну, конечно же, кимоно.
- Есть ли в японском языке слово, которое было бы известно за пределами страны так же хорошо, как слово «кимоно»? Есть. И слово это – «гейша».
- В Японии, как мы уже убедились, много различных чудес. И одним из них является древнее искусство составления букетов и бонсаи.
- В Японии отсутствует обычай рукопожатия. Но зато приняты поклоны и улыбки.
- И, конечно же, Япония немыслима без обряда чаепития.
- Сделаем выводы, какие же главные черты, присущие японскому народу, являются одним из главных критериев неуклонного экономического роста Японии?
8. Работа группы «Физико-географы»
- Следующая рабочая группа исследовала природно- ресурсный потенциал Японии, составляла его хозяйственную оценку.
- Прослушав результаты их исследований, выделите, какие факторы, по-вашему, способствовали превращению восточной части Центрального Хонсю в «экономическое сердце» Японии. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?
- Знания об исторических, природних и социальных условиях развития Японии позволяют нам перейти к вопросу о современном хозяйстве страны.
9. Работа группы «Географы-экономисты»
- Как писал немецкий экономист Эрнест фон Гессе-Вартег «Япония усвоила все наши новейшие изобретения и открытия, испытала все системы, которые она нашла в Европе, и применила их у себя не точно в таком же виде, нет – она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Она воспользовалась Европой, как лестницей, по ступенькам которой взобралась на вершину Дальнего Востока».
- Стране потребовалось несколько десятилетий на то, что Западу удалось создать за несколько столетий.
- Наряду с США и Западной Европой Япония стала третьим центром экономического соперничества в мире.
-Чем же обусловлено японское «экономическое чудо» - быстрый выход побежденной страны с пережитками феодализма на ведущее место в экономике мира? Есть ли секрет японского «экономического чуда»?
- Что же собой представляет современная экономика Японии? Назовите основные межотраслевые системы современного хозяйства Японии.
-Каковы особенности ведения сельского хозяйства в Японии? Назвать традиционные отрасли сельского хозяйства Японии.
- Назвать особенности транспортной системы Японии.
- С какими странами и регионами Япония поддерживает отношения и почему?
IV. Итог урока
-На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране, где люди наперекор природе, не давшей ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие на земле могли бы позавидовать им.
Чтение стихотворения
- Японіє! Країно азійська!
Дивуєш людство розвитком своїм.
У Тихім океані, ніби човен,
На островах лежиш великих і малих.
Колись була ти дуже войовнича.
З Росією і США вела страшні бої,
Китай від тебе потерпав даремно.
Країно, у війні ти сили втратила свої.
Пізніше – інший курс обрала,
Добилась небувалих результатів,
І першість в світі ти по праву зайняла.
Найбільший мегаполіс тільки в тебе,
Найкращі судна теж будуєш ти,
Магнітофони, телевізори, автомобілі –
Ніде у світі кращих не знайти.
Себе країною Ніхон недарма називаєш.
І Фудзіяма тобі славу принесла.
І хризантеми тут – господарі по праву,
І ікебана батьківщину тут знайшла.
Японія – країна працелюбів небувалих,
Кваліфікація для них – це стимул для життя.
Сім’я, природа і робота –
Дорожчого для них, повірте, не бува.
Продовжуй жити гордий Фудзі!
Сакуро мирно зацвітай!
Країно-острів, ще більше розвивайся,
Народам світу приклад подавай!
Дискуссионная сетка
- Вы были настоящими исследователями Японии.
- Вернемся к вопросу, есть ли польза нам, гражданам Украины, и нашему государству в изучению Японии?
- Надеюсь, что полученные знания станут для вас заданием на будущее – повышение экономического и социального уровня жизни нашей страны и воспитают трудолюбие и патриотизм.
V. Домашнее задание
- Составить туристический маршрут, который показал бы «лицо» Японии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока в 10 классе по теме "Сравнительная характеристика Японии и Китая"
Цели урока: Формирование предметно – аналитических и самообразовательных компетенций при изучении стран Японии и Китая.Образовательные задачи: изучение нового материала методом сравнения и анализа.Раз...
Культура Японии. Искусство Кэндзюцу, Дзё и Иайдо на выставке "47 ронинов". Три видео в помощь учителю, изучающему средневековую Японию.
Артиллерийский музей, Санкт-Петербург, выставка "47 ронинов", январь 2015 года. Российское Отделение Европейской Федерации Иайдо и Дзёдо. Искусство боя на мечах и палках дзё демонстрируют Марьенков Ан...
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства».
План – конспект урока по географии в 11 классе по теме: «Япония – Страна восходящего солнца. Территория, границы, положение; население, общая характеристика хозяйства»....
Экономико-географическая характеристика Японии
Доклад "Экономико-географическая характеристика Японии"...
Урок в 11 классе по теме "Характеристика Японии"
Представлена методическая разработка урока в 11 классе по теме "Япония". Цели и задачи: Образовательные: сформировать представление о стране Восточной Азии – Японии, изучить географическое положе...
Технологическая карта урока географии в 11 классе по теме "Япония. Общая характеристика"
Урок посвящен одной из загадочных стран. Методическая разработка составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с использованием т...
Социально-экономическая характеристика Японии
Презентация для проведения урока в 11 классе по теме "Социально-экономическая характеристика Японии"...