Волны в океане.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Пожидаева Светлана Сергеевна

Разработка урока географии для 6 класса по теме "Волны в океане". Урок разработан по требованиям ФГОС. Метапредметная тема урока "движение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_geografii_pozhidaevav_6.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 6-м классе "Волны  в океане"

Метапредметная тема:  ДВИЖЕНИЕ.

Тип: изучение нового материала.

Форма: фронтальная работа.

Цель урока: создание представления темы урока в сознании учащихся методом имитационной игры.

Задачи:

дидактическая — формировать представление о причинах и следствиях океанических волн;

развивающие — способствовать развитию умения отбирать необходимую информацию, анализировать с выделением главных особенностей и публично представлять имитационной игрой;

воспитательные — формировать коммуникативные умения; умение слушать и оценивать ответы,  творческую активность.

Оборудование:

  1. Презентация  Power Point
  2. Карта полушарий (физическая).
  3. Атласы.
  4. Карточки- задания .
  5. Карточки для рефлексии.

Содержание урока:

  1. Организация работы на уроке.

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов друг другу  глазами
И вперед, за новыми знаниями!  Слайд  (смайлики)

  1. Формулирование темы.

Учитель:

Чтобы тему урока узнать,
Надо подумать  и разгадать.

Посмотрите на все  изображения слайда. Они очень разные. А есть ли  в них сходство? В чем оно заключается? Слайд 1

Ученики: На всех картинках изображение движется или передает движение. Все объект, изображенные на картинках перемещаются (движутся).

Учитель: Вы, верно заметили, все изображения    передают движение.

Учитель: Мы с вами на уроках уже сталкивались с этим понятием. Давайте вместе вспомним, в каких темах? ( Кому трудно вспомнить, тот может воспользоваться учебником).

Ученики: Плавания путешественников, движение планет, маршрутная съемка местности, движение стрелки компаса, нивелирование, движения земной коры, движение магмы по жерлу, фонтанирующие источники, круговорот воды в природе. Слайд 2

Учитель: Какую тему мы будем изучать сегодня?

Ученики: Движение воды в океане. Слайд 3

Учитель: Дайте толкование слову «ДВИЖЕНИЕ».

Ученики: Движение-это перемещение.

Учитель: Обратимся к словарю за толкованием  слова. Слайд 4. 

На ваших столах лежит раздаточный материал. Возьмите материал №1.Ознакомтесь и выделите то толкование, которое точно подходит к нашей теме урока.

Ученики читают текс раздаточного материала и выделяют толкования.

Учитель: Назовите, что у вас получилось. (Учитель выделяет на слайде).

Учитель: Море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия

Главной причиной изменения вида моря является ВЕТЕР.    
Слайд 5

Учитель: Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайда №5 ( или ученик)
...Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы.
Смотрите, смотрите - как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.
Как будто меж ними затеялась ссора -
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят…

Тема урока “ Волны в океане”. Отчего возникают волны в океане? Учитель показывает детям емкость  с водой и просит показать, как образуются волны в миниатюре. Дети с дуют и образуют в тарелке миниатюрные волны, ответ наглядно продемонстрирован, причиной образования волн является ветер. На больших пространствах океана волны крупные ветровые, штормовые, достигающие высоты 12м. и более.
Учитель: Так что же такое «Волна»?

Ученики:  Понятие - «Волна» -

Учитель: Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется так, как показано на рисунке, т.е. вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах. Слайд 6

Учитель: Строение волны – Слайд №7 

Волна состоит из подошвы, гребня, у нее есть длина и высота.

Учитель: Объясните, что такое подошва ,гребень, высота и длина волны. Слайд 8.

Ответы учеников.

 Учитель: Познакомимся с разновидностями  волн. Слайд 9

Учитель : Возьмите раздаточный материал    №2.  Прочитайте отрывок.

«Кругом бушевал воздух: немое смятение охватило пролив; волны метались, подобно темному стаду, гонимому паникой во время пожара. Это был шторм. Ослепительная фиолетовая трещина расколола тьму. Панический, долгий грохот рычал, ворочался, ревел, падал. Он видел в беснующейся темноте залитый мгновенным  светом пролив, превращенный в сплошную оргию пены и водяных пропастей…»

«Пролив ….стих, замер и просветлел, поглаживая серебристым языком желтый песок, как рассудительная степная кошка, совершая утренний туалет своих котят. (А.Грин . Пролив бурь.)

  1. Использую шкалу волнения моря  определите, во сколько баллов вы оценили бы волнение моря, описанное в каждом отрывке рассказа?

Ответы учеников.                                 Слайд 10


Учитель:  Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Слайд 11. Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Нет. Это в силах природы.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн. Слайд 12 (Штиль)

Учитель: У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой. Слайд 13

Учитель: Можно ли  движение волны услышать, а не увидеть?

Слайд 14. Физминутка- игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:

  1. I вариант, потом II, потом III и т.д
  2.  Подминаются дети I варианта и садятся, потом II, потом III и т.д.
  3. Встают и делают танцевальное движение «ВОЛНА».

Ученик: чтение отрывка

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Ученики : - цунами

Учитель: Понятие «цунами» чтение с доски  Слайд 15

  1. Слайд 16.  Причины образования волн цунами  

  2. Слайд  17 . Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.
    Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.
  3. Слайд 18 . География волн цунами –карта «Землетрясения»  Работа с атласами.

Слайд 19. Последствия цунами - (до и после цунами)

Ответы учеников.

Рефлексия.

Учитель: Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане. Сделайте самостоятельно вывод по изученному материалу, использую опорный конспект.

Раздаточный материал №4

Проверим результаты работы по видам движения воды в океане – Сравните запись результатов своих  опорных конспектом с презентацией.  (2ответа - 1 балл)

 Проведите взаимопроверку. Отметки поставьте в конспект.
- на слайде опорный конспект с правильными ответами
Слайд №22

Подведение итогов за урок

Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

Учитель:

  1. Что произвело на вас наибольшее впечатление?

  1. Есть ли что-либо, что удивило вас по ходу  урока?

Учитель:  Урок сегодня был удачный,
                 Не прошёл для вас он зря.
                 Вы все очень постарались.
                 Вам понравилось, друзья?

Вывешивается плакат с Солнцем .   слайд

Учитель: Ребята, появилось солнышко, но у него нет лучиков давайте передадим ему наше настроение и добавим лучики  –наше настроение.

Желтый стикер- понравился урок.

Красный – не понравился.

Учитель: Солнышко желает вам отличного настроения и успехов на весь день!

Домашнее задание
Рисунок, презентацию  « Мечта о море»  - по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Волны в океане"

Презентация может быть использована при объяснении темы урока географии в 6 классе "Волны в океане". При работе с презентацией можно применить музыкальное оформление "Шум прибоя", "Шум волны" . Это пр...

Сценарий урока географии в 6 классе "Волны в океане"

Подробный сценарий урока географии в 6 классе "Волны в океане".Тип урока : урок формирования новых знаний.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Педагогические технологии: проблемн...

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"...

ВОЛНЫ В ОКЕАНЕ

Сформировать у учащихся представление о видах движения воды в океане; показать причины образования волн; познакомить с понятиями......

Урок по теме "Волны в океане" 6 класс

Урок по теме" Волны в океане" 6 класс.Цель: сформировать представление у учащихся об основных видах волн и причинах их возникновения.Задачи:Познавательные: сформировать знания об основных видах волн, ...

Конспект урока по географии "Волны в океане"

Конспект урока по теме: Волны в океане. Стихийные бедствия.    с применением информационных и здоровьесберегающих технологий...

Разработка урока для обучающихся 6 класса, по географии на тему: Волны в океане.

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и приложение. ...