Урок "Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего населенного пункта с применением ресурсов сети Интернет"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Урок – практикум « Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего   населённого пункта с применением ресурсов сети Интернет» проводится в 1 четверти в региональном курсе «География Оренбургской области» в разделе «Климат», 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_8_kl_po_orenburgskoy_oblasti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Модель урока

 

Тема: Обработка  метеоэлементов Оренбургской области  и своего населенного пункта с применением ресурсов сети Интернет.

Аннотация урока

Тип урока: урок – практикум.

Форма организации урока: парная.

Технологии: информационно – коммуникативная, Интернет – технология,                

 проблемное обучение.

Методы: практический, частично – поисковый, словесный, наглядный.

Средства: информационно – компьютерные + Интернет.

Цель: в  ходе практической работы собрать и обработать статистические данные

метеоэлементов Оренбургской области и своего населенного пункта.

Задачи: 

1. Обработка статистической информации с последующим обобщением результатов в разных формах.

2. Отработка умений и навыков по использованию EXCEL для обработки статистических материалов.

3. Развитие умений использовать знания в нестандартной ситуации.

4. Повышение своей информационной грамотности.

5. Развитие логического мышления, памяти, прогнозирования.

6. Воспитание интереса к родному краю.

7.Осознание учениками ценностей совместного труда.

 Учащиеся с помощью ресурсов Интернет находят данные средних температур

воздуха каждого месяца за год, заносят в таблицу Excel. На основе этих данных,

используя статистическую функцию среднее значение определяют амплитуду и

степень континентальности климата. Затем учащиеся строят совмещенный график «Годовой ход температур воздуха» для отдельных пунктов области.

Используя Интернет ( в том числе и снимки со спутника), составляют прогноз погоды своей местности на ближайшие дни. Учащиеся приходят к умозаключению о влиянии климатических факторов и процессов на климат области.

Методические рекомендации

Урок – практикум « Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего   населённого пункта с применением ресурсов сети Интернет» проводится в 1 четверти в региональном курсе «География Оренбургской области» в разделе

«Климат», 8 классе. Данной теме отводится 1 урок, для работы с компьютером

 20 -25 минут.

Работа организуется в парах, все учащиеся выполняют одинаковые по объёму и сложности задания.

Оцениваются умения учащихся строить графики, работать с таблицей, делать выводы. Оценки выставляются всем учащимся после проверки «Журнала учета».

На уроке рекомендуется использовать учебно – методический  комплект «География Оренбургской области» под редакцией Р.Ш. Ахметова, А.А.Чибилева.

Данный урок можно провести в курсе «География России. Природа», 8 класс, в

теме «Климат».

                                       Урок

Тема: Обработка метеоэлементов Оренбургской области и своего   населённого пункта с применением ресурсов сети Интернет.

Цель урока:  Обработка статистической информации с последующим обобщением результатов в разных формах,

- отработка умений и навыков по использованию EXCEL для обработки статистических материалов;

- развитие умений использовать знания в нестандартной ситуации.

- Повышение своей информационной грамотности;

- развитие логического мышления, памяти, прогнозирования.

- Воспитание интереса к родному краю;

-осознание учениками ценностей совместного труда.

Тип урока: практикум.

Форма проведения: парная работа.

Оборудование: персональные компьютеры, алгоритм выполнения практической работы, « Журнал учета».

                 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Мотивация урока:      « Скажи мне, и я забуду,

                                           Покажи мне, и я запомню,

                                           Дай мне действовать самому,

                                           И я научусь»  

                                                                 Древнекитайская мудрость.

Проблема:  Можно ли считать тип климата определенной территории как результат взаимодействия климатических процессов и факторов.

 Актуализация знаний:

  1. Какие климатообразующие факторы вам известны?
  2. Назовите климатообразующие процессы.

Блок 1.

Познавательная задача:  Определите степень континентальности климата

для отдельных пунктов Оренбургской области ( г.Бугуруслан, г. Оренбург, р.ц. Адамовка).

Чтобы выполнить эту задачу мы воспользуемся ресурсами Интернет и алгоритмом выполнения практической работы.

Алгоритм выполнения практической работы  (на столах у каждой пары).

  1. Аннотация сайта:

Адрес в Интернете ( http:// meteo.infospace.ru ).

Сайт создан при поддержке Гидрометцентра России сервер «Погода СНГ» включает помимо цифровой и документальной  информации, данные космического мониторинга, множество цветных фотографий состояния атмосферы над различными регионами СНГ, передаваемых прямо в Интернет со спутников NOAA. Данные обновляются каждые 1-2 часа. Вы имеете возможность выбора своего  региона.

  1. Введите в строке поиска «Погода в Оренбургской области».
  2. Через список  Переход в другой отдел  выбрать средние климатические данные.
  3. Далее в поле Регион России выбрать  Оренбургскую область.
  4. Используя гиперссылку получить информацию о среднемесячных температурах в г. Бугуруслане и г. Оренбурге и занести в «Журнал учёта».
  5. Открыть прикладную программу «Табличный процессор» Microsoft Excel и данные из «Журнала учёта» внести в электронную таблицу.
  6. Используя статистическую функцию среднее значение вычислите среднегодовую температуру для пунктов.
  7. Используя формулу рассчитайте амплитуду для каждого населённого пункта (A = max t – min t).
  8. Используя упрощенную формулу Цинкера, рассчитайте степень континентальности  климата,

       

К =А : Ф x 100,      где  А – годовая амплитуда средних температур;

                                        Ф – широта места.

    10.Оценку континентальности климата произведите по таблице

 

       Оценка климата по континентальности (по А.А. Борисову).

                               

До 30 %

   океанический климат

31 – 40 %

   переходный от океанического к континентальному

41 – 50 %

   умеренно - континентальный

51 -60 %

   континентальный

61 – 80 %

   резко - континентальный

81 и более

   самый континентальный

11. Используя мастер диаграмм построить совмещенный график среднемесячных температур для пунктов из «Журнала учета» (тип диаграммы  График). Сделать выводы.

Блок 2.

Познавательная задача: составьте прогноз погоды на ближайшие дни                   п. Тюльган,  используя Интернет.

1.В прогнозе отразите следующие элементы погоды:

а) дневные температуры воздуха;

б) атмосферное давление;

в) направление ветра;

г) облачность и осадки (используйте и снимки со спутника).

2.Представьте свой прогноз погоды. Результаты занесите в «Журнал учета».

Вывод по уроку: В Оренбургской области резко – континентальный тип климата умеренного пояса. Это результат внутриконтинентального положения области, географической широты,  циркуляции воздушных масс и особенности рельефа).

Итог урока, оценивание учащихся.

                                Журнал учета

Фамилия, имя.            1.

                                 2.

Пункты

       Среднемесячные температуры воздуха

Средняя

годовая t

Амплитуда

Степень конти нентальности

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

 Бугурус-

лан

Орен-     бург

Адамов- ка


-18


-16


-10


0


10


19


20,4


17


10


-1


-6


-15

2. Прогноз погоды в п. Тюльган  на ближайшее время.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТМинистерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационны...

Проект на тему « Новый вид источников учебной информации по истории –образовательные ресурсы сети Интернет»

Цели и задачи исследования. Понимая  всю сложность и многогранность работы по использованию образовательных Интернет ресурсов по истории , я попыталась при помощи  изучения разнообразных ре...

Проект: Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта

Данный проет был разработан мною в рамках изучения регионального компонента "Геоэкология" 8 класс....

Использование ресурсов сети Интернет в качестве основного компонента применения ИКТ на уроке ИЯ.

     В современном образовательном процессе для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) только учебника и...

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...

"Сложение и вычитание десятичных дробей". Урок математики в 5 классе с применением интерактивных заданий, задействуя ресурсы сети Интернет.

Урок математики в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей". Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. Разработан в соответствии с ФГОС ООО. В ходе урока прид...