Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Фомина Марина Владимировна

Данная программа содержит план изучения учебного материала по начальному курсу географии и предназначена для обучающихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_6_kl.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам.директора МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

___________/Нурмухамбетова К.К./

Утверждаю

Директор МБОУ «ООШ с. Степное»

Энгельсского муниципального района

__________/Корниенко В.Н./

Приказ №           от


   

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «география»

для обучающихся 6 класса

МБОУ «ООШ. С. Степное»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

На 2012/2013 учебный год

Составитель:

Фомина Марина Владимировна

учитель географии

второй квалификационной категории

Пояснительная записка.

Рабочая  учебная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г, Федерального базисного учебного плана (БУП 2004г),  с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ, с учетом  Закона «Об образовании» и документа «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании».

Рабочая учебная программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа содержит план изучения учебного материала по начальному курсу географии и предназначена для обучающихся 6 класса. При составлении рабочей учебной программы учитывались психофизиологические особенности обучающихся данного класса, поэтому содержание программы ориентированно на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности.

Рабочая учебная программа предназначена для обучения в МБОУ «ООШ с. Степное» Энгельсского района Саратовской области.

Целью изучения данного курса географии является формирование основ географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей  и противоречий развития географической оболочки.

Спецификой  начального курса  географии является то, что данный  курс, способствует формированию первоначальных знаний из разных областей наук о земле – картографии, геологии, географии, почвоведения и др. эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Резервное время, при этом, составляет 1 час.

Рабочая учебная программа  составлена с элементами развивающейся системы образования. На данной ступени изучения предмета будет использовано проблемное обучение, целью которого является  не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.

На уроках географии в 6 классе будут  использованы различные образовательные технологии:

Технология полного усвоения знаний, целью которой является построение учебного процесса направленного на подведение всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.

Основной закон усвоения: воспринять-осмыслить-запомнить-применить-проверить результат.

Дифференцированный подход к обучению, целью которого является обучение в одном классе детей с разными способностями.

Данная технология обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.

Технология исследовательской деятельности. Данная технология направлена на   развитие у школьников умений и навыков самостоятельного научного поиска.

Изучение  начального курса географии будет строиться с использованием различных форм уроков, а именно:

-уроки практикумы;

- экскурсии;

- презентации;

- игра;

- уроки контроля;

- лекции.  

В соответствии с  Федеральным базисным учебным планом (БУП 2004г)  и примерной программы основного общего образования по географии, коррекция  учебной рабочей программы по географии в 6 классе  не предполагается.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

Знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

• разнообразие народов и их традиционные особенности;

• воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека;

уметь

• называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

• выделять и  описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

• находить в разных источниках географическую информацию;

• приводить примеры, используя основные источники географической информации;

• определять на плане и карте расстояния, направления, высоту точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты (по темам разделов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

• чтения планов местности и географических карт;

• проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

• проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

Как уже было отмечено, целью курса является формирование основ географических знаний, умений , опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Особое место занимают требования, связанные с применением приобретенных знаний: находить, описывать, объяснять.

Содержание данной рабочей учебной программы способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся. А именно: познавательной, коммуникативной и информационной.

Учебно- тематический план


п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1.

Введение.

2

2

Виды изображений поверхности Земли.

7

1 урок

1

3

Строение Земли. Земные оболочки

21

4 урока

1

4

Земля – планета людей

4

1 урок

1 проект

1

Всего:                                    34               6                          1                                         3

Содержание программы
6 класс

(34 ч; 1 ч в неделю)

Введение -2 часа

      Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки.

 Современные научные исследования космического пространства. Солнце источник жизни. Земля одна из 9 планет Солнечной системы.

Виды изображений поверхности Земли -7часов 

    Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности.
      Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.
      Свойства географической карты. Масштаб. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте.

Практикумы.  Анализ источников географической информации.
 Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.  Топографический диктант.  Определение по карте и географических координат, расстояний и направлений. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков. Составление плана школы.

Строение Земли. Земные оболочки-21 час

      Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.
      Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.
      Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.
      Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России.      Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы.

      Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 4. Описание по карте равнин и гор по плану.

      Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.. Охрана гидросферы.
      Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
      Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
      Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
      Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
      Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
      
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

      Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы.
      Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
      Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
      Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды.
      Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
      Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
      
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей

          Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
      Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере
       Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда.. Единство человека и природы.      Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Стихийные бедствия на Земле.
      
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.

.

Земля – планета людей.   (4 ч)

      Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.
      
Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Календарно-тематический план


урока

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

По плану

По факту

ВВЕДЕНИЕ

2

1

География как наука. Путешествия и географические открытия.

1

2

Земля-планета Солнечной системы.

1

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

7

3

План местности. Условные знаки. Масштаб

1

4

Ориентирование на местности. Компас. Азимут.

1

5

Географическая карта. Градусная сетка. Параллели и меридианы.

1

6

Географические координаты – широта и долгота

1

7

Практическая работа. Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте.

1

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

21

8

Земля и ее строение. Горные породы и минералы.

1

9

Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры

1

10

Рельеф суши. Горы.

1

11

Равнины суши.

Рельеф дна Мирового океана

1

12

Практическая работа

Обозначение  на контурной карте названий гор, равнин, вулканов

1

13

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте морей, рек, озер, проливов, заливов, островов и полуостровов

1

14

Свойство океанической воды. Волны. Океанические течения

1

15

Подземные воды. Реки.

1

16

Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.

1

17

Практическая работа

Определение по карте географического положения и глубины морей, рек и озер

1

18

Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха.

1

19

Атмосферное давление. Ветер.

1

20

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

1

21

Погода

1

22

Климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.

1

23

Распределение солнечного света и тепла на Земле

1

24

Практическая работа

Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов:

Составление графика температуры, «розы ветров»; описание погоды по плану.

1

25

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны.

1



26



Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные



1

27

Природный комплекс.

1

28

Обобщение по изученным темам.

1

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

4

29

Человечество – единый биологический вид.

Повторение темы: «План местности. Условные знаки. Масштаб».

1

30

Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.

 Повторение темы: «Географические координаты – широта и долгота».

1

31

Практическая работа

Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, столиц и их географических координат

1

32

Экскурсия по изучению природного комплекса своей местности.

Повторение темы: «Земля и ее строение».

33

Практическая работа

Составление описания природного комплекса на местности.

1

34

Зачет по изученным темам за год.

1

Информационно – методическое обеспечение:

УМК:

1.Учебник. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. М. Дрофа, 2009.

2. А.В. Шатных. География. Рабочая тетрадь для учащихся. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010.

3. Атлас. География 6 класс.

           

Литература для учителя:

1. В.И.Сиротин. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии – М.: Дрофа, 2009.

2.Мультимедийная программа: География 6-10 класс

2. Мультимедийная обучающая программа: Начальный курс географии. 6 класс.

1Литература для обучающихся:

Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998

Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000

Адреса сайтов:

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2.  http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...